История адаптивной физической культуры в зарубежных странах и России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.04.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности адаптивной физической культуры 5
1.1 Сущность адаптивной физической культуры 5
1.2 Принципы адаптивной физической культуры 9
Глава 2. История адаптивной физической культуры 14
2.1 Становление адаптивной физической культуры в России 14
2.2 Становление адаптивной физической культуры за рубежом 17
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления

Миссия ИКК заключалась в том, чтобы представлять интересы всех групп людей с ограниченными возможностями, и она руководила организацией Паралимпийских игр с 1982 по 1992 год[12]. Национальное представительство увеличилось, и в 1989 году в качестве руководящего органа был создан Международный паралимпийский комитет (МПК),как руководящий орган Паралимпийского движения. На сегодняшний день членами являются более 160 национальных паралимпийских комитетов и международных организаций, таких как Международная спортивная организация инвалидов (ISOD), Международная ассоциация (федерация) слепых спортсменов (IBSA), Международная спортивная федерация инвалидов-колясочников Сток-Мандевиль (ISMWSF), Международной спортивно-оздоровительной ассоциации лиц с церебральным параличом (СРШЯА) и другие международные спортивные организации, продвигающие адаптивные виды спорта[9]. В 2003 году МПК определил главную цель Паралимпийского движения: создать спортсменам-паралимпийцам все условия для достижения спортивного мастерства, вдохновения и восхищения мира.Обобщение зарубежного опыта развития адаптационных направлений в физической культуре и спорте (ФКиС) показывает, что спортивная подготовка инвалидов осуществляется преимущественно с помощью общественных организаций при государственной поддержке.Развитие адаптивной физической культуры и спорта (АФКиС) и подготовка высококвалифицированных спортсменов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью государственных бюджетных учреждений. Следует также выделить инновационные идеи, характерные для отдельных стран[6]:1) создание центров социального обеспечения (A-typed) для людей с ограниченными возможностями (Япония);2) использование деятельности религиозных христианских общин для развития адаптивного спорта (США);3) поддержка и развитие научных журналов по тематике инвалидности и физической культуры;4) создание в Учреждениях Высшей Школы специализированной образовательной программы по спортивному управлению бизнесом, направленных на работу со всеми нозологическими группами инвалидов;5) работа Национальной лотереи, средства которой предназначены для доступа инвалидов к систематическим занятиям ФКиС (Великобритания);6) открытие спортивных академий для обучения физическому воспитанию людей с ограниченными возможностями (Франция).Накопленный международный опыт позволяет приступить к анализу компонентов российской системы спортивной подготовки.Государственная политика развития адаптивных видов спорта неразрывно связана с государственной политикой в области ФКиС. Исследователи принципов и основ государственного управления спортивной индустрией выделяют несколько основных направлений: массовый спорт; детский и юношеский спорт; подготовка спортивного резерва; адаптивный спорт; спорт высоких достижений.Практические аспекты применения методов АФКиС, адаптивной физической культуры и социализации инвалидов напрямую связаны с системой массовых видов спорта и государственной программой приобщения населения к занятиям спортом. Это подтверждается включением в комплекс нормативов и испытаний для инвалидов «Готов к труду и обороне» (ГТО)[13].В настоящее время можно говорить о недостаточном количестве детско-юношеских спортивных школ и специализированных спортивных школ по адаптивным видам спорта. Также большинство спортсменов-паралимпийцев готовятся в школах олимпийского резерва и центрах спортивной подготовки, что делает систему спортивной подготовки актуальной для паралимпийских видов спорта.Ряд федеральных законов можно отнести к основным законодательным актам, регулирующим развитие физической культуры и спорта в России, в том числе адаптивного спорта. Давайте рассмотрим их поближе[10].Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) впервые закрепил ряд основных понятий, таких как «Паралимпийское движение России», «Паралимпийский комитет России»[9]. Здесь спорт определяется как составная часть спорта, представляющая собой отдельную сферу общественных отношений, реализуемую в соответствии с утвержденными правилами. При этом в соответствии со статьей 21 порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, а также порядок их ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации[8]. Термин «адаптационный спорт» в нашей стране законодательно не закреплен. В тридцатку основных понятий, используемых в основном спортивном законе России, не входят АФК или АК. В данном Федеральном законе учтены основные принципы реализации законодательных актов о физической культуре и спорте, но практически не учтены принципы, связанные с развитием спорта инвалидов[11]. В результате анализа второй статьи Федерального закона, посвященной базовым понятиям, установлено, что такие используемые в законе понятия, как инвалидАФК, АС, в данной статье полностью отсутствуют. При анализе статей 7-9 Федерального законао полномочиях органов государственной исполнительной власти в сфере ФКиС, АФКиС лишь упоминается и рассматривается как составная часть ФКиС. Однако в связи с важностью данной темы, это направление следует выделить отдельно[3].