Судьба исторической живописи в начале и середине XIX в.: сюжеты и формы.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Искусствоведение
  • 11 11 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 08.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Иванова занимает сюжет, взятый из библейской истории Иосифа, он делает целый ряд эскизов композиции, но его отговаривают друзья, и сам он разочаровывается в этом сюжете. Затем Иванов увлекается сюжетом, воплотившемся в знаменитой картине «Явление Христа народу», идея которой полностью совпадает с его собственными настроениями, с его идеей нравственного преобразования людей, внутреннего озарения человека. Для живописи этого периода характерно соединение стилевых особенностей исторического жанра с религиозными сюжетами, которые, однако, трактуются не столько в рамках христианского канона, сколько в духе этического мировоззрения.Картина Н. Ге «Тайная вечеря», написанная в 1863 г., стала первой крупной работы живописца, еще недавно – пенсионера Академии художеств. Молодой художник обратился к одному из наиболее сложных и одновременно из самых простых для интерпретации сюжетов Евангелия. Тайная вечеря – это время, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня», время, с которого начались страдания Христа за людей. Канон достаточно четко прописывает положения учеников вокруг Христа в данном сюжете (здесь можно вспомнить самую известную интерпретацию этого сюжета Л. да Винчи, который использовал в своей работе ясно читаемый символический ряд). Однако Ге отказался от символизма в пользу человеческого решения. В его видении, чем впоследствии он заслужит упреки в излишне материалистической трактовке. Критики утверждали, что вместо тайной вечери он изобразил обыкновенную ссору обыкновенных людей. Вместе с тем, отход от классической, линейной трактовки композиции тайной вечери в пользу глубокого психологизма, чему и соответствует естественность фигур на картины – глубоко задумавшийся Христос, недоумевающие испуганные ученики позволил художнику достичь особой теплоты и человечности произведения.В 1867 г. Гезаканчивает работу над полотном «Вестники Воскресения». Мастер говорит, что «Магдалина и ратники, которые равно отправляются от Голгофы в разные стороны, – это победа духа и поражение немеющей плоти, это старый и новый мир». В 1869 г. художник пишет произведение «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 г. – картину «Милосердие» («Не Христос ли это?»), ставшую этапной в его творческом пути. Здесь он впервые рисует образ Христа, полностью противоречащий всем канонам, изобразив его в виде нищего. Картина стала объектом жесткой критики специалистов и общества, не готового к такой реалистической трактовке.В творчестве И. Н. Крамского особое место занимает картина «Христос в пустыне», ставшая результатом тяжелого труда художника на протяжении двадцами лет. Картина изображает одинокую фигур на фоне каменистого пустынного пейзажа и ослепительно синего неба. Картина «Христос в пустыне» отсылает нас к каноническому сюжету Нового Завета искушения Иисуса Христа. Согласно библейскому тексту, после Крещения Иисус удалился в пустыню, чтобы в уединении молитвой и постом приготовиться к исполнению великого предназначения, ради которого он пришёл на эту землю. Трижды за это время его искушал Дьявол земными благами, но Христос остался тверд. Дьявол оставил его, Христос возвратился из пустыни, стал проповедовать и собрал вокруг себя учеников.С начала 1880-х гг. к евангельским сюжетам обратился В. Д. Поленов, которые он объединяет в цикл «Из жизни Христа». Первой работой из цикла стала картина «Христос и грешница» (1887). Поленов стремится отобразить, как Христос обличает лицемерие и ханжество, которые ненавистны художнику в жизни. Э. П. Гомберг-Вержбинскаяпишет: «Христос у Поленова – не бог, не аскет, а простой труженик во плоти и крови».Всего В. Д. Поленов создал более шестидесяти работ на евангельские сюжеты. Так, в «Тиверсиадском (Генисаретском) озере» (1888) перед зрителем предстает созерцательный Христос, на картине «Среди учителей» (1895) изображен юный Христос, озадачивший мудрецов совсем не детским вопросом. Внимание художника вновь сосредоточена на тщательно прорисовке архитектуры, а не налицах, позах людей.Еще одна картина – «Мечты»: то же Генисаретское озеро, тот же Иисус, только теперь он сидит на камне, на берегу озера. Таким образом,из множества факторов, которые обусловили утверждение ключевых художественных принциповв скульптуре и живописи первой половине XIX в. следует назвать обращение к античному наследию. Античное наследие стало, с одной стороны, предпосылкой формирования классицизма, а с другой – определило его содержание.Отмечаемый многими исследователями рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г. в русскомискусстве трансформировался в эстетику имперского и христианского Древнего Рима.Список использованной литературыГомберг-Вержбинская Э. П. Передвижники / Э.П. Гомберг-Вержбинская. –Ленинград : Искусство, 1961. – 208 с.Догонина Е. Медальоны Ф. П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. [Электронный ресурс] // электронный журнал «Маяк»: Пушкино, 2017. URL: http://inpushkino.ru/klub-kraevedov/medalony-f-p-tolstogo-posvyashchyonnye-otechestvennoy-voyne-1812-goda] (дата обращения: 08.03.2022).Ильина Т. История искусств / Т. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.Морозова С. С. Образ античности в русской скульптуре конца XVIII-первой трети XIX века: автореферат дисс.канд. искусствоведения / С.С. Морозова – Москва : ООО «МАКС пресс», 2005. – 24 с.Порудоминский В. И. Николай Ге / В.И. Порудоминский– Москва : Искусство, 1970. – 320 с.Шахова И. В. Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века / И.В. Шахова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2016. - № 17-2. – С. 343-354.Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век / Н.И. Яковкина – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 576 с.

