Особенности и формы работы с аудиторией в экомузеях (зарубежный и отечественный опыт)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экскурсоведение
  • 76 76 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 20.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
1 Существующие формы работы с аудиторией в музее
1.1 Формы работы с музейной аудиторией в отечественной научной литературе.
1.2 Формы работы с музейной аудиторией в зарубежной научной литературе.
2. Особенности работы с аудиторией на примере зарубежных экомузеев.
2.1 Работа с музейной аудиторией в зарубежных экомузеях
2.2 Проблематика работы с аудиторией в зарубежных экомузеях
3. Особенности работы с аудиторией на примере отечественных экомузеев.
3.1 Работа с аудиторией в отечественных экомузеях
3.2 Проблематика работы с аудиторией в отечественных экомузеях


Фрагмент для ознакомления

Посетителей историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» стали знакомить с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры, в сельскую лавку со смешанными товарами, в волостное правление с тюремным помещением, в питейное заведение (кабак). Весной на приусадебных участках высеваются сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся крестьянами в конце ХIХ в. Дома, где прежде размещалась документально-иллюстративная экспозиция, используются для постоянных и сменных выставок из собственных фондов, фон- 322 дов других музеев (Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова, Хакасского республиканского краеведческого музея, Красноярского краевого краеведческого музея). Среди них выставки: «Русская икона», «Из грязи, да в князи», «Одежда сибирских крестьян», «Мебель крестьянского дома», «Орудия земледелия конца ХIХ - начала ХХ в.», «Металл. ХIХ в.», «Время генерала А.И. Лебедя». Создаются и документально-иллюстративные выставки: «Великая или ошибочная», «Шушенская волость в документах Минусинского архива VIII–ХIХ вв.», «История Шушенского». Изучение и возрождение традиционных ремесел и промыслов, старинных умений и навыков сибиряков становится перспективным направлением музея-заповедника. Особую гордость музея составляют места, музея времени, пространства и действия. Особенностью его является создание новых культурно-производственных структур: мастерских, клубов, фольклорных и этнографических коллективов, детского музейного центра с мастер классами по обучению ремеслам и т.п. Действительно, музейный фольклорный ансамбль «Плетень», этнографический и кукольный театры, мастерские (бондарная, резьбы и росписи по дереву, пошиву народного костюма, действующие «Крестьянская кухня» и «Кузница», Детский музейный центр с мастер-классами, этнографической площадкой и семейным клубом «Уклад») оказались востребованными для посетителей музея. Большой популярностью пользуются сувениры, изготовленные в вышеуказанных мастерских. Большими региональными праздниками стали народные гулянья «Прощай, Масленица», «Троица в деревне» с ярмарками ремесел и разнообразными забавами для детей и взрослых, в которых принимают участие 15 тыс. человек. Успешно реализуются региональные проекты «День музея на селе», «Здравствуй, глубинка», «Проводы в армию». Международный фестиваль мировой этнической музыки «Саянское кольцо» с мастер-классами, праздником ремесел стал брендом для региона и края. У гостей музея вызывают интерес многочасовые фольклорно-развлекательные программы «Сибирские посиделки», «Зимние святки», «Рождественские встречи с сибирской стариной», «К нам на чай», «Крестьянская кухня» и др. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» с современным туристическим комплексом успешно проводит краевые и республиканские научно-практические конференции и семинары, краеведческие и этнографические экспедиции. Его партнерами и заказчиками являются администрация Красноярского края, учреждения образования и культуры Красноярского края и Республики Хакасия, туристические организации Абакана, Красноярска, Москвы, Минусинска. В диссертационном исследовании В.М. Кимеева доказана целесообразность эволюции музея-заповедника «Шушенское» в экомузей, который даст возможность местному населению 323 сохранить свою этническую специфику и интегрировать ее в современную среду. На территории Восточной Сибири расположены и другие музеи под открытым небом. Музей «Тальцы» расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу и совмещает в себе архитектурно-этнографические, археологические памятники, памятники дикой природы, включая ландшафты и национальную самобытность. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» представляет собой музейный комплекс регионального типа, отражающий материальную и духовную культуру этносов и этнических групп, населяющих регион Предбайкалья, через фрагментарную реконструкцию историко культурной среды национальных поселений. В музее воссозданы 4 историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы (тофалары) - коренные народности Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский.В то же время, экомузей- это не только финансируемое государством социальное учреждение, распространяющее традиционные культурные ценности в области экологического образования. Это также открытая педагогическая система, которая способна решать задачи, связанные с формированием гармоничных постиндустриальных людей. Нет сомнений в том, что современный экомузей оказывает значительное влияние на личность молодежи, но некоторые социокультурные институты гораздо более сильны в этом аспекте.3.2 Проблематика работы с аудиторией в отечественных экомузеяхВ культурно-образовательной среде современного экомузея педагогическое воздействие должноосновываться на содержательном диалоге с участием посетителей, музейных работников, преподавателей имузейно-образовательное пространство как его ключевые элементы.Многие исследователи полагают, что проблематика работы с аудиторией в отечественных экомузеях связана с особенностями, преимуществами и недостатки самого экомузея. В этом контексте желательно интегрировать музейно-педагогическиеи культурно-просветительскую деятельность экомузеев разных типов и уровней управления(федеральные, региональные, муниципальные, частные или подведомственные определенному и способы общения с его экспонатамиобразовательному учреждению). Этосотрудничество может осуществляться через Интернет.Музейное пространство обеспечивает максимально возможную доступность, прозрачность и разнообразиесодержание. Общецивилизационным нормам и активно претворяет их в жизнь в условиях современного экомузея. В соответствии со своей социальной миссией каждый экомузей осуществляет культурно-просветительскуюфункцию (тем или иным образом и с разными результатами). Однако этот процесс ещефрагментарный. Разрешить противоречие может музейная педагогика, которая позволяет человекувоспринимать историко-культурные ценности как духовное целое в рамках разумно организованного образовательно-педагогического процесса. Экомузей –открытое образовательное пространство, функцией которых является сохранение и защита культурной среды, нацелены «нетолько сохранять, собирать иисследовать различные артефакты, но и влиять на сообщество,пробуждая творческий потенциал посетителей, помогая им в самоопределении исамореализации» (Пахомова 2002).