Основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность семейного конфликта 5
2. Причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей 8
3. Пути преодоления и профилактика конфликтов родителей и детей 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
Такчтовсемьях,гдеприменяютсяавторитарные,силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращаютвзрослымпреподанныйурок,итогда «косанаходитнакамень».Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать отребенкавыполнениясвоегожелания.Частоэтосопровождаетсяобъяснениями,с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим –постояннаятактикародителей,спомощьюкоторойонивсегдадобиваютсясвоего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания,потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуютродители».Внекоторыхсемьяхэтопродолжаетсягодами,идетипостояннооказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либочрезмернопассивными.Новобоихслучаяхунихнакапливаютсяозлоблениеиобида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.Второйнеконструктивныйспособразрешенияконфликтародителейидетей–«Выигрываеттолькоребенок»:Поэтомупутиидутродители,которыелибобоятсяконфликтов(«мирлюбойценой»),либоготовыпостоянножертвоватьсобой«радиблагаребенка»,либоитоидругое.Вэтихслучаяхдетирастутэгоистами,неприученнымикпорядку,неумеющимисебяорганизовать.Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщейуступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-тообщее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе,влюбой компании имуженикто нехочетпотакать.Втакойсемьеуродителейнакапливаетсяглухоенедовольствособственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые»взрослыечастооказываютсяодинокимиизаброшенными.Итолькотогданаступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответнуюсамоотдачу.Конструктивныйспособразрешенияконфликтов:«Выигрываютобестороны:иродитель,иребенок».Алгоритмрешениявключаетвсебянесколькошагов:Прояснениеконфликтнойситуации;Сборпредложений;Оценкапредложенийивыборнаиболееприемлемого;Детализациярешения;Выполнениерешения;проверка.Первыйшаг–прояснениеконфликтнойситуации:Сначалародительвыслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что онхочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делаетон это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание,потребностьилизатруднениеребенка.Второй шаг – сбор предложений: этот этап начинается с вопроса: «Как женам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этогонадо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложитьрешение (или решения),итолько затемпредлагатьсвои варианты.Когдасборпредложенийокончен,делаютследующийшаг.Третийшаг–оценкапредложенийразрешенияконфликтаивыборнаиболееприемлемого:наэтомэтапепроходитсовместноеобсуждениепредложений.Шаг четвертый – детализация принятого решения: предположим, в семьерешили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракатьивыходитьвшколу.Этоосвободитмамуотранниххлопотидастейвозможность высыпаться. Однако одного решения мало. Надо научить ребенкапользоватьсябудильником,показать,гдекакаяедалежит,какразогреватьзавтрак ит.д.Пятый шаг – выполнение, проверка: возьмем такой пример: семья решиларазгрузитьмаму,поделитьдомашниеделаболееравномерно.Пройдявсеэтапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы записать на листочкеи повеситьнастену[9].Основныминаправлениямипрофилактикиконфликтовродителейсдетьми являютсяследующие:Повышениепедагогическойкультурыродителей,позволяющейучитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональныесостояния.Организациясемьинаколлективныхначалах.Общиеперспективы,определенныетрудовыеобязанности,традициивзаимопомощи,совместныеувлеченияслужатосновойвыявленияиразрешениявозникающихпротиворечий.Подкреплениесловесныхтребованийобстоятельствамивоспитательного процесса.Интересквнутреннемумирудетей,ихзаботамиувлечениям.Помнениюпсихологов,конструктивномуповедениюродителейвконфликтахсдетьмиможет способствоватьследующее:всегдапомнитьобиндивидуальностиребенка;учитывать,чтокаждаяноваяситуациятребуетновогорешения;старатьсяпонятьтребованияребенка;помнить,чтодляпеременнужно время;противоречиявосприниматькакфакторынормальногоразвития;проявлятьпостоянствопоотношению кребенку;чащепредлагатьвыборизнесколькихальтернатив;одобрятьразныевариантыконструктивногоповедения;совместноискатьвыходпутемпеременывситуации;уменьшатьчисло"нельзя"иувеличиватьчисло"можно";ограниченноприменятьнаказания,соблюдаяприэтомихсправедливостьинеобходимость;дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативныхпоследствий его проступков; логически разъяснять возможности негативныхпоследствий;расширятьдиапазонморальных,анематериальныхпоощрений;использоватьположительныйпримердругихдетейиродителей[8].Такимобразом,длятого,чтобымаксимизироватьположительныеисвестикминимумуотрицательноевлияниесемьинавоспитаниеребенканеобходимопомнитьвнутрисемейныепсихологическиефакторы,имеющиевоспитательноезначение:Приниматьактивноеучастиевжизнисемьи;Всегданаходитьвремя,чтобыпоговоритьсребенком;Интересоватьсяпроблемамиребенка,вникатьвовсевозникающиевегожизнисложности ипомогатьразвиватьсвоиумения италанты;Неоказыватьнаребенканикакогонажима,помогаяемутемсамымсамостоятельно приниматьрешения;Иметьпредставлениеоразличныхэтапахвжизниребенка;Уважатьправоребенканасобственноемнение;Уметьсдерживатьсобственническиеинстинктыиотноситьсякребенкукаккравноправномупартнеру,которыйпростопокачтообладаетменьшимжизненнымопытом.ЗаключениеМожносуверенностьюсказать,чтовотношенияхлюдейизбежатьпротиворечийпрактическиневозможно.Способностьстроитьконструктивныеотношениясокружающимииэффективно решать спорные проблемы является важным показателем развитияличности.Характерныедлякаждогочеловекаспособыповедениявконфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становленияличности,впроцессеактивногоосвоенияребенкомокружающейдействительности, его включения в широкую систему социальных отношений,осознаниясебяи своегоместавней.Благоприятныйпсихологическийклиматсемьиведётктому,чтонаиболеепритягательнымидлякаждогоеёчленастановятсясовместносозидаемыедуховныеценности,апрестижностьматериальныхблагхотяиостаётсявысокой,но отодвигаетсянавторой план.