Участие женщин в революции 1917 года

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 51 51 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 15.05.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Участие женщин в массовом движении в России…………………….9
1.1 Положение женщин в России до революции 1917г………..……………….9
1.2 Феминизм как одна из причин Революции 1917 г………………………...16
Глава 2. Женщины в Революции 1917 года……………………………………30
2.1 Женщины, без которых не было бы Революции 1917 г…………………...30
2.2 Решение женского вопроса революцией 1917 года……………………….39
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...50
Фрагмент для ознакомления

Первая серьезная дискуссия по «женскому вопросу» была начата в статьях, написанных в 1859 г. борцом за женское образование М.Л.Михайловым, позднее к этой борьбе присоединились многие передовые мужчины, а впоследствии и многие женщины, отстаивая право женщин на равное и высшее образование. Они внесли очень весомый вклад в «женскую борьбу во второй половине XIX века». К концу 19 века у русских женщин было много достижений в результате борьбы мужчин и женщин 1860-х годов. Начиная с 20 в. русское женское движение приобрело более организованный характер, хотя идеологически оно стало более раздробленным.Женское движение шло от требования более высоких и равных образовательных, профессиональных возможностей к гражданским и политическим правам. В этот период Россия была наводнена женскими газетами, журналами, творчеством, а также женскими организациями, работающими на благо женщин. Русские женщины уже боролись за равный доступ к высшему образованию и профессиональным возможностям. Среди активисток этого периода были А.Шабанова, П.Сишкина, А.Тыркова.В 1917 году большевики призвали женщин из рабочего класса вступить в их ряды, чтобы изменить жизнь русских женщин. Они объединились вокруг журнала «Работница». В строительстве «нового» советского общества активно участвовали женщины: Э. Стасова, А. Коллонтай, И. Арманд, Надежда Крупская, Вера Фигнер, К. Самойлова, М. Спиридонова, Е. Брешковская и многие другие.Крупская была активисткой пропаганды революции с 1890 г., а в 1917 г. стала членом Государственного комитета по просвещению. А. Колонтай также была революционной активисткой с 1890 года, и после Октябрьской революции в ведение «Женотдела» была партийная ячейка, занимавшаяся пропагандистской работой среди женщин. М. Спиридонова была политическим деятелем и лидером группы левых социал-демократов. Е.Брешковская – тоже активистка революционного движения, была одним из основателей партии эсеров и ее боевой ячейки. Известная в народе как «бабушка» русской революции, она вела пропагандистскую работу среди крестьян.Систематический переход, последовавший за большевистской революцией 1917 года, сделал освобождение женщин ключевым компонентом своей программы. Революция положила начало ряду радикальных правовых и социальных реформ. Большевики планировали освободить женщин от «домашнего» рабства с помощью общественных яслей-ресторанов и коммунальных прачечных. Они обещали уничтожить все следы былого неравенства и предрассудков в отношении русских женщин.Исходя из этих взглядов, новое советское правительство приняло новые декреты и законы, провозгласившие русских женщин во всех отношениях равными мужчинам. Новый указ о браке и разводе был во многих отношениях шагом вперед. Мужчины и женщины имели равные права на имущество, приобретенное после вступления в брак. Согласно указу, женщины, добивающиеся развода, больше не обязаны объяснять причины в суде. В 1920 году был принят закон о легализации абортов. Фактически, в 1918 году Алесандра Коллонтай, министр социального обеспечения, даже заявила, что «семья больше не является необходимостью ни для ее членов, ни для государства». Коллонтай также придерживалась мнения, что «порабощение женщин неразрывно связано с разделение труда по половому признаку: мужчины выполняют производительный труд, а женщины вспомогательный».Для вовлечения женщин в основное русло через «Женотдел» была инициирована массовая информационная программа, ориентированная на женщин как на социальную группу.