Активная интеграция экомузея и современного общества приводит к значительному расширениювоспитательной функцииэкомузеев. Статистические данные показывают, что экомузеи становятся все больше и больше, популярнее во всем мире, однако качественные изменения в отношениях между экомузеем и посетителемкажутся гораздо более важными. Интеграция экомузея в социальное пространство вызвалаинтенсивное развитие, уделяющей особое внимание творческому сотрудничествумежду музейными педагогами и посетителями. Эта научная дисциплина является методологической основой дляспециальных программ и проектов с учетом психолого-педагогической и социологической особенности экомузейной аудитории. Создание интерактивных выставок ивнедрение современных музейно-педагогических технологий позволяет познать музей, информацию в новой, актуальной форме, обеспечивающей активное знакомство с экомузеемкультурно-образовательной среды.В настоящее время консолидируется единое музейное пространство, возрастает социокультурная роль экомузеев. Учреждения выполняют свою воспитательную функцию, создавая специальныевнешние и внутренние организационные структуры. Музейно-педагогические центры, традиционная культуравнутри экомузеев и в сотрудничестве с ними создаются общества и кружки прикладного искусства.Эти подразделения призваны сформировать систему взаимосвязанных организационных и информационно-коммуникационныхканалов, через которые экомузеи и образовательные учреждения интегрируются. Различные тематическиеконкурсы и фестивали становятся мощным средством коммуникации между экомузеями. Такой подход способствует интенсификации музейной жизни иукреплению сетевых отношений экомузеев. Музейно-педагогический процесс должен быть всегдасосредоточен на историческом или культурном артефакте.Экомузеипрекрасно демонстрирует единство культурного, информационно-логического иобразно-эмоционального воздействия на сознание и чувства посетителя. Общеизвестно, чтоэкомузеи имеют значительные возможности для создания таких условий, которые могли бы развиватьинтеллектуальную и эмоциональную готовность к взаимодействию с окружающей социокультурной средойна новом уровне. Это передовое сотрудничество должно соответствовать современному этапувзаимоотношения культуры и общества. В музейном пространстве активизирующее зрительное восприятие материала становитсяболее образным и очевидным. Информационная составляющая визуальных элементов экомузеяв настоящее время является эффективным средством культурной преемственности и распространения эстетического опыта.Для формирования общих основ экологической культуры современные экомузеи стремятся обращаться к традиционныммузейным методам. Инициаторами этого направления являются педагогиэкомузеев. Они собирают различные объекты, относящиеся к определенному полю, приглашают посетителей принять участие в творческой исследовательской работе и мероприятиях, посвященных «музееобразованию» и коллекционированиюисторически и культурно ценных артефактов, позволяют достичь достаточно высокого уровня общейкультуры и создает условия для ее дальнейшего поступательного развития.Популярная тенденция к созданию единого экомузейно-образовательного пространства требует реализации теоретических подходов, применяемых в разныхобщественно-гуманитарных и точных науках. Эта тенденция заставляет повышать профессиональные навыки сотрудниковэкомузеев.В экомузейно-образовательной среде все основано на интересе, свободном выборе,позиции посетителя. Социокультурная сфера современного экомузея приобретает индивидуальный, личностныйхарактер, обусловленный интериоризацией культурного пространства экомузея посредством эмоциональноговосприятия и интеллектуального понимания”Используя современныепедагогические технологии, музей может и должен решать образовательные задачи, чтобы сделать людей своимиактивными партнерами и соавторами.В научной и методической литературе музей прочно ассоциируется с образовательнымифункциями, которые могут помочь преодолеть словесную монополию традиционной школы. Ихпотенциал огромен. Однако обучение требует определенной формализации познавательнойдеятельности и, таким образом, следует принципам, сформулированным современной дидактикой. В настоящее времяэкомузей является социальным институтом, который: а) расширяет и дополняет деятельность общеобразовательныхшкол; б) вовлекает музейного педагога, экскурсовода и посетителя в единое поле межпредметныхотношений; в) активно реализует свой культурно-образовательный потенциал.Сегодня объективно важно использовать социальные и культурные ресурсы экомузея для морального, экологического воспитания подрастающего поколения. Общество должно стараться делать это как можно эффективнее,поскольку современного подростка нелегко заинтересовать или удивить. Поколение 21 века находитсяпод влиянием значительного количества новой информации, которая поступает через телевидение, печатныеСМИ, Интернет и интерактивные игры. Тем не менее, существуют альтернативные варианты, уходящие корнями в европейскую культуру и учитывающие особенности российского менталитета. Этиварианты помогут избежать поглощения молодежи современной массовой культурой,стандартизированный и агрессивный. Одной из таких надежд является экомузей, но недостаточно ясно, каких культурно-образовательный потенциал должен быть реализован с помощью методов и подходов, разработанных дляорганизации социально-культурной деятельности молодежи. Чтобы привлечь внимание посетителей,музейная экспозиция должна быть умеренно дидактической, побуждающей ребенка или подростка к интеллектуальному творчеству и нравственно-духовному развитию. Что нужно экомузейному педагогу, так это высокий уровеньмастерства, что само собой разумеется.Принцип взаимодополняемости эуомузея и школы явно недооценивается и недостаточно используется. Современноешкольное образование подвергается жесткой критике за определенную изолированность учебных дисциплин, заотсутствие полипредметной интеграции.Однако фундаментальные изменения вряд ли возможнысегодня или в ближайшем будущем. В отличие от традиционных социально-гуманитарных дисциплин, которыеделят цивилизационный процесс на разделы для более легкого понимания, музей представляет собой единыйорганизм, который живет благодаря культурообразующему принципу. Школьник чувствует, чтоглубина и разнообразие современного экомузейного мира, созданного людьми и для людей.Трудно переоценить педагогические, методические и образовательные преимуществаэкомузея. Коллекции и экспозиции демонстрируют реальную образовательно-интегративную сущность народной экологической культуры. Целенаправленная музейно-образовательная деятельность подготавливает основу для дальнейшего личностногоразвития и способствует более высокому творчеству. Экскурсии, тематические семинары и открытыеуроки, организованные в музейно-образовательном пространстве, позволяют студентам ознакомитьсяс русскими культурными традициями. Музейные коллекции и экспозиции дают уникальнуювозможность изучить творческие методы, технологии изготовления и исторические предпосылки созданияшедевров, а также сформировать собственную культурно-историческую интерпретацию.В настоящее время экомузей входит в число наиболее доступных и равноправных культурных учреждений. Этосочетает в себе функции исследовательского центра, образовательного учреждения, пространства для отдыха иплощадка для массовых мероприятий. Эта многофункциональность делает современный музей особенным местом дляпосещений и изучения. В будущем экомузеи зависят от способностиразработать и внедрить интегративную систему личностного образования. Эта система должнапредставлять собой гармоничное единство всех образовательных и социально-культурных достижений, обогащающих иудовлетворение потребностей и интересов личности, стимулирование развития явных искрытых творческих качеств, вовлекающие человека в процесс осмысления и воспроизведениядуховных ценностей. Большую роль в решении этой проблемы должна сыграть экомузей.Сегодня развитие и интерпретация нового экомузеяневозможны вне этой современной дисциплины, которая оказывается более прикладнойчем теоретической.Традиционная экскурсионно-образовательная деятельность должна учитывать не только возраст целевой аудитории, особенности, но и род занятий, индивидуальные потребности и интересы. В этом контексте особое внимание лекции и дополнительные тематические доклады рассчитаны на музейных педагогов, аучащимся средних школ интересны тематические музейные уроки, специализированные лекции по разнымтемы, встречи с учеными, деятелями культуры, артистами и т.д.Научное сообщество находится в поиске наиболее передовых и эффективных инновационных средств.что помогло бы реализовать культурно-просветительскую функцию деятельности музейного учрежденияи вести активный диалог с другими образовательными, культурными и социальными единицами. Культурно-просветительский арсенал современного экомузея включает в себя различные методологические новшества.(интерактивные часы, когда экскурсант становится активным пользователем музейного пространства;экскурсионные занятия, приуроченные к различным памятным событиям, национальным или региональным праздникам;адаптация музейных экспонатов и тематических экспозиций для разных групп посетителей).Интерактивность – оптимальная среда для диалогового общения посетителя иэкспозиция в реальном и виртуальном пространствах современного экомузея. Интерактивная методология -технологическое средство, помогающее человеку войти в разностороннее экомузейно-образовательное пространство.Функции, которые выполняют педагоги экомузеев, реализуя интерактивную музейно-образовательную деятельность.программы сильно изменились за счет развития интерактивных процессов. Традиционная модель профессиональной подготовки нуждается в кардинальном пересмотрепедагоговэкомузеев,с учетом современных интерактивных методов (Богуславский, Богуславская, Лобзаров,Милованов, 2012). Эти специалисты обеспечивают связь междупосетительэкомузея и предметно-экспозиционной средой. Более того, создание иреализация интерактивных программ экомузея(образовательной и культурно-просветительской)требуют активного сотрудничества школьных учителей, музейных педагогов, психологов, искусствоведов, историки и специалистов данного направления. Внутренняя среда экомузеядолжна включать в себя следующее:интерактивные зоны: «интеллектуальные» экспозиции, различные арт-студии, развлекательные сектора иместа, предназначенные для «театра-музея». (Милованов 2013б). Понятно, что интерактивное продвижение технологий будет способствовать развитию экстрадидактической сферы, в рамках которойможно добиться приемлемого соотношения культурно-образовательной и досугово-развлекательной функций.В последние годы традиционные формы культурно-просветительской деятельности экомузея(экскурсии и лекции) не были единственными популярными. Музейное пространствотеатрализация (спектакли и инсценировки, имеющие экологическую направленность) пользуется спросом. Она играет очень важную роль в духовном развитии молодежи, развитие, которое можно сравнить разве что с ролью «учебного театра» во вторичномшкола. Театрализация (драматизация) – технология, направленная на обогащение музейно-образовательного пространства со сценической репродукцией исторического события, соответствующей экологической тематике отдельной экспозиции или всего экомузея.Некоторые экомузеи могут позволить себеотдельная театрализованная экспозиция как наглядное и предметное представление эколого-культурного хронологического пространства. В настоящее время экомузейная среда испытывает разносторонний культурно-образовательный процесс, ведущий к созданию многофункционального социокультурного комплекса:экомузей-театр-школа.Различные коммуникационные технологии являются относительно новым компонентом современного экомузейного пространства.культурно-образовательные компоненты. В настоящее время главным приоритетом учреждения является не только его работасо «зрителем», но и взаимная обратная связь в рамках сотрудничества посетитель-экомузей, котораядолжно сделать общение более продуктивным. Экомузейная коммуникация обеспечивает интенсивные контакты с культурной средой, являющейся носителем культурно-исторических традиций. Понятно, что современный экомузей подразумевает общение каквзаимный процесс. Учреждение, которое формирует свою экспозицию в соответствии со своим типом и тематикойобласти, поддерживается людьми, которые обогащают окружающую среду своей личной интерпретацией, демонстрируемых исторических экспонатов и произведений искусства-долгожителей.Помимо визуально-образного подхода, современный этап развития инновационных технологийсвидетельствует об активной пропаганде вербальных и тактильных форм экомузейного общения. Особыйорганизуются выставки и экспозиции для слабовидящих детей и взрослых, где этилюди могут общаться с экомузейной средой, обладая необычным тактильным опытом.Поэтому эта особая коммуникация экомузеяпозволяет человеку приобретать и осваивать новыенавязчивые представления об окружающей действительности, что вызывает определенные стимулирующие,коррекционно-реабилитационное и оздоровительное воздействие. Экомузеи наблюдаютактивное формирование формальных и неформальных организаций, быстрый рост государственно-частногопартнерство и принудительный обмен информацией между экомузеями.ЗаключениеТема «Особенности и формы работы с аудиторией в экомузеях» (зарубежный и отечественный опыт) является актуальной и нашла свое отражение в нашем исследовании, мы определили ключевые аспекты влияния специфики экомузеев как особой категории музеев на формы и возможности работы с аудиторией. Рассмотрели виды деятельности с аудиторией в музее в зарубежной и отечественной научной литературе. Изучили особенности и основные проблемы в организации и осуществлении деятельности по работе с аудиторией в зарубежных и отечественных экомузеях.Выявили и раскрыли основные методы решения выделенных проблем в теории и на практике.