Формы толерантности и диагностика толерантности
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 13.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие толерантности 5
2. Формы и функции толерантности 11
3. Диагностика толерантности 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Объективнымифакторамимысчитаемвлияниесемьи,социальногоокружения,средствмассовойкоммуникации.Ксубъективнымотносиминдивидуальные,а также возрастные особенностиличности[3].Анализиподробноеизучениелитературныхисточниковпопроблеметолерантногоповедения,позволиливыделитьфункциитолерантности.Миробеспечивающаяфункцияопределяетбезграничностьокружающейсредыиразнообразностьвзглядов;обеспечиваетдружноесосуществованиепредставителейразличныхсоциальныхгрупп;защищаетспомощьюзаконанеприкосновенностьиненасилиевотношенииразногородаменьшинств.Регулирующая функция позволяет сглаживать неприязненное отношениеилизаменяетегонапозитивное;предоставляетконструктивныевариантывыходаизконфликтныхситуаций;направляетотношениянапризнаниеравноправия,свободы.Психологическая–нормализуетпсихологическуюатмосферувгруппе;формируетиразвиваетэтническоесамосознаниеисамоидентификацию;способствуетформированиюадекватнойсамооценкиличности;помогаетпротивостоятьтруднымжизненнымситуациям.Воспитательнаяфункция-обеспечиваетпередачупозитивногоопытавзаимодействия в обществе; способствует успешной социализации; развиваетнавыки сопереживания,сочувствия.Коммуникативная – формирует готовность к общению, взаимодействию;устанавливаетконструктивныйдиалогспредставителямиразличныхсоциальныхгрупп,иныхвзглядов.Культуросохраняющаяфункция–обеспечиваетсохранностьипреувеличениекультурного опытаобщества.Креативная–создаетусловиядляпреображенияокружающегопространства,творческого самоутверждения.Фелицитологическаяфункция–позволяетполучатьудовлетворение,счастьеотобщениясдругимилюдьми;помогаетосознатьсобственнуюиндивидуальность,достичьпризнаниясоциумом.Каждаяизфункцийспособствуетпроявлениютолерантности.Здесьподразумевается, что каждый человек вправе придерживаться своих убежденийипризнаеттакоеправозадругими,каждыйчеловекиндивидуаленповнешнемувиду,социальномуположению,поведению,жизненнымпринципамиустановкам,каждыйчеловекможетпридерживатьсясвоегомнениябезнавязываниячужого[8].Следуетотметитьбольшуюзависимостьвзаимоотношенийчеловекаcокружающей его действительностью отособенностей его структуры морально-нравственныхкачеств.Можносказать,чембольшевыраженыкачества,которые представляют ценности личности, тем проще личности адаптироватьсявменяющихсяусловияхтой реальности,гделичностьсуществует.Толерантностьимеетважноезначениевиндивидуально-личностномразвитии,всоциализации,обучении,всоциальныхотношенияхипрофессиональнойдеятельностивчастности,гдетолерантностьявляетсязалогом её эффективности. Особую значимость на современном этапе развитияобществаприобретаетзадачаразвитиятолерантностикакличностнойхарактеристикииндивида,кудавходятэмпатия, чувствоюмора,гибкостьидр.3.ДиагностикатолерантностиВ соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявленийтолерантностидляееизученияприменяютсяисущественно,различныеметоды.Методы исследования толерантности можно поделить на специфические,т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания инеспецифические,которыеописываютуниверсальныехарактеристикиличности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признакамипроявлениятолерантности (интолерантности).К специфическим методам исследования толерантности можно отнестиследующие:Методикаизмеренияуровнятолерантностиуподростков;Индекстолерантности;Осторожно!Насилие!Тетрадьдляразмышлений;Диагностическийтестотношения;Культурно-ценностныйдифференциал;Типыэтническойидентичности;Этническаяаффилиация;Этническаятолерантностьличности;ТестличностныхконструктовДж.Келли(модификация);Методизмерениясоциальногорасстояния;Методприписываниякачеств;Психосемантика(описаниеэтническихавто-игетеростереотипов);Техникапостроениясемантическихпространстванабазефразеологизмов;Диагностикаобщейкоммуникативнойтолерантности.Неспецифические методы диагностики, используемые при исследованиитолерантности,направленынаизучениеличностныхособенностейлюдей,отнесенныхк«типам»толерантной(интолерантной)личности, например:Направленностьличностивобщении;Стильпедагогическогообщения;Методиканавыявлениеавторитарности-F-шкала(Р.Н.Сэнфорд,Т.В.Адорно,Э.Френкель-Брунсвик,Д.Дж.Левинсон);Тестынаассертивность;ИнтерперсональнаядиагностикаТ.ЛиривмодификацииС.А.Шеина;Методикабиоценочнойполяризации(модификацияметодикиФидлера);ТестэмпатическихтенденцийМехрабиана;МетодрисуночнойфрустрацииРозенцвейга;ТестповедениявконфликтеК.Томаса;Типыреагированиявконфликтнойситуации(Э.И.Киршбаум)MUST-test(П. ИвановиЕ.Колобова)идр.Конечно, это лишь небольшой обзорвозможных методовисследованиятолерантности и ее личностных характеристик.В основном,как мывидим,диагностикатолерантностиосуществляетсяпосредствомизмеренияуровняразвитиякачествихарактеристик,присущихинтолерантнойличности.Исследованиетолерантностиявляетсянепростойзадачей,т.к.взначительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных спредставлениямиосоциальнойжелательности.Необходимонетолькосовершенствованиеирасширениеимеющегосяметодическогообеспеченияисследования, но также создание и апробация проективного инструментария,существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатыйматериалдляинтерпретацииипониманияустановоктолерантногосознания.Кдиагностическимисследованиямтолерантностицелесообразноподходитькомплексно,изучатьуровниеесформированности,способыпроявления.Нестоитруководствоватьсярезультатамиоднойметодики.