Группы организованных интересов: формирование и роль в принятии государственных решений
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 24.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и понятие «группы организованных интересов»……….5
1.1. Понятие и теории групп интересов……………………………………….5
1.2. Теория групп интересов М. Олсона………………………..……………..8
Глава 2. Модели взаимодействия групп интересов и государства…………12
2.1. Плюрализм и корпоративизм . …………………………………..........10
2.2. Неокорпоративизм ………………………………………………………..15
2.3. Лоббизм как система реализации групповых интересов в политике..16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….22
Таким образом, он становится одним из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Но необходимо выделить определенные особенности. Лоббизм по своей сути является группой давления и может осуществлять свою деятельность посредством разных механизмов. В зависимости от типа политической системы, степени развитости государства, политического режима и других факторов оказывающие влияние на уровень политической системы, лоббизм будет проявляться в разных формах, степени его развитости и интенсивности использования.В качестве основных подходов, применяемых лоббистическими группами можно выделить:Прямой лоббизм — при котором происходит непосредственный контакт представителя группы интересов с представителями политических институтов. К таким формам взаимодействия можно отнести: встречи и общения, посредством письма, телефонных разговоров, создание и поддержание неформальных отношений и прочее;Непрямой лоббизм — при котором принятие необходимогорешения достигается за счет мобилизации общественного мнения [9,10]. Для осуществления своей деятельности применяются различные методы. Среди разрешенных в России можно выделить: использование средств массовой информации для освещения проблемы в необходимом ракурсе в нужном ракурсе, для формирования определенных настроений в обществе;проведение и размещение ссылок на результаты проведенных социологических опросов и рейтингов. Результаты таких опросов не всегда отражают реальное состояние и бывают трудно верифицируемы, но они претендуют на объективность;проведение научных исследований с требуемым результатом. Такие методы часто используются лоббистами в отраслевых секторах для «правильного» воздействия на представителей власти.;Grass roots lobbying («корни травы») представляет собой технологиюв отправкемассовых писем и сообщений от населения объекту лоббирования. Данные обращения содержат требования или просьбы поддержать или отклонитьопределённое предложение;параллельное внесение удобного законопроекта представляет собой подход при котором одновременно, сотрудничающие с лоббистами депутаты, вносят на рассмотрение параллельный законопроект, который могут поддержать в комитете. После согласования законопроекта лоббистов, параллельный снимается дальнейшего рассмотрения;использование открытого и закрытого голосования, так как могут быть получены различные и даже противоположные результаты, в связи с тем, что при закрытом голосовании неизвестны персональные данные голосовавшего;эффект «перегруженности», когда проходит большой объем законопроектов, они недостаточно глубоко обсуждаются, и может пройти лоббируемый законопроект без лишних проблем;Существует оптимальное время для внесения законопроекта, например перед началом отпуска или перед праздничными днями [11,12]Помимо разрешенных методов безусловно существуют также запрещенные технология проведения лоббируемых законопроектов. Прежде всего, это конечно же взятки, подкуп, угрозы и др.Как и любое другое взаимодействие групп интересов с государством, лоббизм обладает своими плюсами и минусами.К плюсам лоббизма, прежде всего, необходимо отнести возможность достижения компромиссов по отдельным вопросам, представляет возможность защищать свои интересы меньшинству, активизирует какие- либо политические процессы, позволяет донести информацию до представителей власти и более глубоко ознакомить их с проблемой, формирует самоорганизацию общества.К недостаткам лоббизма необходимо отметить вероятность того, что он может стать инструментом для удовлетворения узкого круга лиц в ущерб национальных интересов, может затруднять осуществление стабильной политики, может развивать и защищать крайние формы удовлетворения групповых интересов.