Сущность, структура и функции познания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Основная часть 5
Глава 1. Познание: характеристика и специфика 5
1.1. Общее понятие познания 5
1.2. Структура и формы познания. 7
1.3. Уровни, методы, функции познания 10
Выводы к первой главе 13
Глава 2. Сущность, содержание и основные характеристики метода научного познания 14
2.1. Сущность метода научного познания 14
2.2. Особенности метода научного познания 15
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Классификация методов научного познания 22
3.1. Виды методов научного познания 22
3.2 Основные характеристики метода научного познания 26
Выводы по третьей главе 27
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Фрагмент для ознакомления

В данном случае критерием для различия является метод естественных наук и методы социальных и гуманитарных наук. В этом случае можно разделить методы естествознания на методы изучения неживой и живой природы. Существуют также такие методы, как качественные и количественные, однозначно-детерминированные и вероятностные, методы прямого и косвенного познания, оригинальные и производные и так далее.Для научного метода характерны такие черты, как объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и другие [10, C.55].По мнению Уайтхеда, всякий метод предписывает способ обращения с данными, фактами, значимость которых обусловлена теорией, навязывающей определенный метод, который применим только к теориям соответствующего типа [11].В современной науке достаточно хорошо работает многоуровневая концепция методологического знания. Как считает В.П. Кохановский, все методики можно разделить на следующие основные группы (по степени общности и широте применения):- Философские методы.Самые старые методы здесь - диалектический и метафизический. Большинство философских концепций имеют методологическую функцию и представляют собой оригинальный способ мышления. Разумеется, философские методы не сводятся к двум названным. К ним также применяются аналитическая, интуитивная, феноменологическая, герменевтическая и другие методы. Часто философские методы и системы взаимосвязаны друг с другом. Например, Гегель сочетал диалектический метод с идеализмом, а Маркс и Гераклит - с материализмом. Не следует рассматривать философские методы как "набор" жестко установленных регулятивов.Напротив, это система "мягких" принципов, операций и приемов универсального, всеобщего характера, расположенных на высших (предельных) "этажах" абстракции.Следует четко уяснить для себя, что философские методы определяют лишь самые общие направления исследования, не заменяя специальных методов и не обусловливая прямо и непосредственно конечный результат познания. Таким образом, опыт демонстрирует нам, что если метод научного познания наиболее общий, то он будет наиболее неуверенно предопределять конкретные шаги познания, тем выше его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.Это не значит, что философские методы не нужны. История познания показывает, что ошибка, допущенная на высших уровнях познания, может завести всю исследовательскую программу в тупик. Например, ошибочные общие предположения изначально предвосхищают искажение объективной истины, приводят к ограниченному представлению о сущности изучаемого объекта исследования.- Общенаучные подходы и методы исследования.Они выступают в этом случае как так называемая "промежуточная методология" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. [3, C. 149 – 156]. К характерным признакам общенаучных концепций относятся:1. "Сплавленность" по содержанию определенных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий.2. Способность к формализации, доработка с помощью математической теории, символической логики.Общенаучные понятия характеризуются в основном абстрактно общими, другими словами, одинаковыми, что позволяет выразить их абстрактно формальными средствами.Философские категории, с другой стороны, воплощают в себе максимально возможную степень всеобщности, а именно специфически всеобщее.Методы и принципы познания, обеспечивающие связь и наилучшее взаимодействие философии со специальным - научное знание и его методы разрабатываются на основе общенаучных понятий и представлений. К ним относятся формализация, моделирование, кибернетические, вероятностные, системно-личностные и структурно-функциональные, а также ряд других, относящихся к числу общенаучных принципов и подходов.Значение общенаучных подходов состоит в том, что они, в силу своего так званого "промежуточного характера", выступают посредниками при взаимном переходе философского и частнонаучного знания и, естественно, связанных с ними методов [10]. - Частно-научные методы отличаются совокупностью приемов, принципов познания, исследовательских техник и процедур, используемых в конкретной науке. Эти методы включают механику, физику, химию, биологию, а также социальные и гуманитарные науки. Она также включает методы психологических и педагогических исследований.- Дисциплинарные методы рассматриваются как система приемов, применяемых в различных научных дисциплинах, составляющих часть отрасли науки или возникших на стыке наук. Фундаментальная наука отличается комплексом дисциплин, имеющих свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.- Методы междисциплинарных исследований отличаются набором синтетических, интегративных способов (возникающих в результате объединения элементов разных уровней методологии), направленных в основном на стыки научных дисциплин. Эти методы широко используются для реализации комплексных исследований и программ.Из этого можно сделать вывод, что методология не может быть сведена только к одному конкретному методу. Ученому важно не полагаться только на одно учение, не ограничивать свой метод мышления одной философией. В.П. Кохановский говорил: «Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство», это сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.» [3, C. 186].§ 3.2 Основные характеристики метода научного познанияИз вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо учитывать следующее:1. Применение того или иного метода не изолировано само по себе, а взаимодействует с другими. А это значит, что конечный результат будет зависеть от того, насколько умело и эффективно эти методы взаимодействуют. Каждый элемент различных методов работает вместе, воспринимается и используется как единое целое. Вот почему способность осознавать разнообразие методов и умение их применять, то есть методологический плюрализм, имеет решающее значение. Также особое значение имеет способность исследовать противоположные методологические подходы и их правильное сочетание.2. Универсальным методом системы методологического знания является философия. Определяя ее общее направление, стратегию исследования, пронизывая другие ее уровни методологии, своеобразно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каждом из них, все это делают принципы, законы и категории философии. Конечно, невозможно руководствоваться только рамками философских принципов, но столь же недопустимо их игнорировать. 