Реабилитация у детей смешанные формы в возрасте 2-4 года с детским церебральным параличом ( дистонический) реабилитационного центра города
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 24.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Детский церебральный паралич: формы, распространенность, причины 6
1.2 Особенности ДЦП дистонического типа 13
1.2 Лечение и реабилитации детей с ДЦП 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Цель и задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3 Организация исследования 35
ГЛАВА III. ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ «…» 37
3.1 Мероприятия по комплексной реабилитации детей с ДЦП 37
3.2. Физиотерапевтические процедуры 45
3.3 Основные методики коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом 47
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
Дополнительными способами реабилитации также являются:физиотерапевтические мероприятия, которые снимают болезненные симптомы;коррекция речевых нарушений – групповые и индивидуальные занятия с логопедом;физические занятия в группе, игры – для устранения социальной изоляции.Для того чтобы лечение ДЦП было более эффективным, врачи советуют в то время когда функции мышечной системы и мозга еще находятся на стадии формирования. Медики стремятся для детей, имеющим данный диагноз, проводить полный комплекс мероприятий, в результате которого значительно улучшается здоровье и качество жизни ребенка [22].Перед назначением эффективного лечения ДЦП врачи проводят тщательное обследование ребенка и точно определяют причины возникновения детского церебрального паралича. Для диагностики церебрального паралича специалисты первым делом назначают исследование МРТ. При наличии показаний, дополнительно проводятся КТ. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа лечения ДЦП и оздоровительных процедур: массаж, физические упражнения, помощь психотерапевта и занятия с логопедом.Процесс лечения ДЦП – достаточно длительный и сложный, требует немалых усилий как от больного, так и от его родителей. Эффективность лечения зависит от степени тяжести ДЦП, рациональности средств и методов лечения. Как уже говорилось выше, вылечить ДЦП невозможно, то есть это диагноз пожизненный, но лечение и реабилитация может значительно облегчить симптомы и течение болезни. Особое внимание следует уделить выбору медицинского центра реабилитации и действовать необходимо согласно принципу Гиппократа «не навреди». В настоящее время очень много различных методик реабилитации, которые для детей основываются на игровых методах, применяется электромиостимуляция и прочее. Некоторые методы могут даже навредить и усугубить течение болезни. Наиболее распространенные методы в лечении и реабилитации детей с ДЦП - локальное биомеханическое воздействие на мускулатуру, обеспечивающие восстановление двигательных функций. Кроме того обеспечивается коррекция ряда неврологических дефектов [2, 24].Комплексная реабилитация детей с ДЦП требует огромных трудозатрат, терпения и нацеленности на результат, который заметен далеко не сразу. Рассмотрим основные этапы лечения ДЦП.1 этап – предварительный. Его основной целью является постепенная подготовка пациента к увеличению двигательной активности. 2 этап – подготовительный. Он считается наиболее сложным и тяжелым, так так основной его целью является биомеханическое воздействие на мышечные волокна с целью разрушения патологических стереотипов двигательных действий. В рамках второго этапа корректируется мышечный дисбаланс, мышцы укрепляются, устраняются контрактуры до полного восстановления пассивных свободных движений. Также на этой стадии устраняется скованность суставов, восстанавливается их осевая геометрия, стимулируются репаративные процессы в мышцах, суставных и околосуставных тканях [6].3 этап считается основным, его целью является обучение ребенка удерживать равновесие, правильно ходить, не пользуясь посторонней поддержкой. Если двигательные нарушения более тяжелые, следует приступить к прохождению следующих этапов реабилитации. На эффективность реабилитации и лечения ребенка с ДЦП оказывают значительное влияние психическое развитие. Поэтому чем раньше начнется лечение, тем эффективнее оно будет. Поздняя реабилитация, хирургические методы лечения накладывают большой отпечаток на психическое развитие ребенка и значительно снижают эффективность реабилитации. Такое правило можно объяснить тем, что мозг 2-3 летнего ребенка еще активно развивается и более гибкий, вследствие чего часть моторных функций, если их правильно развивать, может перейти на неповрежденные соседние отделы коры головного мозга. В более позднем возрасте (10-14 лет) вероятность такого развития событий крайне мала. Еще один важный аргумент в пользу ранней реабилитации детей с ДЦП – при длительном отсутствии эффективного лечения и реабилитации детей с ДЦП возможно возникновение серьезных ортопедических нарушений, развитие контрактур, снижение сократительной способности мышц. Все это необратимые изменения в организме, которые требуют серьезных хирургических вмешательств. В раннем детском возрасте таких последствий нет и возможно более эффективное восстановление двигательных функций [14].