ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основой новой модели реабилитации является цифровая медицинская платформа. На ней у каждого ребенка формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий.В рамках реализации данного проекта формируется так называемая мультидисциплинарная реабилитационная команда, в состав которой включили:- родителей/опекунов пациента;- врача ЛФК;- инструктора ЛФК;- медицинскую сестру – координатор команды;- логопеда;- психолога;- врачей специалистов по показаниям.Руководителем мультидисциплинарной реабилитационной команды является лечащий врач, координатором – медицинская сестра. В задачи мультидисциплинарной реабилитационной команды входят:- контроль клинического состояния здоровья ребенка;- организация и обучение реабилитационным мероприятиям;- оценка эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.Проект имеет следующие особенности:- впервые в реабилитационные мероприятия привлекается вся семья пациента, находящаяся в изоляции;- все дистанционно проводимые занятия записываются на видео для последующего использования в мониторинге состояния здоровья ребенка;- после каждого занятия пациенты получают задание, выполнение которого фиксируются на сайте родителями. Также родители ведут ежедневный дневник состояния ребенка. Таким образом, осуществляется двойной контроль – со стороны медицинского персонала и со стороны семьи. Каждую неделю оценивается динамика состояния ребенка и проводится коррекция реабилитационного курса.При реализации Проекта массаж и элементы ЛФК ребенку выполняют его родители (опекуны) после обучения медицинской сестрой техники выполнения массажа и ЛФК.При реализации дистанционного формата оказания реабилитационной помощи существуют как достоинства, так и недостатки.Достоинства использования дистанционной формы реабилитационного процесса:- возможность увеличения территориального охвата медицинской помощью;- возможность привлечения специалистов любого профиля и уровня, в том числе в социальные объекты;- в некоторых случаях дистанционный формат является более предпочтительным для ослабленных детей;- сокращение времени в пути;- дистанционный формат является более комфортным для детей с нарушениями социализации;- возможность приблизить доступность медицинской помощи для крайне тяжелых и нетранспортабельных больных.Однако, несмотря на перечисленные преимущества, дистанционный формат оказания реабилитационной помощи детей с патологией опорно-двигательного аппарата имеет ряд существенных ограничений, не позволяющий определить данный вариант реабилитации в качестве ведущего:- необходимость обеспечения и поддержания на всем этапе реабилитационного процесса высокой мотивации семьи пациента или наличия рядом с ребенком обученного социального или медицинского работника;- требования к высокому уровню профессионализма медицинской сестры в том числе и в области психолого-педагогической направленности;- техническая неподготовленность и слабая интернет-связь могут явиться существенной преградой к осуществлению реабилитации в дистанционном режиме;- сложности коммуникационного процесса в дистанционном формате между медицинским работником и пациентом: отмечается, что эмпатические вмешательства медицинской сестры с ее личным присутствием демонстрируют умеренное положительное влияние на боль и тревогу пациента и повышают удовлетворенность пациентов в различных условиях и условиях оказания помощи[6].Таким образом, реализация реабилитационной помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата в дистанционном формате является «запасным» вариантом реализации реабилитационных мероприятий, при объективной невозможности осуществления последних в стандартном режиме.2.5. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении заболеваний опорно-двигательного аппаратаВ школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма, чутко реагирующего как на неблагоприятные, так и на благоприятные факторы (в частности, занятия физической культурой для оздоровления).Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует их успеваемости в школе.Медицинская сестра играет важную роль в профилактике нарушений осанки у детей, так как является ближайшим и непосредственным помощником врача, опорой.Для борьбы с плоскостопием у детей применяются щадящие методы терапии. Предпочтение отдается физиотерапевтическому лечению плоскостопия у детей, мануальной терапии, лечебной физкультуре, специальному массажу и гимнастике. В крайних случаях назначают препараты в качестве обезболивающих и препараты для лечения последствий плоскостопия у детей. В терапии препараты, кроме множества побочных эффектов и невозможности устранить причину заболевания, могут лишь усугубить его.Для ребенка с плоскостопием ортопед обязательно назначит специальную обувь: подходящую по размеру, из натуральных материалов, обязательно с жестким задником и четкой фиксацией на ноге, и обязательно с небольшим каблуком. Стельки подбираются индивидуально, с учетом конкретной формы детской стопы.