В заключение можно сказать, что для многих женщин-участниц революции решение «женского вопроса» было связано с кардинальными изменениями в общественном строе. Многие женщины вместе с мужчинами сидели за решеткой, были сосланы в Сибирь и повешены за протест. В России женщины участвовали в борьбе на всех этапах революционного периода, начиная с дореволюционных дней протеста конца 19 века до времен Октябрьской революции 1917 года. Начало 20 века могло быть периодом хаоса, но это был также по существу динамичный и энергичный период, в ходе которого женщины добились многих исторических побед в истории прав женщин в России.2.2 Решение женского вопроса революцией 1917 годаОдним из немаловажных аспектов революции 1917 г. является роль в ней женщин. Общеизвестно, что революционные события в Петрограде в феврале 1917 г., приведшие к свержению монархии, начали именно женщины. Они же приняли самое активное участие в дальнейших событиях, в результате которых к власти пришли большевики в октябре того же года. Не случайно В.И. Ленин дал женщинам самую высокую оценку, сказав: «Без них мы не победили бы».Но еще большую роль при проведении революции сыграли женщины в Костроме. В Костромской губернии они всегда преобладали среди населения, а в 1917 г. их стало почти 65%. Накануне революции удельный вес женщин среди рабочих костромских фабрик составлял 51%, а по России – лишь 30,7%. Условия труда и жизни работниц были крайне тяжелыми. Женский труд оплачивался на 30–40% ниже мужского. Средняя зарплата ткачих в месяц составляла 7 рублей (прожиточный минимум в то время был 17 рублей). Поэтому не случайно женщины принимали самое активное участие в революционной борьбе, а после свержения царизма они интенсивно работали в выборных организациях: в городской думе, профсоюзах, фабричных комитетах и др.В тоже время, все политические партии России старались привлечь женщин на свою сторону. В Костроме это, прежде всего, партии кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков. Главное внимание было уделено солдаткам, чьи мужья воевали или погибли на фронтах Первой мировой войны, поскольку в Костроме они составляли большинство. Особенно сильно борьба за влияние на женщин развернулась в 1917 г. Сразу после февраля в Костромской губернии в Советах большинство представляли меньшевики и эсеры. Но постепенно росло влияние большевиков. В результате на выборах 16 мая большевики и их сторонники получили 75% всех депутатских мест в Советах в Костроме. В ходе борьбы женщины отдали предпочтение партии большевиков.За три дня до начала вооруженного восстания в Петрограде в Костроме началась всеобщая стачка текстильщиков, в которой принимало участие 65 тысяч человек, в основном работницы. Они требовали передачи всей власти Советам, устранения голода, повышения заработной платы. В городе была создана боевая дружина, в которую вошло много женщин. В итоге Советская власть в Костроме была провозглашена 29 октября 1917 г. мирным путем, поскольку перевес революционных сил был огромный. В результате победы революции Советская власть предоставила женщинам большие права. В первый же день, 26 октября 1917 г., был принят декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства», который по существу провозгласил равенство мужчин и женщин в политических правах, в осуществлении государственного управления. А в первой Советской Конституции, принятой в июле 1918 г., было закреплено политическое равноправие женщин Советской России. На собраниях граждан городов и сел Костромской губернии выносились решения о привлечении женщин к выборам в Советы. Общее собрание граждан Кадыя 18 февраля 1918 г. постановило произвести выборы в Совет солдатских и крестьянских депутатов, причем подчеркивалось, что «избрание производят все граждане и гражданки Кадыя, имеющие от роду не менее 20 лет». Женщины получили не только право избирать, но и быть избранными в органы государственной власти. В составе Костромского городского Совета в ноябре 1917 г. было 3 женщины, в декабре 1918 г. – уже 17 из 124 членов (13,7%), а в сентябре 1919 г. – 30 из 123 депутатов (24,4%).