Не прогрессирующее течение ДЦП характерно только для неврологических процессов, но вследствие таких неврологических нарушений деформация опорно-двигательной системы прогрессирует, а это негативно влияет и на все остальные системы органов. Поэтому, как уже неоднократно было сказано выше, ранняя диагностика и реабилитация детей с ДЦП – залог более качественной и полноценной дальнейшей жизни, профилактика ортопедических осложнений и задержки психического развития. В раннем детском возрасте для лечения ДЦП преимущественно используются не медикаментозные методы лечения и реабилитации, в основе которых положено формирование правильного стереотипа движения посредством стимуляции неповрежденных нервных структур головного мозга. Поврежденные нейроны головного мозга не восстановить, но в раннем детском возрасте возможно «научить» неповрежденные участки тем функциям, которые изначально были заложены в поврежденных участках [25, 33]. Рассмотрим основные методы, используемые при реабилитации детей с ДЦП:- лечебная гимнастика;- массаж;-Войт–терапия, Бобат–терапия;-использование нагрузочных (тренировочных) костюмов – «Адели», «Гравистат» и других;-занятия с логопедом и психологом;-медикаментозное лечение;-оперативная ортопедическая помощь;-симптоматическое нейрохирургическое вмешательство.Лечебная гимнастика может применяться самостоятельно, или в комплексе с Войта-, Бобат-терапией. Занятия лечебной физкультурой важный компонент лечения ДЦП. Каждый комплекс лечебной гимнастики должен разрабатываться индивидуально с учетом особенностей заболевания пациента. Основная цель ЛФК – снятие спастичности и напряженности мышц, развитие координации и равновесия, укрепление мышц. Для того, чтобы занятия лечебной гимнастикой были эффективными необходимо выполнять упражнения регулярно и систематично. Рассмотрим более подробно методы Войт- и Бобат-терапии. По своей структуре это та же самая лечебная гимнастика, только направлена она на развитие и укрепление врожденных рефлексов, посредством которых стимулируются движения. Таким образом происходит обучение новым двигательным действиям уже на основе имеющихся навыков. Целью такой терапии, как и любой процедуры в реабилитации ДЦП является нормализация двигательной активности больного, формирование правильного двигательного стереотипа на основе имеющихся навыков.Метод В. Войты помогает детям с нарушениями моторных функций восстановить естественные модели движения. Данный метод основан на стимуляции рефлексов таких двигательных действий как ползание и повороты. При правильной стимуляции определенной зоны тела в определенном положении ребенка, происходит стимуляция правильных двигательных действий. Данный метод стимулирует развитие координации, равновесия, симметричного положения тела в пространстве, а также подавляет неправильный и патологические стереотипы движения. Данный метод, помимо стимуляции правильных двигательных форма, способствует развитию психической сферы, сенсорной и вегетативной сфер. Наиболее эффективен данный метод в первый год жизни. Стимуляция двигательных действий должна проводится с постепенным нарастанием в зависимости от индивидуальных характеристик ребенка.Бобат-терапия также весьма эффективна в раннем детском возрасте. Суть метода заключается в следующем: выбирается поза положения тела в пространстве, которая будет блокировать патологические механизмы развития неправильных двигательных рефлексов. Примером такой позы служит «поза эмбриона», в таком положение напряженность мышц снижается, а патологические двигательные рефлексы тормозятся. Важно отметить, что развитие локомоции произвольных движений должно соответствовать порядку развития ребенка в первый год жизни. Для того, чтобы увеличить эффективность занятий рекомендуется выполнять растирание и поглаживание всех частей тела, в том числе суставов. Так импульсы о «правильности» движений лучше поступают в мозг, и закрепляются в корковых его центрах. Большое значение в комплексном лечении ДЦП придается спорт–терапии, в частности, занятиям в бассейне и иппотерапии – методу лечения, основанному на взаимодействии ребенка с лошадью, адаптированной к возможностям ребенка в обучении верховой езде. В процессе верховой езды слаборазвитые мышцы укрепляются, а напряженные – расслабляются. Уникальность иппотерапии состоит в том, что нагрузка одних мышц и расслабление других происходит одновременно. В некоторых медицинских центрах практикуется и дельфинотерапия[10, 37].