Фрагмент для ознакомления
Сегодня подавляющее число документов создается и хранится в форме электронных документов, перечень которых согласовывается Росархивом.
Положения Федерального закона № 149-ФЗ и разработанных в его развитие Правил делопроизводства 2009 г. также распространяют свое действия на иные государственные организации и муниципальные органы.
При этом положения указанных нормативных актов учитываются и российскими негосударственными организациями, для которых они, хотя официально и не являются обязательными, но традиционно большинством российских предприятий учитываются в делопроизводстве, как содержащие устанавливаемые государством стандарты и требования.
Правила делопроизводства (в редакциях 2009 г., 2011 г. и, 2016 г.) устанавливали единые принципы документооборота для всех органов власти независимо от их типа, функциональной направленности их деятельности и структуры.
Итоговые Правила делопроизводства 2019 года явились результатом многолетней работы по регламентации делопроизводства и окончательному утверждению электронного документооборота в деятельности органов и организаций Российской Федерации, включая архивные учреждения.
Таким образом, подводя итоги можно выделить несколько этапов развития архивной отрасли современной России в постсоветский период.
1. 1991-2004 гг. – время формирования архивного фонда России и современной системы управления архивами страны. В результате успешно проведенной архивной реформы произошла демократизация архивной отрасли, восстановлена целостность Архивного фонда страны.
2. С 2004 года по настоящее время – это период складывания децентрализованной системы управления архивами.
Одним из значимых событий этого периода стал переход с 22 июня 2016 года всей архивной отрасли страны в ведение Президента Российской Федерации.
Для современного периода развития России характерно обращение к архивам руководства страны при реализации им внутренней и внешней политики российского государства, подтверждением чего являются события, происходящие на наших глазах.
3.2. Архивы Российской Федерации на современном этапе
После распада СССР общесоюзные архивные фонды необходимо было разделить.
Странами, вошедшими в СНГ, 6 июля 1992 года заключено особое Соглашение о правопреемстве государственных архивов стран бывшего Советского Союза, основанное на следующих принципах:
- целостность и неделимость фондов;
- сохранность документов архивов СССР единым комплексом;
- запрет на изменение фондов архивов.
Согласно этому документу архивы СССР перешли под юрисдикцию России и переданы под управление Росархива.
В 1990-х гг. в России проводится архивная реформа, согласно которой:
- ведомственные архивы ряда советских учреждений лишаются права монопольного хранения документов;
- на основе бывших архивов КПСС создаются специальные центры хранения общественно-политической документации;
- продолжился процесс централизации Архивного фонда РФ;
- начался процесс создания правового обеспечения архивного дела;
- расширился доступа исследователей к архивным документам;
- усилилось сотрудничество российских архивистов с иностранными коллегами;
- включение и участие российских специалистов в международном архивоведческом сообществе;
- процесс создания общеархивного мирового пространства.
7 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства об архивах, опиравшиеся на дореволюционные достижения архивного строительства, успехи, СССР, опыт зарубежного архивного законодательства.
В конце 1992 года создан центральный орган в архивной сфере – Росархив (ФАС).
Организация архивных документов в нашей стране на современном этапе осуществляется на трех уровнях:
1. в пределах сети государственных архивохранилищ, составляющих Архивный фонд РФ;
2. в пределах самостоятельного архива;
3. в конкретном архиве в рамках отдельного фонда.
В Архивном фонде России выделяют государственную часть. Среди государственных архивов выделяют федеральные, архивы субъектов РФ и муниципальные архивы.
Среди общефедеральных профильных архивов выделяют следующие:
ГАРФ;
РГАДА;
РГАЭ;
РГИА;
РГВИА;
РГВА;
РГА ВМФ;
РГАНТД;
РГАСПИ;
РГАНИ;
РГАЛИ;
РГА ДВ;
РГАКФД;
РГАФ;
РГА (г. Самара).
Особо стоит отметить подведомственные Росархиву научно-исследовательское учреждение ВНИИДАД и ЦХСФ, хранящий копии важнейших документов АФ РФ.
Государственная часть документов АФ РФ находится и на хранении в ведомственных архивах.
Из числа ведомственных архивов федерального уровня выделяют:
ЦАМО;
Центральный музей ВОВ 1941– 1945 гг. на Поклонной горе;
Архив Военно-медицинском музее Минобороны РФ;
ЦВМА Миниобороны РФ;
Филиал ЦВМА Миниобороны РФ;
ЦПА ФСБ России;
ЦА ФСБ;
ГИЦ МВД;
ЦАВВ.