В первые годы Советской власти в трудовом законодательстве было закреплено положение, согласно которому участие женщин в общественнопроизводительном труде является решающим условием, определяющим их социальный статус. «Эти меры, – пишет Т. Эддвуд,– закладывали основы политики по охране и улучшению труда женщин. Государство признавало материнство важнейшей социальной функцией». Крестьянки впервые получили право на землю наравне с мужчинами, тем самым избавились от зависимого положения в семье. По декрету «О восьмичасовом рабочем дне» (29 октября 1917 г.) труд женщин был запрещен в ночных сменах и на подземных работах. Вводились ограничения для них на сверхурочных работах. Согласно декрету от 11 (24) декабря 1917 г. социальное страхование распространялось на всех рабочих обоего пола в размере 100% зарплаты, по декрету о заработной плате от 16 сентября 1918 г. впервые в истории была устранена дискриминация при оплате женского труда. Декретом от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» женщинам был открыт доступ для совместного обучения с мужчинами во все высшие учебные заведения. Отменялись вступительные экзамены и плата за обучение, вводилась государственная стипендия для особо нуждающихся. Новая форма брака, как добровольного союза равных людей на основе взаимной любви и уважения, была утверждена в декретах «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния» (18 декабря 1917 г.) и «О расторжении брака» (26 декабря 1917 г.). За первые годы Советской власти было издано более 100 декретов, посвященных вопросам охраны труда, здоровья и защиты социальной функции женщин – материнства.Советская власть заботилась об улучшении социального положения трудящихся женщин, тем самым стремилась завоевать на свою сторону их политические симпатии, вовлечь их в налаживание нового государства. Представительницы бывших господствующих классов: дворянки, буржуазные дамы, представительницы духовенства в этот период переживали «хождение по мукам». Они лишались родовых имений, капиталов, особняков, дач, прислуги и всего того, что составляло их привычный образ жизни. В июле 1918 г. Кинешемский уездный совет объявил о национализации усадьбы Александровское, принадлежавшей костромским дворянам Григоровым. «И вот вся наша многочисленная семья, – пишет А.А. Григоров,– мать и нас четверо детей (я и мои два брата и сестра), тетушка-калека и двое женщин из числа прислуги … двинулись на юг». После долгих скитаний в 1922 г. семья вернулась взглянуть на родные края. «Приехав туда, – продолжает А.А. Григоров,– мы увидели только стоявшие столбами закоптелые печи. Все сгорело или было разграблено». Мария Григорьевна Хомутова из древнего дворянского рода владельцев многих усадеб, в том числе «Соколово» Кинешемского уезда, стала работать в сельскохозяйственных артелях в Малышкове, затем в Волове, в совхозе объединения «Петрокоммуна» под Галичем. 14-летняя Мария работала на лошадях: на перевозках разных грузов, вспашке, бороновании т.д.В то же время рядовые работницы, крестьянки, представительницы интеллигенции, прежде всего те, кто активно участвовал в революционном движении до 1917 г., после победы революции включались в мирную работу. В ноябре 1917 г. в Костроме З.А. Станкевич стала председателем комитета по борьбе с саботажем чиновников. В.Н. Богданова, М.Н. Леонтьева и Н.В. Васильева приступили к организации работы почтово-телеграфной службы, М.Н. Нисковская и Н. Плаксицкая вошли в отдел национализированных предприятий Костромского текстильного района. В отделе народного образования из девяти ответственных работников насчитывалось пять женщин. В феврале 1918 г. заместителем заведующего губернского финансового отдела стала М.С. Виноградова. Работу М.Н. Казанцевой, вставшей во главе отдел народного образования в Галиче, высоко оценил нарком просвещения А.В. Луначарский, побывавший там в 1919 г.. Вновь назначенная заведующей отделом народного образования Костромского уезда Е.К. Кравченко говорила с трибуны уездного съезда Советов в 1918 г.: «Народное образование и народное богатство находятся в самой тесной связи. Хорошая постановка и самое широкое распространение его (образования) будут фундаментом для постройки новой России. Необходимо создать этот фундамент прочным и непоколебимым, тогда можно с уверенностью сказать, что дети наши увидят свою Родину счастливой и богатой». В марте–апреле 1918 г. Костромской губисполком организовал коллегию губотдела здравоохранения. В нее вошли Б.Т. Бидерман (председатель), А.В. Комичева, Ф.Г. Бляхина, З.А. Станкевич. В ведение коллегии были переданы все вопросы здравоохранения, охраны материнства и младенчества. Санитарка Е.