Следующим федеральным законом, способствующим формированию понятийной базы, является Федеральный закон Российской Федерации, которым вносятся изменения в ряд законодательных актов, касающихся инвалидов. В статье 1 пункте 1 основным критерием отнесения граждан к инвалидам является наличие отставания в физическом и (или) психическом развитии. Однако эта формулировка не раскрывает всех нюансов этого явления[12].В некоторых работах указывается, что более 6 тысяч нозологий (заболеваний) отнесены к инвалидности по Международной классификации болезней (далее - МКБ-10).Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года определяет цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу. Однако эта стратегия не в полной мере раскрывает возможности АФКиС, несмотря на прогнозируемое участие в Паралимпийских играх[6]. Стратегической целью государства, как основного регулятора физкультурно-спортивной политики, является создание необходимых условий для просвещения граждан о здоровом образе жизни путем приобщения их к регулярным занятиям физической культурой. Это достигается за счет обеспечения населения спортивной инфраструктурой, что способствует повышению конкурентоспособности отечественного спорта на международном уровне. Таким образом, указывается и спорт инвалидов, однако не упоминается о развитии АФКиС[4].Еще одним важным документом является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Следует отметить, что данная программа практически не учитывает АФКиС. Однако, ЛОВЗ даже не упоминаются[2].Таким образом, в целях обеспечения доступности объектов спортивной инфраструктуры и физкультурно-досуговой деятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения предлагается решить ряд задач, в частности привлечь как можно больше инвалидов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.ЗаключениеАдаптивная физическая культура (АФК) – вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты формирования у человека готовности жить; оптимизация его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности.Целью адаптивной физической культуры как вида физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека со стойкими отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидностью путем обеспечения оптимального функционирования его высвобожденных двигательных навыков и имеющихся (остающихся в процессе жизни) от природы духовных сил, их гармонизация для максимально возможной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья и людей с отклонениями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «вырваться из замкнутого пространства», влиться в социум, завести друзей, пообщаться, получить полноценные эмоции и знания об окружающем мире. Здесь они учатся, часто впервые в жизни, радости движения, учатся достойно переносить поражения, познавать счастье самопреодоления.АФК как новое для России интегративное поле образования, науки, культуры и социальной практики имеет большие перспективы. Это связано с неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью коренного изменения ситуации без перестройки всей политики государства, менталитета его руководителей и населения в целом по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.Особо важным направлением развития АФК в России и за рубежом является внедрение аксиологической, личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и людям с проблемами здоровья. А это невозможно без активного участия СМИ и коммуникаций, формирования информационного пространства АФК.Широкое внедрение АФК в жизнь людей как основного направления социальной практики поднимет на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, создаст новый уровень качества жизни для каждого человека в нашей стране.Список использованных источниковАртамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 400 c.Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2018. - 248 c.Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 336 c.Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 304 c.Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2019. – 344 с.Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2018. - 47 c.Германов Г.Н. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад : учебное пособие для СПО / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 793 с.Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - М.: Academia, 2017. - 320 c.Евсеев, С. П. Обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2019. - 308 c.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2017. - 990 c.Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 568 c.Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2017. - 304 c.Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2017. - 400 c.Магун, Т.Н. Методика адаптивной физической культуры в подготовке / Т.Н. Магун. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 136 c.Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2018. - 254 c.Рассел, Дж. Адаптивная физическая культура / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 595 c.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.