Практика связей с общественностью в сфере культуры демонстрирует следующие способы продвижения экомузеев и выстраивания продолжительных доверительных отношений с целевыми группами общественности за счет применения различных видов коммуникаций: 1. Публикации в печатных СМИ, в том числе специализированных («Мир экомузея», «Экомузей» и др.); сюжеты на радио и телевидении. Поскольку материал, передаваемый радио и телевидением, зачастую расценивается СМИ как рекламный, то есть стоит определенных денег, можно использовать систему договоров. Экомузеи – уникальные учреждения, способные оказать услуги, не предоставляемые каким-либо другим учреждением культуры, а СМИ заинтересованы в том, чтобы их передачи носили живой и оригинальный характер, что достигается обращением к первоисточникам. 2. Подготовка и рассылка пресс-релизов; проведение «круглых столов», пресс-конференций, пресс-экскурсий, презентаций и т.п. 3. Реклама. В экомузее, где средства презентации являются неотъемлемой частью продукта, очень важную роль играет реклама. Она срабатывает не только в качестве непосредственного стимула посещения, но и на этапе последействия - как средство формирования и оформления впечатлений. Долговременный эффект рекламы, способствующей формированию имиджа экомузея, является не менее важным, чем ее сиюминутный успех. Реклама – это не только выносные щиты с информацией о работе экомузея. В этой роли может выступить любой музейный продукт: и каталог, и сувенир, и видеофильм, купленный в музейной лавке, и даже пакет, в который они упакованы. Выходя за стены экомузея, эти эмблематические послания делают важное дело – напоминают их владельцу о посещении экомузея, сообщают о его существовании каждому встречному. Участие и выступления на мероприятиях, организованных другими структурами; участие в акциях, проводимых партнерами экомузея; 5. Оказание благотворительной помощи; 6. Создание и поддержание собственного сайта, страницы на портале «Экомузеи России», участие в рейтингах данного портала; Интернет давно стал важной частью культурной жизни вообще - и жизни учреждений культуры в частности. Экомузеи здесь скорее правило, а не исключение. Каждый крупный музей в мире и в России стремится обзавестись собственным сайтом, что, несомненно, способствует увеличению притока в него реальных посетителей. Сайт – это средство, благодаря которому любая организация – независимо от финансовых ограничений - может генерировать о себе информацию и распространять ее глобально. 7. Создание внутримузейных изданий, оформленных в фирменном стиле; 8. Участие в международных конкурсах («Меняющийся экомузей в меняющемся мире» и др.), получение грантов; 9. Применение современных форм взаимодействия экомузея и посетителя - актуальных и соотносящихся с уровнем развития общества, отвечающих как запросам зрителя, так и согласующихся с миссией экомузея, т.е. положительно влияющих на создание образа. Такими формами являются созданные аккаунтыэкомузея в соцсетях, так как именно соцсети стали частью повседневной культуры современного человека, то экомузеи используют Twitter, Facebook, Instagram, «Вконтакте», «Одноклассники» и другие социальные сети для построения диалога с аудиторией. 10. Совершенствование экспонирования предметов в более интересное и качественное, когда экомузей «подвижен» - постоянно разрабатывает новые выставки, новые способы подачи информации; 13. Использование новых технологий создания экспозиций - более целостные и контекстные, необходимы программы, рассчитанные на разные группы «зрителей», в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации; 14. Продвижение посредством предоставления новых видов услуг; 15. Проведение специальных акций («event-management» в экомузее, то есть организация уникальных, неповторяющихся многжанровых «событий» (например «Ночь в экомузее») с целью формирования позитивного имиджа музея для привлечения большего числа посетителей, а в целом для туристической привлекательности региона. Такими «событиями» будут всевозможные празднования, фестивали, памятные церемонии и т.п.); 16. Проведение конкурсов среди учащихся школ, посетителей экомузея, посетителей сайта экомузея в Интернете; 17. Проведение творческих встреч, концертов, презентаций, праздников в экомузее. использованная литератураАлександров Д.Н. (2006). Высшая педагогика: Монография. Москва: Экслибрис-Пресс, 1004 с.Бугаева Г.А. К вопросу о музее в Шушенском // Сборник материалов научно-практических конференций (2008–2009 гг.) / гл. ред. А.В. Степанов [и др.]. ― Шушенское: [б. и.]. ― 2009. ― С. 7–10.Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю. и Сумнительный К.Е.(2012). Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественнойпедагогической науки (конец XIX-XX вв.): Отечественная педагогическая наука (конец XIX – ХХ вв.): монография.Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 500 с.Буров Н.В. (2009). Педагогическая культурология музейной деятельности, культурология музейной деятельности. СПб.: Концерт, 420 с.Дрига В.И. (2012). Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условияхтворческого образования.творческое воспитание]. Стандарты и мониторинг в образовании, 4, 48-51Зайцева А.И. Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – №2-7(62) – С. 78-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-ispolzovaniya-obektov-istoriko-kulturnogo-naslediya-v-ekskursionno-poznavatelnom-turizme/viewerИванова, А. А. Музейная аудитория и ее характеристики / А. А. Иванова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. – № 1-2(19). – С. 324-326.Ксантоудаки М. (2015). Музеи, инновационная педагогика и учащийся XXI века:вопрос методологии. Музей и общество, 13 (2), 247-265.Кимеев В.М. Культурно-исторические туристские ресурсы экомузеевПритомья // Учёные записки (АГАКИ). 2018. – №3(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskie-turistskie-resursy-ekomuzeev-pritomya Куклина, Е. Е. Методы изучения музейной аудитории / Е. Е. Куклина // Богатство финно-угорских народов: Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума, Йошкар-Ола, 24–26 мая 2018 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 324-326.Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт-Петербургского университета. ― 2008. ― Сер. 2. ― Вып. 4. ― Ч. I. ― С. 222–234.Куклинова И.А. Экомузей ― музей времени и пространства: западноевропейский образец и восточная модель // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. ― Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2010. — С. 263–269.Лысикова, Н. П. Особенности коммуникационного пространства современного музея / Н. П. Лысикова // Актуальные вопросы российской истории и музееведения: Материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 14 ноября 2019 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2019. – С. 121-126.Мастеница Е.Н. (2010). Музейное пространство как культурологическая категория.пространство как культурологическая категория. «Креативность в пространстве традиций и инноваций»: «Творчество в пространстве традиций и инноваций». СПб.: ЖЭЙДОС, 217 с.Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 39. С. 157-188.Милованов К.Ю. (2012). Музейная педагогика как научная дисциплина: генезис, становления, основные тенденции развития.этапы становления, основные тенденции развития. Москва, ФГНУ ИТИП РАО, стр. 15-36.Милованов К.Ю. (2013а). Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований. Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований. Национальные и зарубежныеПедагогика, 1, 48-57.Милованов К.Ю. (2013б). Педагогическая роль музеев в социокультурном пространствеПедагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России.Россия]. Ценности и чувства, 6, 84-100.Мори Р.К. (2016). Мысль и образование ДермеваляСавиани в музеях науки. ОбразовательныйПески., 42 (2). Пахомова С.А. (2002). Моя малая родина: вклад музейной педагогики.вклад музейной педагогики. Новые ценности образования: культурообразнаяшкола: научно-методический сборник.сборник научно-методических статей. Москва: «Народное образование», с. 132-134.Скульмовская, Л. Г. Музей как участник формирования социально-культурной среды / Л. Г. Скульмовская // Культурные ландшафты городов Сибири (аксиология, история, практики): материалы Х Всероссийского научного симпозиума, Омск, 30 сентября 2020 года / под ред. Д.А. Алисова, О.В. Петренко. – Омск: Институт наследия, 2020. – С. 372-386.ТерекянБ.СШкольный музей как центр школьной жизни. центр школьной жизни]. Новые ценности образования: культурообразная школа: научнометодический сборник. Москва: «Народное образование», с. 134-136.Ткачева, А. В. Основные концептуальные подходы в изучении музейных посетителей / А. В. Ткачева // Научная палитра. – 2017. – № 4(18). – С. 6.Фомина Н.Н. (1998) Содружество школ и учреждений культуры в художественном воспитании участвующих:Москва: РАО, С. 99-115.Форман-Пек Л. и Трэверс К. (2013). В чем особенность музейной педагогики и как Могут ли музеи наилучшим образом способствовать обучению в школах? Шарон C Долгосрочное влияние опыта музейной школы на научную идентичность, 2016, с. 105.Экиниль, Г. Е. Формы и методы работы с музейной аудиторией / Г. Е. Экиниль, Д. В. Жирова // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. – Ростов-на-Дону: Ростовский технологический институт сервиса и туризма, филиал Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, 2010. – С. 40-42.Юхневич М.Ю. Краеведческий музей и молодежь // Вопросы социол. исслед. в области музееведения : Музей и посетитель. - М., 1978. - (Тр. / НИИ культуры; 65)+Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь // Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. - М., 1979. - (Тр. / НИИ культуры; 85)he Mille Lacs Indian Museum (MLIA) early recognized the need forcollaboration between the Minnesota Historical Society (MLH) and the Mille Lacs Band of OjibSteven T. Newcomb (Shawnee, Lenape)Co-founder and Co-director, Indigenous Law Institute Decolonizing Museums: Representing Native America in National and Tribal Museums. By Amy Lonetree. Chapel Hill: University of NorthCarolina Press, 2012. 219 pages. $24.95 paper, $65.00 cloth.Noah Riseman. Lincoln: University of Nebraska Press, 2012. 304 pages.$50.00 cloth.ИсточникиИнтернетKreps C. F. Liberating Culture: Cross-cultural Perspectives on Museums, Curation, and Heritage Preservation. Psychology Press, 2003.Davis P. Ecomuseums: A Sense of Place. - 2 edition. - London; New York: A&C Black, 2011. Healey, Patsy. 2001. "Place, Identity and Governance: Transforming Discourses and Practices." Pp. 173-202 in Habitus: A Sense of Place, eds. Jean Hillier and Emma Rooksby. Aldershot, UK: Ashgate.Терентьев В.И. Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» и воспитание традиций у школьников Кемеровского района // Баландинские чтения. – 2013. – №1. – С. 276-281. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-kulturno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-ekomuzeya-zapovednika-tyulberskiy-gorodok-i-vospitanie-traditsiy-u-shkolnikov-kemerovskogoНосова Т.М., Шведов В.Г. Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №2. – С. 932-937. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-muzeya-v-razvitii-ekologicheskoy-kulturyГалкина Татьяна Васильевна О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных российских музеях // Вестник ТГПУ. 2012. №3 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dosugovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-rossiyskih-muzeyahГалкина Татьяна Васильевна О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) // Вестник ТГПУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-sovremennyh-bazovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-rossiyskih-muzeyah-lektsionnyy-blok Галкина Татьяна Васильевна Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // ВМ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-klassifikatsii-muzeyno-pedagogicheskih-form-v-rossiyskih-muzeyahСайты зарубежных музеев (имеющие актуальную информацию о работе с посетителями)https://www.ecomusee.alsace/images/BROCHURE_GROUPE2021_web.pdfhttps://www.ecomusee.alsace/fr/http://www.ecomusee-creusot-montceau.fr/spip.php?rubrique46https://www.creusotmontceautourisme.fr/a-voir-a-faire/activiteshttps://ecomusee.qc.ca/visite/visites-de-groupe/ (https://ecomusee.qc.ca/) https://www.cm-seixal.pt/agendaСайты отечественных экомузеев: https://shorskynp.ru/razvitie-reguliruemogo-turizma/https://tyulber.ru/uslugi , https://tyulber.ru/projectsОфициальный сайт КГБУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.shush.ru. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» // Музеи России [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.museum.ru/M987 (дата обращения 24.04.2015).Ривьер Ж.А. Эволюционное развитие экомузея // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. ― 1985. ― №148. ― С. 3.Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. ― Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С.Е.». ― 2003. ― 180 сПриложение 1. ЭКОMuSe, ТрентоMuSe, Тренто, фото Роберто Новы, ArchivioMuseВыставочные пространства музея, фото Маттео Де Стефано, ArchivioMuSe2. Mart, RoveretoКупол Mart, символ Роверето, фото РахелиКарлониМарт Роверето, фото ЯкопоСальви3. Plessi Museum, Autostrada del BrenneroМузей Плесси через autobrennero.itМузей Плесси, фото через autobrennero.it4. Explora, некоммерческий детский музей, РимExplora, фото Explora Museo dei bambini di Roma черезflickrУстойчивое рыболовствоExplora, устойчивое рыболовство5. Ecomuseum Terra del Castelmagno, Grana ValleyКастельманьо, фото Чандарфеи через flickrДолина Грана, фото Федерико Улисса через flickr6. MMM Corones, Plan de CoronesMMM Corones, фото Луки Скарамуззы через flickrрегиона.MMM Corones, фото Айдына Хассана через flickr7. Экомузей горных шахтГорно сверху, фото через ecomuseominieredigorno.itШахты Горно, фото maubot1112 через flickr8. Музей Сальваторе Феррагамо, ФлоренцияМузей Сальваторе Феррагамо, фото MerchePérez через flickrМузей Сальваторе Феррагамо, “РАВНОВЕСИЕ”, фото BcnCoolHunter через flickr

