Социальные роли

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 14 14 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 10.04.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
1. Понятие социальной роли. 5
2. Структура социальной роли 8
3. Виды социальных ролей 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Чем дольше период существования группы, тем более привычными для окружающих становятся доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.Воздействие социальной роли на развитие личности достаточно значительно. Для развития личности характерно взаимодействие с людьми, выступающими в различных ролях, а также участие в максимально возможном объеме ролевого репертуара. Если человек способен воспроизвести больше социальных ролей, то он тем более приспособлен к жизни. Следовательно, процесс развития личности часто функционирует как динамика освоения социальных ролей[2, С. 185-186].Предписание ролей, соответствующих возрасту, одинаково важно для любого общества. Адаптация людей к постоянно меняющимся возрастам и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает человек адаптироваться к одному возрасту, как наступает другой, с новыми статусами и новыми ролями[2, С. 186-187].Не успевает молодой человек справиться с путаницей и комплексами юности, как он уже на пороге зрелости; не успевает человек проявить мудрость и опыт, как наступает старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования для освоения новых ролей. В определенном возрасте человек может испытывать проблемы с адаптацией к новым требованиям ролевого статуса. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, то есть достиг статуса старшей возрастной категории, обычно не полностью реализует свои потенциальные детские роли, что негативно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими и ущербными[2, С. 187].В то же время статус незрелого взрослого представляет собой сочетание статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детскому или подростковому возрасту. У такого человека обычно возникают конфликты при выполнении соответствующих возрасту ролей. Эти два примера показывают неспособность адаптироваться к соответствующим возрасту статусам, предписанным обществом.Освоение новой роли может быть чрезвычайно важным для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имидж-терапия (имидж-образ). Пациенту предлагается войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. В этом случае виноват не сам человек, а его роль, которая задает новые модели поведения. Человек вынужден действовать по-другому, исходя из новой роли. Несмотря на условность данного метода, эффективность его использования была достаточно высокой, так как испытуемый получал возможность высвободить подавляемые влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, в которой каждый участник играет свою определенную роль. Игра ролей имеет не только психотерапевтический, но и развивающий эффект[2, С. 186-187].ЗаключениеНа основании проделанной работы можно сделать вывод, что функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым и надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.Социальная роль - это модель поведения, признанная подходящей для людей определенного статуса в данном обществе. Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании существует представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно выполнять порученную ему работу). Но каждый человек, в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов, выполняет социальную роль по-своему.Претендуя на этот статус, человек должен выполнять все ролевые требования, предъявляемые к данной социальной позиции. У каждого человека есть не одна, а целый набор социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором. Социальные роли как средство описания отношений между личностью и обществом позволяют по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более "осязаемые" научно-логические механизмы связи личности со сложными социальными образованиями, и в этом большая заслуга социологической статусно-ролевой теории.Таким образом, при написании данного реферата была полностью раскрыта актуальность исследования, рассмотрены все поставленные задачи и достигнуты цели.Список используемой литературы[1] Бабосов Е. М.. Общая социология / Учеб.пособие для студентов вузов, 2-е изд., стер. - Мн [Текст] /авт. E. M. Бабосов. – ТетраСистемс: Минск, 2004 г. – 640 стр.[2] Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социалогия / Учеб.пособие для студентов вузов[Текст]/ авт.Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. –СПбГУНиПТ: СПб, 2010 г. – 293 стр.[3] Осипов Г.В.. Социология. Основы общей теории / Учебник для вузов [Текст] / авт. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – Норма: Москва, 2003 г. – 912 стр.[4] Резник Ю.М.Вопросы социальной теории / Т.Парсонс Социальной системы, Том 2, Вып 1 (2) [Текст] / авт. Ю.М. Резник. – ВУЗ РАН: Москва, 2008г. – 500 стр.

[1] Бабосов Е. М.. Общая социология / Учеб. пособие для студентов вузов, 2-е изд., стер. - Мн [Текст] / авт. E. M. Бабосов. – ТетраСистемс: Минск, 2004 г. – 640 стр.
[2] Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социалогия / Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / авт. Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. – СПбГУНиПТ: СПб, 2010 г. – 293 стр.
[3] Осипов Г.В.. Социология. Основы общей теории / Учебник для вузов [Текст] / авт. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – Норма: Москва, 2003 г. – 912 стр.
[4] Резник Ю.М. Вопросы социальной теории / Т.Парсонс Социальной системы, Том 2, Вып 1 (2) [Текст] / авт. Ю.М. Резник. – ВУЗ РАН: Москва, 2008г. – 500 стр.

Вопрос-ответ:

Чем характеризуется социальная роль?

Социальная роль характеризуется совокупностью ожиданий, норм и правил, связанных с определенной позицией в обществе. Она определяет поведение и функции человека в социальной группе.

Какова структура социальной роли?

Структура социальной роли включает в себя три основных аспекта: ожидания окружающих относительно поведения человека, самовосприятие и внутреннюю мотивацию, а также фактическое поведение и действия, проявляемые в социальной группе.

Какие виды социальных ролей существуют?

Существуют различные виды социальных ролей, такие как роли по полу, возрасту, профессиональные роли, роли в семье и т.д. Они отличаются по своим функциям и тем ожиданиям, которые на них накладываются.

Как влияет социальная роль на развитие личности?

Социальная роль имеет значительное влияние на развитие личности. Она определяет, какими качествами и поведением личность должна обладать в социальной группе. Взаимодействие с окружающими и соответствие ожиданиям роли способствуют формированию и развитию личности.

Можно ли изменить привычную социальную роль?

Изменить привычную социальную роль достаточно сложно, особенно если группа существует длительное время. Доминирующая социальная роль каждого участника группы становится привычной для окружающих, и изменение данного стереотипа поведения требует большого усилия.

Каково воздействие социальной роли на развитие личности?

Воздействие социальной роли на развитие личности достаточно значительно. Социальные роли определяют ожидаемое поведение и нормы в конкретной группе или обществе. Личность адаптируется к социальной роли, взаимодействуя с другими людьми и принимая на себя определенные ролевые функции. Таким образом, социальная роль формирует характер, манеру общения, ценности и многие другие аспекты личности.

Какие виды социальных ролей существуют?

Существует несколько видов социальных ролей. Одним из них являются статусные роли, определяющие позицию человека в обществе. Например, роли родителя, ребенка, учителя и т.д. Есть также функциональные роли, связанные с выполнением определенных задач или функций в группе или организации. Например, роль руководителя, исполнителя, специалиста и т.д. Кроме того, существуют социальные роли, связанные с полом, возрастом, профессией и другими категориями.

Какова структура социальной роли?

Структура социальной роли включает в себя несколько элементов. Во-первых, это ожидания, которые группа или общество имеют относительно определенной роли. Ожидания могут быть явными или неявными. Во-вторых, это права и обязанности, связанные с ролью. Человек, занимающий определенную роль, имеет определенные права и обязанности перед группой или обществом. В-третьих, это нормы и ценности, связанные с ролью. Роль может содержать определенные нормы поведения и ценности, которым необходимо соответствовать.

Что такое социальная роль?

Социальная роль - это набор ожиданий и норм, связанных с определенной позицией в обществе, которые предписывают определенное поведение и образ жизни.

Какова структура социальной роли?

Структура социальной роли включает в себя три основных компонента: статус, ролевые ожидания и ролевое поведение. Статус - это позиция в обществе, ролевые ожидания - это ожидания относительно поведения, характерных для данного статуса, а ролевое поведение - это активные действия, социальные практики и образ жизни, связанные с определенным статусом.