Парадигмальность современного социологического знания. Общая характеристика социологических парадигм.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.О понятии парадигмы 3
2.Парадигмы современной социологии 3
Заключение 3
Список литературы 3
Социальный порядок достигается через достижение консенсуса. Другой значимый путь преодоления и нивелирования конфликтов – это повышение адаптивной способности общества в целом. Немаловажное значение имеет также и реализация внутренней интегрирующей функции социальной системы в общественных отношениях. Дарендорфом были написаны многие работы, посвященные проблеме конфликта, в частности, «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода», «Жизненные шансы», «Современный социальный конфликт».Обосновывая конфликт как базис жизни общества, Дарендорф обращается к работам К. Маркса и М. Вебера, поскольку его цель заключается в том, чтобы выявить соответствие между двумя классиками. Далее им состоялось введение положения относительно того, что невозможно использовать чисто марксистскую интерпретацию в особых условиях общества послевоенного периода. Это позволяет Дарендорфу рассмотреть классовый конфликт в качестве частного случая группового. Также следует сказать об определении класса не относительно производства и собственности, а относительно распределения и господства [1].Р. Дарендорф указывает, что его теория не представляет собой попытку опровергнуть теорию Т. Парсонса, он полагает, что у каждой теории есть различная совокупность проблем. Дарендорфом разделялось допущение Парсонса относительно того, что непосредственный опыт не адекватен, что нужна теория для его организации. Он полагает, что не может существовать одна систематическая теория, приложимая ко всей реальности. Разным теориям свойственно осуществлять организацию мира разными способами согласно типам проблем, которые предполагается разрешить. В качестве такого способа выступает конфликтная модель, которая обращается к проблемам дисфункции и насилия в противовес таким аспектам, как функция, согласие. Как полагает Дарендорф, картина социального мира является своего рода полем битвы. Здесь присутствуют различные группы, борющиеся друг с другом, они возникают, исчезают, создают и разрушают альянсы. Анализ биологической и социальной систем, да и идея системы как таковой, превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развитием веберовских понятий «господствующей» (authority) или «властной» (power) систем, которые Р. Дарендорф считает синонимами. Осуществляя рассмотрение власти и господства, он выражает согласие с Парсонсом в том, что они необходимы в обществе, однако не разделяется концепция относительно «функционально необходимых условий». Дарендорф признает, что функция власти состоит в том, чтобы поддерживать целостность, сохранить согласованность ценностей и норм. Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, который участвует в рождении конфликтных интересов и ролевых ожиданий [5].Наделенный властью, влиянием, заинтересован в том, чтобы сохранить statusquo; если ресурсов нет, то человек заинтересован в том, чтобы ресурсы перераспределить, изменить существующее положение. Данные интересы наделены объективным характером, вытекающим из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными пререквизитами» Т. Парсонса, которые направлены на то, чтобы поддерживать организацию как таковую. Наличие «объективных интересов» способствует структурированию мира на потенциальные конфликтные группы, которые Дарендорф определяет как квазигруппы. Наконец, выделим коммуникативную парадигму. Теория социального действия Ю. Хабермасом была дополнена теорией коммуникативного действия, в результате чего философом было предложено понимание социальных систем как систем коммуникативного действия, в основе которых лежит автономия социализированного индивида, причем, под этим индивидом можно подразумевать как отдельную персону, так и целое сообщество, которое принимает участие в диалоге. В совместном действии выражение идеи автономии осуществляется через принцип равноправия между субъектами коммуникации. Ю. Хабермас вступает в полемику с Ж.-Ф. Лиотаром и Ж. Деррида, доказывая, что голос общественности является важнейшей частью проекта вследствие его ориентации на моральное действие. Что касается самого этически обоснованного действия, то в концепции Ю. Хабермаса оно представляет собой как перспективу мира, так и так называемую «неформальную логику», свойственную каждому практическому действию. Хабермас отказывается от понятия «исторический процесс», которое было введено Гегелем, а вводит взамен собственное понятие коммуникативного разума, носящего многоаспектный характер. Коммуникативный разум в концепции Хабермаса представляет собой интерсубъективно организованную модель идеального сообщества, состоящего из свободных индивидов, когда единство разума находит свое проявление во множестве его голосов. «Хабермас выработал новое понимание разума – коммуникативный разум, укорененный в структурах языка» [4]. ЗаключениеИтак, в современной социологии сложились различные парадигмы, которые мы рассмотрели в данной работе.В первую очередь, мы выделили структурный функционализм. Благодаря данной парадигме становятся возможными системные исследования в социологии.Далее мы уделили внимание феноменологической парадигме. А. Шюц вводит понятие двух редукций, первая является типично феноменологической, она заключается в необходимости исследования жизненного мира и пространства повседневности на базе направленности сознания на определенный конкретный предмет. Что касается второй редукции, то она предполагает анализ не субъекта, познающего жизненный мир, а его «чистого сознания». Как считал Шюц, феноменолог должен заниматься изучением субъектов, познающих мир, значений, приписываемых субъектом объектам повседневности.Современную социологию сложно себе представить без коммуникативной парадигмы. В социологии Ю. Хабермаса мы наблюдаем синтез современных философских теорий, основа которых Хабермасом сформулирована в форме идеи или теории коммуникативного разума или коммуникативного действия. Коммуникативный разум философом интерпретируется как практика интеграции социального жизненного мира, в качестве структурных элементов которого в системе целого выступают культура, гражданское общество и личность. Социология также не может существовать без конфликтологической парадигмы. В 50 — е годы XX века новую теорию власти предложил американский ученый - социолог Р. Дарендорф. Основная его идея заключалась в том, что различные позиции в обществе обладают разным объемом властных полномочий. Список литературыДобринская Д.Е. Социальное неравенство и теории классов: концепции Томаса Х. Маршалла, Ральфа Дарендорфа, Эрика О. Райта : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Добринская Дарья Егоровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/210Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 494-526.Пархоменко Р.Н. Дискурсивная концепция свободы Хабермаса.//Философские исследования. № 4, 2013.//http://e-notabene.ru/fr/article_170.html Семенов В.А. Теоретические и методологические проблемы становления конфликтологической парадигмы социологического познания : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 СПб., 2006. - 524 с. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. – Мурманск, 2010.
