Средства физической культуры в раннем детском возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 15.04.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие сведения о средствах физической культуры в раннем детском возрасте 5
1.1. Понятие о средствах физической культуры 5
1.2. Характеристика отдельных средств физической культуры 9
1.2.1. Физические упражнения 9
1.2.2. Гигиенические факторы 11
1.2.3. Естественные силы природы 13
ГЛАВА 2. Анализ места различных средств физической культуры в системе физического воспитания у детей раннего детского возраста 16
2.1. Особенности физического воспитания детей раннего детского возраста 16
2.2. Опыт использования различных средств физической культуры применяются при физическом воспитании детей раннего детского возраста. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

К учебным занятиям в режиме дня предусматриваются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю, одно их которых – на улице во второй половине дня. Протяженность занятий – 25-30 минут.К самостоятельным формам двигательной активности относятся самостоятельная двигательная активность на прогулке, в свободное время, продолжительно которой индивидуальна. К традиционным формам физкультурно-оздоровительных занятий относятся относительные такие занятия и формы двигательной деятельности как:утренняя гимнастика (ежедневные гимнастики на открытом воздухе, в зале, в течение 12-15 минут);гимнастика после дневного сна (ежедневно, после пробуждения, протяженностью 3-5 минут);лечебная гимнастика (ежедневно на протяжении 20-25 минут);двигательные разминки между занятиями (ежедневно на протяжении 7-10 минут);физкультурная минутка (ежедневно по мере потребности на протяжении 3-5 минут);подвижные игры, физические упражнения на прогулке (ежедневно во время утренней прогулки на протяжении 20-25 минут);дифференцированные игры, упражнения на прогулке (ежедневно во время вечерней прогулки на протяжении 10-15 минут);оздоровительный бег (три раза в неделю, во время утренней гимнастики, протяженностью 5-7 минут);ходьба по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами (ежедневно после дневного сна, на протяжении 5-7 минут).В этой группе выделяются и такие нетрадиционные формы занятий как:экскурсии в лес, прогулки в лес (два раза в месяц, во время занятий по окружающему миру, во время дня, отведенного для занятий физической культурой, с организацией игр, упражнений, протяженностью 60-120 минут);занятия плаванием (два раза в неделю длительностью 20-25 минут);сауна с контрастным душем, играми в бассейне (один раз в неделю в первой половине дня на протяжении 25-35 минут);обливание тела от плеч в сочетании с растиранием полотенцем (ежедневно в утренние часы после утренней гимнастики на протяжении 5-7 минут);лечебный массаж (после дневного сна два раза в год в течение 10 дней подряд);гидромассаж (после дневного сна два раза в год в течение 10 дней подряд).Очень важны физкультурно-массовые мероприятия, в рамках которых предусматриваются такие относительно нетрадиционные формы занятий как:физкультурно-спортивные праздники, развлечения;недели здоровья;физкультурный досуг.К нетрадиционным формам занятий можно отнести также внегрупповые (дополнительные) занятия, как то:спортивные кружки;кружки хореографии и т.д.Очень важной формой занятий автор считает совместную физкультурно-оздоровительную работу ДОУ и семьи. Это, в том числе:участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ;посещение родителями открытых занятий;домашние задания.К сожалению, современные исследователи мало изучают проблему нетрадиционных форм физической культуры в дошкольном учреждении. Чаще всего, в качестве нетрадиционных форм оздоровления средствами физической культуры используются:Походы экскурсии.Кружковая и секционная работа.Активный отдых, в частности дни и недели здоровья, спортивные праздники, развлечения.Походы и экскурсии несут не только оздоравливающую, но и образовательную, воспитательную функцию. К сожалению, проблемы использования и организации походов, экскурсий, прогулок на природе в качестве форм физической активности, здоровьсберегающих форм деятельности практически не рассматривается. Чаще всего, такие формы деятельности изучаются в контексте экологического образования, воспитания. Например, КирюханцевК.А. указывает образовательную, воспитательную, нравстенно-патриотическую, экологическую направленность экскурсий. Упоминания о ее оздоровительной составляющей нет.Исследований, касающихся именно проблемы оздоровления не так много. Например, КирюханевК.А. отмечает, что туризм в системе физического воспитания дошкольников имеет важное значение. Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.Туризм как средство физического воспитания характеризуется естественнойприкладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями.В рамках организации походов рассматриваются такие этапы как:Выбор места, маршрута, времени похода.Планирование похода.Материально-техническое обеспечение похода.Проведение похода.Подведение итогов похода.Кружковая и секционная работа, занятия по хореографии в целом активно изучаются с точки зрения оздоровления детей. Так, например, Иванова Л.А., Ненашева Е.В., Попова Т.Н., Казакова О.А. на примере детского сада №378 г. Самары и деятельности «Детской Чир Лиги» показывают, что происходит не только интенсивное оздоровление детей, но и воспитание дошкольников здоровыми, умеющими самостоятельно пользоваться инструментами здоровьесбережения.Активный отдых имеет огромное значение для оздоровления дошкольников. Так, ведутся активные разработки и в части физкультурно-спортивных праздников, развлечений, недель здоровья, физкультурного досуга. Одним из примеров таких занятий является сдача норм ГТО. Так, СычевскаяО.Н. отмечает, что такими нормами являются скорость бега на 10 м с места (с), длина прыжка с разбега 5 м (м), длина прыжка с места (см), метание мешочка 100 г ведущей рукой (м), дальность броска набивного мяча 0,5 кг из-за головы (м), челночный бег 3 х 10 м (с). Автор отмечает, что сдача комплекса может быть превращена в большой праздник, а сама сдача обладает разнообразными, в том числе оздоровительными функциями как то формирование представлений ребенка о своем теле, содействие формированию гармоничного телосложения, удовлетворение потребности в движении, профилактика заболеваний.