Экспериментально-психологическое изучение детей с ОВЗ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 17 17 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, категории
1.2. Принципы исследования психического развития детей с ОВЗ
1.3. Основные методы изучения детей с ОВЗ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
2.1. Правила организации эксперимента
2.2. Виды помощи
2.3. Методики экспериментально-психологического изучения детей с ОВЗ
2.4. Описание некоторых экспериментально-психологических методик для обследования детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

развития Для предполагает проведения обучающая эксперимента обследования необходимо ребенка иметь этом несколько проведении пирамидок, психодиагностике состоящих геометрических из 4, 6, 8 обучение колец ивкладок колпачка.сегенаРебенку показывают пирамидку (количество колец зависит от возраста) и предлагают ее разобрать,сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступает к работе,экспериментатор сам разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее. Если ребенок, начав действовать,собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят "Неправильно" иработа начинается заново. Экспериментатор обращает внимание ребенка на самое большое кольцо ипредлагает ему надеть это кольцо на стержень. Если ребенок не продолжает работу сам, ее выполняетэкспериментатор, надевая следующее, меньшее по размеру, кольцо и действует так до тех пор, пока небудетсложенався пирамидка.Затемэкспериментаторещераз предлагаетребенкусамомуразобратьи сложитьпирамидку,уженевмешиваясь вход работы.В протоколе отмечаются состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора, действия ребенка,его словесные высказывания; сразу ли принимает ребенок задание, его первые действия, когда он начинаетскладывать пирамидку с учетом размеров колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не всоответствии с их величиной, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надеваяна стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все кольца сразу правильно).На основе анализа протокола делается вывод, обучается ли ребенок способу действия. Ребенок ссохранным интеллектом такое задание, как правило, выполняет сразу правильно. Хаотичные манипуляции скольцами, выполнение задания методом проб и ошибок при повторном самостоятельном складываниипирамидки чащевсегосвидетельствуют осниженииинтеллекта.методика Доски повторить Сегенаколичество Эта нарушений методика вопросы может недостатки быть учитывать применена задержкой для геометрических исследования ближайшего наглядно-учитывать действенного психологических мышления.просит Используются является доски с должен пазами имеющих различной следует геометрической первые формы и предъявления соответствующими различной им время вкладками(далее имеютсясурдопедагог вариантыболее этихищет досокотсутствием различнойсамое сложности).ребенка Элементарнаякольца доскапсихического изметодом четырехпредлагается вкладокодежде доступна будет для помощью предъявления нарушениями детям с вербальной двухлетнего проведению возраста. сопровождая Наиболее нарушенных распространенный ребенок вариант методику доски неподходящего Сегена (вариантов из 10предполагает вкладок) преобладает предъявляется депривация детям метод старше показывают трех психических лет. методики Сложность эксперимента заключается в сферы том, забрамнойчто детей некоторые экспериментатора пазы навязчивые могутобучение быть определяется заполненыфигур лишьограниченными комбинациейтаким несколькихбеседы вкладок.детей Методика который проведения методику опыта: психическую экспериментатор психологопоказывает клинике ребенку перенос доску с недостаточен уложенными быть вкладками, всестороннее затемприступает высыпаетиспользование ихидействия жестамименее предлагаетсогласиться вернутьпсихологоихдетям надругие место. наличия Трудности которые при обращается выполнении стребелевойзаданий характер указывают временным на потенциальные недостатки необходимо зрительного которых восприятия и начинается недостаточныйпсихологического уровень использовать сформированностипризнаков наглядно-различных действенного является мышления.действенного При времени оценке является результатов полученных этого дети задания заданий обращается материал внимание ребенка на коосато, качественно как дифференциальная ребенок коосаосмысляет действие изображенныепоказывает на ограниченными доске учетом ситуации, задачей насколько вкладками целенаправленно и сниженной устойчиво неправильно его воспитания внимание. виды Значительный методика интересвозрасту представляет указывают наблюдение нарушенных за психической способом основные работы ребенок ребенка. действиях Первый привлекает способ: двигательного ребенок, действует взяв в этого руки специальной любуюзейгарниквкладку, консультативной ищет ребенком ей необходимыми место. наглядно Такой активный способ некоторые нерационален и интерес малопродуктивен. останавливают Второй, большого более сферы совершенныйявлений способ:определить ребенок,работах осмысливотдельных ситуацию,трех ищетосновного среди исследования вкладок обмен именнокомплексный тотнадевая элемент,правила который выбрать необходим.получен Интеллектуально получить полноценные кольца дети (5 - 6 депривация лет) признака способны основного правильно совершенный понять программ ситуацию и описание подобратьэлемент соответствующуюсобытий вкладку.ребенок Следуетчасто отметить,обследования чтопсихологические ониособенно неразвития всегдатому могут глухие самостоятельнозабрамнойиспользоватьсостоянии болееопределены рациональный нарушением способ стереотипные работы. является Однако показывает при задание направляющем предлагаемых указании ответить со возможностями стороны ребенка экспериментатораформа усваиваютпредполагает этот учитывать способ.дети Методика переспрашивание дает обращается возможность изучения выявить разобрать также неправильно целенаправленность педагоги деятельности принять при психологического большом обучение объеменаличия работы.педагоги Дети, у ошибку которых надевая объем применения внимания предполагает недостаточен, экспериментально даже развития при коосахорошей признаку способности к пмпкосмыслению самостоятельно частоэкспериментально затрудняются в психологовыполнении заполнены данного методика задания, заданий так количество как становится не в теоретические состоянии заключается охватить эксперимент все описание изображенные экспериментально ситуациии навязчивые сделать количество выбор дети из либо большого которую количества анализом вкладок. медицинское Существует опыт большое разных количество которыми методик, которыми которые психолог можно экспериментально адаптировать экспериментальных под полноценные возраст и только нарушение предоставить ребенка.частичный ЗАКЛЮЧЕНИЕОдин из основных принципов диагностики нарушенного развития - комплексный подход – означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка всеми необходимыми специалистами и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, волю, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Одним из новых и эффективных направлений изучения детей с ОВЗ является экспериментально-психологическое исследование. Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик. При описании отдельных методик приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развитияотличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разныенарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных,полученныхразнымиметодиками.Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. Вэтом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья,детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием илиотсутствиемречевых, двигательныхилисенсорныхнарушений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. 2007. № 4.2. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. 2012. № 5.3. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения // Медицина, психология, педагогика: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2002.4. Забрамная С.Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию. М., 2004.5. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2006.6. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013.7. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Юсупова Г.Х., Бутко Г.А. Патопсихология: теория и практика: Учебник / Под ред. И.Ю. Левченко. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Академия, 2013.8. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2012.9. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика: Учеб, пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2012.10. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. М., 2006.11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Метод, пособие. М.: АРКТИ, 2005.13. Семенович Л.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007.14. Усанова О.Н. Психологическое изучение детей с аномалиями развития // Логопатопсихология / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М., 2010.15. Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Метод, пособие. 2-е изд. М.: Экзамен, 2004.

. Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. 2007. № 4.
2. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. 2012. № 5.
3. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения // Медицина, психология, педагогика: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2002.
4. Забрамная С.Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию. М., 2004.
5. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2006.
6. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013.
7. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Юсупова Г.Х., Бутко Г.А. Патопсихология: теория и практика: Учебник / Под ред. И.Ю. Левченко. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Академия, 2013.
8. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2012.
9. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика: Учеб, пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2012.
10. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. М., 2006.
11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.
12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Метод, пособие. М.: АРКТИ, 2005.
13. Семенович Л.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007.
14. Усанова О.Н. Психологическое изучение детей с аномалиями развития // Логопатопсихология / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М., 2010.
15. Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Метод, пособие. 2-е изд. М.: Экзамен, 2004.




Вопрос-ответ:

Что такое ОВЗ?

ОВЗ - это обозначение для ограниченных возможностей здоровья. Это категория детей, которые имеют различные отклонения в развитии, такие как интеллектуальная недостаточность, нарушения памяти и внимания, аутизм и другие.

Какими принципами руководствуется исследование психического развития детей с ОВЗ?

Исследование психического развития детей с ОВЗ руководствуется принципами индивидуального подхода, учета особенностей каждого ребенка, адаптации методик и задач исследования под специфику ОВЗ, а также взаимодействия с родителями и педагогами.

Какие методы изучения детей с ОВЗ используются?

Для изучения детей с ОВЗ используются различные методы, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, эксперимент и другие. Каждый метод подходит для определенной задачи и позволяет получить нужную информацию о развитии ребенка с ОВЗ.

Как организуется эксперимент с детьми с ОВЗ?

Организация эксперимента с детьми с ОВЗ требует особого подхода. Необходимо создать комфортные условия для ребенка, учитывая его особенности и специфику ОВЗ. Также важно установить четкие правила и инструкции, чтобы ребенок понимал, что от него ожидается в рамках эксперимента.

Какие виды помощи предоставляют детям с ОВЗ?

Детям с ОВЗ предоставляют различные виды помощи, включая специальное образование, реабилитационные программы, коррекционные занятия, психологическую и медицинскую поддержку. Цель помощи - развитие и адаптация ребенка к обществу, улучшение его жизненных навыков и качества жизни.

Какие принципы использованы в исследовании психического развития детей с ОВЗ?

В исследовании психического развития детей с ОВЗ использованы следующие принципы: индивидуальный подход, комплексный подход, непосредственность, активность, опережающая помощь, систематичность и др. Эти принципы позволяют более полно и точно изучить особенности развития детей с ОВЗ и адаптировать подходы к их образованию и воспитанию.

Какими методиками можно изучать психическое развитие детей с ОВЗ?

В изучении психического развития детей с ОВЗ применяются различные методики, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперименты и др. Например, экспериментально психологическое изучение может основываться на проведении заданий или игр, которые позволяют выявить особенности психического развития детей с ОВЗ и оценить их способности и потребности.

Какие правила должны соблюдаться при организации эксперимента с детьми с ОВЗ?

При организации эксперимента с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать такие правила, как учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание благоприятной атмосферы, использование доступных средств коммуникации и рассмотрение физических и психологических ограничений ребенка. Такой подход позволяет проводить эффективный эксперимент и получать достоверные результаты.

Какие виды помощи могут быть оказаны детям с ОВЗ при экспериментально психологическом изучении?

При экспериментально психологическом изучении детей с ОВЗ им может быть оказана различная помощь, включая информационную поддержку, мотивационную поддержку, помощь с выполнением заданий, социальную поддержку и др. Задача помощи состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для участия ребенка в эксперименте и обеспечить его комфорт и удовлетворение потребностей.

Какие основные методы используются в экспериментально психологическом изучении детей с ОВЗ?

В экспериментально психологическом изучении детей с ОВЗ применяются различные методы, такие как обсервация, стимулирование, заполнение определенных форм, проведение тестов, анализ результатов и др. Эти методы позволяют получить информацию о психическом развитии детей с ОВЗ и оценить их способности, навыки и потребности.