Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Понятие административных правонарушений, их принципы и задачи 4
1.1 Понятие административного правонарушения, общая характеристика и виды 4
1.2 Юридический состав административного правонарушения 7
1.3 Виды административных правонарушений 12
2. Возбуждение дела об административном правонарушении и его расследование 15
2.1 Участники производства по делам об административных правонарушениях 15
2.2 Протокол об административном правонарушении и его процессуальное значение 16
2.3 Органы, уполномоченные на рассмотрение дела об административном правонарушении и их компетенция 18
3. Принятие решения по делу об административном правонарушении 21
3.1. Содержание решения по делу об административном правонарушении 21
3.2. Обжалование решения по делу об административном правонарушении 23
3.3. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий 25
Заключение 27
Список источников и литературы 28
Приложение 30
Исходя из этого деления структуру административно-деликтного процесса можно условно разделить на две части: рассмотрение административного правонарушения по существу; вспомогательные процедуры. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Виновность заключается в том, что данное деяние является результатом свободной воли правонарушителя, его виновного поведения. Вина, по своей сути, заключается в психическом отношении преступника к совершенному деянию.Признание лица виновным предполагает установление факта совершения правонарушения умышленно или по неосторожности.Статья 2.2 КоАП РФ разъясняет эти формы вины. Согласно этой статье правонарушение признается умышленно совершенным в случаях, когда лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), а также предвидело вредные последствия и желало их наступления, допускало их сознательно или относилось к ним безразлично. Совершение правонарушения по неосторожности предполагает, что лицо, его совершившее, без достаточных оснований уверенно рассчитывало на предотвращение последствий или не предвидело возможности их наступления, хотя должно было их предвидеть.При отсутствии вины административная ответственность не подлежит применению, такая норма закреплена в ч. 1 ст. 1.5 КоАП. Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за совершение противоправного деяния установлено административное взыскание. За каждый вид правонарушения предусмотрен определенный вид санкции.Еще одним признаком административного правонарушения является общая опасность, обусловленная тем, что неправомерные действия в сфере административного права опасны для общества. Причиняется вред конституционно закрепленным и иным интересам (личности, общества, государства)Сопровождением производства по делу являются процедуры применения мер безопасности, таких как доставление, задержание, освидетельствование, временное запрещение деятельности и др.КоАП предусматривает такие процессуальные документы, как протокол и постановление об административном правонарушении. Они используются, в зависимости от ситуации, вместе или по отдельности следующим образом.Постановление является актом уполномоченного органа, в котором устанавливается мера ответственности нарушителя. Решение, как правило, принимается по окончании рассмотрения дела об административном правонарушении.В настоящее время камеры видеофиксации являются популярным средством применения постановлений о привлечении к административной ответственности.Такая камера фиксирует правонарушение, а затем автоматизированная система отправляет нарушителю готовое постановление по почте. Нарушитель может обжаловать такое решение в десятидневный срок, если считает, что в его действиях не было нарушений.. Иначе считается, он признает свою вину обязан оплатить выписанный ему штраф. Как в официальном документе в постановлении должны быть: дата и место фиксации нарушения; кем зафиксировано нарушение; статья КоАП, предусматривающая ответственность; данные о нарушителе; условия и процедура обжалования постановления. 3.2. Обжалование решения по делу об административном правонарушенииОбщеправовым принципом согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ является право обжалования решений и действий публично-правовых субъектов, в том числе в суд. Несмотря на то, что данное право не выделено в качестве принципа административно-юрисдикционной деятельности, оно закреплено в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Чтобы реализовать свое право на обжалование, уполномоченные лица должны учитывать структуру этапа обжалования окончательного решения. Важными элементами этой процедуры являются: субъекты, рассматривающие жалобы на административные правонарушения; содержание и порядок подачи жалобы; срок подачи жалобы; порядок рассмотрения жалобы.Отличительной чертой административного производства по обжалованию вступившего в законную силу решения является отсутствие закрепленных законом оснований для обжалования (по аналогии с гражданским или уголовным судопроизводством).Для обжалования постановления по делу об административном правонарушении заявитель должен: получить и изучить постановление по делу об административном правонарушении, установить наличие оснований для его обжалования; подать жалобу на решение; подать жалобу в юрисдикционный орган, уполномоченный на ее рассмотрение; представить материалы для обоснования своих доводов.При этом ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ устанавливает принцип приоритетности судебного рассмотрения жалобы, если она подана несколькими уполномоченными субъектами. Право выбора органа, который будет рассматривать жалобу, является проявлением диспозитивности в административном судопроизводстве.Еще одной особенностью административно-юрисдикционного судопроизводства является отсутствие формальных требований к самой жалобе, как это делается в гражданском и уголовном судопроизводстве.Однако представляется, что содержание жалобы должно включать: сведения о юрисдикционном органе, в который подается жалоба; сведения о лице, обжаловавшем решение, и его процессуальном статусе; сведения об административном деле и окончательное решение по нему; причины, по которым заявитель считает решение незаконным и необоснованным; доказательства (в том числе предоставленные дополнительно), подтверждающие тезисы соискателя.