К. Громова возглавила отдел народного здравоохранения костромского горисполкома, а М. Дворникова – уездный отдел здравоохранения в Макарьеве. Летом 1918 г. для руководства работой по организации детских учреждений при отделах народного образования местных Советов создавались подотделы дошкольного воспитания. В Костромском губисполкоме его возглавила М.Н. Казанцева. Для охраны материнства и младенчества, борьбы с беспризорностью и нищетой был образован Народный Комиссариат народного призрения во главе с А.М. Коллонтай. В 1918 г. в Москве на открывшихся специальных курсах по подготовке кадров организаторов охраны материнства и младенчества на местах от Костромы обучались Н.М. Долотова, Т.П. Решетова, Е.И. Квасникова и П.В. Уварина.Одной из наиболее тяжелых социальных проблем был жилищный кризис. Жилищный отдел Костромского горсовета возглавила энергичная работница М.Н. Нисковская. Отдел провел учет всей жилой площади в Костроме. Оказалось, что на каждого жителя в среднем приходилось примерно 1,5– 2 кв. метра. Коммунальное хозяйство за годы Первой мировой и гражданской войн пришло в полный упадок. Многие дома, особенно в фабричном районе, находились в аварийном состоянии. Представители жилищного отдела стали переселять рабочие семьи в дома состоятельных граждан. Для этого была организована перестройка особняков и гостиниц под квартиры. Большие залы в богатых домах разделяли дощатыми перегородками на небольшие комнаты. В каждую переселялась из подвала или другого непригодного для проживания места семья рабочего. А кухня была одна на всех. Так появились «коммуналки». Помещения Ипатьевского монастыря были заселены семьями рабочих ткацких фабрик, и бывшая обитель стала официально называться рабочим поселком «Текстильщик».Создавались дома-коммуны, где несколько семей питались из одного котла, по очереди следили за детьми, убирали жилье и т.д. Такой дом- коммуна располагался, например, в двухэтажном особнячке из красного кирпича на современной улице Долматова в Костроме. Здесь поселились семьи женщин, активных деятельниц костромской партийной организации, - Е.А. Виноградовой, М.С. Виноградовой, В.Н. Богдановой, М.Н. Леонтьевой и других. «Мы были все страшно заняты на работе, мотались по губернии в командировках, - вспоминала позже жительница этого дома Мария Семеновна Виноградова. - Поэтому рады были, что есть куда прибежать переночевать, есть кому присмотреть за детьми, приготовить пищу. Назначалась одна из нас дежурной, которая была в данный момент менее занята. Заниматься домашним хозяйством, наводить уют считалось непозволительным для сознательной женщины, тем более члену партии, какими мы все были. Это считалось мещанством, а за проявление мещанства могли наказать по партийной линии». В полной мере воспользоваться полученными правами большинство трудящихся женщин в тот период не могло. «Для работницы дорасти до взглядов среднего рабочего, – писала А.М. Коллонтай,– это ломка традиций, понятий, нравов, привычек, усвоенных с колыбели… Отсюда ясный вывод, что разбудить дремлющий ум женщины, оживить ее волю можно только при помощи особого подхода к ней, только при специальных методах работы среди женщин». Поэтому впереди предстояла очень трудная, кропотливая и разнообразная работа по достижению равноправия женщин на деле. В течение XX-го - начале XXI вв. многие проблемы, за которые женщины поднимались на революцию, были решены. В 1996 г. Правительством РФ была утверждена «Концепция улучшения положения женщин в РФ», предназначенная ликвидировать еще оставшиеся дискриминационные моменты. Однако положение российских женщин в новом тысячелетии требует обновления ряда аспектов данного документа. И здесь большую роль может сыграть творчески примененный опыт истории первых лет Советской власти.Заключение«Женщины были в авангарде обеих революций 1917 года и сыграли жизненно важную роль в обеспечении выживания молодого советского государства», - говорит профессор Мэри Дэвис.Столетие русской революции вызвало большой интерес, не все из которых являются полезными или просветляющими. Однако один аспект двух революций 1917 года, который почти полностью игнорируется, — это роль женщин.Общепринято мнение, что русские женщины фигурировали в 1917 году только дважды. Первый раз в Петрограде 23 февраля как предвестницы революции, установившей временное правительство.Во второй раз буржуазные женщины сыграли реакционную роль в составе батальона, защищавшего Зимний дворец, резиденцию правительства, от нападения большевиков 25 октября.Оба эти события имели место, но ленивое цитирование только их не отражает чрезвычайно важную роль женщин на протяжении всего революционного процесса как повивальных бабок революции. Они присутствовали при рождении и имели решающее значение на заключительных стадиях родов. Кроме того, они сыграли жизненно важную роль в защите революции во время гражданской войны 1919-20 гг.Чтобы оценить роль женщин, необходимо вернуться к революции 1905 года в России, когда феминистское движение впервые зародилось с образованием Лиги женского равноправия.Как и многие аналогичные организации в Европе того времени, она была сосредоточена на избирательном праве женщин и состояла в основном из буржуазных женщин. Однако Клара Цеткин в Германии понимала, что женщины разделены по классовому признаку, и признавала необходимость того, чтобы женщины из рабочего класса боролись за себя. Как она выразилась в 1907 году на Международной конференции женщин-социалисток в Штутгарте: «Классовые противоречия исключают возможность того, чтобы работающие женщины стали союзниками буржуазного феминистского движения.«Это не значит, что они отвергают буржуазных феминисток, если последние в борьбе за всеобщее избирательное право женщин должны стоять за них в борьбе с общим врагом на разных фронтах».Это послание было подхвачено в России Конкордией Самойловой, Александрой Коллонтай и многими другими женщинами-большевиками, которые в 1907 году образовали Центр взаимопомощи трудящихся женщин, чтобы распространять социалистические идеи среди женщин рабочего класса, поощрять женщин вступать в ныне легальные профсоюзов, а также обеспечить, чтобы социалистическое движение не продолжало игнорировать женские проблемы.Хотя Международный женский день был открыт в 1910 году, в России он не отмечался до 1913 года.Ленин активно поддерживал агитацию среди работниц и был среди тех, кто выступал за издание новой газеты «Работница», которая впервые появилась в 1914 годуНачавшаяся в том же году Первая мировая война послужила серьезным тормозом рабочего движения. деятельности и, как и везде в Европе, усилил раскол между левыми и правыми среди социалистов.Это было очень заметно в России, где Российская социал-демократическая и рабочая партия (РСДРП) уже в 1903 г. раскололась на большевистскую и меньшевистскую фракции; но разделение было еще более непримиримо ожесточенным, учитывая поддержку последней войны, в отличие от популярной антивоенной политики большевиков.Вопрос о поддержке и противодействии войне также обострил классовое деление в уже раздробленном женском движении.Буржуазное феминистское движение - как и в Великобритании под руководством Эммелин Панкхерст - поддержало войну, в то время как работающие женщины под влиянием своих сестер-большевиков все больше выступали против Первой мировой войны.К 1917 году на фабриках работало огромное количество женщин, как на производстве боеприпасов, так и заменяя мужчин-призывников. 23 февраля 1917 года (8 марта по нашему григорианскому календарю) Международный женский день был отмечен забастовками и массовыми демонстрациями женщин.Большевистская газета «Правда» сообщала, что это привело к революции: «…первым днем ​​революции был Женский день… женщины… решали судьбу войск; они пошли в казармы, поговорили с солдатами, и последние присоединились к революции… Женщины, мы приветствуем вас».Однако, вопреки традиционному мнению, это было только начало вовлечения работниц в революционный процесс. Для буржуазных феминисток это стало концом.Последние стойко поддерживали новое временное правительство, возглавляемое сначала Львовым, а затем Керенским, и, хотя все еще агитировали за голосование, их главным требованием была «война до победы».Именно из этих провоенных женщин был сформирован Женский батальон для борьбы как с немцами, так и с большевиками. Панкхерст встретила их в июле 1917 года, когда она посетила Россию, чтобы умолять Керенского остаться на войне.Однако работницы были категорически против войны, правительства и предположения, что буржуазные женщины могут говорить от их имени. Таким образом, забастовка продолжалась даже среди трудных для организации рабочих. Например, в марте 1917 года рабочие прачечной во главе с большевиккой Софьей Гончарской бастовали четыре недели.В апреле 1917 года 100 000 солдатских жен устроили марш и демонстрацию, требуя улучшения пайков и прекращения войны. Коллонтай выступила перед их митингом.Большевики вели большую агитационную работу среди женщин, чему способствовало возрождение газеты «Работница», выходившей несколько раз в месяц тиражом от 40 до 50 тысяч экземпляров. (Среди членов редколлегии были Надежда Крупская и Инесса Арманд).Женщины-работницы активно участвовали в противодействии попытке Корнилова в августе; они помогали строить баррикады, а «Красные сестры» организовывали медицинскую помощь.В сентябре Самойлова организовала первую официальную конференцию работниц, вновь созванную после Октябрьской революции.Во время и после революции очень многие женщины были зачислены в Красную гвардию на самых разных должностях, в том числе в качестве комбатантов.Одним из первых постановлений социалистического правительства, свидетельствующим о значении женщины в революционный период, стал Кодекс о браке и семье (октябрь 1918). Это заключало в себе революционное видение социальных отношений, основанных на равенстве женщин.Роль женщин в русской революции лучше всего подытожил Ленин, который в беседе с Цеткиным в 1920 году сказал: «Работницы вели себя великолепно во время революции. Без них мы бы не одержали победу». Теперь, 100 лет спустя, эти слова должны стать ярким напоминанием о революционной роли женщин.Список использованной литературыАбакумова В. Октябрьская революция и раскрепощение женщин. Л., 1958. Айвазова С.Г. Женщины и лозунг «Свобода, равенство, братство» // Рабочий класс и современный мир. 1988. № 6. С. 174-183.Артюхина А. Женщина и оборона страны // Правда; 1927. Бебель А. Женщина и социализм / Пер. с нем. Предисл. В. Билынай. М.: Госполитиздат, 1959. 592 с.Бильшай-Пилипенко В. Л. Советская демократия и равноправие женщин в СССР. М.: Юриздат, 1948Борисова JI.B. Трудовые отношения в советской России (1918 — 1924 гг.). М., 2016. 288 с.Валянский С.И., Д.В. Калюжный. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина. - М.: Вече, 2017Васильев М. В. 1-й Петроградский женский батальон в событиях 1917 года // Великая, Священная, Отечественная: Россия в Первой мировой: материалы конференции. Калининград: Рос. воен.-ист. о-во, 2014.Веллер, М.И. Гражданская история безумной войны / М.И. Веллер, А. Буровский.- М.: АСТ, 2017Ветринская И., Огинский Р. Истоки и смысл русского феминизма // Семья и школа. 2009г.Вильямс А. Р. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917 -- 1918 / Пер. с англ. Т.Ю. Логачевой. -- М.: ЗАО Центрполиграф, 2016Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2011.Зиновьев Г. Работницы, презирайте изменников! // Работница: 1919. № 1. 15 мая.Игнатов В.Г. История государственного управления России. М.: Приор, 2012.Каплун С. Женский труд и его охрана в Советской России. М.: Государственное издательство, 1921. 76 с.Карр,Э. История Советской России. Кн.1: Большевистская революция 1917- 1923.Т.1-2/ Э.Карр.- М.: Прогресс, 1990Карпецкая Н. Д. Работницы и Великий Октябрь. Л., 1974. С. 41 - 44.Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В.Р.Лещинера. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. - 848 с.Коллонтай А. М. Работница за год революции. М., 1918. С. 12 – 13Кузнецов, И.Н. История. Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и Ко, 2018. - 495 с.Кулик В. Н. Российские женщины в 1917 году // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. М.: Дрофа, 1997.Куприна И. В. Феминистское движение в России во второй половине XIX - начале XX в. : дис. … канд. ист. наук. М., 2000. 147 с.Леванов, Б.В. История России XIX - XX вв. / Б.В. Леванов. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 608 с.Любимова С. Т. Октябрьская революция и положение женщин в СССР. М.: Знание, 1967. 32 с.Тыркова-Вильямс А. Освобождение женщины. Пг., 1917. С. 15.Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново: Иван. гос. ун-т, 1994. 135 сЭйхенбаум, В.М. Неизвестная революция,1917-1921 / В.М.Эйхенбаум.- М.: Праксис, 2015