Среди ведомственных архивов также выделяют :
Архив Президента России;
Архивы органов ЗАГС в субъектах РФ;
Архивы региональных управлений РЖД.
Негосударственную часть АФ России составляют документы, которые находятся в собственности:
1. объединений и организаций граждан;
2. учреждений и предприятий;
3. частных лиц.
Среди применяемых форм хранения документов АФ РФ выделяют:
1. Постоянное или вечное хранение документов.
2. Хранение документов до их передачи на постоянное (временное).
3. Депозитарное хранение
Это хранение по договору с собственником документов с сохранением за ним право свободного доступа к переданным на хранение материалам.
Правовую основу регулирования архивной сферы в первую очередь составляет ФЗ «Об архивном деле в РФ».
Абсолютно все документы АФ РФ, где бы не хранились, учитываются государством.
Среди новшеств в архивном деле можно отметить использование в деятельности архивов программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог». Их основой является преемственность традиционных форм и методов учета документов.
Согласно Указу Президента России от 22.06.2016 г. № 293 Росархив (ФАА)– исполнительный орган России, на который возложены функции выработки и реализации политики в архивной сфере, регулированию архивного дела и делопроизводства в стране, контролю за оказанием архивами государственных услуг архивами. Общее руководство ФАА осуществляет Президент России, а текущее руководство – Глава Росархива.
Основные задачи Росархива:
- контроль за оказанием архивных услуг;
- госучет документов АФ РФ;
- обеспечение соблюдения единообразных правил в архивной сфере.
Согласно ФЗ от 22.10.2004 № 125 субъектам РФ было предоставлено право по формированию собственных управленческих органов в архивной сфере. При этом на созданные органы была возможность самостоятельно решать, какие документы региональных архивов необходимо передавать в собственность РФ, иных субъектов РФ или муниципальных образований.
Таким образом, централизованное управление архивной сферой, даже с учетом расширения сети региональных органов управления архивами и расширения их полномочий в России сохранилась.
Положение о Росархиве 2016 г. зафиксировало расширение его функций: теперь в них вошли нормативно-правовое регулирование и контрольные функции в области делопроизводства. С этой целью Росархив вносит проекты федеральных законов и других нормативных актов, разрабатывает и утверждает правила, инструкции, документы, посредством которых реализуется государственная политика.
В соответствии с новыми задачами был принят план деятельности Росархива на 2017–2022 гг., в котором подчеркнуто, что основной его задачей является достичь архивами России такого уровня развития, который будет отвечать любым потребностям информационного общества.
Как отметил руководитель ФАА, А.Н. Артизов, в своем докладе: «Наша страна входит в число великих архивных держав мира как по количеству документов (общий объем АФ России составляет более 600 миллионов дел), так и по их информационной ценности. Не будет преувеличением следующее утверждение: без российских архивов невозможно объективное изучение мировой истории».
Современная российская система архивного управления соответствует моделям развитых стран мира. Центральный орган устанавливает единые правила в архивной сфере, контролирует их соблюдение центральными архивами и профильными учреждениями. Благодаря этому формируется единое архивное пространство нашей страны и обеспечивается методическое единообразие архивной системы России.
Заключение
Подводя итоги настоящего исследования, можно сказать следующее.
Первые древние хранилища сформировались еще в Древней Руси, что связано с развитием государственного аппарата и ростом внутренних и внешних связей государства.
С возникновением письменности в Киевском государстве развивается и особый документооборот: появляются первые письменные договоры, которые устанавливают взаимные обязательства сторон, регламентирующие отношения между княжествами и государствами. Такими материалами стали пополняться специализированное княжеское хранилище – Казна, где были сосредоточены особо важные предметы, такие, как украшения, рукописные книги и т.д.
В ходе развития феодальных отношений заметно активизируется и делопроизводство, а при распространении христианской веры образуются новые хранилища исторических документов, которые располагались в монастырях, соборах или церквях. Под воздействием, которое оказывала Русская Православная Церковь, происходит переосмысление прошлого, основанное на древних актах, но несколько иначе интерпретирующее события прошлых времен.
С образованием централизованного российского государства органами центрального управления стали Приказы, при каждом из которых было свое хранилище документов, фактически являющееся архивом.
