Высшее образование в СССР в годы оттепели

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 24 24 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.04.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Высшее образование в СССР в годы оттепели 5
1. Высшее образование в 50-х годах прошлого века: цифры и факты 5
2. Предпосылки перестройки высшего образования 7
3. Проблемы высшего образования в 50-х годах прошлого века 9
4. Изменения, произошедшие в высшей школе в годы «оттепели» 11
5. Отношение ученых и студентов к переменам, произошедшим в результате реформы высшего образования 17
6. Итоги реформы высшего образования, начатой во время «оттепели» 19
Заключение 21
Список источников и литературы: 23
Фрагмент для ознакомления

Он отметил, что они имеют право на существование, но не ценой урезания значимости других форм образования.Ереванскийуниверситет также высказал свою критику, сомневаясь в необходимости перестройки системы получения высшего образования, в целом. Ректор университета считал, что проблему трудового воспитания стоит решать нена уровне высшей ступени образования, а гораздо раньше, еще при получении среднего общего образования. Таким образом, мы видим, что отношение студентов и ученых к изменениям, произошедшим в системе высшего образования, было достаточно неоднозначным. Итоги реформы высшего образования, начатой во время «оттепели»Начатая Н.С. Хрущевым реформа в сфере образования не оправдала возложенные правительством на нее ожидания, преследуемые результаты не были достигнуты, что обусловило постепенное еезавершение. Новымпостановлением«О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» ЦККПСС и Совмин СССР признали, что применяемые меры по увеличению производственной практики, возымели глобальное воспитательное значение, но в большей степени привели к уменьшению качества теоретической подготовки студентов. В связи с данными выводами, былаустановлена новая стратегия повышения уровня высшего образования. Так, устанавливались кратковременные сроки практики во время обучения, и устанавливалась длительная преддипломная практика. Другими словами, это был своего рода откат к старой системе образования. Практически оказалось, что студенты, поступающие в университеты с рабочим стажем усваивали программу слабее, чем выпускники общеобразовательных школ, в подтверждение этому была опубликованы статистические данные об успеваемости обоих групп студентов. Подобные результаты сравнения получись при изучении эффективности введения вечерней и заочной форм обучения в сравнении с дневной. Показатели отсева студентов, смены направления обучения и студентов- второгодников выросли, в среднем, в 2 раза.Таким образом, после проведения реформы 1958 года, было проведено сравнение успеваемости студентов. Выявили,что у студентов дневной формы обучения свободного времени больше в 4 раза, что помогает им более тщательно готовиться к занятиям, присутствует время для отдыха, что обуславливает более высокий уровень запоминаемости материала. В то время как у студентов, обучающихся «без отрыва от производства» эти показатели значительно ниже, также большая нагрузка на когнитивный и физический компоненты развития негативно сказываются на их здоровье. Выводы исследования доказывают, что студенты дневной формы обучения имеют гораздо более высокие показатели по карьерной лестнице. Проблема распределения и закрепления выпускников высших и средних учебных заведений на производстве оставалась нерешенной вплоть до начала 1960 года. Несмотря на все государственные решения, принимавшиеся с 1954 года, коренного улучшения ситуации так и не произошло. Более половины выпускников вузов и техникумом продолжали уклоняться от работы по распределению. Государство, бесплатно дававшее людям высшее и среднее специальное образование взамен не получало нужной ему экономической отдачи, а это уже шло в противовес с его задачами. Размещение вузов по экономическим районам также не устраивало руководителей государства, так как часто отсутствовало соответствие уровню развития отраслей народного хозяйства, а также культуры. Правительство считало, что количество специалистов, способных к обслуживанию новой техники, к работе в области приборостроения, электроники, химии недостаточно, не хватает стране экономистов и школьных учителей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что идея совмещения работы на производстве с учебой в вузе, не оправдала возложенных на нее ожиданий. Реформированная во время «хрущевской оттепели» система образования показала себя менее эффективной, чем ранее используемая система обучения высококвалифицированных специалистов. ЗаключениеТаким образом, в данной работе мы в соответствии с проставленной целью исследовали проблемы, процессы и изменения, происходившие в системе высшего образования СССР в годы оттепели. В ходе работы нами были решены следующие задачи:- мы показали обстановку, сложившуюся в высшем образовании в 50-х годах прошлого века в цифрах и фактах;- выяснили предпосылки перестройки высшего образования; - охарактеризовали проблемы высшего образования в 50-х годах прошлого века;- рассмотрели изменения, произошедшие в высшей школе в годы «оттепели»;- отобразили в работе взгляды ученых и студентов на перемены, произошедшие в результате реформы высшего образования;-подвели итоги реформы высшего образования, начатой во время «оттепели».Если взглянуть объективно, то мероприятия по совместному развитию образования и народного хозяйства, в целях повышения уровня подготовки специалистов, в некоторой степени, оправдал возложенные ожидания. Несмотря на печальные итоги реформы высшего образования, тем не менее, оно в период «хрущевской оттепели» совершило еще один шаг вперед, изложение преподаваемого материала стало менее догматичным, у преподавательского состава появилась возможность в более свободном выборе системы изложения материала, что обусловило повышения уровня качество преподавания. Так, невозможно не отметить, что реформирование, которому подверглась система образования с 1954-1964 года, дало очень противоречивые результаты, как и сама эпоха «хрущевской оттепели». Пока увеличивались результаты впроизводственной, трудовой, составляющих обучения, реформаторы порой губили другую составляющую — научную. Достичь «золотой середины», необходимой в каждом деле, так ине удавалось. Реформа системы образования, можно сказать, осталась незавершенными, как и многие другие нововведения того времени. Основной урок, который можно извлечь из реформ, да и всей обстановки, сложившейся в сфере высшего образования в период «оттепели» заключается в том, что все новведения должны быть продиктованы не только практической значимостью, но и иметь под собой хорошо продуманный, научно и исследовательски подтвержденный план развития, учитывающий всех возможные негативныепоследствия и издержки. Список источников илитературы:«Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитиисистемы народного образования в СССР». – [Электронный ресурс]. ULR: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Ивашевский С.Л.Идеалы и право в системе образования советской России. – [Электронный ресурс]. ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-i-pravo-v-sisteme-obrazovaniya-sovetskoy-rossii. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.). – [Электронный ресурс]. ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ukreplenii-svyazi-vysshey-shkoly-s-zhiznyu-reforma-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sssr-v-1958-g. (Дата обращения: 05.03.2022 г.) Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.8, 1946-1955 г.г. - М.: Изд-во политической литературы, 1985.- [Электронный ресурс]. ULR: http://militera.lib.ru/docs/0/pdf/sb_kpss-v-rezolutsiyah-1-8.pdf. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988), т. 9: 1956-1960. / КПСС ; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС ; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М.: Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. - 1986. – [Электронный ресурс]. ULR: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8615-t-9-1956-1960-1986. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. - М.: Изд-во политической литературы, 1963. – [Электронный ресурс]. ULR: https://www.academia.edu/30607243/КПСС_о_культуре_просвещении_и_науке_Сборник_документов_М_1963. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Кумель Л.Образование в эпоху Хрущева: «оттепель» в педагогике?/Неприкосновенный запас. - 2003. - №2). – [Электронный ресурс]. ULR: https://magazines.gorky.media/nz/2003/2/obrazovanie-v-epohu-hrushheva-ottepel-v-pedagogike.html. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Президиум ЦК КПСС. 1954—1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2: Постановления. 1954—1958/Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическаяэнциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 1120 с.Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т., т. 3, Постановления, 1959–1964/ Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическаяэнциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – [Электронный ресурс]. ULR: http://sovdoc.rusarchives.ru/elib/prezidium-ck-kpss-1954-1964-volume-2/files/assets/basic-html/index.html#1. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.)/Вопросы истории, - 2004.- №9. – [Электронный ресурс]. ULR: https://rabkrin.org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-period-ottepeli-1953-1964-gg-statya/. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)Силина Л. В. Настроения советского студенчества: 1945-1964 гг / Л.В. Силина. - М.: Рус.мир, 2004. - 233 с.

1. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии
системы народного образования в СССР». – [Электронный ресурс]. ULR: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
2. Ивашевский С.Л. Идеалы и право в системе образования советской России. – [Электронный ресурс]. ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-i-pravo-v-sisteme-obrazovaniya-sovetskoy-rossii. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
3. Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.). – [Электронный ресурс]. ULR: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ukreplenii-svyazi-vysshey-shkoly-s-zhiznyu-reforma-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sssr-v-1958-g. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.8, 1946-1955 г.г. - М.: Изд-во политической литературы, 1985.- [Электронный ресурс]. ULR: http://militera.lib.ru/docs/0/pdf/sb_kpss-v-rezolutsiyah-1-8.pdf. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988), т. 9: 1956-1960. / КПСС ; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС ; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М.: Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. - 1986. – [Электронный ресурс]. ULR: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8615-t-9-1956-1960-1986. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
6. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. - М.: Изд-во политической литературы, 1963. – [Электронный ресурс]. ULR: https://www.academia.edu/30607243/КПСС_о_культуре_просвещении_и_науке_Сборник_документов_М_1963. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
7. Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева: «оттепель» в педагогике?/ Неприкосновенный запас. - 2003. - №2). – [Электронный ресурс]. ULR: https://magazines.gorky.media/nz/2003/2/obrazovanie-v-epohu-hrushheva-ottepel-v-pedagogike.html. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
8. Президиум ЦК КПСС. 1954—1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2: Постановления. 1954—1958 /Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 1120 с.
9. Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т., т. 3, Постановления, 1959–1964/ Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – [Электронный ресурс]. ULR: http://sovdoc.rusarchives.ru/elib/prezidium-ck-kpss-1954-1964-volume-2/files/assets/basic-html/index.html#1. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
10. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.)/Вопросы истории, - 2004.- №9. – [Электронный ресурс]. ULR: https://rabkrin.org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-period-ottepeli-1953-1964-gg-statya/. (Дата обращения: 05.03.2022 г.)
11. Силина Л. В. Настроения советского студенчества: 1945-1964 гг / Л.В. Силина. - М.: Рус. мир, 2004. - 233 с.