1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 400 c.
2. Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2018. - 248 c.
3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 336 c.
4. Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 304 c.
5. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2019. – 344 с.
6. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.
7. Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2018. - 47 c.
8. Германов Г.Н. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад : учебное пособие для СПО / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 793 с.
9. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - М.: Academia, 2017. - 320 c.
10. Евсеев, С. П. Обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2019. - 308 c.
11. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2017. - 990 c.
12. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 568 c.
13. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2017. - 304 c.
14. Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.
15. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
16. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2017. - 400 c.
17. Магун, Т.Н. Методика адаптивной физической культуры в подготовке / Т.Н. Магун. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 136 c.
18. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2018. - 254 c.
19. Рассел, Дж. Адаптивная физическая культура / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 595 c.
20. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.

Вопрос-ответ:

Какова сущность адаптивной физической культуры?

Сущность адаптивной физической культуры заключается в создании условий для занятий физическими упражнениями людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли развивать свои физические способности и поддерживать здоровье.

Какие принципы лежат в основе адаптивной физической культуры?

Принципы адаптивной физической культуры включают индивидуальный подход, сочетание физических и психологических методов, использование специальных технических средств, доступность занятий и принцип постепенного увеличения нагрузки.

Как становилась адаптивная физическая культура в России?

Адаптивная физическая культура стала развиваться в России в начале XX века, когда были созданы первые специальные образовательные учреждения и организации для людей с ограниченными возможностями. В дальнейшем, эта область получила поддержку от государства и стала значимой составляющей физической культуры страны.

Как развивалась адаптивная физическая культура за рубежом?

Адаптивная физическая культура развивалась за рубежом параллельно с развитием в России. В разных странах были созданы специальные организации, учебные заведения и программы для людей с ограниченными возможностями. В некоторых странах эта область также получила поддержку от государства и стала широко распространена.

Какие источники были использованы для написания статьи о адаптивной физической культуре?

Для написания статьи об адаптивной физической культуре были использованы различные источники, включая научные публикации, учебники, статьи из периодической печати и официальные документы. Исследователи также провели исследования и интервью с экспертами в области адаптивной физической культуры, чтобы получить актуальную и достоверную информацию.

Что такое адаптивная физическая культура?

Адаптивная физическая культура - это специально разработанные программы физической активности, направленные на улучшение здоровья и физической активности людей с ограниченными возможностями.

Какие принципы лежат в основе адаптивной физической культуры?

Основными принципами адаптивной физической культуры являются индивидуальность подхода к каждому человеку, сочетание различных методов тренировки, построение программы физической активности на основе конкретных целей и особенностей человека, а также учет его физических и психологических возможностей.

Как развивалась адаптивная физическая культура в России?

Адаптивная физическая культура начала развиваться в России с середины 20-го века. Вначале она была ориентирована только на людей с физическими ограничениями, но затем охватила также людей с интеллектуальными и психическими особенностями. В настоящее время в России существует широкая сеть специализированных учебно-спортивных заведений и тренировочных центров, где проводятся занятия по адаптивной физической культуре.

Как развивалась адаптивная физическая культура за рубежом?

Адаптивная физическая культура начала развиваться за рубежом уже в конце 19-го века. Первоначально она была ориентирована на ветеранов Первой мировой войны с физическими повреждениями. В последующие годы адаптивная физическая культура стала охватывать все больше категорий людей с ограниченными возможностями, включая людей с инвалидностью и психическими нарушениями. Сейчас в разных странах существует множество организаций и программ, которые занимаются адаптивной физической культурой.

Какие источники использовались при написании статьи о адаптивной физической культуре?

При написании статьи об адаптивной физической культуре были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и публикации отечественных и зарубежных авторов. Весь список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какая сущность у адаптивной физической культуры?

Адаптивная физическая культура – это система занятий физической активностью, которая направлена на улучшение физического и психологического состояния людей с ограниченными возможностями. Главная задача адаптивной физической культуры заключается в том, чтобы помочь людям с физическими или психическими ограничениями достичь оптимального уровня физического развития и улучшить свое качество жизни.

Какие принципы лежат в основе адаптивной физической культуры?

Основными принципами адаптивной физической культуры являются индивидуальный подход, дифференцированность, сочетание медицинских и педагогических принципов, психологическая поддержка и содействие социальной адаптации. Индивидуальный подход означает адаптацию занятий к конкретным возможностям и потребностям каждого человека. Дифференцированность подразумевает разнообразие форм и методов занятий, которые учитывают различные ограничения и особенности людей с ограниченными возможностями. Сочетание медицинских и педагогических принципов позволяет достигнуть наилучшего результата при занятиях адаптивной физической культурой. Психологическая поддержка и содействие социальной адаптации помогают улучшить самооценку и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество.