Теория и модели поведения доминирующей фирмы в отрасли
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Общая характеристика доминирующей фирмы 3
1.1 Определение доминирующего положения предприятия на рынке 3
1.2 Условия перехода фирмы в доминирующее положение 3
1.3 Ценовое лидерство доминирующей фирмы 5
2. Модели ценообразования доминирующих фирм 13
2.1 Модель самоубийственного поведения доминирующей фирмы 13
2.2 Статические модели ценообразования 14
2.3 Динамическая модель ценообразования 15
2.4 Грабительское ценообразование на рыночном сегменте доминирующей фирмы 16
3. ПАО Газпром - пример доминирующей фирмы в РФ 21
3.1 Направления деятельности и стратегия ПАО Газпром 21
3.2 ПАО Газпром на российском и внешних рынках 25
Заключение 27
Список используемой литературы 33
Поэтому любой субъект доминирующей фирмы в РФ можно назвать государственным и частным предприятием одновременно.Также крупнейшие субъекты доминирующей фирмы в РФ работают по системе вертикального разделения труда. То есть добываемые ресурсы проходят весь технологический цикл от месторождения до потребителя. Это связано со значительной экономией на масштабах. Например, ПАО Газпром занимается не только подачей газа по сети газопроводов потребителю, но и его добычей, переработкой, сжижением и экспортом за рубеж. Также корпорация обладает крупной сетью АЗС и АГЗС. Государство считает необходимым контролировать деятельность субъектов доминирующих фирм (монополий), и признаётся их крупнейшим акционером, потому что они выполняют ряд важнейших функций в российской экономической системе:1. Обеспечение субъектов российской экономической системы сырьем и коммуникационными каналами. Как уже упоминалось, доминирующие фирмы владеют значительной долей национальной инфраструктуры, без которой не способна функционировать ни одна отрасль. Общественный долг доминирующих фирм (монополий) – предоставлять эти ресурсы населению и производителям, поддерживать в рабочем состоянии прежние и создавать новые объекты инфраструктуры для поступательного развития экономической системы. 2. Создание льготных условий для развития иных отраслей экономической системы. Государство может побудить монополиста временно снизить тарифы на свою продукцию для стимулирования создания новых предприятий в других отраслях. Особенно это актуально в условии модернизации, развития малого бизнеса и импортозамещения. 3. Обеспечение социальной стабильности. Доминирующие фирмы снижают социальную напряженность в стране путем создания новых рабочих мест и реализации своих социальных обязательств. Согласно официальной статистике, в отраслях доминирующей фирмы задействовано порядка 11 п.п. всего трудоспособного населения. 4. Реализация социальных проектов. Перераспределение прибыли монополистов выражается в их социальных обязательствах перед населением. Например, государство обязало ПАО Газпром осуществить программу газификации территории страны. Также крупные корпорации выделяют деньги на спортивные и образовательные проекты. 5. Обеспечение доходной части бюджетов всех уровней. Доминирующие фирмы признаются крупными налогоплательщиками. Налоги взимаются с различных аспектов их деятельности (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, добычу полезных ископаемых). Однако главными источниками доходов признаются дивиденды, получаемые по акциям, находящихся в собственности Росимущества, и пошлины на экспорт полезных ископаемых. Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, нефтегазовые доходы составляют около половины бюджетных. Из-за высокой зависимости государства от добывающих производств доминирующие фирмы признаются и важнейшей составляющей национальной безопасности. 6. Регулирование экономической системы. Доминирующие фирмы обладают свойством, называемым эффектом мультипликации. Изменение регулируемых параметров деятельности доминирующих фирм (монополий) многократно воздействует на макроэкономические показатели. Это связано с тем, что для изготовления любой продукции используются услуги доминирующих фирм (монополий), а также сырье и оборудование, для производства которых используются те же услуги. Поэтому незначительное изменение тарифов может повлечь за собой последствия масштаба все страны.Для нивелирования всех недостатков доминирующих фирм (монополий) и обеспечения стабильного экономического роста страны требуется государственное регулирование. Государственная политика в отношении доминирующих фирм (монополий) содержит следующие цели: 1. Развитие инфраструктуры доминирующих фирм (монополий) за счёт привлечения инвестиций; 2. Превращение доминирующей фирмы в регулирующий инструмент при проведении важнейших экономических преобразований; 3. Развитие конкуренции в сферах деятельности доминирующих фирм (монополий) и последующая демонополизация этих отраслей. Но эти цели признаются долгосрочными. В краткосрочном периоде государство считает необходимым регулирование деятельности субъектов доминирующей фирмы с целью сдерживания роста тарифов и улучшения качества продукции. После реформ начала 2000-х годов государство стало использовать традиционные методы регулирования, которые заключались в тщательном контроле всех сторон деятельности доминирующих фирм (монополий). На правовом уровне деятельность субъектов доминирующей фирмы регулируют ФЗ О доминирующих фирмах и ФЗ О конкуренции. Законодательством формируется правовой статус инфраструктурных корпораций, регламентируется их взаимодействие с органами государственной власти. Согласно статье 8 ФЗ О доминирующих фирмах, субъект доминирующей фирмы обязан: 1. заключать контракт с клиентом, если у него есть возможность произвести востребованные товар или услугу; 2. вовремя предоставлять отчёты и проекты капиталовложений регулирующим органам; 3. давать возможность выхода на рыночный сегмент другим фирмам, вести честную конкурентную борьбу согласно требованиям антимонопольного законодательства; 4. вести раздельный учёт доходов и расходов по отдельным видам деятельности в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральном органов исполнительной власти; 5. обеспечивать открытый доступ к информации о своей деятельности для обеспечения её прозрачности. Для прозрачности деятельности организации доминирующей фирмы обязаны предоставлять потребителю, публиковать в СМИ и интернете сведения о ценах на регулируемые товары и услуги, условиях предоставления регулируемого товара или услуги, основных показателях финансовохозяйственной деятельности, основных поставщиках, инвестиционных проектах и так далее [1]. Для государственного регулирования в сферах деятельности доминирующих фирм (монополий) на федеральном и региональном уровнях существуют органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Они выполняют следующие функции (ст.10): 1. создание и ведение реестра регулируемых субъектов доминирующей фирмы; 2. выбор методов государственного регулирования; 3. контроль в рамках полномочий за соблюдением установленных требований; 4. внесение предложений о поправках в антимонопольном законодательстве; 5. решение вопросов по вопросам введения, изменения и прекращения регулирования, использование и реализация методов регулирования. Для выполнения этих функций органы ФАС наделяются рядом полномочий от решения о включении или исключении субъекта доминирующей фирмы в реестр вплоть до права подавать исковое заявление в суд и участвовать в разбирательстве (ст. 11). В случае нарушения антимонопольного законодательства органы регулирования должны принять меры для его устранения путём рассмотрения жалоб потребителей, организаций и органов власти. Органы регулирования принимают решение и оповещают нарушителя о решении в течении 10 дней. В течение 30 дней после опубликования решения субъект доминирующей фирмы должен принять меры по устранению правонарушения. В противном случае исполнительный орган имеет право подать иск в суд [1]. Согласно статье 12, регулирование осуществляется, опираясь на анализ деятельности предприятий с учётом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. Также рассматриваются показатели финансовой и хозяйственной деятельности организации. Основным показателем, на который ориентируется государство, признаётсянорма отдачи на капитал. Для поддержания постоянства этого показателя органы исполнительной власти регулируют тарифы, издержки, инвестиции и прибыльность естественных монополистов.Государство прибегает лишь к методам регулирования субъектов доминирующей фирмы, описанных в ФЗ.С 2015 года регулированием цен на продукцию субъектов доминирующей фирмы вместо упраздненной Федеральной службы по тарифам стало осуществляться ФАС. Ценовой метод регулирования осуществляется по модели средних общих издержек. Тариф приравнивается к себестоимости единицы продукции. Но данному методу, как упоминалось в предыдущей главе, свойственно недопроизводство. Для этого государство определяет категории граждан, подлежащих безотказному обслуживанию. С 2012 года применяется метод замораживания тарифов, при котором индексация тарифов происходит не в январе, а в июне [6]. Однако непрозрачность деятельности инфраструктурных корпораций приводит к сложностям определения уровня издержек на единицу продукции. Поэтому государство формирует завышенный тарифный предел, тем самым перекладывая все проблемы X-нерентабельности на потребителей. Стоит отдельно отметить такую функцию ФАС, как надзор за действиями, осуществляемыми инфраструктурными предприятиями. Задачей надзора признаётся проверка действий субъекта доминирующей фирмы на соответствие законодательству, обоснованность расходов. Органы исполнительной власти следят за законностью сделок, инвестиций, раскрытия информации, установки тарифов [1]. Важной функцией ФАС признаётся контроль за сделками слияния и поглощения, которые приводят к возникновению монополистов в других отраслях. Так же с 2015 года ФАС стала проводить политику, направленную на уменьшение издержек организаций, а именно непрофильных активов организаций доминирующей фирмы. По мнению ФАС, минимизация затрат должна привести к увеличению производства жизненно необходимых товаров и услуг. Но вместо этого доминирующие фирмы уменьшают выпуск для сохранения прибыли. Так же в российской практике имеет место попытка демонополизации энергетической отрасли. Для демонополизации можно использовать следующие методы: 1. Дерегулирование заключается в снижении степени вмешательства региональных и муниципальных органов исполнительной власти в деятельность предприятий. Бесчисленные инструкции и проверки могут препятствовать выходу на региональный рыночный сегмент конкурентов из других областей. Приоритетной задачей государства признаётся нахождение баланса между правами субъектов доминирующей фирмы и полномочиями органов исполнительной власти. Свобода деятельности инфраструктурных предприятий должна ограничиваться в том случае, когда их деятельность приводит к нарушению прав граждан и также конституционного принципа социального государства, но никак не в корыстных целях [2]. 2. Поощрение иностранной конкуренции. Появление иностранных аналогов инфраструктурной продукции на внутреннем рыночном сегменте вынудит монополиста принять меры для сохранения своих позиций [5]. Негативные последствия монополи в условии оптимизации должны сойти на нет. Для использования этого метода необходимо изменение вектора внешнеторговой политики РФ, в частности снижение количества протекционистских мер. 3. Создание новых предприятий. В этом случае возникнет ситуация дуополии, при которой цены будут ниже, а количество выше монопольных. Однако для строительства второго предприятия-гиганта потребуются крупные вложения. По поводу демонополизации отраслей ведутся горячие споры. Первая позиция, сторонниками которой признаются официальные ФАС, предполагает, что демонополизация отраслей остановит рост тарифов, сделает монополистические отрасли привлекательными для инвесторов, что снизит бюджетные расходы. Институт проблем развития доминирующих фирм (монополий), выражающий мнение субъектов доминирующей фирмы, считает, что демонополизация приведет к расширению области регулирования, так как инфраструктурных предприятий станет больше. Это, несомненно, приведет к большим бюджетным расходам. Появление нескольких инфраструктурных корпораций может нивелировать положительный эффект масштаба, в результате чего тарифы на продукцию продолжат расти дальше. Для безболезненной демонополизации необходимо кардинально менять всю систему хозяйствования, что должно привести к нерентабельности доминирующих фирм (монополий) по сравнению с конкуренцией. К сожалению, на данный момент государство не заинтересованно в демонополизации и рентабельном регулировании доминирующих фирм (монополий). Доля малых предприятий в промышленности составляет всего лишь 15 п.п. [9]. Остальные 75 п.п. принадлежат крупным государственным корпорациям. Применяются директивные методы, при которых высока вероятность сговора правительства и регулируемой корпорации, которая также признаётся государственной. Г. Явлинский считает, что правительству важней сиюминутная выгода использования непрозрачных средств доминирующих фирм (монополий) для финансирования нужд политики нежели туманная перспектива повышения рентабельности предприятий в будущем. К принципиально важным направлениям новой модели регулирования доминирующих фирм (монополий) в 2019-2023 гг. относятся: механизмы повышения инвестиционной рентабельности, операционной рентабельности (метод сравнения аналогов) и единая процедура регулирования в цифровой среде.Как правило, государственное регулирование направлено на сохранение социального начала, то есть в сохранении доступности товаров и услуг для широких слоёв населения с разными уровнями доходов. Осуществляться это может разными методами.В первую очередь государство может контролировать цены, уформируемые естественной монополией на её продукцию. К примеру, назначать определённый потолок цен, и установить стоимость выше данного фиксированного максимального уровня цен производитель не сможет законодательно.Также государство может контролировать монополии посредством регулирования их объёма продаж. Как правило, государство обязует обслуживать определённый слой населения бесплатно или же за часть цены, и доминирующая фирма в целях получения большей прибыли начинает увеличивать объёмы, чтобы доля продукции для льготных категорий населения была небольшой. Однако возможна ситуация не столь явного и прямого регулирования объёма продаж через регулирования максимальной цены.Однако, ценовое регулирование государством может негативно сказываться как на производителе, так и на потребителе. Если государство ставит излишне высокую стоимость, то по признаётся высокая прибыльность монополиста, которая обеспечивается высокими тратами покупателей, которые можно было бы избежать в случае более низкой цены. Но если же уформируемая государством цена слишком высока, то производитель несёт убытки, и для его поддержки необходимы государственные субсидии, чтобы избежать разорения. Вопрос, какую же фиксированную стоимость необходимо ставить, становится ещё более важным, когда доминирующая фирма контролирует отрасль экономической системы, чьё успешное функционирование признаётся обязательным для развития страны и РФ признаётся одним из таких государств. Данные обстоятельства рождают определённый риск, который влияет на методы управления естественной монополией, которые весьма разнятся в зависимости от уровня риска в сфере деятельности доминирующей фирмы.В заключение данного раздела можно сказать, что для повышения рентабельности регулирования требуются переход от принудительных методов к стимулирующим, что требует крупных долгосрочных вложений. На данный же момент доминирующие фирмы в РФ признаются крупнейшими налогуплательщиками и работодателями. Также они занимаются транспортировкой углеводородов – важнейшего источника бюджетных средств. Допущение иностранных монополий на отечественный рыночный сегмент может привести к снижению конкуренто способности отечественной экономической системы. Поэтому государству выгодно существование сильных доминирующих фирм (монополий).Приложение 2Решение проблем развития развития конкурентного предпринимательства признаётся доминирующим фактором экономического роста как в регионах, так и в государстве в целом. предпринимательство признаётся деятельностью юноши либо девушки в возрасте от 18 до 35 лет по реализации товаров, выполнению работ либо оказанию услуг на возмездной основе, то есть в целях получения прибыли либо иного дохода, выраженного в не денежной форме. В ходе реализации предпринимательский деятельности, предприниматель несет расходы, связанные с обеспечением функционирования персонала, обеспечением работоспособности оборудования либо иных производственных фондов. Таким образом, для ведения предпринимательской деятельности, предпринимателю необходимо наделить персонал всем необходимым инвентарем, обеспечить обслуживание оборудования и получать необходимый объём коммунальных услуг, что подразумевает взаимодействие со сторонними организациями – контрагентами, предоставляющие услуги обслуживания и ремонта оборудования, услуги электроснабжения и водоснабжения, а также поставляющими весь необходимый перечень расходных материалов и товарной номенклатуры.Взаимодействие с организациями – контрагентами осуществляется на основе заключенного договора, что предполагает, в свою очередь, согласованный график поставки товарной номенклатуры, выполнения работ и оказания услуг в пользу коммерческой организации. Следование установленным срокам договорных отношений и подразумевает выполнение договорных обязательств контрагентами – сторонами договора. Однако, в силу определенных форс-мажорных обстоятельств, нарушения сроков поставок либо отказа от выполнения договорных обязательств без уведомления в установленные сроки, коммерческая организация может столкнуться с рисковых факторовыми факторами не поставки товарной номенклатуры, невыполнения согласованного перечня работ либо не получения установленного перечня услуг, что ведет, в свою очередь, к невозможности выполнения самой коммерческой организацией обязательств перед своими покупателями и заказчиками, приводя как к определенного рода финансовым убыткам, так и к репарационному ущербу. Учитывая крайне неблагоприятные последствия рисковых факторов срыва сроков поставки товарной номенклатуры, выполнения работ либо оказания услуг в пользу юноши либо девушки в возрасте от 18 до 35 лет, в интересах субъекта предпринимательской деятельности предусмотреть внедрение и непосредственное использование инструментов риск-менеджмента в целях предупреждения и снижения негативных последствий негативных факторных аспектов риска. С данной целью, актуальным вопросом признаётся аудит бизнес-процессов организации и выявление узких мест, подверженных воздействию рисковых факторовых факторных аспектов в наибольшей степени. Календарно-сетевое планирование деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторовых факторных аспектов признаётся инструментом планирования доходов и расходов от предпринимательской деятельности в среднесрочной перспективе, что позволяет учитывать предпринимательские риски на перспективу и, тем самым, разрабатывать мероприятия по профилактике негативных последствий от воздействия тех либо иных рисковых факторовых факторных аспектов.В условии рассмотренной неопределенности и действия множества рисковых факторовых факторных аспектов, организация календарно-сетевого планирования в деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторовых факторных аспектов признаётся одним из надежных инструментов хеджирования рисковых факторовых факторных аспектов деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторов. Хеджирование рассматриваемых рисковых факторов предпринимательской деятельности подразумевает оперативный контроль исполнения обязательств в рамках заключенных контрактов в части соблюдения сроков поставок и платежной дисциплины.На современном этапе предпринимательство испытывает ряд существенных трудностей, что связано в первую очередь с нестабильной социально-экономической обстановкой не только в нашей стране, однако и во всём мире. В условии распространения пандемии COVID-19 для предпринимателей действует ряд существенных ограничений. В связи с этим многие корпорации в сфере малого и среднего бизнеса закрываются, а новых предпринимателей, которые начинают свою деятельность в этих сложных условиях, ничтожно мало.Особенно сложно в данных условиях приходится представителям развития конкурентного предпринимательства в том числе и в условии наличия доминирующей фирмы в отрасли. люди, как правило, имеют недостаточно опыта ведения предпринимательской деятельности. Также они, как правило, не обладают значительными финансово-экономическими ресурсами в начале развития собственного бизнеса. В этих условиях важно осуществлять меры поддержки предпринимателям, чтобы поддерживать их активность и мотивацию в самореализации в бизнесе.Основная гипотеза исследования заключалась в том, что предикторами формирования психологической готовности к саморазвитию предпринимателей признаются самоактуализация личности, мотивация к предпринимательской деятельности, а также психологический тонус личности. В ходе корреляционного анализа с использованием критерия корреляции Спирмена данная гипотеза нашла своё полное подтверждение.Мероприятия, направленные на формирование готовности к саморазвитию в выбранной сфере деятельности в рамках разработанной программы, способствовали установлению результативных трудовых связей, развитию желаемых личностных качеств предпринимателей, повышению их психологического тонуса.