Важной частью физического воспитания в данном случае считают:Пешие прогулки.Сезонный виды спорта (катание на лыжах, коньках, велосипеды, роликовые коньки и т.д.).Плавание в бассейне, на открытой воде.Парк активного отдыха – веревочный городок, скалодром, квесты на природе.Спортивный туризм – сплавы, пеший, конный, горный туризм, альпинизм и т.д.Групповые подвижные игры.Иными словами, система оздоровления средства физической культуры очень обширна, она включает в себя как традиционные, так и не традиционные средства оздоровления. Современные специалисты сегодня говорят о необходимости комплексного подхода, включения в систему оздоровления различных техник, приемов, направлений. Только в этом случае возможно достигнуть надлежащего эффекта. Можно заключить, что, несмотря на многолетнюю историю развития системы физического воспитания дошкольников, сегодня существует ряд противоречий, проблем, требующих решения.Говоря о различных средствах физической культуры, то очевидным является тот факт, что они применяются в комплексе. В частности, применяется широчайший спектр физических упражнений, используются гигиенические средства, средства природного характера в рамках прогулок, походов и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:К числу средств физической культуры относятся физические упражнения, гигиенические факторы, природные факторы. Все они применяются комплексно. Главным средством физической культуры выступают физические упражнения.Физическое развитие ребенка раннего детского возраста – это важная, основополагающая часть работы дошкольного учреждения, способствующая укреплению соматического и психического здоровья воспитанников, повышению их физической и умственной работоспособности, развитию генетически-обусловленных способностей. Подходы к физическому воспитанию детей в большинстве дошкольных учреждений нашей страны традиционные. В них много места занимает физическое воспитание, однако целый ряд эффективных, но малоиспользуемых форм деятельности остается недооцененными. Опыт использования нетрадиционных средств физического воспитания для детей дошкольного возраста позволяет говорить об их исключительной значимости и необходимости изучения и широкого введения в практику. Можно говорить о том, что сегодня в физическом воспитании детей раннего детского возраста применяется широчайший спектр средств физической культуры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБурухинаЛ.А. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни / Л.А. Бурихина, О.Н. Бритвина, Н.В. Третьякова // Эксперимент и инновации в школе, 2014. – №6. – С. 8-11. ВиленскийМ.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.Власова В.П. Возможности взаимодействия семьи и детского сада в стимулировании развития физической культуры у дошкольников / В.П. Власова, О.С. Тарутина // ScienceTime, 2015. – №12 (24). – С. 130-135. Ермакова Е.Г. Физическое воспитание в семье. Формы и виды активного семейного отдыха / Е.С. Ермакова, В.М. ПаршаковаК.А. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – №1. – С. 13-14.Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб./ Росстат. – М., 2021. – 171 с.Иванова Л.А. Организация кружковой работы здоровьесберегающей направленности в условиях дошкольных учреждений / Л.А. Иванова, Е.В.Ненашева, Т.Н. Попова, О.А. Казакова// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. – №3(169). – С. 115-119. ИльиничВ.И. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005 – 448 с.КирюханцевК.А. Туризм в системе физического воспитания дошкольников / К.А. Кирюханцев// Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – №1(25). – С. 70-74.КирюханцевК.А. Экскурсия – важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду / К.А. Кирюханцев// Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – №2.(26). – С.. 58-61 Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб.заведений / С.А. Козлова. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.Колесникова Н.Н. Использование комплексной системы оздоровления в условиях детского сада / Н.Н. Колесникова, О.В. Максимук // Здоровье для всех, 2012. – №1. – С. 35-40.Магомедов А.М. Управление физическим воспитанием дошкольников средствами подвижных игр / А.М. Магомедов, Магомедов А.М., О.А. Алибеков// Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2015. – №20. – С. 48-53.Магомедов А.М. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, Б.М. Каялов, М.С. Рабаданов// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – №48. – С. 268-272. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. – М.: КноРус, 2013. – 240 с. МендотЭ.Э. Педагогические условия физического воспитания в системе дошкольного образовательного учреждения / Э.Э. Мендот, А.В. Гасков// Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки, 2012. – №4. – С. 53-55. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 424 с.Пащенко Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с. ПисьменскийИ.А. Физическая культура: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 493 с.СычевскаяО.Н. Внедрение норм ГТО в ДОУ / О.Н. Сычевская// Педагогическое искусство, 2018. – №2. – С. 107-113. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др; Под ред. С.О. Филипповой. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2. – Горно-Алтайск: РИОГАГУ, 2007. – 172 с.Холодов Ж.К. Теория и методика физической культура и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стереот. – М.: Академия, 2013. – 480 с.ШарикалоН.А. Дифференциальный подход. Развитие, физические качества детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шарикало// Здоровье для всех, 2019. – №2. – С. 22-26. ШебекоВ.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие/ В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. шк., 2012. – 288 с.

1. Бурухина Л.А. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни / Л.А. Бурихина, О.Н. Бритвина, Н.В. Третьякова // Эксперимент и инновации в школе, 2014. – №6. – С. 8-11.
2. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
3. Власова В.П. Возможности взаимодействия семьи и детского сада в стимулировании развития физической культуры у дошкольников / В.П. Власова, О.С. Тарутина // Science Time, 2015. – №12 (24). – С. 130-135.
4. Ермакова Е.Г. Физическое воспитание в семье. Формы и виды активного семейного отдыха / Е.С. Ермакова, В.М. Паршакова К.А. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – №1. – С. 13-14.
5. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб./ Росстат. – М., 2021. – 171 с.
6. Иванова Л.А. Организация кружковой работы здоровьесберегающей направленности в условиях дошкольных учреждений / Л.А. Иванова, Е.В. Ненашева, Т.Н. Попова, О.А. Казакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. – №3(169). – С. 115-119.
7. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2005 – 448 с.
8. Кирюханцев К.А. Туризм в системе физического воспитания дошкольников / К.А. Кирюханцев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – №1(25). – С. 70-74.
9. Кирюханцев К.А. Экскурсия – важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду / К.А. Кирюханцев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – №2.(26). – С.. 58-61
10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
11. Колесникова Н.Н. Использование комплексной системы оздоровления в условиях детского сада / Н.Н. Колесникова, О.В. Максимук // Здоровье для всех, 2012. – №1. – С. 35-40.
12. Магомедов А.М. Управление физическим воспитанием дошкольников средствами подвижных игр / А.М. Магомедов, Магомедов А.М., О.А. Алибеков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2015. – №20. – С. 48-53.
13. Магомедов А.М. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, Б.М. Каялов, М.С. Рабаданов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – №48. – С. 268-272.
14. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. – М.: КноРус, 2013. – 240 с.
15. Мендот Э.Э. Педагогические условия физического воспитания в системе дошкольного образовательного учреждения / Э.Э. Мендот, А.В. Гасков // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки, 2012. – №4. – С. 53-55.
16. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 424 с.
17. Пащенко Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с.
18. Письменский И.А. Физическая культура: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 493 с.
19. Сычевская О.Н. Внедрение норм ГТО в ДОУ / О.Н. Сычевская // Педагогическое искусство, 2018. – №2. – С. 107-113.
20. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др; Под ред. С.О. Филипповой. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
21. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
22. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2. – Горно-Алтайск: РИОГАГУ, 2007. – 172 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культура и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стереот. – М.: Академия, 2013. – 480 с.
24. Шарикало Н.А. Дифференциальный подход. Развитие, физические качества детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шарикало // Здоровье для всех, 2019. – №2. – С. 22-26.
25. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. шк., 2012. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какие средства физической культуры используются в раннем детском возрасте?