Заключение Политика государства должна отвечать взглядам и мнению общества и бизнеса и формировать свой политический курс на основе данных тенденций. Проблема заключается в том, что это этих взглядов может быть большое количество и они могут противоречить друг другу. В связи с этим, образуются государственные организационные группы интересов, которые могут оказывать влияние на принятие государственных решений. В разработку теории групп внес большой вклад Олсон, который определил, что наибольшим влиянием на формирование политического курса государства будут иметь малых группы интересов. При этом, они не всегда будут выражать мнение большинства и будут направлены на формирование таких государственных решений, при которых будут получены максимальные блага для них. Все это может привести к дестабилизации политической системы, так как будет формировать недовольства большинства общества. При этом крупные группы интересов сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют их эффективности в области взаимодействия с государством.Следует отметить, что существует несколько подходов и методов взаимодействия общества и государства. К наиболее популярным можно отнести плюрализм и корпоративизм. В первом случае, будет сформировано большое количество конкурирующих групп интересов, которые не смогут иметь сильного влияния и монополистического подхода при взаимодействии с политическими институтами, но они также будут нести сдерживающий характер. Во втором случае для каждого сектора будет сформирована единая группа, которая может иметь сложную структуру, с подчиняющими ей подгруппами и которая будет иметь монополистический взгляд, который и будет доносить до государства по тем или иным вопросам. И та и другая форма взаимодействия имеют свои достоинства и недостатки, рассмотренные во второй главе.Отдельно следует отметить лоббизм и создание групп давления, которые обладают определенными факторами воздействия на политические институты с целью проведения необходимой политики для достижения благ узкого круга людей. Такие формы взаимодействия не отвечают взглядам большинства и вносят элемент недоверия общества к политическим структурам.Таким образом, политика государства должна учитывать мнение населения и бизнеса и способствовать выстраиванию обратных связей посредством групп интересов. Неправильно выстроенные взаимодействия могут нанести серьезный урон по репутации политики государства и вызвать волну протестных возмущений.Список литературы1. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020 – 42 с.2.Степаненко К.И., Перфильева Е.В. Участие заинтересованных сторон в принятии решений: теория и практика взаимодействия – Новокузнецк: ИнЭкА, 2018.- 120 с.3. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 431 с.4.Олсон М. Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция и социальный склероз //М.: Новое издательство, 2013 — 324с. (The Rise and Decline of Nations, 1982)5.Каневский П.С. Эволюция и современное состояние теории групп интересов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2014. -№4. – с. 109-122.6. Шапки И.Н. Корпоративизм или плюрализм? Институциональные модели взаимодействия современного государства и общества // Век глобализации. - 2018. - № 1(25). –с.24-40.7. Попандуло А.И. Государство и бизнес: новые горизонты партнерства // Власть. -2011. -№ 8 – с.22-27.8. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 407 с.9.Акимов Н. П., Гимазова Ю. В. Проблемы и тенденции развития технологий лоббизма в России // Nauka-rastudent.ru. — 2015. — № 10 (22).10.Субочев В. В. Лоббизм в России: природа, специфики, проблемы правового регулирования // Право и управление. XXI век. — 2014. — № 2. — С. 31 — 37.11. Х. Каземзаде (2020). Демократическая платформа в социальном плюрализме. Внутренний журнал ACPCS, Зима № 10 стр. 237-253.12.Спектор Е. И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. — 2016. — № 11 (239). — С. 14-17.
1. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020 – 42 с.
2. Степаненко К.И., Перфильева Е.В. Участие заинтересованных сторон в принятии решений: теория и практика взаимодействия – Новокузнецк: ИнЭкА, 2018.- 120 с.
3. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 431 с.
4. Олсон М. Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция и социальный склероз // М.: Новое издательство, 2013 — 324с. (The Rise and Decline of Nations, 1982)
5.Каневский П.С. Эволюция и современное состояние теории групп интересов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2014. -№4. – с. 109-122.
6. Шапки И.Н. Корпоративизм или плюрализм? Институциональные модели взаимодействия современного государства и общества // Век глобализации. - 2018. - № 1(25). –с.24-40.
