Проблематика в дидактике Коменского Я.А.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 9 9 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 23.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Давая характеристику способностей человека к обучению, Коменский говорит о возможностях человеческого ума: «... наш ум схватывает не только соседние предметы, но и отдаленные (по месту и по времени), привлекает к себе, поднимается в высоту, угадывает тайное, открывает сокрытое, пытается исследовать даже непостижимое; таким образом, он есть нечто бесконечное и беспредельное. Ум человеческий отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну».Весьма примечательны размышления Коменского относительно человеческих чувств и их участия в развитии и познании (принцип наглядности): «Так как в видимом мире нет ничего, чего нельзя было бы или видеть, или слышать, или вкушать, или осязать и, таким образом, определять по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего бы не мог объять одаренный чувством и разумом человек. ... Положение дел именно таково: глаза, уши, орган осязания, самый разум беспрестанно отыскивая себе пищу, всегда устремляются во внешний мир, и для живой натуры нет ничего более невыносимого как праздность и бездействие».Ссылаясь на сравнение Аристотеля человеческой души с «чистой доской», Коменский говорит о деятельности педагога: «... подобно тому, как на чистой доске сведущий в своем деле писатель мог бы написать, а живописец - нарисовать что угодно, так в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения».Раскрывая процессы мышления и восприятия (принцип наглядности) всего того, что нас окружает (по Коменскому «вещей»), он отмечает: «мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир. Этим сравнением вместе с тем удачно обозначается, что такое наше мышление и наше знание. Все, что возбуждает мое зрение, слух, обоняние, вкус, осязание является для меня печатью, посредством которой образ вещи отпечатывается в мозгу».Коменский считал, что нравственность и благочестие – это те качества, без которых воспитание и развитие невозможны, они обеспечивают гармонию человеческой личности: «Корень благонравия в человеке - гармония. Но что действительно некоторые семена добродетелей врожденны человеку, это доказывается следующим двойным аргументом: во-первых, всякий человек наслаждается гармонией, а во-вторых, сам он также изнутри и извне есть не что иное, как гармония».Наконец, нужно сказать о полном согласии дидактических принципов Коменского с современной педагогической наукой. В частности, на этих принципах основаны проектно-целевой и проектно-технологический подходы в современной педагогической практике. «Великая дидактика» выступает в качестве универсального искусства всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию. «Великая дидактика» Коменского – это не просто теория обучения, речь идет о педагогике, представленной как образованием, так и воспитанием. В этих знаниях нуждаются учителя, ученики, школы, государство. Коменский считал, что образование должно строиться на принципе гуманизма. Науки, нравственность и благочестие – вот основные аспекты дидактики Коменского. Что касается научного образования, то оно должно быть направлено на совершенствование разума, языка, рук человека. Коменский полагал, что процесс обучения, если он выстроен правильно, приносит истинное удовольствие, не утомляет. В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учебу следует от простейших начал, доходя до сложных; обучение выстраивается по книгам, которые предназначены для данного возраста.2. Легкость обучения достигается, если обучение начинать в раннем возрасте; учитель в преподавании должен переходить от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; учеников не нужно перегружать знаниями; изучаемое в школе всегда имеет связь с жизнью.3. Взаимосвязь между всеми материалами обучения, использование постепенных упражнений. 4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно. Важнейшие принципы дидактики Коменского представлены наглядностью; последовательностью и систематичностью; прочностью усвоения учебного материала; самостоятельностью и активностью.Список литературыКоменский Я. Избранные педагогические сочинения. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=046&id=726&cType=1Турчин Г.Д. Золотое правило дидактики Я. Коменского. https://cyberleninka.ru/article/n/zolotoe-pravilo-didaktiki-ya-a-komenskogoХолкина А.С. Ян Амос Коменский: традиции и инновации.//Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С. 139-140

Список литературы

1. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=046&id=726&cType=1
2. Турчин Г.Д. Золотое правило дидактики Я. Коменского. https://cyberleninka.ru/article/n/zolotoe-pravilo-didaktiki-ya-a-komenskogo
3. Холкина А.С. Ян Амос Коменский: традиции и инновации.//Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С. 139-140

Вопрос-ответ:

Какие возможности человеческого ума описывает Коменский в своей дидактике?

Коменский говорит о том, что ум человека способен схватывать не только соседние предметы, но и отдаленные по месту и времени. Он привлекает к себе, поднимается в высоту, угадывает тайное, открывает сокрытое и даже пытается исследовать непостижимое. Таким образом, ум человека является бесконечным и беспредельным.

Чем отличается человеческий ум от других видов познания?

Ум человека отличается ненасытной восприимчивостью к познанию. Он способен воспринимать и исследовать мир во всех его проявлениях. Человеческий ум способен схватывать и открывать не только близкие вещи, но и далекие по времени и пространству. Он привлекает к себе, поднимается в высоту и даже пытается исследовать непостижимое.

Что значит быть "нечто бесконечным и беспредельным" согласно Коменскому?

По мнению Коменского, человеческий ум является бесконечным и беспредельным. Это означает, что ум человека способен к бесконечному познанию и исследованию мира. Он не ограничен рамками пространства и времени, а наоборот, способен воспринимать и открывать как близкие, так и далекие вещи. Человеческий ум всегда стремится к новому знанию и пытается доходить до тайного и непостижимого.

Какие способности и характеристики уму человека приписывает Коменский в контексте обучения?

Коменский утверждает, что ум человека обладает ненасытной восприимчивостью к познанию. Он способен схватывать не только близкие предметы, но и такие, которые находятся вдали по месту и времени. Человеческий ум может подниматься в высоту, открывать сокрытое, угадывать тайное и даже пытаться исследовать непостижимое. Таким образом, ум человека обладает бесконечными и беспредельными способностями к познанию.

Какие способности человека к обучению описывает Коменский?

Коменский говорит о возможностях человеческого ума, который способен схватывать не только соседние предметы, но и отдаленные по месту и по времени. Он привлекает к себе, поднимается в высоту, угадывает тайное, открывает сокрытое и пытается исследовать даже непостижимое.

В чем отличие ума человека от других видов умов?

Ум человеческий отличается ненасытной восприимчивостью к познанию. Он способен улавливать, проникать и поглощать новые знания и информацию.

Какие качества присущи человеческому уму?

Человеческий ум обладает бесконечностью и беспредельностью. Это означает, что он не имеет границ в своем стремлении к познанию, исследованию и открытиям.

Какую проблематику Коменский видит в дидактике?

В дидактике Коменский видит проблему отсутствия достаточной адаптации образовательного процесса к способностям и возможностям человека. Он считает, что учеба должна быть организована таким образом, чтобы учитывать ненасытную восприимчивость и стремление человеческого ума к познанию и исследованию.

Какой вывод можно сделать из рассуждений Коменского о человеческом уме?

Из рассуждений Коменского о человеческом уме можно сделать вывод, что человек является высокоразвитым существом, способным на постоянное развитие и самосовершенствование. Его ум обладает непостижимыми способностями, которые могут быть использованы в образовательном процессе.