Подача жалобы в уполномоченный юрисдикционный орган. Для пересмотра решения по административному делу заявитель должен обратиться в юрисдикционный орган в установленный законом срок.По общему правилу срок обжалования постановления об административном правонарушении составляет 10 дней с момента получения заявителем копии заявления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Постановления об отдельных правонарушениях, ущемляющих права граждан, обжалуются в сокращенный 5-дневный срок со дня получения копии постановления (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ). Независимо от длительности срока на обжалование, в случае пропуска он может быть восстановлен юрисдикционным органом, если об этом в жалобе ходатайствовал заявитель. Жалоба может быть подана как юрисдикционному органу, принявшему обжалуемое решение, так и органу, уполномоченному на рассмотрение жалобы (ч. 1 и 3 ст. 30.2 КоАП РФ). Административное обжалование при этом не облагается госпошлиной.3.3. Исполнение постановлений о наложении административных взысканийИсполнение пополнения о размещении административного сбора может быть использовано в случаях:принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность;смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;отмены постановления;ликвидации юридического лица, в отношение которого вынесено постановление;обращения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых вынесено постановление о депортации, с ходатайством о признании беженцем или предоставления ему убежища.Окончание исполнения постановления о наложении взыскания означает прекращение всех исполнительных действий по приведению его в исполнение. Если исполнение произведено полностью, постановление с соответствующей отметкой возвращается в суд, орган, ведущий процесс, вынесший постановление.Органами, исполняющими решения по вопросу об административном правонарушении, являются должностные лица (судебные приставы, сотрудники ОВД), срок исполнения решения В случае подачи жалобы, протеста на постановление или последующее постановление об административном правонарушении Жалоба рассматривается и направляется должностному лицу, в орган, судье или уполномоченному на ее исполнение, для всего законом предусмотрен трехдневный срок со дня ее оглашения.Жалоба рассматривается судом или соответствующим должностным лицом единолично. По общему правилу жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее поступления в соответствующий орган, должностному лицу, а если жалоба рассматривается судом, то в течение 2 месяцев.В случае обжалования административного ареста или административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в тот же день. При обжаловании административного приостановления деятельности жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок. Судья или должностное лицо, рассматривающие дело, не связаны основаниями жалобы и проверяют дело в полном объеме, что в состоянии обеспечить законность и обоснованность решения.По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение либо об удовлетворении жалобы, либо об отказе в ней. При этом в случае удовлетворения жалобы либо может быть принято решение по делу, либо оно направлено на новое рассмотрение. Помимо обжалования решений, не вступивших в законную силу, могут быть обжалованы как решения, вступившие в законную силу, так и решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб, поданных на акты, не вступившие в законную силу.Таким образом, данная процедура направлена на обеспечение законности и правильности решения, принятого в случае административное правонарушение путем его прохождения через несколько инстанций в порядке, предусмотренном КоАП РФ.ЗаключениеПравонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов. Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие. Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц. В ст. 24.1 КоАП РФ названы основные задачи производства по административным правонарушениям: установление обстоятельств совершенного административного правонарушения; разрешение дела об административном правонарушении на основании закона; реальное исполнение решения по административному делу; профилактика совершения административных деликтов.Список источников и литературыНормативно-правовые актыКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 7.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2018 N 2-ФКЗ, от 21.07.2018 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 31.03.2018. - N 1. - Ст. 4.Материалы судебной практикиРешение № 77-582/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 77-582/2018//Консультант ПлюсРешение № 77-585/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 77-585/2018//Консультант ПлюсНаучная литератураАлехин, А.А. Административное право России. Часть 2. – М.: Зерцало-М, 2017. – 312 с.Бабурин, И.В. Административное право. – М.: Щит-М, 2019. – 128 с.Габричидзе, А.Г. Административное право России. – М.: Проспект, 2017. – 688 с.Дашкова, А.Е. Административное право России. – М.: ТК Велби, 2018. – 688 с.Дмитриев, А.А. Административное право Российской Федерации. – М.: Международная академия предпринимательства, 2019. – 424 с.Елагин, К.И. Административное право России. – М.: Книжный мир, 2018. – 384 с.Звоненко, А.Ю. Административное право. – М.: Юстицинформ, 2018. – 416 с.Кармолицкий, А.А. Административное право России. Часть 1. – М.: Зерцало-М, 2018. – 520 с.Кубанкина, В.В. Административное право. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 208 с.Смоленский, И.А. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 352 с.Солдатов, В.А. Административное право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 352 с.Ткач, А.Н. Административное право. Курс лекций. – М.: Wolters Kluwer, 2018. – 208 с.Четвериков, П.Е. Административное право Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. – 416 с.Юсупов, А.Е. Административное право России. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 560 с.Юсупов, И.А. Административное право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 464 с.Явлинский, В.А. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 320 с.ПриложениеРисунок 1. Состав административных правонарушений
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 7.