1. Гомберг-Вержбинская Э. П. Передвижники / Э.П. Гомберг-Вержбинская. –Ленинград : Искусство, 1961. – 208 с.
2. Догонина Е. Медальоны Ф. П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. [Электронный ресурс] // электронный журнал «Маяк»: Пушкино, 2017. URL: http://inpushkino.ru/klub-kraevedov/medalony-f-p-tolstogo-posvyashchyonnye-otechestvennoy-voyne-1812-goda] (дата обращения: 08.03.2022).
3. Ильина Т. История искусств / Т. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.
4. Морозова С. С. Образ античности в русской скульптуре конца XVIII-первой трети XIX века: автореферат дисс. канд. искусствоведения / С.С. Морозова – Москва : ООО «МАКС пресс», 2005. – 24 с.
5. Порудоминский В. И. Николай Ге / В.И. Порудоминский– Москва : Искусство, 1970. – 320 с.
6. Шахова И. В. Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века / И.В. Шахова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2016. - № 17-2. – С. 343-354.
7. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век / Н.И. Яковкина – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 576 с.

Вопрос-ответ:

Какую тему и сюжет выбрал художник Иванов в своих произведениях?

Художник Иванов выбрал тему и сюжет, связанные с библейской историей, в частности, историю Иосифа и Явление Христа народу.

Почему Иванов отказался от сюжета с историей Иосифа?

Иванов разочаровался в сюжете с историей Иосифа после того, как его отговорили от этой идеи его друзья. Он, вероятно, не смог найти в этом сюжете полное соответствие со своими настроениями и идеями.

Какую идею воплотил Иванов в своей знаменитой картине?

Иванов воплотил идею нравственного преобразования людей и внутреннего озарения человека в своей знаменитой картине "Явление Христа народу".

Какую тему идею разрабатывал Иванов в своих эскизах композиций?

В своих эскизах композиций Иванов разрабатывал тему идею, связанную с историей Иосифа из Библии.

Почему Иванову отговаривали от сюжета с историей Иосифа?

Иванову отговаривали от сюжета с историей Иосифа, вероятно, потому что его друзья не видели в этой идее полное соответствие с его настроениями и идеями.

Какие сюжеты и формы привлекали Иванова в исторической живописи XIX века?

Иванов привлекался сюжетами из библейской истории, в особенности сюжетом Иосифа. Он делал множество эскизов композиции, но в итоге разочаровался в этом сюжете. Затем его привлек сюжет, воплощенный в картине "Явление Христа народу".

Почему Иванов отказался от сюжета Иосифа?

Иванов отказался от сюжета Иосифа из-за отговоров друзей и собственного разочарования в этом сюжете.

Чем привлекал Иванова сюжет картини "Явление Христа народу"?

Сюжет картини "Явление Христа народу" полностью совпадал с идеями и настроениями Иванова. Он выражал идею нравственного преобразования людей и внутреннего озарения человека.

Какие эскизы композиции Иванов делал для сюжета Иосифа?

Иванов делал целый ряд эскизов композиции для сюжета Иосифа.

Какой сюжет в исторической живописи привлек Иванова после Иосифа?

После Иосифа Иванова привлек сюжет, воплощенный в картине "Явление Христа народу".