У детей профилактику нужно проводить, начиная с 1 года жизни. Заключаться она будет в исключении рахита, полиомиелита и других заболеваний. Уже в период первых шагов ребенка задумайтесь о выборе качественной обуви. Однако без хождения по траве, гравию и песку не обойтись: «босоногие» малыши в несколько раз реже страдают от заболевания. Следите, чтобы ребенок ходит не по плоскому полу, а по неровной поверхности. Старшим детям рекомендуют гимнастику с простыми хождениями на пятках и носках, внутренней и внешней части ног. Можно делать прыжки на месте, карабкаться по гимнастической лестнице. Сочетайте гимнастику с водными процедурами. Это не только отличное укрепление мышц, но и прекрасное закаливание. Лечение кифоза следует начинать как можно раньше. Очень важно начать принимать меры, обеспечивающие общее укрепление организма. Их может посоветовать педиатр или врач подросткового кабинета. Ребенку лучше всего спать на ровной жесткой кровати с небольшой плоской подушкой. Под тонкий матрац лучше всего подложить фанерный щит. Обратите внимание на то, в каком положении находится ребенок во время чтения и подготовки к урокам. Он должен сидеть на твердом стуле, чтобы его ноги твердо стояли на полу, а спина не прогибалась. Дети часто приступают к работе, предварительно не освободив стол, и при письме их локти свисают над столом. А предплечья нужно свободно разместить на столе — чтобы они служили опорой и разгружали позвоночник.В распорядке дня необходимо предусмотреть отдых 20-30 минут. При этом малыш должен лежать на спине. Также необходимы прогулки на свежем воздухе. Пусть ребенок играет в волейбол, футбол, баскетбол, зимой занимается плаванием, а летом плавает в открытой воде. Лучше всего делать это на спине. Полезны также ванны с морской солью (вода должна быть 38-39°), курс лечения 19-20 ванн. Пусть утро вашего ребенка начнется с тренировки, включающей упражнения для укрепления мышц спины и живота. Если с утра не получится, занятия можно перенести на потом, но обязательно делать упражнения каждый день.При лордозе лечение должно быть обязательно полным, с особым вниманием к наличию сопутствующих патологий.Лечение первичного лордоза позвоночника осуществляется исключительно хирургическим вмешательством и последующими реабилитационными процедурами. Лордоз, вызванный заболеваниями позвоночника, можно исправить ношением специальной повязки, специальным лечебным массажем и индивидуально разработанными физическими упражнениями.Как лордоз поясничного отдела, так и искривление шеи приводят к боли и ограничению активности. Лечебная физкультура способствует формированию своеобразного корсета вокруг поврежденных участков позвоночника и предотвращает появление негативных факторов. Единственным условием занятий лечебной физкультурой является регулярное выполнение назначенных упражнений, так как только при систематических занятиях будет наблюдаться положительная динамика. Также хотелось бы отметить, что гимнастику при лордозе нужно выполнять не только в стационарных и амбулаторных условиях, но и в домашних условиях. Лечебную гимнастику следует выполнять по желанию самого больного, а не по принуждению. Чувство усталости после тренировки — это нормально, но оно должно быть легким и приятным. Ни в коем случае нельзя доводить себя до полного изнеможения. Необходимо во время упражнений научиться правильно дышать через нос, так как многие люди во время тренировки задерживают дыхание. Этого делать не следует, так как сбивается ритм упражнений и возникает дополнительная нагрузка на дыхательную систему.Помимо всего прочего, медсестра организует работу с семьейОна информирует родителей о характере и особенностях лечения, обучает их выполнению некоторых лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж, закаливание. К основным направлениям работы медсестры детского реабилитационного центра с семьей ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, относятся:- целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении; при этом используются разные формы и методы обучения;- практическое обучение матери или других членов семьи в случаях назначения мер лечебно-восстановительного характера, которые можно реализовать дома;- соблюдение преемственности между Детским реабилитационным центром и семьей ребенка в период восстановительного лечения;- систематический контроль за правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.Согласно результатам исследований В. В. Петровой и А. Б. Филенко (2012), в основе которых являлся анализ организации процесса реабилитации детей с ДЦП, родители хотят, чтобы именно медицинский персонал разъяснял необходимость реабилитации и ее продолжения дома, причем не только маме, но и ребенку (рисунок 4) [9]:Рис. 4. С кем, по мнению родителей, персонал должен проводить беседы о необходимости самостоятельных занятийТакже авторы проанализировали предпочтительные родителями и их детьми носители дополнительной информации о реабилитации (рисунок 5) [9]:Рис. 5. Предпочтительные носители дополнительной информации о реабилитацииИсходя из результатов выполненного исследования, авторы определили значимость следующих аспектов реабилитационной медсестры в отношении выполнения мероприятий по реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата:- актуальность информационной, просветительской деятельности медицинской сестры в отношении необходимости реабилитации и ее техники как среди детей, так и среди их родителей;- возможность создания информационных интернет-ресурсов по реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата [9].Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом необходима для профилактики, чтобы допустить ослабление и атрофию мышц, избежать развития осложнений, а также прибегать к ней, чтобы способствовать двигательному развитию ребенка. В реабилитации детей с патологией опорно-двигательной патологией применяют лечебный массаж, физкультуру и занятия на специальных тренажерах. Вообще любая двигательная активность полезна, а наблюдение специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развить физическую форму и предотвратить привыкание к патологическим состояниям. При этом реабилитационная деятельность обязательно должна включать просветительную деятельность в отношении необходимости и техники реабилитационных процедур как среди пациентов, так и среди их родителей.Литература Галиулина О. В., Лапик С. В. Роль средних медицинских работников в раннем выявлении, профилактике и комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата // Травматология и ортопедия России. 2005. №1. С. 42-45.Милькаманович В.К. Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения // Медицинские новости. 2015. №12 (255). С. 68-70.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».Профессиональный стандарт. Медицинская сестра по реабилитации. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018).Приказ Минздрава России от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».Использование инновационных цифровых технологий при оказании медицинской реабилитации детям с психоневрологической патологией и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 20 мая 2020 года). Аналитический вестник. 2020. № 9 (752). 76 с.Musculoskeletal conditions / World Health Organization. 2021. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions.Бугонова Е.В., Туркина Н.В., Кощеева Н.А. Реабилитационно-восстановительный центр для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Медицинская сестра. 2009. №5. С. 6-10.Петрова В. В., Филенко А.Б. Детский церебральный паралич: реабилитация // Медицинская сестра. 2012. №5. С. 22-24.Поважная Е.Л. Роль медсестры в медицинской реабилитации больных // Медицинская сестра. 2016. №6. С. 42-45.
2. Милькаманович В. К. Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения // Медицинские новости. 2015. №12 (255). С. 68-70.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Профессиональный стандарт. Медицинская сестра по реабилитации. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018).
5. Приказ Минздрава России от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».
6. Использование инновационных цифровых технологий при оказании медицинской реабилитации детям с психоневрологической патологией и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 20 мая 2020 года). Аналитический вестник. 2020. № 9 (752). 76 с.
7. Musculoskeletal conditions / World Health Organization. 2021. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions.
8. Бугонова Е. В., Туркина Н. В., Кощеева Н. А. Реабилитационно-восстановительный центр для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Медицинская сестра. 2009. №5. С. 6-10.
9. Петрова В. В., Филенко А. Б. Детский церебральный паралич: реабилитация // Медицинская сестра. 2012. №5. С. 22-24.
10. Поважная Е. Л. Роль медсестры в медицинской реабилитации больных // Медицинская сестра. 2016. №6. С. 42-45.
Вопрос-ответ:
Что является основой новой модели реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
Основой новой модели реабилитации является цифровая медицинская платформа, на которой у каждого ребенка формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий.
Кто входит в мультидисциплинарную реабилитационную команду при комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
В мультидисциплинарную реабилитационную команду входят родители/опекуны пациента, врач, инструктор ЛФК и медицинская сестра.
Какая функция выполняет цифровая медицинская платформа при реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
Цифровая медицинская платформа формирует личный кабинет и цифровой календарь занятий для каждого ребенка. Она является основой новой модели реабилитации.
Кто входит в состав мультидисциплинарной реабилитационной команды при комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
В мультидисциплинарную реабилитационную команду входят родители/опекуны пациента, врач, инструктор ЛФК и медицинская сестра.
Какая роль отведена медицинской сестре при комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
Медицинская сестра является членом мультидисциплинарной реабилитационной команды и выполняет определенные функции в процессе реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Какая основа новой модели реабилитации для детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
Основой новой модели реабилитации для детей с патологией опорно-двигательного аппарата является цифровая медицинская платформа.
Каким образом формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий для каждого ребенка?
На цифровой медицинской платформе формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий для каждого ребенка.
Кто входит в состав мультидисциплинарной реабилитационной команды при комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата?
В состав мультидисциплинарной реабилитационной команды входят родители (опекуны) пациента, врач ЛФК, инструктор ЛФК и медицинская сестра.