Инклюзивное образование как условие успешной социализации детей с ОВЗ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 40 40 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 16.04.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Дети с ОВЗ как объект государственной поддержки, их характеристика 5
2. Социальные, психологические и педагогические проблемы социализации детей с ОВЗ 14
3. Характеристика инклюзивного образования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29




Фрагмент для ознакомления

С 1961 по 1980 год в Дании и других скандинавских странах проводилась большая социально-просветительская работа, чтобы понять и освоить многие индивидуальные инициативы, которые не регулируются властями. Интеграция здесь постепенно росла «снизу», инициированная и поддерживаемая социал-демократическим движением и позитивным социально-экономическим развитием страны. И только когда вся страна практически и морально освоила феномен интеграции (который длился около 20 лет) он был легализован: в январе 1980 г. был принят закон об образовательной реформе, который предусматривал введение принципа нормализации взаимоотношений с людьми, имеющими ограничения возможностей[7,c.22].К концу ХХ века во многих странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) отправка детей в специальные (коррекционные) учебные заведенияпредставлялась крайней мерой. В образовательной практике этих стран реализуется принцип комплексного подхода, который дает детям с ограниченными возможностями возможность учиться вместе с нормальными детьми в общеобразовательной школе. При этом для облегчения обучения создаются дополнительные условия для специальной поддержки[5,c.25].Важным шагом в развитии инклюзивного образования стало проведение в 1994 году в Испании Всемирной конференции по образованию для людей с особыми потребностями. На ней была принята Декларация «О принципах, стратегиях и практике образования для людей с особыми потребностями». Основная цель этого документа - побудить страны к созданию такого образовательного учреждения, как «Школа для всех». В специальном образовании инклюзия понимается как процесс расширения участия всех граждан в жизни общества, особенно тех, кто имеет проблемы с физическим развитием. Он включает в себя разработку и внедрение таких конкретных решений, которые позволяют каждому в равной степени участвовать в академической и общественной жизни.На сегодняшний день важнейшими документами, регулирующими инклюзивное образование на территории Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[9,c.34]. Историю обучения детей с особыми потребностями в школе можно условно разделить на следующие этапы[10,c.36]:1) середина 1960-х - «медицинская модель», которая привела к изоляции людей с ограниченными возможностями;2) середина 1960-х - середина 1980-х - «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;3) середина 1980-х годов - настоящее время - «модель включения», то есть инклюзия.Ряд факторов способствовал созданию инклюзивной образовательной среды[9,c.18]:1) социальные - все больше и больше детей рождается с нарушениями эмоциональной сферы, интеллекта, аутизмом и другими расстройствами, но при этом также нуждаются в образовании; общество предъявляет новые требования к доступности и повышению качества образования. Необходимо внедрять идеи гуманизации и демократизации общества,развивать «семейную политику», при которой родители включаются в образовательный процесс как субъекты обучения, это выражается в ответственности за образование, воспитание и развитие детей.2) законодательно-нормативные - ратификация законодательных актов: Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 г., Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;3) теоретические - современные тенденции в науке, направленные на достижение цели - развитие способности человека к самостоятельному существованию, формирование мотивации достижения, актуализация потребности в саморазвитии; концепция непрерывного образования; переход от «медицинской» модели понимания инвалидности к «социальной»;4) практикоориентированные - активное вовлечение родителей «особенных» детей в образовательный процесс в роли воспитателей; появление должности «координатора-методиста» инклюзии; создание профессиональных сообществ, организация круглых столов, научно-практических конференций, курсов переподготовки специалистов в области обеспечения интегративного образовательного процесса;5) экономичность - новая система образования дает возможность формировать и приумножать «человеческие ресурсы», поскольку человек активно реализует свой потенциал и при этом не может быть ограничен индивидуальными особенностями развития.Инклюзивное образование включает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в одной и той же группе с помощью разных образовательных программ.Инклюзивное образование основано на следующих принципах[6,c.22]:1.Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого отдельного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к потребностям ребенка, но и дает ребенку возможность реализовать свою индивидуальность.2.Принцип поддержки самостоятельной деятельности ребенка. Важной предпосылкой успеха инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной работы ребенка. Реализация этого принципа решает проблему формирования социально активной личности. 3. Принцип активного вовлечения всех участников в образовательный процесс предполагает создание условий для взаимопонимания и принятия для достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия - это активное вовлечение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение совместных мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального общества.4. Принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и развитию методов и средств обучения и воспитания. 5. Принцип партнерства с семьей. Усилия воспитателей будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и отвечают потребностям семьи. Задача специалиста - построить доверительные партнерские отношения с родителями или родственниками ребенка, обратить внимание на просьбу родителей, на то, что, по их мнению, важно и необходимо в данный момент ребенку.Из всего этого следует сделать вывод, что инклюзивное образование доказывает, что все дети могут добиться успеха, если им предоставляется помощь. Оно предлагает возможность общения в атмосфере сочувствия, терпимости, социальной справедливости и сотрудничества. В будущем успешная социализация и образование детей с ограниченными возможностями обеспечит их полноценное участие в жизни общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального статуса, расы или религии, физических и умственных способностей, инклюзивное образование предлагает каждому ребенку возможность удовлетворить свои потребности в развитии и получить образование, соответствующее его уровню развития, на равных условиях. Сегодня проблема развития инклюзивного образования в России является предметом пристального внимания не только родителей и образовательных сообществ, но и широкой общественности.Практика показывает, что развитие инклюзивного образования представляет собой сложный, многоуровневый процесс с привлечением научных, методических и управленческих ресурсов. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявших идею инклюзии, остро нуждаются в поддержке в организации педагогического процесса и отработке механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок, нуждающийся в социализации. Социально-педагогическая помощь – это процесс и результат оказания психологической, социальной и педагогической помощи детям, испытывающим трудности в процессе социализации.Процесс социализации личности детей будет эффективным, когда такие дети интегрируются в общество, чтобы они могли усваивать определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.Основными задачами социализации являются формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативных и социальных навыков.Важным направлением инклюзивного образования является адаптация ребенка к социально здоровой среде, восстановление или компенсация утраченных социальных связей, положительные формы активности в общении, игре и познании.Таким образом, помимо решения чисто образовательных задач, инклюзивное образование вносит большой вклад в повышение качества жизни детей. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой, адаптивной образовательной среды, способной удовлетворить образовательные потребности всех учащихся.Результаты данного исследования представляют практический интерес для государственных структур, координирующих решение задач развития инклюзивного образования, администрации, педагогов и родителей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗакон РФ «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информа-Ционное издание МО РФ.- 1992. -№ 11.Проект закона РФ «О специальном образовании» //Дефектология. - 1995. -№1.-С. 3-15.Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование./ С.В. Алехина. - 2018. - № 1. - С. 5-16.Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2018. С. 71-95.Богданова, Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова/Е.В. Богданова. - 2017. - № 3, Т. 21. - С. 158-160Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.Гладкая, В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования // Образование и воспитание./В.В. Гладкая - 2016.- № 10. - С. 71-78.Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л.В. Голубева. - М.: Учитель, 2018. - 390 c.Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.Давыдова, Л.Н. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. Грани одной проблемы. Выпуск №53 / Л.Н. Давыдова. - Москва: Мир, 2018. - 197 c.Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2017. - 364 c. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 962 c.Казаченко-Триродов, Н.П. Воспитание и обучение дефективных детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко-Триродов. - М.: Петроград: Комиссариат Социального Обезпечения, 2017. - 341 c.Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 840 c.Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2018. - 127 c.Красило, А. И. Инклюзивное образование. Методические проблемы и практические рекомендации / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2017. - 186 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 cПасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: моногр. / А.Ю. Пасторова. - М.: Издательство СПбГУ, 2019. - 201 c.Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 576 c.Сарычев, С. В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 c.Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2018. - 269 c.Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 544 c.Тимохина, Т.В. Инклюзивное образование в прошлом и настоящем / Т.В. Тимохина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 460 c.Феталиева, Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО/ Л.П. Феталиева. 2018. №4 (71).Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2021. - 184 c.Чигрина, А.С. Инклюзивное образование: моногр. / А.С. Чигрина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 136 c.Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с ОВЗ / Л.М. Шипицына. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Планета знаний, 2016. - 496 c.Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, И. М. Соловьев и др. / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 2015. 342 с.Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2016. - 278 c.Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18872/ (дата обращения: 10.03.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информа-Ционное издание МО РФ.- 1992. -№ 11.
2. Проект закона РФ «О специальном образовании» //Дефектология. - 1995. -№1.-С. 3-15.
3. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование./ С.В. Алехина. - 2018. - № 1. - С. 5-16.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2018. С. 71-95.
5. Богданова, Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова/Е.В. Богданова. - 2017. - № 3, Т. 21. - С. 158-160
6. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
7. Гладкая, В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования // Образование и воспитание./В.В. Гладкая - 2016.- № 10. - С. 71-78.
8. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л.В. Голубева. - М.: Учитель, 2018. - 390 c.
9. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
10. Давыдова, Л.Н. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. Грани одной проблемы. Выпуск №53 / Л.Н. Давыдова. - Москва: Мир, 2018. - 197 c.
11. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2017. - 364 c.
12. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
13. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 962 c.
14. Казаченко-Триродов, Н.П. Воспитание и обучение дефективных детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко-Триродов. - М.: Петроград: Комиссариат Социального Обезпечения, 2017. - 341 c.
15. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 840 c.
16. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2018. - 127 c.
17. Красило, А. И. Инклюзивное образование. Методические проблемы и практические рекомендации / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2017. - 186 c.
18. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.
19. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c
20. Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: моногр. / А.Ю. Пасторова. - М.: Издательство СПбГУ, 2019. - 201 c.
21. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 576 c.
22. Сарычев, С. В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 c.
23. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2018. - 269 c.
24. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 544 c.
25. Тимохина, Т.В. Инклюзивное образование в прошлом и настоящем / Т.В. Тимохина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 460 c.
26. Феталиева, Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО/ Л.П. Феталиева. 2018. №4 (71).
27. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2021. - 184 c.
28. Чигрина, А.С. Инклюзивное образование: моногр. / А.С. Чигрина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 136 c.
29. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с ОВЗ / Л.М. Шипицына. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Планета знаний, 2016. - 496 c.
30. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, И. М. Соловьев и др. / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 2015. 342 с.
31. Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2016. - 278 c.
32. Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18872/ (дата обращения: 10.03.2022).