Вопрос-ответ:
Что такое доминирующая фирма на рынке?
Доминирующая фирма на рынке - это предприятие, которое занимает лидирующее положение в своей отрасли и имеет значительное влияние на цены, объемы производства и поведение других участников рынка.
Какие условия приводят к переходу фирмы в доминирующее положение?
Фирма может перейти в доминирующее положение на рынке, если она обладает большими ресурсами, занимает существенную долю рынка, имеет технологические преимущества или осуществляет эффективную вертикальную интеграцию.
Что такое ценовое лидерство доминирующей фирмы?
Ценовое лидерство доминирующей фирмы - это стратегия, при которой фирма устанавливает цены на свою продукцию и остальные фирмы на рынке принимают эти цены как данность и определяют свои цены относительно нее.
Какие модели ценообразования могут использовать доминирующие фирмы?
Доминирующие фирмы могут использовать различные модели ценообразования, такие как модель самоубийственного поведения, статические модели ценообразования, динамическая модель ценообразования и модель грабительского ценообразования на рынке.
Что представляет собой грабительское ценообразование на рынке?
Грабительское ценообразование - это стратегия, при которой фирма снижает цены на свою продукцию до уровня, ниже затрат на ее производство, с целью вытеснить конкурентов с рынка и получить монопольную позицию.
Что такое доминирующее положение предприятия на рынке?
Доминирующее положение предприятия на рынке - это ситуация, когда данное предприятие имеет значительное преимущество перед конкурентами и может оказывать существенное влияние на условия рынка, включая цены, качество товаров или услуг, ассортимент и т. д.
Какие условия приводят к переходу фирмы в доминирующее положение на рынке?
Переход фирмы в доминирующее положение может произойти в результате различных факторов. Например, фирма может достичь доминирующего положения благодаря высокому качеству своих товаров или услуг, низким ценам, сильной рекламной кампании, эксклюзивным правам на производство или дистрибуцию товара, осуществлению инноваций и другим стратегическим действиям.
Какую роль играет ценовое лидерство доминирующей фирмы?
Ценовое лидерство - это стратегия, которую часто используют доминирующие фирмы. Они устанавливают низкие цены на свои товары или услуги, чтобы привлечь больше клиентов и снизить конкуренцию. Ценовое лидерство может помочь фирме удержать свою долю рынка и защитить свое доминирующее положение.
Какие модели ценообразования могут быть использованы доминирующими фирмами?
Доминирующие фирмы могут использовать различные модели ценообразования. Например, они могут применять модель самоубийственного поведения, когда цены снижаются до такого уровня, что другие фирмы не могут конкурировать и вынуждены выйти с рынка. Также используются статические модели ценообразования, динамические модели и модели грабительского ценообразования.
Что представляет собой грабительское ценообразование на рынке?
Грабительское ценообразование - это стратегия, когда доминирующая фирма устанавливает очень низкую цену на свои товары или услуги с целью выбить конкурентов с рынка. Такие низкие цены обычно не являются устойчивыми в долгосрочной перспективе и могут нанести ущерб другим участникам рынка. Грабительское ценообразование может быть запрещено законодательством, поскольку оно искажает конкуренцию и может привести к монополизации рынка.
Что такое доминирующая фирма?
Доминирующая фирма - это предприятие, которое занимает особое положение на рынке и обладает значительным влиянием на принятие решений в отрасли. Она обычно имеет большую долю рынка и контролирует ключевые ресурсы, что позволяет ей определять правила игры и влиять на цены.
Какие условия могут привести фирму в доминирующее положение?
Фирма может стать доминирующей, если она обладает конкурентным преимуществом перед другими участниками рынка. Это может быть связано с наличием экономической мощи, технологическим лидерством, доступом к ключевым ресурсам, масштабными сетями продаж или другими факторами. Кроме того, фирма может достичь доминирования в результате слияний и поглощений других компаний.