Характерной особенностью работы архивов в допетровский период было хранение архивных документов в канцеляриях учреждений совместно с документами текущего делопроизводства, что говорит о том, что архивы еще не стали отдельными структурными подразделениями учреждений.
Следует отметить, что в дореволюционный период в России так и не сложилась сеть исторических архивов, не было и единого руководства имевшимися архивными учреждениями, поскольку архивы находились в подчинении разных ведомств. То есть, до революционных событий 1917 года в России так не была осуществлена централизация архивного дела.
Тем не менее, не взирая на столь существенные недостатки в работе дореволюционных архивов, все-таки они обеспечили сохранность многих ценных исторических документов.
Сохранение целостности министерской системы обеспечило преемственность в архивном деле и позволило сохранить архивы и в дальнейшем обеспечить плодотворную работу с архивными материалами, поскольку заложенный важный принцип работы с архивными документами, предполагавший установление ведомства, к которому они принадлежат, и структурного подразделения учреждения остался неизменен.
Основные этапы развития отечественной архивной отрасли в советский период представлены Т.И. Хорхординой.
1. Февраль 1917 г. – сентябрь 1920 г.
В рамках этапа выделяются два периода.
1) Февраль 1917 г. – март 1918 г., когда российская интеллигенция объединилась в Союз российских архивных деятелей, который внес за непродолжительный период деятельности огромный вклад в дело спасения отечественного архивного достояния.
2) С весны 1918 г. до сентября 1920 г.
С весны 1918 г. коммунист Д.Б. Рязанов, назначенный руководителем архивного дела и представители Союза РАД, подготовили текст Декрета от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
2. Сентябрь 1920-1928 гг. – период политизации и максимальной централизации архивов, связанный с М.Н. Покровским.
В этот период идет активный процесс формирования управленческих органов в архивной сфере.
3. 1929-1938 гг. – это время обеспечения обслуживания советского государства архивными учреждениями.
Это время, когда перед архивами была поставлена задача перестроить свою работу так, чтобы ни одна политическая кампания партии и государства не проходила без активного участия и соответствующего обслуживания со стороны архивных учреждений.
С 1938 году бюрократическая система управления государственными архивами возглавляется НКВД СССР.
4. 1938-1945 гг., когда после передачи управления архивной отраслью органам политического сыска произошло отрицание властями исторической ценности архивных документов. Теперь ценности документов определялись деятелями партии и сотрудниками политической полиции.
Спасение документов во время Великой Отечественной войны стало результатом подвига простых советских архивистов, которые в условиях тотальной войны и неразберихи, но при активном участии властей страны, исполнили свой профессиональный долг.
В конце существования Советского Союза многие архивные работники Главархива СССР выступили с критикой тенденций, однозначно выявивших недостатки советской архивной системы. Даже оставаясь коммунистами, деятели советского архивного сообщества выступили за реструктуризацию существующей в стране архивной системы.
При этом советские архивисты считали необходимым использовать научные принципы организации хранения и использования архивных документов. Им удалось сохранить преемственность и достижения советской архивной школы. Выработанные в СССР научные подходы нашли свое применение при формирование сети российских государственных архивов.
Относительно развития архивной отрасли современной Российской Федерации в постсоветский период можно выделить несколько этапов.
1. 1991-2004 гг. – время формирования архивного фонда России и современной системы управления архивами страны. В результате успешно проведенной архивной реформы произошла демократизация архивной отрасли, восстановлена целостность Архивного фонда страны.
2. С 2004 года по настоящее время – это период складывания децентрализованной системы управления архивами.
Одним из значимых событий этого периода стал переход с 22 июня 2016 года всей архивной отрасли страны в ведение Президента Российской Федерации.
Состояние архивного дела в любой стране зависит от понимания его важности для государства и общества со стороны властных структур. Нормальное государство в государственных архивах видит один из своих символов наравне с гимном, гербом, флагом, не стыдясь того, что этот символ скрывает или освещает не самые лучшие страницы его истории.
Здоровое государство, как и здоровое общество, не может пренебрежительно или потребительски относиться к документальному наследию страны, особенно если история этой страны тысячелетняя.
Для современного периода развития России характерно обращение к архивам руководства страны при реализации им внутренней и внешней политики российского государства, подтверждением чего являются события, происходящие на наших глазах.
В рамках проведенного исследования нам удалось с опорой на базовую литературу по теме, иные публикации по затрагиваемой в работе проблеме, основные нормативно-правовые акты, регулировавшие архивную сферу, проследить процесс развития архивного дела в нашей стране.
