Глаголы местоположения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 22 22 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 10.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Понятие глагол в русском языке 5
1.2. Семантическая классификация глаголов в русском языке 6
1.3. Трудности изучения глагола в русском языке 8
1.4. Лексико–грамматические свойства глаголов местоположения 9
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению речи иностранных студентов при изучении глаголов местоположения 14
2.1. Разработка упражнений для закрепления 14
Заключение 19
Библиографический список 20
Фрагмент для ознакомления

находиться в определённом месте формальной структурыб) Красивая ваза стоит на столе в комнате.3.перен., + на + предл. п. твёрдо следовать чему-тов) В городе вечером большая пробка, поэтому много машин стоит на светофоре.4.перен. бездействовать, быть в состоянии неисправности или простояг) Она упорно стояла на своём и не хотела меня слушать.5.разг., перен. находиться в очередид) В магазине большая очередь, поэтому я забыла, за кем я стояла.Задание 5. Соотнесите значения глаголя лежать с примерами.1.находиться в горизонтальном положении, быть распростёртым всем телом на чём-либо (о людях и некоторых животных)а) На высоких местах лежал снег большими полосами, а особливо по разлогам гор.2.покрывать собой что-либо, какую-либо поверхностьб) Наш путь лежал через густой лес и высокие горы.3.занимать какое-либо пространство, простиратьсяв) Большой тигр лежит в своей клетке и смотрит на маленьких посетителей.4.перен., на ком?: составлять чью-либо обязанность, долг, занятие и т. п.г) На моей бабушке всегда лежала задача приготовить ужин и накормить всю семью.Задание 6. Соотнесите значения глаголя сидеть с примерами.1. опираться нижней частью туловища на какую-либо поверхность, держа туловище в положении, близком к вертикальномуа) Мой дедушка любит сидеть в парке на лавке и читать любимую утреннюю газету.2.о птице или насекомом находиться в неподвижности на каком-либо предмете, на какой-либо опореб) Эта кофточка совсем тебе не подходит, она очень плохо сидит на тебе. Попроси примерить другую.3.перен. об одежде, обуви и т. п. прилегать к телув) На пальце сидела красивая бабочка, поэтому я замерла, чтобы не спугнуть её.4.перен. об одежде, обуви и т. п. прилегать к телуг) Моя подруга хочет похудеть к лету, поэтому она перестала есть сладкое и теперь сидит на диете.5.+ на + предл. п. ограничиваться чем-либо в потреблении (обычно в еде)д) Этот мужчина совершил страшное преступление, поэтому он будет еще долго сидеть в тюрьме.6. жарг. регулярно нуждаться, использовать что-либо, зависеть от чего либое) Судя по многочисленным заявлениям, российские власти не очень хотят «сидеть на нефти».Задание 7. Соотнесите значения глаголя висеть с примерами.1. также перен. находиться над землей или полом, не имея опоры снизу и будучи удерживаемым сверху или сбоку силой, препятствующей падению вниза) Мой компьютер висит уже целый час, я никак не могу завершить свой проект.2.комп. жарг. то же, что зависать; оставаться в одном состоянии, не выполняя никакой работы и не отвечая на вводб) В комнате бабушки висят две большие картины, которые она нарисовала десять лет назад.Задание 8. Рассмотрите фразеологизмы с глаголом сидеть. Как вы думаете, в каких ситуациях можно их применить?Сидеть на шееТвой сын долго собирается сидеть у тебя на шее? Ему уже 35 лет. Тебя это устраивает?Сидеть на телефонеТы уже три часа сидишь на телефоне! Почему так долго? Нам пора идти в ресторан, мы опоздаем.Задание 9.Посмотрите на фотографию и на описание. Расскажите, а что у вас ЛЕЖИТ в сумке?У меня в сумке лежит: синяя ручка, ключи, кошелек, студенческий билет, наушники и телефон, очки, тетради, косметика, блокнот, зеркало.Задание 10. Опишите комнату с помощью глаголов висеть, сидеть стоять лежать. Опишите свою комнату.В комнате:- висят картины- стоит стул- лежит ковёр- сидит кошка под столомЗаключениеОдним из сложных разделов изучения русского языка как иностранного является грамматика, в частности глаголы движения. В нашей работе производится постановка основных проблем, с которыми сталкиваются иностранцы при изучении глаголов местоположения, и приводятся основные пути их решения: систематизация значений глагольных приставок, установление связи между грамматическим значением глагола и его валентностью. Разрабатывается концепция упражнений по глаголам местоположения, которые изучаются в рамках курса РКИ.В ходе нашего исследования мы убедились, что методика изучения глаголов местоположения в преподавании РКИ открыта для исследования и продолжает развиваться. Освоение глагольной системы – задание первостепенной важности для людей, изучающих русский язык. Первое, на что направлены действия преподавателя РКИ – это формирование представления студентов о смысловых возможностях пар глаголов совершенного и несовершенного вида. При этом глаголы, в силу существования нескольких способов образования видовых пар, а также по причине раннего освоения глаголов (на начальном этапе вхождения в языковую систему) изучение видовых пар глаголов представляет собою достаточно большую сложность. Именно поэтому видовым формам глаголов неизменно уделяется большое внимание в процессе преподавания РКИ.Мы разработали ряд упражнений, которые преподаватели могут использовать на занятиях русского языка как иностранного для закрепления глаголов местоположения стоять, лежать, сидеть, висеть. Библиографический списокБондарко А В Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971. – с. 387.Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1977. – с.415Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1991. – с. 397Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. Учебник. – М.: Логос, 2002. – с.528.Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М.: Просвещение, 1958. – с. 327.Виноградов В.В. Русский язык. Учебник. – М.: Наука,1972. –с.370.Винокур Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М: Знание, 1959. – с. 685.Высочинская Л.Л. Обучение глагольному управлению в русском языке в валентных моделях// Русский язык за рубежом № 4. И.,1973. С., 79.Галкина–Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке//Вопросы синтаксиса современного русского языка/Под ред. Виноградова В.В. – М.: Знание, 1950. – 478.Гвоздев А.Н. Современный русский язык. В 2 частях. – М.: Просвещение, 1973. – с.573.Калинин А.Ф. Безлично–инфинитивные предложения среди других типов простого предложения// Русский язык в школе – 2000. – №4. –37–42с.Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие. –М.: Изд–во МГУ, 2007. – с.485.Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. – М.: Владос, 1995. – с.379.Малый академический словарь / Ред.: А.П. Евгеньева, М., 1957-1960 (АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984.Новиков Л.А. Поинициативней отбора и структура лексического минимума русского языка// МАПРЯЛ, Международный симпозиум. Актуальные проблемы преподавания русского языка в странах Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока (тезисы докладов). И., 1972. С., 166-168.Овсянико–Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. –М.: Академия, 2001. – с.357.Пашков Е.С. Проблемы преподавания лексики русского языка иностранным слушателям подготовительного отделения// Учёные записки Орловского государственного университета. Орёл, 2017. С., 287-288.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Наука, 1998. – с.279.Петров А.В. Безлично–модальные предложения. Русский язык в школе. 2004. №6. 85–88 с.Петров А.В. Безлично–генетивные предложения. Русский язык в школе. 2005. № 6. 78–81, 106с.Петров А.В. Безлично–оценочные предложения. Русский язык в школе. 2006. № 6. 66–70с.Прибылых С.Р. Об особенностях усвоения русской лексики учащимися-иностранцами// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 9-. Якутск, 2015. С., 142-143.Пугачёв И.А., Яркина Л.П. Лексика как один из главных компонентов содержания обучения иностранному языку на продвинутом этапе//Полилингвиальность и транскультурные практики М.,2010. С., 74.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Рольф, 1997. –с.415.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис–пресс, 2008. –с.437.Современный русский язык. Морфология / Под ред. В. В. Виноградова. – М.: Айрис–пресс, 2008. – 389с.Современный русский язык. Учебник. / Под ред. В А Белошапковой. – М.: Академический проект, 2005. – с.537.Сташевич И.А. Использование английского языка в качестве языка-посредника при обучении русскому языку// Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития Минск, 2017. С., 356-357.

