Феофан Грек. Его место в мировом средневековом искусстве.
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 20.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Традиции средневековой русской иконописи 5
2.Феофан Грек: Жизненный путь 10
3.Иконопись Феофана Грека как подлинный расцвет Московской школы 12
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20
Второе пришествие Христа представляется художнику как «массовое осуждение грешников и спасение немногих праведников». Собственно, это следует из евангельских слов Господа о спасении «малого стада». В целом, в образах Феофана мы видим отчетливое преобладание образа аскетизма. И эти образы являются поистине суровыми и преувеличенно экстатичными. Эти образы наделены силой стояния в христианской истине, боговедением. В аспекте выбора цветовой гаммы Феофан Грек стремится к минимизированному, почти монохромному колориту (серебристый, оранжево-лиловый, охристый), здесь также присутствует подчиненность одному тону. Для получения предельно малой гаммы цветов, иконописец прибегал к приему смешивания. Скупые, красно-коричневатые тона как нельзя лучше характеризует образы аскетов – пустынножителей. Другая неповторимая черта феофановского колорита: доминирующее значение оттенков белого цвета, символизирующего Свет. То есть, свет в творчестве Феофана Грека является определенным метафизическим языком. Также важно сказать об использовании художником приема диспозиции: это резкий переход от темных тонов к светлым. Данный прием придает образу дополнительную выразительность, рельефность.Феофан Грек вышел из традиций раннепалеологовской художественной культуры. Отсюда он почерпнул свою блестящую живописную технику. Однако он довел ее до такого совершенства, что она обрела в его руках новое качество, отмеченное индивидуальной печатью. Пишет Феофан в резкой, решительной, смелой манере. Он лепит свои фигуры энергичными мазками, со сказочным мастерством накладывая поверх темной карнации сочные белые, голубоватые, серые и красные блики, придающие его лицам необычайную живость и ту напряженность выражения, которая обычно так волнует, когда смотришь на его святых. Эти блики далеко не всегда кладутся Феофаном на выпуклые, выступающие части. Нередко можно их найти на наиболее затененных частях лица. Поэтому их и нельзя сравнивать с тречентистской светотеневой моделировкой, в которой распределение света и тени подчинено строгой эмпирической закономерности. Феофановский блик — это могучее средство для достижения нужного эмоционального акцента, это тонко продуманный прием усиления экспрессии образа. Приходится поражаться, с какой бесподобной уверенностью пользуется им Феофан. Его блики всегда попадают в нужную точку, не отклоняясь ни на одну сотую миллиметра, в них всегда есть своя глубокая внутренняя логика. И не случайно избегает Феофан ярких, пестрых красок, которые могли бы нейтрализовать импульсивность его бликов. Феофановская колористическая гамма скупа и сдержанна. Мастер предпочитает приглушенные, звучащие как бы под сурдинку тона. Он дает фигуры на серебристо-голубых фонах, в лицах охотно пользуется плотным оранжево-коричневым тоном, имеющим терракотовый оттенок, одеяния Феофан окрашивает в бледно-желтые, жемчужно-белые, серебристо-розовые и серебристо-зеленые тона. Свою палитру Феофан строит на тональной основе, объединяя все краски в единую серебристую гамму. Из этой гаммы вырывается лишь излюбленный мастером терракотовый цвет, обладающий необычайной плотностью и весомостью, в силу чего положенные поверх него блики кажутся особенно броскими и яркими (илл. 6-10).Святые Феофана отличаются острыми характеристиками. Его Ной, Мельхиседек, столпники, Акакий, Макарий Египетский, даже его Пантократор — все это образы такого индивидуального склада, что их невольно воспринимаешь как портреты, и притом портреты чисто реалистического толка. Но им присуща и одна общая черта — суровость (илл. 5-10).Дальнейшая деятельность Феофана Грека протекала в Нижнем Новгороде и Москве, где он расписал между 1395 и 1405 годами три церкви (Рождества Богородицы, Архангельский собор и Благовещенский собор). К сожалению, ни одна из этих росписей до нас не дошла.ЗаключениеХристианская иконография, как одна из сторон Предания, вдохновляется и направляется Духом Святым, живущим в Церкви. Это Предание живет и выражается в иконе так же, как и в богослужебных текстах. Поэтому и говорят отцы VII Вселенского Собора, что «иконописание совсем не живописцами выдумано, а напротив, оно есть одобренное законоположение и предание Кафолической Церкви... Живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение... зависит от святых отцов». Если обратиться к технике иконописания, то, по терминологии иконописцев, процесс создания иконы предстает как символический процесс постепенного раскрытия изображения, когда изображение, как бы уже заранее данное, проявляется, выступает на поверхности доски: тем самым иконописец не создает изображение, но открывает его. Именно таким живописцем был и Феофан Грек.