В комплексе медико-социальной реабилитации детей с ДЦП используются следующие методики:эрготерапия, арт–терапия, кондуктивная педагогика по Петьо, садовая терапия. С помощью игровых методов эрготерапия помогает детям приобрести навыки самообслуживания и тем самым способствует их большей самостоятельности в повседневной жизни. Эрготерапия развивает моторику, умение планировать и последовательно воспроизводить действия, стимулирует тактильные восприятия, улучшает концентрацию внимания, выносливость, повышает самооценку.Большую популярность в последнее время получила еще одна методика лечения ДЦП – арт-терапия. Она основана на реализации творческого потенциала ребенка. Общение с окружающим миром согласно арт-терапии дополняется с помощью двигательных, изобразительных, звуковых средств. Выражение мыслей также может происходить посредством художественной деятельности. Таким образомарт-терапия положительно влияет на концентрацию внимания формирование эмоциональной сферы, стимулирует сенсорное и двигательное развитие, а также стимулирует компенсотрное развитие головного мозга [4]. Еще одна методика восстановления нормальной двигательной активности известна как метод А.Петьо. Кондуктивная педагогика преследует педагогические и реабилитационные цели. Она помогает детям с двигательными нарушениями успешно интегрироваться в общество, несмотря на их моторную неполноценность. Программа включает в себя педагогические занятия и комплексы упражнений, которые проводятся в игровой форме. Все занятия подбираются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка, его интеллектуальных или двигательных возможностей. Основой упражнений являются физиологичные движения. Программа занятий предусматривает непрерывное участие ребенка в разнообразных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в различных ситуациях.Садовая терапия – оригинальная разработка немецкихреабилитологов. Контакт с природой, физические упражнения на свежем воздухе благотворно влияют на физическое и психологическое состояние пациентов.Для того, чтобы движения ребенка были правильными часто используются специальные костюмы, например «Адели» (рис. 1).Рисунок 1 - Реабилитационный костюм «Адели» для детей с ДЦПТакие костюмы фиксируют тело в правильном положении, обеспечивают нормализацию мышечного тонуса. Лечение с использованием подобных костюмов курсовое, с постепенным увеличением времени пребывания в костюме от курса к курсу. Очень важны для детей с ДЦП занятия с логопедами и психологами, которые позволяют корректировать на сколько это возможно речь, и способствуют социальной адаптации ребенка.Вспомогательные технические средства реабилитации играют в лечении ДЦП очень важную роль. Основное их назначение – облегчение повседневной жизни больного, тренировка мышц. К техническим средствам реабилитации относят вертикализаторы, кресла-коляски, ходунки (рис. 2)Рисунок 2 - Кресло-коляска для детей с ДЦПВсе выше перечисленные методы могут применятся как в центрах реабилитации, так и дома по назначению врача. Весьма благоприятно сказывается на организм посещение санаториев и курортов. Существуют и специальные санатории для больных с ДЦП, которые имеют в своеем арсенале все необходимое оборудование. Наибольший благоприятный эффект оказывает именно комплексное воздействие: изиопроцедуры, массаж, ЛФК. Положительный эффект оказывает и общение детей с ДЦП с животными – анималотерапия. Чаще всего для этой цели используют дельфинов и лошадей. Таким образом, ДЦП – детский церебральный паралич – это не отдельное заболевание. Это целый комплекс множественных синдромов, общий признак которых – поражение мозга. Эта патология значительно сказывается на возможности двигательной активности. Проявляются симптомы состояния только у детей раннего возраста, когда функции мозга начинают формироваться. Если у взрослого или подростка вследствие травмы или инфекции возникнут схожие состояния, диагноз будет совсем другим.Одним из признаков ДЦП считается то, что в дальнейшем состояние не усугубляется, в связи с этим первоначальные дефекты возможно корректировать. Частичная коррекция патологии возможна только в случае тщательного ухода, методических занятий и лечения.