Список литературы
1. Добринская Д.Е. Социальное неравенство и теории классов: концепции Томаса Х. Маршалла, Ральфа Дарендорфа, Эрика О. Райта : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Добринская Дарья Егоровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/210
2. Кун Т. Структура научных революций//https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-vozniknovenie-nauchnyh-teoriy
3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 494-526.
4. Пархоменко Р.Н. Дискурсивная концепция свободы Хабермаса.//Философские исследования. № 4, 2013.//http://e-notabene.ru/fr/article_170.html
5. Семенов В.А. Теоретические и методологические проблемы становления конфликтологической парадигмы социологического познания : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 СПб., 2006. - 524 с.
6. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. – Мурманск, 2010.
Вопрос-ответ:
Как понять парадигмальность современного социологического знания?
Парадигмальность современного социологического знания означает, что в социологии существуют различные теоретические и методологические подходы, которые формируют основу для исследования социальной реальности. Парадигмы могут отличаться в своих предпосылках, методах и подходах к изучаемым явлениям, но все они стремятся к объяснению и пониманию социальной действительности.
Какие существуют парадигмы в современной социологии?
Современная социология представлена несколькими парадигмами, включая структурно-функционалистскую, конфликтную, символическую интеракционистскую, феноменологическую и многие другие. Каждая парадигма предлагает свой собственный взгляд на социальную реальность и предлагает свои инструменты и методы исследования.
Какова роль социального порядка в обществе?
Социальный порядок играет важную роль в обществе, поскольку он способствует установлению стабильности и согласия. Социальный порядок достигается через достижение консенсуса, то есть общего мнения и согласия между людьми. Он помогает поддерживать правила, нормы и ценности общества, а также обеспечивает устойчивость и функционирование социальных институтов.
Какие способы преодоления конфликтов существуют в обществе?
В обществе существует несколько способов преодоления и нивелирования конфликтов. Один из них - повышение адаптивной способности общества в целом. Это означает, что общество должно быть способно адаптироваться к изменениям и реагировать на них. Кроме того, важную роль играет разрешение конфликтов через диалог и переговоры, а также создание институтов и механизмов, способствующих урегулированию конфликтов.
Какую функцию выполняет интеграция социальных систем в обществе?
Интеграция социальных систем в обществе выполняет важную функцию объединения и координации действий его членов. Она способствует поддержанию и укреплению общественных отношений и обеспечивает согласованность и сотрудничество между людьми. Реализация внутренней интегрирующей функции социальной системы помогает поддерживать социальную структуру и обеспечивать ее устойчивость.
Какие основные характеристики социологических парадигм можно выделить?
Основные характеристики социологических парадигм включают в себя различные подходы к пониманию социальной реальности, цели и задачи исследования, методологические принципы, область применения и теоретические предпосылки. Каждая парадигма имеет свои уникальные особенности и подходы к изучению социальных явлений.
Какое значение в современной социологии имеет достижение консенсуса?
В современной социологии достижение консенсуса играет важную роль в поддержании социального порядка. Консенсус подразумевает достижение согласия и единства в обществе по поводу основных ценностей, норм и правил. Это позволяет предотвратить конфликты и обеспечить стабильность в обществе.
Как может быть повышена адаптивная способность общества?
Адаптивная способность общества может быть повышена через развитие и применение новых технологий, реформу социальных институтов, создание гибких систем образования и профессиональной подготовки, а также развитие социальных программ и политик, направленных на поддержку и развитие человеческого потенциала и талантов.
Какая функция в обществе выполняет реализация внутренней интегрирующей функции социальной системы?
Реализация внутренней интегрирующей функции социальной системы в обществе обеспечивает поддержание единства и согласованности между различными частями общества. Она направлена на создание и поддержку социальных связей, норм, ценностей, институтов, которые способствуют стабильности и согласованности действий в обществе.
Какие парадигмы применяются в современной социологии?
В современной социологии применяются различные парадигмы, такие как функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, структурный функционализм, феноменология и другие. Каждая парадигма имеет свои особенности и подходы к изучению социальных явлений.