1. Бондарко А В Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971. – с. 387.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1977. – с.415
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник. – М.: Высшая школа, 1991. – с. 397
4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. Учебник. – М.: Логос, 2002. – с.528.
5. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М.: Просвещение, 1958. – с. 327.
6. Виноградов В.В. Русский язык. Учебник. – М.: Наука,1972. –с.370.
7. Винокур Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М: Знание, 1959. – с. 685.
8. Высочинская Л.Л. Обучение глагольному управлению в русском языке в валентных моделях// Русский язык за рубежом № 4. И.,1973. С., 79.
9. Галкина–Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке//Вопросы синтаксиса современного русского языка/Под ред. Виноградова В.В. – М.: Знание, 1950. – 478.
10. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. В 2 частях. – М.: Просвещение, 1973. – с.573.
11. Калинин А.Ф. Безлично–инфинитивные предложения среди других типов простого предложения// Русский язык в школе – 2000. – №4. –37–42с.
12. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие. –М.: Изд–во МГУ, 2007. – с.485.
13. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. – М.: Владос, 1995. – с.379.
14. Малый академический словарь / Ред.: А.П. Евгеньева, М., 1957-1960 (АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984.
15. Новиков Л.А. Поинициативней отбора и структура лексического минимума русского языка// МАПРЯЛ, Международный симпозиум. Актуальные проблемы преподавания русского языка в странах Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока (тезисы докладов). И., 1972. С., 166-168.
16. Овсянико–Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. –М.: Академия, 2001. – с.357.
17. Пашков Е.С. Проблемы преподавания лексики русского языка иностранным слушателям подготовительного отделения// Учёные записки Орловского государственного университета. Орёл, 2017. С., 287-288.
18. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Наука, 1998. – с.279.
19. Петров А.В. Безлично–модальные предложения. Русский язык в школе. 2004. №6. 85–88 с.
20. Петров А.В. Безлично–генетивные предложения. Русский язык в школе. 2005. № 6. 78–81, 106с.
21. Петров А.В. Безлично–оценочные предложения. Русский язык в школе. 2006. № 6. 66–70с.
22. Прибылых С.Р. Об особенностях усвоения русской лексики учащимися-иностранцами// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 9-. Якутск, 2015. С., 142-143.
23. Пугачёв И.А., Яркина Л.П. Лексика как один из главных компонентов содержания обучения иностранному языку на продвинутом этапе//Полилингвиальность и транскультурные практики М.,2010. С., 74.
24. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Рольф, 1997. –с.415.
25. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис–пресс, 2008. –с.437.
26. Современный русский язык. Морфология / Под ред. В. В. Виноградова. – М.: Айрис–пресс, 2008. – 389с.
27. Современный русский язык. Учебник. / Под ред. В А Белошапковой. – М.: Академический проект, 2005. – с.537.
28. Сташевич И.А. Использование английского языка в качестве языка-посредника при обучении русскому языку// Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития Минск, 2017. С., 356-357.