1. Абакумова В. Октябрьская революция и раскрепощение женщин. Л., 1958.
2. Айвазова С.Г. Женщины и лозунг «Свобода, равенство, братство» // Рабочий класс и современный мир. 1988. № 6. С. 174-183.
3. Артюхина А. Женщина и оборона страны // Правда; 1927.
4. Бебель А. Женщина и социализм / Пер. с нем. Предисл. В. Билынай. М.: Госполитиздат, 1959. 592 с.
5. Бильшай-Пилипенко В. Л. Советская демократия и равноправие женщин в СССР. М.: Юриздат, 1948
6. Борисова JI.B. Трудовые отношения в советской России (1918 — 1924 гг.). М., 2016. 288 с.
7. Валянский С.И., Д.В. Калюжный. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина. - М.: Вече, 2017
8. Васильев М. В. 1-й Петроградский женский батальон в событиях 1917 года // Великая, Священная, Отечественная: Россия в Первой мировой: материалы конференции. Калининград: Рос. воен.-ист. о-во, 2014.
9. Веллер, М.И. Гражданская история безумной войны / М.И. Веллер, А. Буровский.- М.: АСТ, 2017
10. Ветринская И., Огинский Р. Истоки и смысл русского феминизма // Семья и школа. 2009г.
11. Вильямс А. Р. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917 -- 1918 / Пер. с англ. Т.Ю. Логачевой. -- М.: ЗАО Центрполиграф, 2016
12. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2011.
13. Зиновьев Г. Работницы, презирайте изменников! // Работница: 1919. № 1. 15 мая.
14. Игнатов В.Г. История государственного управления России. М.: Приор, 2012.
15. Каплун С. Женский труд и его охрана в Советской России. М.: Государственное издательство, 1921. 76 с.
16. Карр,Э. История Советской России. Кн.1: Большевистская революция 1917- 1923.Т.1-2/ Э.Карр.- М.: Прогресс, 1990
17. Карпецкая Н. Д. Работницы и Великий Октябрь. Л., 1974. С. 41 - 44.
18. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В.Р.Лещинера. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. - 848 с.
19. Коллонтай А. М. Работница за год революции. М., 1918. С. 12 – 13
20. Кузнецов, И.Н. История. Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и Ко, 2018. - 495 с.
21. Кулик В. Н. Российские женщины в 1917 году // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. М.: Дрофа, 1997.
22. Куприна И. В. Феминистское движение в России во второй половине XIX - начале XX в. : дис. … канд. ист. наук. М., 2000. 147 с.
23. Леванов, Б.В. История России XIX - XX вв. / Б.В. Леванов. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 608 с.
24. Любимова С. Т. Октябрьская революция и положение женщин в СССР. М.: Знание, 1967. 32 с.
25. Тыркова-Вильямс А. Освобождение женщины. Пг., 1917. С. 15.
26. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново: Иван. гос. ун-т, 1994. 135 с
27. Эйхенбаум, В.М. Неизвестная революция,1917-1921 / В.М.Эйхенбаум.- М.: Праксис, 2015