Вопрос-ответ:

Какие изменения произошли в высшей школе в годы оттепели?

В годы оттепели в высшей школе произошли значительные изменения. Были сняты ограничения на количество студентов, введено самостоятельное право учреждений высшего образования набирать студентов и разрабатывать учебные планы. Также была введена возможность расширения учебных программ и включения дополнительных специальностей. Кроме того, студенты получили большую свободу в выборе дисциплин для изучения и более активное участие в управлении учебным процессом.

Какие проблемы существовали в высшем образовании в 50-х годах прошлого века?

В 50-х годах прошлого века существовали различные проблемы в высшем образовании. Одной из основных проблем было ограничение по количеству студентов, что приводило к конкуренции за места в университетах. Также были проблемы с учебными программами, которые не всегда соответствовали современным требованиям и потребностям. Кроме того, недостаточно развита была научно-исследовательская работа студентов, что ограничивало их возможности для профессионального роста.

Какие изменения произошли в высшем образовании в годы оттепели?

В годы оттепели произошло несколько изменений в высшем образовании. Были сняты ограничения на количество студентов, что означало, что все желающие могли получить высшее образование. Также введено самостоятельное право учреждений высшего образования набирать студентов и разрабатывать учебные планы. Учебные программы стали более гибкими, возникла возможность расширения учебных программ и включения новых специальностей. Была также расширена свобода студентов в выборе учебных дисциплин и в управлении учебным процессом.

Какие проблемы существовали в высшем образовании в СССР в 50-х годах прошлого века?

В 50-х годах в высшем образовании СССР существовали различные проблемы. Некоторыми из них были: ограниченный доступ к образованию для некоторых социальных групп, недостаток учебных пособий и литературы, недостаточное финансирование, недостаток квалифицированных преподавателей, узкоспециализированная программа обучения, отставание в сфере научных исследований и инноваций.

Какие изменения произошли в высшей школе в годы оттепели?

В годы оттепели произошли значительные изменения в высшей школе СССР. Был расширен доступ к высшему образованию, увеличено финансирование, внедрены новые предметы и направления обучения, улучшены условия проживания и питания студентов, проведены реформы в системе аттестации и экзаменов. Это привело к увеличению числа студентов, повышению качества образования и научно-техническому прогрессу.

Какая была реакция ученых и студентов на перемены в высшем образовании, произошедшие в результате реформы?

Реакция ученых и студентов на перемены в высшем образовании во время реформы была разнообразной. Некоторые ученые и студенты приветствовали изменения как положительные и продвижение вперед, считая, что они улучшат качество образования и научные исследования. Другие, однако, выражали опасения по поводу потери качества и широты образования, а также возможные отрицательные последствия реформы.

Какие предпосылки были для перестройки высшего образования в СССР?

Для перестройки высшего образования в СССР было несколько предпосылок. Одной из них было стремление к повышению качества и доступности образования для всех слоев общества. Также было необходимо обновление программ и методик обучения, чтобы соответствовать современным технологиям и потребностям экономики. Кроме того, было важно восстановить репутацию советского высшего образования после периода стагнации и отставания.

Какой был уровень высшего образования в СССР в годы оттепели?

В годы оттепели, в конце 1950-х – начале 1960-х годов, уровень высшего образования в СССР был достаточно высоким. Расширялась сеть вузов, увеличивалось количество студентов и выпускников. За это время было создано множество новых специальностей и факультетов, открывались секции и лаборатории, развивалась научно-исследовательская работа. В целом, высшее образование получило большую поддержку государства и считалось престижным.

Что было основной причиной реформы высшего образования в годы оттепели?

Основной причиной реформы высшего образования в годы оттепели была необходимость улучшить качество и эффективность образования. В 1960-х годах начался период повышения научно-технического потенциала страны, поэтому требовалось обеспечить получение качественного образования и подготовку высококвалифицированных кадров. Целью реформы было улучшение системы высшего образования, повышение его роли в экономике и социальной сфере страны.