использованная литература
1. Александров Д.Н. (2006). Высшая педагогика: Монография. Москва: Экслибрис-Пресс, 1004 с.
2. Бугаева Г.А. К вопросу о музее в Шушенском // Сборник материалов научно-практических конференций (2008–2009 гг.) / гл. ред. А.В. Степанов [и др.]. ― Шушенское: [б. и.]. ―
3. 2009. ― С. 7–10.
4. Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю. и Сумнительный К.Е. (2012). Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.): Отечественная педагогическая наука (конец XIX – ХХ вв.): монография. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 500 с.
5. Буров Н.В. (2009). Педагогическая культурология музейной деятельности, культурология музейной деятельности. СПб.: Концерт, 420 с.
6. Дрига В.И. (2012). Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях творческого образования. творческое воспитание]. Стандарты и мониторинг в образовании, 4, 48-51
7. Зайцева А.И. Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – №2-7(62) – С. 78-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-ispolzovaniya-obektov-istoriko-kulturnogo-naslediya-v-ekskursionno-poznavatelnom-turizme/viewer
8. Иванова, А. А. Музейная аудитория и ее характеристики / А. А. Иванова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. – № 1-2(19). – С. 324-326.
9. Ксантоудаки М. (2015). Музеи, инновационная педагогика и учащийся XXI века: вопрос методологии. Музей и общество, 13 (2), 247-265.
10. Кимеев В.М. Культурно-исторические туристские ресурсы экомузеев Притомья // Учёные записки (АГАКИ). 2018. – №3(17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskie-turistskie-resursy-ekomuzeev-pritomya
11. Куклина, Е. Е. Методы изучения музейной аудитории / Е. Е. Куклина // Богатство финно-угорских народов: Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума, Йошкар-Ола, 24–26 мая 2018 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 324-326.
12. Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт-Петербургского университета. ― 2008. ― Сер. 2. ― Вып. 4. ― Ч. I. ― С. 222–234.
13. Куклинова И.А. Экомузей ― музей времени и пространства: западноевропейский образец и восточная модель // Труды Санкт-Петербургского государственного университета
14. культуры и искусств. ― Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2010. — С. 263–269.
15. Лысикова, Н. П. Особенности коммуникационного пространства современного музея / Н. П. Лысикова // Актуальные вопросы российской истории и музееведения: Материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 14 ноября 2019 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2019. – С. 121-126.
16. Мастеница Е.Н. (2010). Музейное пространство как культурологическая категория. пространство как культурологическая категория. «Креативность в пространстве традиций и инноваций»: «Творчество в пространстве традиций и инноваций». СПб.: ЖЭЙДОС, 217 с.
17. Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 39. С. 157-188.
18. Милованов К.Ю. (2012). Музейная педагогика как научная дисциплина: генезис, становления, основные тенденции развития.этапы становления, основные тенденции развития. Москва, ФГНУ ИТИП РАО, стр. 15-36.
19. Милованов К.Ю. (2013а). Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований. Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований. Национальные и зарубежные Педагогика, 1, 48-57.
20. Милованов К.Ю. (2013б). Педагогическая роль му зеев в социокультурном пространстве Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России. Россия]. Ценности и чувства, 6, 84-100.
21. Мори Р.К. (2016). Мысль и образование Дермеваля Савиани в музеях науки. Образовательный Пески., 42 (2).
22. Пахомова С.А. (2002). Моя малая родина: вклад музейной педагогики. вклад музейной педагогики. Новые ценности образования: культурообразная школа: научно-методический сборник. сборник научно-методических статей. Москва: «Народное образование», с. 132-134.
23. Скульмовская, Л. Г. Музей как участник формирования социально-культурной среды / Л. Г. Скульмовская // Культурные ландшафты городов Сибири (аксиология, история, практики): материалы Х Всероссийского научного симпозиума, Омск, 30 сентября 2020 года / под ред. Д.А. Алисова, О.В. Петренко. – Омск: Институт наследия, 2020. – С. 372-386.
24. Терекян Б.СШкольный музей как центр школьной жизни. центр школьной жизни]. Новые ценности образования: культурообразная школа: научнометодический сборник. Москва: «Народное образование», с. 134-136.
25. Ткачева, А. В. Основные концептуальные подходы в изучении музейных посетителей / А. В. Ткачева // Научная палитра. – 2017. – № 4(18). – С. 6.
26. Фомина Н.Н. (1998) Содружество школ и учреждений культуры в художественном воспитании участвующих:Москва: РАО, С. 99-115.
27. Форман-Пек Л. и Трэверс К. (2013). В чем особенность музейной педагогики и как Могут ли музеи наилучшим образом способствовать обучению в школах?
28. Шарон C Долгосрочное влияние опыта музейной школы на научную идентичность, 2016 , с. 105.
29. Экиниль, Г. Е. Формы и методы работы с музейной аудиторией / Г. Е. Экиниль, Д. В. Жирова // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. – Ростов-на-Дону: Ростовский технологический институт сервиса и туризма, филиал Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, 2010. – С. 40-42.
30. Юхневич М.Ю. Краеведческий музей и молодежь // Вопросы социол. исслед. в области музееведения : Музей и посетитель. - М., 1978. - (Тр. / НИИ культуры; 65)
31. +Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь // Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. - М., 1979. - (Тр. / НИИ культуры; 85)
32. he Mille Lacs Indian Museum (MLIA) early recognized the need for collaboration between the Minnesota Historical Society (MLH) and the Mille Lacs Band of Ojib
33. Steven T. Newcomb (Shawnee, Lenape)Co-founder and Co-director, Indigenous Law Institute Decolonizing Museums: Representing Native America in National and Tribal Museums. By Amy Lonetree. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2012. 219 pages. $24.95 paper, $65.00 cloth.
34. Noah Riseman. Lincoln: University of Nebraska Press, 2012. 304 pages.
35. $50.00 cloth.