Вопрос-ответ:

Каково было положение женщин в России до революции 1917 года?

Положение женщин в России до революции 1917 года было довольно неблагоприятным. Они были лишены многих прав и свобод, их социальные и политические возможности были ограничены. Женщины не имели права голоса, не могли участвовать в политической деятельности и занимать высокие позиции в обществе. Они также ограничены в своих профессиональных возможностях и образовательных полномочиях.

Как феминизм влиял на революцию 1917 года?

Феминизм был одной из причин революции 1917 года. Женщины, организованные в женских организациях и движениях, боролись за свои права и равноправие с мужчинами. Это включало в себя требование политического участия, равных возможностей в образовании и профессиональной сфере, а также защиту от сексуального насилия и домашнего насилия. Этот борьба сказалась на общий настрой общества и способствовала развитию революционной ситуации в стране.

Кто были женщины, без которых не было бы революции 1917 года?

Женщины, без которых не было бы революции 1917 года, включали в себя персонажей, таких как Александра Коллонтай, Надежда Крупская, Лидия Фотиева, Мария Спиридонова и многих других. Эти женщины играли активную роль в политической и социальной жизни страны, они были организаторами и агитаторами революционных движений, а также лидерами в борьбе за права женщин.

Как решение женского вопроса было связано с революцией 1917 года?

Решение женского вопроса было связано с революцией 1917 года, поскольку революция создала возможности для женщин выступить, выразить свои требования и бороться за свои права. Новое правительство, установленное после революции, признало важность женского освобождения и равноправия. Были приняты меры для увеличения политического участия женщин, расширения их образовательных возможностей и прекращения дискриминации по половому признаку. Решение женского вопроса стало одной из главных целей революции и влияло на последующие изменения в обществе.

Каково положение женщин в России до революции 1917 года?

До революции 1917 года положение женщин в России было довольно сложным: им не было предоставлено политическое право голоса, они были ограничены в свободе передвижения и выборе профессии, а также подвергались дискриминации в сфере образования и труда.

Какое значение имел феминизм в контексте революции 1917 года?

Феминизм был одной из причин революции 1917 года. Стремление женщин к равноправию и свободе вносило глубокий социальный и политический дисбаланс, что создавало несправедливость и неудовлетворенность среди них.

Какие женщины сыграли ключевую роль в революции 1917 года?

В революции 1917 года ключевую роль сыграли женщины, такие как Александра Коллонтай, Мария Спирова, Надежда Крупская и многие другие. Они активно участвовали в организации и проведении протестов, забастовок и бунтов, а также стали лидерами политических и социальных движений.

Как революция 1917 года изменила положение женщин?

Революция 1917 года существенно изменила положение женщин в России. Женское избирательное право было признано, женщины получили равные возможности в сфере образования и труда, а также стали активно участвовать в политической жизни страны. Революция стала символом освобождения и эмансипации женщин.

Какие проблемы были решены революцией 1917 года с точки зрения женского вопроса?

Революция 1917 года решала проблемы женского вопроса, такие как политическое представительство женщин, равные возможности в образовании и труде, освобождение от принудительного брака и проституции. Она установила принцип равенства и свободы для женщин, что послужило важным шагом на пути к гендерному равноправию.

Какое было положение женщин в России до революции 1917 года?

До революции 1917 года положение женщин в России было довольно сложным. Женщины не имели политических прав и не могли участвовать в выборах или занимать руководящие должности. В большинстве случаев женщины ограничивались домашними обязанностями и работали в сфере семьи. Многие женщины были принуждены работать на низкооплачиваемых и небезопасных рабочих местах. Образование для женщин было ограничено, и им не разрешалось посещать высшие учебные заведения. В целом, положение женщин было дискриминационным и несправедливым.