В раннем детском возрасте для физического развития детей используются различные средства физической культуры, такие как физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы.

Что подразумевается под средствами физической культуры?

Средства физической культуры включают в себя разные методы и приемы, которые направлены на формирование и укрепление физических качеств, развитие двигательных навыков, улучшение здоровья и общей физической подготовленности детей.

Какие характеристики имеют физические упражнения?

Физические упражнения включают в себя разные двигательные действия, такие как бег, прыжки, метания, игры с мячом и т.д. Они помогают развивать координацию, силу, выносливость и гибкость у детей раннего возраста.

Какие гигиенические факторы могут быть использованы в физическом воспитании детей раннего возраста?

В физическом воспитании детей раннего возраста используются гигиенические факторы, такие как воздушные и водные процедуры, солнечные и воздушные ванны, массаж и т.д. Они способствуют укреплению здоровья, закаливают организм детей и способствуют укреплению иммунной системы.

Какие естественные силы природы могут быть использованы в физическом воспитании раннего детского возраста?

Естественные силы природы, такие как свежий воздух, солнце, вода и природные пространства, могут быть использованы в физическом воспитании раннего детского возраста. Например, прогулки на свежем воздухе и игры на лужайке или пляже помогают детям развиваться физически, укрепляют их здоровье и повышают настроение.

Какие средства физической культуры используются в раннем детском возрасте?

В раннем детском возрасте используются различные средства физической культуры, включая физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы.

Что такое средства физической культуры?

Средства физической культуры - это комплексные мероприятия и методы, направленные на развитие физических качеств и укрепление здоровья детей в раннем возрасте.

Какие средства физической культуры можно отнести к гигиеническим факторам?

К гигиеническим факторам относятся такие средства физической культуры, как режим двигательной активности, проветривание помещений, контроль за питанием и соблюдение гигиенических правил.

В чем заключается анализ места различных средств физической культуры в системе физического воспитания у детей раннего детского возраста?

Анализ места различных средств физической культуры в системе физического воспитания позволяет определить их влияние на развитие детей, оценить эффективность их применения и создать оптимальные условия для физического развития малышей.