Вопрос-ответ:
Какие формы детского церебрального паралича распространены у детей в возрасте 2-4 года?
У детей в возрасте 2-4 года с детским церебральным параличом встречаются смешанные формы заболевания. Это значит, что у ребенка одновременно могут наблюдаться симптомы разных форм паралича, таких как спастический и атетозно-дистонический типы.
Какие причины приводят к развитию детского церебрального паралича?
Причины детского церебрального паралича могут быть разными. Однако наиболее часто это заболевание возникает вследствие повреждения мозга до или во время родов, гипоксии (кислородного голодания) мозга, инфекций, травмы головы или генетических нарушений.
Какие особенности характерны для детского церебрального паралича дистонического типа?
У детей с дистоническим типом детского церебрального паралича наблюдаются нарушения мышечного тонуса, спазмы мышц, непроизвольные движения и позы, а также нарушения координации движений. Это может приводить к снижению моторных функций и ограничению двигательной активности.
Какими методами проводится лечение и реабилитация детей с детским церебральным параличом?
Для лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом используются комплексные подходы, включающие физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру, логопедические занятия и другие методы. Основная цель такой реабилитации - улучшение двигательных функций и развитие ребенка.
Какие задачи ставились перед исследованием на реабилитационном центре города 3?
Исследование, проведенное в реабилитационном центре города 3, имело целью изучить эффективность методов реабилитации у детей смешанных форм детского церебрального паралича в возрасте 2-4 лет. Основные задачи исследования включали определение уровня моторной активности, анализ эффективности применяемых методов реабилитации и разработку рекомендаций для оптимизации процесса реабилитации.
Какие задачи исследования были поставлены в данной статье?
Задачи исследования были связаны с изучением реабилитации детей с смешанными формами детского церебрального паралича в возрасте 2-4 года и дистоническим типом. Главная цель исследования заключалась в определении эффективности лечения и реабилитации данной категории детей.
Какие причины вызывают детский церебральный паралич?
Причинами возникновения детского церебрального паралича могут быть различные факторы, такие как гипоксия, инфекции и травмы во время беременности или в раннем детстве. Эти факторы могут привести к повреждению мозга ребенка и развитию паралича.
Какие особенности характерны для детей с дистоническим типом детского церебрального паралича?
Дети с дистоническим типом детского церебрального паралича могут испытывать нарушения мышечного тонуса, судороги и непроизвольные движения. Они также могут иметь проблемы с координацией движений, особенно при выполнении точных и мелких движений.
Как осуществляется лечение и реабилитация детей с детским церебральным параличом?
Лечение и реабилитация детей с детским церебральным параличом включают комплексный подход, который может включать в себя физическую терапию, эрготерапию, логопедию, массаж и другие методы. Целью лечения является улучшение двигательных навыков, координации и качества жизни ребенка.