Полагаем, что заявленная в настоящем исследовании цель достигнута, поставленные в нем задачи выполнены, а актуальность заявленной темы исследования подтверждена и обоснована.
ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт РФ. СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. – [Электр. ресурс] // Электр. фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108447 (дата обращ 16.03.22).
Автократов В.Н. Фондирование и учет документов: (О двух частных теориях архивоведения) // Труды ВНИИДАД. М., 1978. Т. 7. Ч. 1. С. 44-71; он же: Эффективность использования архивных документов (теоретический аспект) // Советские архивы. 1980. № 3. С. 20-29; он же: Теоретические проблемы отечественного архивоведения. М.: РГГУ, 2001. 396 с.
Илизаров Б.С. Актуальные теоретические и методологические проблемы советского архивоведения: Учеб. пособие. М., 1984. 107 с.; он же: Источникометрические проблемы архивоведения: учебное пособие. — М., 1981. 119 с.
Козлов В.П. Публичность российских архивов и проблема рассекречивания архивных документов // Вестник архивиста. - 1994. - № 1 (19); № 2 (20); он же: Российское архивное дело. Архивно-источниковедческие исследования. М.: Термика, 2004.
Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР: Учеб. пос. М., 1960.
Пресняков А.Е. Реформа архивного дела в России // Русский исторический журнал. 1918. Кн. 5.
Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989; он же: Исторические архивы дореволюционной России. М., 1986.
Старостин Е.В. Не историки для архивов, а архивы для историков // Вопросы истории. 1988. №2.
Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы, 1917-1980-e годы. М., 1994; она же: Российская наука об архивах. История. Теория. Люди. М., 2003.
Цаплин В. В. К вопросу о делении документальных материалов по историческим эпохам // Вопросы архивоведения. 1960. № 6 (16). С. 23—31; он же: Новые требования к экспертизе ценности документальных материалов и комплектования ими государственных архивов // Вопросы архивоведения. 1961. № 4. С. 35-42; он же: Недробимость архивного фонда и некоторые вопросы фондирования // Вопросы архивоведения. 1964. № 4. С. 73-80; он же: Теоретические и практические вопросы экспертизы документов // Советские архивы. 1966. № 3. С. 14-22; он же: О возможном направлении развития системы НСА к документальным материалам государственных архивов // Советские архивы. 1972. № 5. С. 34-42.
Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. М., 1960. С. 39.
Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. М., 1960. С. 67.
Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979. С. 8.
Цит по: Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. М., 1960. С. 92.
Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. С. 56.
См.: Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах. История. Теория. Люди. М., 2003. С. 116.
Автократова М.И., Буганов В.И. Сокровищница документов прошлого. М., 1986. С. 65.
Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы, 1917-1980-e годы. М.: РГГУ, 1994. С. 18.
Декрет СНК РСФСР от 01.06.1918 «О реорганизации и централизации архивного дела». – [Электр. ресурс] // Сайт Государственного комитета по делам архивов Челябинской области. URL: https://chelarhiv.eps74.ru/Storage/File/HtmlPageFileItem/Body/src/909/dekret-arxiv.pdf (дата обращения 15.03.2022).
Декрет СНК РСФСР от 22.04.1919 г. «О порядке хранения и уничтожения архивных дел» – [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Открытый текст». – URL: http://opentextnn.ru/censorship/russia-after-1917/laws/snk/25-oktjabrja-1917-5-ijunja-1922/1919-22-aprelja-dekret-snk-o-porjadke-hranenija-i-unichtozhenija-arhivnyh-del/ (дата обращ. 15.03.2022).
Цит. По Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы, 1917-1980-e годы. М.: РГГУ, 1994. С. 85.
Клопихина В.С. Деятельность истпартов на Северном Кавказе (1920-1939 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Ставрополь: СтавГУ, 2011. С. 13-14.
Там же. С. 14.
Декрет ВЦИК от 30.01.1922 г. «Положение о Центральном архиве РСФСР». – [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. – URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1293.htm (дата обращения 15.03.2022).
Декрет ВЦИК от 20.11.1922 г. «Временное положение о губернских о губернских (областных) архивных бюро». – [Электр. ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1447.htm (дата обращения 15.03.2022).
Максаков В. В. История и организация архивного дела в СССР (1917– 1945). М., 1969. С. 136.