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2018 N 2-ФКЗ, от 21.07.2018 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 31.03.2018. - N 1. - Ст. 4.
Материалы судебной практики
3. Решение № 77-582/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 77-582/2018//Консультант Плюс
4. Решение № 77-585/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 77-585/2018//Консультант Плюс
Научная литература
5. Алехин, А.А. Административное право России. Часть 2. – М.: Зерцало-М, 2017. – 312 с.
6. Бабурин, И.В. Административное право. – М.: Щит-М, 2019. – 128 с.
7. Габричидзе, А.Г. Административное право России. – М.: Про-спект, 2017. – 688 с.
8. Дашкова, А.Е. Административное право России. – М.: ТК Велби, 2018. – 688 с.
9. Дмитриев, А.А. Административное право Российской Федерации. – М.: Международная академия предпринимательства, 2019. – 424 с.
10. Елагин, К.И. Административное право России. – М.: Книжный мир, 2018. – 384 с.
11. Звоненко, А.Ю. Административное право. – М.: Юстицинформ, 2018. – 416 с.
12. Кармолицкий, А.А. Административное право России. Часть 1. – М.: Зерцало-М, 2018. – 520 с.
13. Кубанкина, В.В. Административное право. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 208 с.
14. Смоленский, И.А. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 352 с.
15. Солдатов, В.А. Административное право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 352 с.
16. Ткач, А.Н. Административное право. Курс лекций. – М.: Wolters Kluwer, 2018. – 208 с.
17. Четвериков, П.Е. Административное право Российской Федера-ции. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. – 416 с.
18. Юсупов, А.Е. Административное право России. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 560 с.
19. Юсупов, И.А. Административное право Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 464 с.
20. Явлинский, В.А. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Что такое административное правонарушение?
Административное правонарушение - это нарушение правил и норм, установленных административным законодательством, за которое предусмотрены административные наказания.
Какие принципы лежат в основе административных правонарушений?
В основе административных правонарушений лежат принципы своевременности, условности, законности и справедливости. Согласно принципу своевременности, производство по делам об административных правонарушениях должно быть осуществлено немедленно. Принцип условности означает, что ответственность за совершение правонарушения возникает только в случае наличия законного состава. Принцип законности предполагает, что ответственность за административное правонарушение может наступить только в случаях, предусмотренных административным законодательством. Принцип справедливости подразумевает соблюдение равности сторон и независимое рассмотрение дела.
Какие виды административных правонарушений существуют?
Существуют различные виды административных правонарушений, такие как административные правонарушения в области дорожного движения, административные правонарушения в сфере экономики и финансов, административные правонарушения в сфере общественного порядка и др. Каждый вид административных правонарушений имеет свои особенности и предусматривает различные административные наказания.
Какими факторами определяется юридический состав административного правонарушения?
Юридический состав административного правонарушения определяется следующими факторами: субъектом правонарушения (физическое лицо или юридическое лицо), объектом правонарушения (закон, правило или норма, нарушенные субъектом), объективной стороной правонарушения (действие или бездействие, совершенное субъектом) и субъективной стороной правонарушения (виновность, умысел или неосторожность).
Что такое административное правонарушение?
Административное правонарушение - это нарушение норм административного права, предусмотренных административными правовыми актами.
Какие принципы лежат в основе административных правонарушений?
Основными принципами административных правонарушений являются законность, гласность, равноправие участников, справедливость, доступность, непосредственность, контролируемость и презумпция невиновности.
Что входит в юридический состав административного правонарушения?
Юридический состав административного правонарушения включает элементы, такие как объект правоохранительной деятельности, субъект правонарушения, общественная опасность, виновность и вред.
Какие виды административных правонарушений существуют?
Существуют различные виды административных правонарушений, такие как дисциплинарные, экономические, налоговые, транспортные, экологические, трудовые и другие.
Кто является участниками производства по делам об административных правонарушениях?
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются должностные лица, проверяющие и расследующие органы, прокуроры, лица, обвиняемые в совершении правонарушения, потерпевшие, свидетели и защитники.
Что такое административные правонарушения?
Административные правонарушения - это нарушения правил, установленных административными законами, которые влекут наложение административных наказаний. Они отличаются от уголовных преступлений меньшей степенью общественной опасности и наказуемостью, а также меньшим размером налагаемых наказаний.
Какие принципы лежат в основе административного правонарушения?
Основными принципами административного правонарушения являются: презумпция невиновности, справедливость, равенство перед законом, соблюдение процедурных прав и свобод, пропорциональность санкций, неотвратимость ответственности и преюдициальность.