Вопрос-ответ:

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это подход к образованию, при котором дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательные учреждения и получают возможность обучаться вместе со своими сверстниками без ограничений и исключений.

Какие характеристики имеют дети с особыми воспитательными потребностями?

Дети с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) могут иметь различные характеристики, включая физические, умственные или эмоциональные особенности, а также нарушения развития. Например, это могут быть дети с ограниченными возможностями зрения, слуха, аутизмом, задержкой речи и т.д.

Какие проблемы возникают при социализации детей с ОВЗ?

Среди проблем при социализации детей с ОВЗ можно выделить отсутствие понимания и поддержки окружающей среды, недостаток квалифицированных специалистов, ограниченные ресурсы и адаптивные программы, стигматизация и дискриминация, внутренние трудности у самих детей и проблемы коммуникации.

Какие преимущества имеет инклюзивное образование для детей с ОВЗ?

Инклюзивное образование позволяет детям с ОВЗ получить доступ к образовательным ресурсам, развивать свои навыки и способности, создает возможности для социальной адаптации и интеграции, снижает стигму и повышает принятие со стороны сверстников, развивает толерантность и уважение к различиям.

Как развивалось инклюзивное образование?

Идея инклюзивного образования начала развиваться в скандинавских странах в 60-80 годах прошлого века. В этих странах проводились социально просветительские работы, направленные на осознание важности инклюзии и разработку индивидуальных инициатив. С тех пор инклюзивное образование стало широко распространено во многих странах мира.

Какие характеристики имеют дети с ограниченными возможностями здоровья?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут иметь различные характеристики в зависимости от своего заболевания или инвалидности. Это может включать физические, психические, интеллектуальные или поведенческие особенности. Например, некоторые дети могут иметь проблемы с двигательной активностью, а другие - с коммуникацией или социализацией.

Какие проблемы возникают при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья может сталкиваться с различными проблемами. Некоторые из них включают недостаток доступа к образованию и социальным возможностям, негативные отношения окружающих, стигматизацию и дискриминацию. Эти проблемы могут влиять на развитие ребенка и его возможность вести полноценную социальную жизнь.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это подход к образованию, при котором дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общую среду обучения вместе с другими детьми. Он предполагает создание условий, которые позволяют всем детям получать качественное образование и развиваться в соответствии с их индивидуальными потребностями и способностями.

Какие характеристики имеет инклюзивное образование?

Инклюзивное образование характеризуется рядом особенностей. Оно предполагает индивидуализацию образовательного процесса, адаптацию программ и методик обучения, использование инклюзивных технологий и поддержку со стороны специалистов. Также в него включается принцип равных возможностей и недискриминации для всех детей, независимо от их особенностей и способностей.

Какое значение имеет инклюзивное образование для успешной социализации детей с ОВЗ?

Инклюзивное образование играет ключевую роль в успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Оно обеспечивает равные возможности обучения и развития для всех детей, независимо от их особенностей. Благодаря инклюзивному образованию, дети с ОВЗ могут в полной мере участвовать в общественной жизни, развивать свои способности и умения, а также строить социальные отношения с другими детьми.