Постановление СНК РСФСР от 04.02.1926 г. «О передаче Центральному архиву РСФСР негативов фото-снимков и кино-фильмов, имеющих историко-революционный интерес». – [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. – URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2810.htm (дата обращения 15.03.2022).
Декрет СНК РСФСР ИВЦИК от 22 февраля 1926 года «Об изменении и дополнении статей 29, 30, 31, 34, 39 и 41 Второго и третьего разделов Части I Земельного кодекса РСФСР «О трудовой аренде земли и вспомогательном наемном труде в трудовых земледельческих хозяйствах». – [Электр. ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2834.htm (дата обращения 15.03.2022).
Декрет ВЦИК от 5 марта 1926 г. «О концентрации архивных фондов и создании на местах архивов Октябрьской революции». – [Электр. ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2855.htm (дата обращения 15.03.2022).
Постановление СНК СССР от 29.03.1941 N 723 «Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов СССР» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20024&dst=100001#WQheE0TxOcl66u0b (дата обращения 15.03.2022).
Положение о Государственном архивном фонде СССР (Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1958 г. N 914). - [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5302.htm (дата обращения 15.03.2022).
Автократов В.Н. Фондирование и учет документов: (О двух частных теориях архивоведения) // Труды ВНИИДАД. М., 1978. Т. 7. Ч. 1. С. 44-71.
Илизаров Б.С. Актуальные теоретические и методологические проблемы советского архивоведения: Учеб. пособие. М., 1984. 107 с
Цаплин В.В. Теоретические и практические вопросы экспертизы документов // Советские архивы. 1966. № 3. С. 14-22.
Елпатьевский А.В. Избранные труды по архивоведению и архивному делу / Составитель Н.И. Химина, предисловие чл.-корр. РАН В.П. Козлова). М.: ВНИИДАД, 2015.
Положение о Государственном архивном фонде СССР и Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР (Утверждено Постановлением Совета министров СССР от 4 апреля 1980 года N 274. [Электр.ресурс] // Электр. фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901718110 (дата обращения 15.03.2022).
Постановление ВС РФ от 19 июня 1992 г. N 3088-I «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования». – [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/100717/ (дата обращ. 15.03.2022).
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 № 3612-1. – [Электронный ресурс] // Правовая база «Нормативно-правовые акты». – URL: https://bazanpa.ru/vs-rf-osnovy-zakonodatelstva-ot09101992-h196796/ (дата обращ. 15.03.2022).
Основы законодательства РФ от 07.07.1993 N 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». – [Электронный ресурс] // Информационно-правовой сайт «Законы, кодексы, нормативно-правовые акты РФ». – URL: https://legalacts.ru/doc/osnovy-zakonodatelstva-rf-ot-07071993-n-5341-1/ (дата обращения 15.03.2022).
Указ Президента Российской Федерации от 17.03.1994 г. № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». – [Электронный ресурс] // Официальный сервер Президента РФ. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/5696 (дата обращения 16.03.2022).
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». – [Электронный ресурс] // Официальный сервер Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7384 (дата обращения 16.03.2022).
Приказ от 11 марта 1997 г. N 11 «Об утверждении Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс] // Правовая база «Контур Норматив» Справочно-правовой системы «Контур». – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=23767 (дата обращ. 16.03.22).
Указ Президента России 02.04.1997 № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ». – [Электронный ресурс] // Правовая база «Контур Норматив» Справочно-правовой системы «Контур». – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=21883 (дата обращения 16.03.22).
Положение о Федеральной архивной службе России (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.1998 г. N 1562). – [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/4000005/#friends (дата обращения 20.12.2021).
Госстандарт ГОСТ Р-51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – [Электр. ресурс] // Электр. фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200003829 (дата обращ 16.03.22).
Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. N 283 «О федеральных государственных архивах». – [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/180237/ (дата обращения 16.03.2022).
Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации (утверждены Приказом Росархива от 13.02.2002 № 16). – [Электронный ресурс] // Правовая база «Контур Норматив» Справочно-правовой системы «Контур». – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=57882 (дата обращ. 16.03.22).
Ларин М.В. Нормативно-методическое обеспечение управления документами в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами: докл. и сообщ. на XXI междунар. науч.-практ. конф. 18-19 нояб. 2014 г. М., 2014. С. 25–34.
Емышева Е.М. Методика составления номенклатуры дел // Секретарское дело. 2008. №3. С. 17-20
Указ Президента РФ от 22 июня 2016 г. N 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» (с изменениями от 02.03.2021 г.). – [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/71427304/ (дата обращ. 16.03.2022).
Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 06.07.1992 г. – [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1902069 (дата обращения 15.03.2022).
Основы законодательства РФ от 07.07.1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде РФ и архивах» от 07.07.1993 г. № 5341-I. – [Электр. ресурс] // Официальный сервер Президента РФ. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/3945 (дата обращения 16.03.2022).
Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] // Официальный сервер Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21556 (дата обращения 16.03.2022).
Ларин М.В. Актуальные вопросы развития и совершенствования архивного законодательства // Отечественные архивы. 2018. № 2. С. 30.
Доклад руководителя Федерального архивного агентства А. Н. Артизова на торжественном заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (Москва, 1 июня 2018 г.). - [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального архивного агентства.- URL: https://archives.gov.ru/reporting/report-artizov-2018-sovet.shtml (дата обращ.: 16.03.2022).
Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы, 1917-1980-e годы. М., 1994. С. 353-355.
13
Вопрос-ответ:
Какова история формирования архивов в России до эпохи Петра I?
История формирования архивов в России до эпохи Петра I насчитывает длительные века. В древности архивы формировались в основном в монастырях, где хранились ценные документы. В период средневековья и нового времени, архивы создавались в княжеских управлениях и государственных органах, где хранились акты, указы, договоры и другие документы. До Петра I организация архивного дела была не систематизирована, и многие документы были утрачены или не сохранились до наших дней.
Как организовывалась архивная деятельность в Российской империи?
В Российской империи архивная деятельность была организована по новым принципам. С целью систематизации хранения документов, в начале XVIII века были созданы Российская государственная библиотека и Российский государственный архив древних актов. Впоследствии были созданы и другие архивы: Государственный исторический архив, Государственный архив РСФСР, Государственный архив СССР и др. В это время была также создана система классификации архивных документов и утверждены правила и порядок их хранения.
Какие были особенности архивной системы в СССР?
Архивная система в СССР имела свои особенности. Во-первых, она была централизованной, то есть все архивы подчинялись центральным органам управления (Государственному комитету СССР по делам архивов и его региональным отделам). Во-вторых, в СССР было введено понятие "активных архивных документов", которые должны были быть доступными для использования в учебной, научной и производственной деятельности. В-третьих, была установлена обязательность передачи документов в архив по истечении определенного срока хранения.
Какие основы законодательства России существуют в области архивного дела?
В России существуют основы законодательства в области архивного дела. Одним из важнейших документов является Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации". Этот закон определяет правила организации и функционирования архивов, порядок доступа к архивным документам, сроки и условия их хранения.
Какая история развития архивного дела в России?
История развития архивного дела в России насчитывает множество этапов и периодов, начиная от создания первых архивов в древности и до современного состояния. Значительное влияние на организацию архивного дела оказал Петр I, который провел реформы в этой сфере. В период Советского Союза также были существенные изменения в системе архивов. На сегодняшний день архивное дело в России регулируется соответствующим законодательством.
Какие архивные документы существовали в России до Петра I?
До Петра I в России существовали различные архивные документы, включая письма, грамоты, уставы, указы, приказы, договоры и другие юридически значимые документы. Также существовали документы административного, финансового и военного характера. Важным источником архивных документов были личные архивы правителей и вельмож, хранение и организация которых развивалось по мере укрепления централизованной государственной власти.
Как изменялась система архивов в Советском Союзе?
В Советском Союзе была проведена реорганизация системы архивов. На первых порах была создана Центральная архивная комиссия, которая занималась организацией и регулированием архивной деятельности. В 1932 году был принят Закон "Об архивах" и была создана Главное Архивное Управление (ГАУ), затем Министерство Культуры Российской Федерации, которые стали основными органами по управлению архивами. Крупные архивы были объединены в Росархив (Государственный архив Российской Федерации), региональные и местные архивы также были созданы и совершенствовались в соответствии с новой системой.
Каким образом формировались архивы в России до Петра I?
В период до Петра I архивы формировались преимущественно благодаря деятельности русских церквей и монастырей. Они сохраняли и хранили документы, связанные с религиозной и политической жизнью страны.
Каковы основные особенности системы архивов Советского Союза?
В Советском Союзе система архивов была централизованной и контролируемой государством. Особенностью было то, что архивы использовались для идеологических и политических целей, а некоторые документы могли быть уничтожены или засекречены.