Источники Интернет
1. Kreps C. F. Liberating Culture: Cross-cultural Perspectives on Museums, Curation, and Heritage Preservation. Psychology Press, 2003.
2. Davis P. Ecomuseums: A Sense of Place. - 2 edition. - London; New York: A&C Black, 2011.
3. Healey, Patsy. 2001. "Place, Identity and Governance: Transforming Discourses and Practices." Pp. 173-202 in Habitus: A Sense of Place, eds. Jean Hillier and Emma Rooksby. Aldershot, UK: Ashgate.
4. Терентьев В.И. Опыт культурно-образовательной деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок» и воспитание традиций у школьников Кемеровского района // Баландинские чтения. – 2013. – №1. – С. 276-281. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-kulturno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-ekomuzeya-zapovednika-tyulberskiy-gorodok-i-vospitanie-traditsiy-u-shkolnikov-kemerovskogo
5. Носова Т.М., Шведов В.Г. Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №2. – С. 932-937. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-muzeya-v-razvitii-ekologicheskoy-kultury
6. Галкина Татьяна Васильевна О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных российских музеях // Вестник ТГПУ. 2012. №3 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dosugovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-rossiyskih-muzeyah
7. Галкина Татьяна Васильевна О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) // Вестник ТГПУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-sovremennyh-bazovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-rossiyskih-muzeyah-lektsionnyy-blok