Творческая вдохновенность и духоносность этой иконы свидетельствует о том, что она является Богодухновенным прозрением в области иконописи. В основании творчества этого великого художника лежит доктрина исихазма, учение о Фаворском свете и обожении. Но Феофан Грек воплощает это по-своему. И в данном случае ярко выраженная индивидуальность Ф. Грека ни в коей мере не противоречит каноничности православного искусства, ибо их творения сохраняют ту высочайшую духовность, которая составляет суть православного иконописного образа. Список литературыАлпатов, М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов [Текст] / М.В. Алпатов // Византийский временник. – 1973. – Т. 33. – С. 192.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htmВздорнов, Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде [Текст] / Г.И. Вздорнов. – М.: Искусство, 1976. Голейзовский, Н. К. Исихазм и русская живопись 14 —15 вв. [Текст] / Н.К. Голейзовский // Византийский временник. – 1968. – Т. 29. – С. 208.Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7Лазарев, В. Н. Снетогородские росписи. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования [Текст] / В.Н. Лазарев. – С. 175–176.Попова, О. С. Аскеза и Преображение [Текст] / О.С. Попова. – Милан, 1996. Удальцова З.В. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/257168Языкова, И. К. Богословие иконы [Текст] / И.К. Языкова. – М., 1995. ПриложениеИлл.1. Серафим. Фреска в куполеИлл.2.Троица. Фреска на хорахИлл.3. Ангел из ТроицыИлл.4. Рождество Христово. Фреска на южной стенеИлл.5. Иоанн ЛествичникИлл.6. Деталь фрески «Пантократор»Илл.7. Макарий Египетский.Илл.8. Столпник Симеон СтаршийИлл.9. АнфимНикодимийскийИлл.10. Мельхиседек
Список литературы
1. Алпатов, М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов [Текст] / М.В. Алпатов // Византийский временник. – 1973. – Т. 33. – С. 192.
2. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 1991. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_41.htm
3. Вздорнов, Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде [Текст] / Г.И. Вздорнов. – М.: Искусство, 1976.
4. Голейзовский, Н. К. Исихазм и русская живопись 14 —15 вв. [Текст] / Н.К. Голейзовский // Византийский временник. – 1968. – Т. 29. – С. 208.
5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7
6. Лазарев, В. Н. Снетогородские росписи. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования [Текст] / В.Н. Лазарев. – С. 175–176.
7. Попова, О. С. Аскеза и Преображение [Текст] / О.С. Попова. – Милан, 1996.
8. Удальцова З.В. Культура Византии. Вторая половина VII - XII вв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/257168
9. Языкова, И. К. Богословие иконы [Текст] / И.К. Языкова. – М., 1995.
Вопрос-ответ:
Кто такой Феофан Грек?
Феофан Грек - известный русский иконописец, работал в Московской школе искусств в XV веке. Он был греческого происхождения и принес значительный вклад в развитие русской иконописи.
Какое место Феофан Грек занимает в мировом средневековом искусстве?
Феофан Грек имеет особое место в мировом средневековом искусстве благодаря своей уникальной технике и индивидуальному стилю. Его работы отличаются высочайшим мастерством и экспрессивностью.
Какие традиции средневековой русской иконописи воплощены в творчестве Феофана Грека?
Феофан Грек продолжил и развил традиции средневековой русской иконописи. Он использовал привычные мотивы и символику, но при этом придал им свою индивидуальность и оригинальность.
Каким был жизненный путь Феофана Грека?
Феофан Грек родился в Греции, но в раннем возрасте переехал в Московскую Русь. Он получил образование у русских мастеров и стал одним из самых известных иконописцев своего времени. О его жизни нам известно немного, но его работы говорят сами за себя.
Каким образом иконопись Феофана Грека повлияла на развитие Московской школы искусств?
Иконопись Феофана Грека считается одним из важнейших достижений Московской школы искусств. Его работы были востребованы и высоко ценны для того времени. Индивидуальный стиль и высокая техника иконописи Феофана Грека оказали влияние на последующее развитие иконописи в Московской школе.
Какое место занимает Феофан Грек в мировом средневековом искусстве?
Феофан Грек занимает важное место в мировом средневековом искусстве как известный иконописец.
Какие традиции средневековой русской иконописи можно увидеть в творчестве Феофана Грека?
В творчестве Феофана Грека можно увидеть традиции средневековой русской иконописи, включая использование золотого фона, яркую красочность, строгость иерархии изображений и жесткую границу между святыми и мирскими существами.
Какова жизненный путь Феофана Грека?
Феофан Грек родился в Греции и работал там как иконописец. Позже он переехал в Москву, где продолжил свою иконописную деятельность и оказал значительное влияние на развитие московской школы изобразительного искусства.
Что представляет собой иконопись Феофана Грека?
Иконопись Феофана Грека представляет собой подлинный расцвет Московской школы. В его образах видно осуждение грешников и спасение праведников, что соответствует евангельским словам о спасении малого стада. Творчество Феофана отличается яркой красочностью и гармоничным сочетанием реализма и сакральности.