3. Любой из методов в своем применении модифицируется в зависимости от конкретных условий, целей исследования, характера решаемых задач, а также особенностей объекта, различных сфер применения метода (общество, природа, познание), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов (материальных или духовных, объективных или субъективных) и др. Из этого следует, что содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда специфично, так как вкаждом конкретном случае содержание одного метода или системы методов будет меняться в зависимости от того, где протекает изучаемый процесс [4]. Выводы по третьей главеМетоды научного познания разнообразны и имеют отличительный характер. Метод всегда зависит от объекта, на изучение которого он направлен. В зависимости от предмета существуют физические, химические, биологические, социальные и другие методы исследования.Методы науки имеют разное подразделение:1. В зависимости от роли и места в процессе научного познания. 2. Содержание изучаемых наукой объектов. Все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы:1. Философские методы2. Общенаучные подходы и методы исследования3. Частнонаучные методы4. Дисциплинарные методы5. Методы междисциплинарного исследованияОтсюда можно сделать вывод, что метод научного познания - вещь, безусловно, очень нужная и важная. Тем не менее, не следует впадать в крайности, а именно: недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это несущественным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, истинной науки и т.д. (методологический негативизм). (методологический негативизм). (методологический негативизм). А также преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем предмет, к которому хотят его применить, превращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория").ЗаключениеНа основании проделанной работы можно сделать следующие выводы, что с самого начала своего существования человечество познавало мир. Одна форма познания сменялась или дополнялась другой: бытовое познание, мифологическое познание, религиозное познание, философское познание, научное познание.Каждому человеку присуще стремление к познанию, к истине, к знаниям. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, естественно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, используя огромное количество своих способностей, данных ему природой, и созданных им самим материально-технических средств.Познавательные способности - это индивидуальные качества человека (ощущения, восприятия, представления, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.В современном мире теория познания является результатом обобщения всей истории развития знаний о мире. Ведь любое знание - это связь между природой, человеческим духом и практической деятельностью.Таким образом, под познавательной деятельностью понимается способность человека воспринимать разумом поступающую извне информацию, а затем анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Основной целью познавательного процесса является не только изменение окружающей человека среды, но и изменение самого человека путем приобретения и применения новых знаний.Совершенствование средств познания является неотъемлемой частью истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. "Овладение тайнами бытия является выражением высочайших стремлений творческой деятельности разума, составляющей гордость человека и человечества".На современном уровне теория познания является результатом обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного взгляда на вещи (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), в связи с чем рассматривает вопрос о путях достижения истины, ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не совершал ошибок, поэтому теория познания изучает также, как человек впадает в ошибки и как он их преодолевает. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей эпистемологии был и остается вопрос о том, какое практическое, жизненное значение имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также вопросы, возникающие в области других наук и в социальной практике, способствуют формированию широкой проблемной теории познания, которая в своей совокупности может дать ответ на вопрос, что такое знание. Знать означает в самом широком смысле иметь и быть в состоянии иметь. Знание - это связь между природой, человеческим духом и практической деятельностью.Таким образом, при написании данного реферата была полностью раскрыта актуальность исследования, рассмотрены все поставленные задачи и достигнуты цели.Список используемой литературы[1] Блаумберг И.В.. Системные исследования. Ежегодник [Текст] / Коллектив Авторов. – Наука : Москва , 1974 г. – 235 стр.[2] Декарт Р.. Метод научного познания / Сочинения. В 2-х томах. Т.1 [Текст] / авт. Рене Декарт. – Мысль : Москва , 1989 г. – 654 стр.[3] Кохановский В.П.. Философия [Текст] / авт. В.П. Кохановский. – Феникс : Ростов - на - Дону , 2010 г. – 360 стр.[4] Лебедев С. А.. Метод научного познания / учебн.пособие [Текст] / авт. Лебедев С. А.. – Юрайт : Москва , 2016 г. – 153 стр.[5] Марск К, Энгельс Ф.. Сочинения / Изд.2, Т.12 [Текст] / авт. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. – ГИПЛ: Москва , 1958 г. – 910 стр.[6] Ожегов С.И.. Словарь русского языка: 70000 слов / 23-е изд., исп. [Текст] / авт. С.И. Ожегов , ред. Шведов Н.Ю . – Русский язык : Москва , 1990 г. – 917 стр.[7] Образцов П.И.. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / авт. П.И. Образцов. – Питер : СПб , 2004 г. – 268 стр.[8] Рузавин Г.И.. Методология научного исследования [Текст] / авт. Г.И. Рузавин. – ЮНИТА :Москва , 1999 г. – 317 стр.[9] Смит А.. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики [Текст] / авт. Адам Смит. – Эксмо: Москва, 1991 г. – 474 стр.[10] Трофимов В.К.. Философия, история и методология науки: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов [Текст] / авт. В.К. Трофимов. – ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА : Ижевск , 2014 г. – 153 стр.[11] Уайтхед А. Н.. Наука и современный мир / Философская мысль [Текст] / авт. Альфред Норт Уайтхед. . – Прогресс : Москва , 1990 г. – 100 стр.[12] Франкфурт У.И.. Эйнштейновский сборник [Текст] / сост. Франкфурт У.И. , ред. И.Е. Тамм – Наука : Москва , 1967 г. – 371 стр.