Галкина Татьяна Васильевна Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // ВМ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-klassifikatsii-muzeyno-pedagogicheskih-form-v-rossiyskih-muzeyah
Сайты зарубежных музеев (имеющие актуальную информацию о работе с посетителями)
https://www.ecomusee.alsace/images/BROCHURE_GROUPE2021_web.pdf
https://www.ecomusee.alsace/fr/
http://www.ecomusee-creusot-montceau.fr/spip.php?rubrique46
https://www.creusotmontceautourisme.fr/a-voir-a-faire/activites
https://ecomusee.qc.ca/visite/visites-de-groupe/ (https://ecomusee.qc.ca/)
https://www.cm-seixal.pt/agenda
Сайты отечественных экомузеев:
https://shorskynp.ru/razvitie-reguliruemogo-turizma/
https://tyulber.ru/uslugi , https://tyulber.ru/projects
Официальный сайт КГБУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.shush.ru.
Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» // Музеи России [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.museum.ru/M987 (дата обращения 24.04.2015).
Ривьер Ж.А. Эволюционное развитие экомузея // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. ― 1985. ― №148. ― С. 3.
Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. ― Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С.Е.». ― 2003. ― 180 с

Вопрос-ответ:

Какие существуют формы работы с аудиторией в музеях?

В музеях существует множество форм работы с аудиторией, включая экскурсии, лекции, мастер-классы, интерактивные выставки, игры и другие. Они позволяют обеспечить разнообразие и интерес взаимодействия посетителей с экспозициями.

Какие формы работы с музейной аудиторией описываются в отечественной научной литературе?

Отечественная научная литература описывает различные формы работы с аудиторией, такие как музейные педагогические программы, викторины, тематические экскурсии, творческие мастерские, проекты взаимодействия с образовательными учреждениями и многое другое.

Какие формы работы с музейной аудиторией описываются в зарубежной научной литературе?

Зарубежная научная литература описывает разнообразные формы работы с аудиторией в музеях, включая автогиды, мультимедийные программы, театрализованные экскурсии, виртуальные выставки, семинары и симпозиумы.

Какие особенности работы с аудиторией можно выделить на примере зарубежных экомузеев?

На примере зарубежных экомузеев можно выделить такие особенности работы с аудиторией, как активное использование интерактивных технологий, учет разных возрастных и культурных групп посетителей, создание уникального опыта и вовлечение аудитории в процесс познания экологических проблем и природы.

Какие проблемы могут возникать при работе с аудиторией в зарубежных экомузеях?

При работе с аудиторией в зарубежных экомузеях могут возникать проблемы связанные с языковым барьером, различными культурными ожиданиями, доступностью для людей с ограниченными возможностями, организацией массовых мероприятий и поддержкой финансирования.

Какие существуют формы работы с аудиторией в музеях?

Существует несколько форм работы с аудиторией в музеях, включая экскурсии, лекции, мастер-классы, выставки, интерактивные игры и т. д. Все эти формы направлены на то, чтобы познакомить посетителей с историей, культурой и искусством через взаимодействие и обучение.

Какие формы работы с музейной аудиторией существуют в отечественной научной литературе?

В отечественной научной литературе встречаются такие формы работы с музейной аудиторией, как экскурсии, педагогические программы, тематические занятия, круглые столы, музейные игры и т. д. Главной целью таких форм является обучение и развитие посетителей через взаимодействие с экспонатами и музейным пространством.

Какие формы работы с музейной аудиторией существуют в зарубежной научной литературе?

В зарубежной научной литературе встречаются разнообразные формы работы с музейной аудиторией, такие как дидактические игры, интерактивные выставки, музейные фестивали, виртуальные туры и др. Одной из основных целей таких форм является привлечение и удержание внимания посетителей, а также вовлечение их в активное взаимодействие с экспонатами и организацией.

Какие особенности работы с аудиторией можно наблюдать в зарубежных экомузеях?

В зарубежных экомузеях применяются такие особенности работы с аудиторией, как использование современных технологий (например, виртуальная реальность, мультимедийные установки), создание интерактивных зон, проведение тематических мероприятий и фестивалей, а также привлечение внимания к экологическим проблемам и широкое взаимодействие с общественностью.

Какие проблемы могут возникать при работе с аудиторией в зарубежных экомузеях?

В работе с аудиторией в зарубежных экомузеях могут возникать такие проблемы, как нехватка финансирования, ограничение доступа для посетителей с ограниченными возможностями, сложность организации интерактивных зон и мероприятий, а также необходимость привлечения и удержания внимания посетителей.

Какие формы работы с аудиторией существуют в отечественных экомузеях?

В отечественных экомузеях существует множество форм работы с аудиторией. Например, проведение экскурсий, организация выставок, проведение тематических мероприятий и лекций, интерактивные и игровые программы, использование современных технологий и виртуальных экскурсий. Отработанные и успешные формы работы с аудиторией переносятся из музея в музей и адаптируются под конкретную ситуацию и целевую аудиторию.