Необходимо анализировать результаты нескольких тестов и опросников. Этопозволит увидеть общую картину и составить индивидуальную характеристикутолерантности конкретнойличности.ЗаключениеВсовременноммиречастоторжествуетнетерпимость:религиозная,национальная,расовая,враждамеждуотдельнымилюдьмиисоциальнымигруппами, мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения.Впоследнеевремя,доминируетагрессивностькакформадостиженияблизлежащихцелей.Противостоятьэтомуможетповедение,основанноенатолерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этойсвязи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержаниеи формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважаетсебяидругих,являетсязаконопослушнымивыступаетпротивприменениясиловыхметодовв разрешении конфликтныхситуаций.Толерантность–этоморально-нравственноекачестволичности,характеризующеесяспособностьючеловекаприниматьдругогововсемегомногообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения ивзгляды,выражаетсявстремлениидостичьвзаимопониманияисогласиявпроцессеобщенияивзаимодействияметодомразъясненияиубеждения.Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностноготолерантного общения являются признаками толерантного человека.Поэтомувоспитаниетолерантныхотношенийявляетсянеобходимымиобязательнымусловиемдляполноценногоразвитияиформирования,существованияиндивидавобществе,служитмеройгармонии человека.Созданиеусловиймалоконфликтногообществапредполагаетреализациютолерантностикакпрактическогопринципавкультуремежэтническогообщения.Подразумевая,преждевсегопризнаниевдругом«человеческого», толерантность не означает, что все специфические этническиечертыдолжныигнорироваться.Онапредполагаетустановлениеразумногобалансамеждуединичностьюи всеобщностью.Межкультурнаякоммуникацияможетбытьуспешнойтолькоприсоблюдениитолерантности,уваженияправаобщающихсястороннасохранение и утверждениесамобытности своей культуры.Список использованных источниковБаева Л.В., Подвойский Л.Я. Этика и культура толерантности. Научно-популярное издание. Астрахань: Астраханский университет, 2018. - 190c.Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 112 c.Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2017.- 320 c.Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник / Н.М. Демидов. - М.: Академия, 2019. - 416 c.Кернаценский, М.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, 2017. - 304 c.Клепцова, Е.Ю. Психологияипедагогика толерантности: учебноепособиедляслушателейсистемыдополнительногопрофессиональногопедагогическогообразования / Е.Ю. Клепцова. М.: Академическийпроект, 2018.- 176 с.Матвеев, Р.Ф. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Р.Ф. Матвеев. - М.: Форум, 2019. - 188 c.Медушевский, Н. А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А. Медушевский. - М.: Ленанд, 2018. - 408 c.
2. Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 112 c.
3. Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2017. - 320 c.
4. Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник / Н.М. Демидов. - М.: Академия, 2019. - 416 c.
5. Кернаценский, М.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, 2017. - 304 c.
6. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е.Ю. Клепцова. М.: Академический проект, 2018. - 176 с.
7. Матвеев, Р.Ф. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Р.Ф. Матвеев. - М.: Форум, 2019. - 188 c.
8. Медушевский, Н. А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А. Медушевский. - М.: Ленанд, 2018. - 408 c.
Вопрос-ответ:
Что такое толерантность?
Толерантность - это способность индивида или группы людей принимать и уважать различия в мнениях, убеждениях, культуре, национальности и других аспектах жизни.
Какие формы толерантности существуют?
Формы толерантности могут быть различными: социальная, религиозная, политическая, межнациональная, межкультурная и др.
Какие факторы влияют на формирование толерантности?
Формирование толерантности зависит от влияния семьи, социального окружения, средств массовой коммуникации, а также от индивидуальных и возрастных особенностей личности.
Как можно диагностировать уровень толерантности?
Для диагностики уровня толерантности используются различные методики и тесты, которые позволяют оценить уровень толерантности и выявить особенности индивидуального подхода к различиям.
Зачем нужна толерантность?
Толерантность играет важную роль в обществе, так как позволяет людям с различными взглядами и культурными особенностями сосуществовать мирно, уважая и принимая друг друга. Она способствует развитию гармоничных отношений и поддерживает мир в многонациональных и мультикультурных группах.
Какие факторы влияют на развитие толерантности?
Факторы, влияющие на развитие толерантности, включают в себя влияние семьи, социального окружения и средств массовой коммуникации, а также индивидуальные особенности личности и возрастные особенности.
Какие функции выполняет толерантность?
Функции толерантности включают мироустройственную функцию, обеспечивающую мирное сосуществование людей социальных групп; функцию устойчивости, позволяющую справляться с конфликтными ситуациями; и функцию преобразования, которая способствует развитию личности.
Как можно диагностировать уровень толерантности?
Диагностика уровня толерантности может осуществляться с помощью анкет и тестов, которые позволяют измерить показатели толерантности, такие как уровень эмпатии, открытость к новому и готовность к сотрудничеству. Также может проводиться анализ и изучение литературных источников по проблеме толерантного поведения.