Список используемой литературы
[1] Блаумберг И.В.. Системные исследования. Ежегодник [Текст] / Коллектив Авторов. – Наука : Москва , 1974 г. – 235 стр.
[2] Декарт Р.. Метод научного познания / Сочинения. В 2-х томах. Т.1 [Текст] / авт. Рене Декарт. – Мысль : Москва , 1989 г. – 654 стр.
[3] Кохановский В.П.. Философия [Текст] / авт. В.П. Кохановский. – Феникс : Ростов - на - Дону , 2010 г. – 360 стр.
[4] Лебедев С. А.. Метод научного познания / учебн.пособие [Текст] / авт. Лебедев С. А.. – Юрайт : Москва , 2016 г. – 153 стр.
[5] Марск К, Энгельс Ф.. Сочинения / Изд.2, Т.12 [Текст] / авт. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. – ГИПЛ: Москва , 1958 г. – 910 стр.
[6] Ожегов С.И.. Словарь русского языка: 70000 слов / 23-е изд., исп. [Текст] / авт. С.И. Ожегов , ред. Шведов Н.Ю . – Русский язык : Москва , 1990 г. – 917 стр.
[7] Образцов П.И.. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / авт. П.И. Образцов. – Питер : СПб , 2004 г. – 268 стр.
[8] Рузавин Г.И.. Методология научного исследования [Текст] / авт. Г.И. Рузавин. – ЮНИТА : Москва , 1999 г. – 317 стр.
[9] Смит А.. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики [Текст] / авт. Адам Смит. – Эксмо: Москва, 1991 г. – 474 стр.
[10] Трофимов В.К.. Философия, история и методология науки: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов [Текст] / авт. В.К. Трофимов. – ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА : Ижевск , 2014 г. – 153 стр.
[11] Уайтхед А. Н.. Наука и современный мир / Философская мысль [Текст] / авт. Альфред Норт Уайтхед. . – Прогресс : Москва , 1990 г. – 100 стр.
[12] Франкфурт У.И.. Эйнштейновский сборник [Текст] / сост. Франкфурт У.И. , ред. И.Е. Тамм – Наука : Москва , 1967 г. – 371 стр.

Вопрос-ответ:

Что такое познание?

Познание - это процесс получения знаний и понимания мира вокруг нас. Человек познает окружающую реальность с помощью своих органов чувств и умственных способностей.

Какова структура и формы познания?

Познание имеет структуру, включающую в себя субъект познания (человека), объект познания (внешний мир) и процесс познания (активная деятельность субъекта). Формы познания могут быть общенаучными (логическое мышление, эмпирическое наблюдение) и специфическими для различных наук.

Какие уровни, методы и функции познания существуют?

Уровни познания включают эмпирический (сенсорный опыт), теоретический (развитие научных теорий) и методологический (формирование методов познания). Методы познания включают наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и многие другие. Функции познания включают описание, объяснение, предсказание, управление и т.д.

В чем сущность метода научного познания?

Метод научного познания - это система приемов, процедур и правил, применяемых при изучении объектов и явлений природы и общества с целью получения достоверных и объективных знаний о них.

Какие особенности имеет метод научного познания?

Основные особенности метода научного познания включают системность и логическую последовательность, объективность и независимость от субъективных предпочтений, проверяемость и повторяемость результатов, использование формализованных понятий и языка науки, активное использование экспериментального подхода и др.

Что такое познание?

Познание - это процесс получения истинного знания о мире, себе и других людях. Оно включает в себя восприятие, мышление, память и другие психологические процессы.

Какова структура познания?

Познание имеет сложную структуру, которая включает в себя три основных компонента: субъект познания, объект познания и деятельность познающего субъекта. Субъект осуществляет познавательную деятельность, обращаясь к объекту и взаимодействуя с ним.

Какие уровни, методы и функции познания существуют?

Уровни познания включают эмпирический уровень (основанный на наблюдении и опыте) и теоретический уровень (основанный на абстрактном мышлении и концепциях). Методы познания включают наблюдение, эксперимент, анализ, сравнение и т. д. Функции познания включают познавательную функцию (получение новых знаний), коммуникативную функцию (обмен знаниями с другими людьми) и прагматическую функцию (применение знаний в практической деятельности).