Конечно,бытоваянеустроенностьсемьинередко,взаимодействуясдругиминеблагоприятнымиусловиями,провоцируетнеблагополучиееёпсихологическогоклимата.Однакоимногимсемьямсвысокимбытовымкомфортомприобеднённойдуховнойжизниприсущпсихологическийдискомфорт.Неблагоприятныйпсихологическийклиматсемьиведёткдепрессиям,ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Есличленысемьинестремятсяизменитьтакоеположениеклучшему,тосамосуществованиесемьи становитсяпроблематичным.Для того чтобы избегать таких серьезных последствий, необходимо уметьправильноразрешатьвозникающиеразногласия,выбиратьправильныестратегииповедения.Этопоможетнетолькоснизитьнегативноевлияниеконфликтовнасемьюидетско-родительскиеотношения,новнекоторыхслучаяхидобитьсяположительныхрезультатов.Конфликтыраскрываютсуществующие проблемы, помогают выявить альтернативные способы решенияэтихпроблем.Список использованных источниковБалан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2017. - 342 c.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.Волков, Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2017. - 412 c.Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2018. - 324 c.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2017. - 224 c.Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2018. - 464 c.Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 316 c.Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2018. - 284 c.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
3. Волков, Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2017. - 412 c.
4. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2018. - 324 c.
5. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2017. - 224 c.
6. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
7. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2018. - 464 c.
8. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 316 c.
9. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2018. - 284 c.
10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
Вопрос-ответ:
Какие основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях?
Основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях могут быть разные. Некоторые из них - несоответствие ожиданий родителей и детей, различные мнения и ценности, недостаток взаимопонимания, недостаток общения и времени проводимого вместе, негативные эмоции и стресс, а также использование неправильных воспитательных методов.
Что такое семейный конфликт и какова его сущность?
Семейный конфликт - это конфликт, возникающий между членами семьи из-за противоречия в интересах, потребностях или ценностях. Сущность семейного конфликта заключается в том, что это столкновение различных точек зрения, чувств и желаний, которые могут привести к напряженным отношениям и негативным эмоциям.
Какие причины могут вызывать конфликты между родителями и детьми?
Причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей могут быть связаны с различными факторами. Некоторые из них - недостаток взаимопонимания и коммуникации, экономические проблемы, различные взгляды на воспитание и образование, неправильное использование воспитательных методов, подростковый бунт и стремление к независимости. Конфликты могут возникать еще из-за различных интересов, несоответствия ожиданий и личных проблем родителей и детей.
Как можно преодолеть и предотвратить конфликты между родителями и детьми?
Существуют различные пути преодоления и профилактики конфликтов между родителями и детьми. Одним из них является установление открытого и доверительного общения с детьми, где они могут выражать свои мысли и чувства, а родители могут выслушивать их. Также важно учиться понимать потребности и интересы детей, адаптировать воспитательные методы к их индивидуальным особенностям и развивать навыки эмоционального интеллекта. Профилактика конфликтов может включать в себя регулярное общение, совместные занятия и развлечения, установление правил и границ, а также моделирование конструктивного поведения и уважительного отношения.
Какая сущность у семейного конфликта?
Семейный конфликт возникает между родителями и детьми из-за различия взглядов, желаний и потребностей. Это противоречие интересов и столкновение личностных особенностей. Конфликты могут возникать из-за регулирования повседневных жизненных вопросов, воспитания, образования или финансовых проблем. Они часто возникают из-за несоответствия ожиданий и реальности, а также из-за проблем коммуникации и недостатка взаимопонимания.
Какие причины могут вызвать конфликты между родителями и детьми?
Причинами конфликтов могут быть различные факторы, такие как различия во взглядах на воспитание и образование, несоответствие ожиданий и реальности, проблемы коммуникации и недостатка взаимопонимания, недостаток времени для семейных отношений, недостаточное участие родителей в жизни детей, различия в потребностях и желаниях, а также конфликты из-за повседневных жизненных вопросов или финансовых проблем.
Как можно преодолеть и предотвратить конфликты между родителями и детьми?
Чтобы преодолеть и предотвратить конфликты, важно налаживать открытую и честную коммуникацию между родителями и детьми, стремиться к взаимопониманию, уважать личностные особенности и потребности друг друга, а также учитывать разные взгляды и мнения. Также полезным может быть поиск компромиссов, установление ясных границ и правил, а также создание атмосферы взаимного доверия и поддержки. Регулярное проведение семейного времени и участие в совместных активностях также способствуют укреплению семейных отношений и предотвращению конфликтов.
Какие основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях?
Основные причины конфликтов в детско-родительских отношениях могут быть разными, но обычно они связаны с непониманием и разногласиями между родителями и детьми. Родители могут иметь высокие ожидания от детей, а дети не могут соответствовать этим ожиданиям. Другая причина конфликтов может быть в неправильной коммуникации, когда родители и дети не могут найти общий язык или не умеют выражать свои мысли и чувства.