Вопрос-ответ:

Что такое глагол в русском языке?

Глагол - это часть речи, которая выражает действие, состояние или перемещение. В русском языке глаголы обладают различными формами и временами.

Какова семантическая классификация глаголов в русском языке?

Глаголы в русском языке можно классифицировать по значению на глаголы действия, состояния и перемещения. Глаголы действия обозначают физические или ментальные действия, глаголы состояния выражают состояние или чувства, а глаголы перемещения указывают на перемещение в пространстве.

В чем заключаются трудности изучения глагола в русском языке?

Изучение глагола в русском языке может быть сложным из-за множества грамматических форм и времен, а также из-за наличия различных видов глаголов. Кроме того, глаголы местоположения имеют особые свойства и требуют дополнительного изучения.

Какие лексико-грамматические свойства имеют глаголы местоположения?

Глаголы местоположения обладают такими свойствами, как непереходность, нетранзитивность и способность выражать положение или направление движения. Они требуют особого подхода при изучении и использовании в речи.

Какие упражнения могут помочь в обогащении речи иностранных студентов при изучении глаголов местоположения?

Для обогащения речи иностранных студентов при изучении глаголов местоположения можно использовать упражнения, направленные на запоминание и использование этих глаголов в контексте. Например, можно предложить студентам составлять предложения с глаголами местоположения или проводить упражнения на преобразование предложений с глаголами местоположения.

Что такое глаголы местоположения?

Глаголы местоположения - это глаголы, которые выражают местоположение или передвижение объекта в пространстве.

Какие бывают глаголы в русском языке?

В русском языке глаголы могут быть классифицированы по семантическим признакам, например: глаголы движения, глаголы состояния, глаголы перемещения и т.д.

Почему глагол является трудным для изучения в русском языке?

Изучение глагола в русском языке может быть трудным из-за его множественных грамматических форм и разнообразных семантических значений.

Какие лексико-грамматические свойства имеют глаголы местоположения?

Глаголы местоположения могут иметь свойства, связанные с указанием на местоположение объекта (например, "находиться", "стоять", "лежать") и передвижение объекта (например, "идти", "приходить"). Они также могут обозначать направление движения и удаление от места.

Какие упражнения можно использовать для закрепления глаголов местоположения?

Для закрепления глаголов местоположения можно использовать упражнения, например, составление предложений с данными глаголами, выполнение заданий на определение местоположения объекта, создание диалогов с использованием этих глаголов и т.д.

Какие есть трудности при изучении глаголов местоположения в русском языке?

В изучении глаголов местоположения в русском языке могут возникнуть следующие трудности: понимание значения различных глагольных форм, выбор правильного приставочного суффикса, использование соответствующих предлогов.