7. Попандуло А.И. Государство и бизнес: новые горизонты партнерства // Власть. -2011. -№ 8 – с.22-27.
8. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 407 с.
9. Акимов Н. П., Гимазова Ю. В. Проблемы и тенденции развития технологий лоббизма в России // Nauka-rastudent.ru. — 2015. — № 10 (22).
10. Субочев В. В. Лоббизм в России: природа, специфики, проблемы правового регулирования // Право и управление. XXI век. — 2014. — № 2. — С. 31 — 37.
11. Х. Каземзаде (2020). Демократическая платформа в социальном плюрализме. Внутренний журнал ACPCS, Зима № 10 стр. 237-253.
12. Спектор Е. И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. — 2016. — № 11 (239). — С. 14 -17.
Вопрос-ответ:
Что представляют собой группы организованных интересов?
Группы организованных интересов - это объединения людей или организаций, чьи интересы сходны и которые стремятся влиять на государственные решения для защиты исключительных преимуществ или решения проблем, связанных с их интересами.
Какие теории существуют относительно групп интересов?
Существуют различные теории о группах интересов. Одна из них - плюрализм - утверждает, что государственные решения принимаются на основе конкуренции различных групп интересов. Другая теория - корпоративизм - предполагает, что группы интересов играют более активную роль в принятии решений, работая в тесном сотрудничестве с государством.
Какую роль играют группы организованных интересов в принятии государственных решений?
Группы организованных интересов играют важную роль в принятии государственных решений. Они выступают в качестве лоббистов, представляющих интересы своих членов и использующих различные методы, включая давление на политиков и предоставление информации, чтобы повлиять на принятие решений в их пользу.
Что такое неокорпоративизм?
Неокорпоративизм - это модель взаимодействия групп интересов и государства, которая предполагает сотрудничество и диалог между ними. В этой модели группы интересов привлекаются к принятию решений и имеют возможность участвовать в формировании политики. Они могут иметь представителей в советах или комиссиях, работающих с государственными органами.
Что такое лоббизм и какова его роль в системе групп организованных интересов?
Лоббизм - это система реализации интересов группы организованных интересов через воздействие на государственные органы и принятие решений в их пользу. Лоббисты используют различные методы, такие как давление, переговоры и предоставление информации, чтобы повлиять на формирование и принятие государственной политики. Роль лоббизма заключается в защите и пропаганде интересов группы организованных интересов перед государственными органами.
Какие существуют теории групп интересов?
Существует несколько теорий групп интересов, включая плюрализм, корпоративизм и неокорпоративизм.
Какую роль играют группы организованных интересов в принятии государственных решений?
Группы организованных интересов играют существенную роль в принятии государственных решений, так как они представляют особые интересы и воздействуют на формирование и реализацию политики.
Какова сущность и понятие группы организованных интересов?
Группа организованных интересов - это объединение людей с общими целями и интересами, которые стремятся воздействовать на государственные решения в свою пользу.
Что такое лоббизм и какую роль он играет в системе групп организованных интересов?
Лоббизм - это система реализации интересов групп организованных интересов путем воздействия на процесс принятия государственных решений. Лоббисты используют различные методы, такие как переговоры, представление информации и финансовая поддержка, чтобы добиться своих целей.
Какие модели взаимодействия групп интересов и государства существуют?
Существуют три основные модели взаимодействия групп интересов и государства: плюрализм, корпоративизм и неокорпоративизм.
Какова роль групп организованных интересов в принятии государственных решений?
Группы организованных интересов играют важную роль в принятии государственных решений. Они представляют интересы определенных социальных групп или общественных секторов и используют различные способы влияния на принятие политических решений. Организованные интересы могут быть связаны с экономическими, социальными или профессиональными группами, и они часто представляют свои интересы через лоббирование, мобилизацию голосов избирателей или финансирование политических кампаний. Группы организованных интересов влияют на формирование государственной политики и законодательства, представляя свои интересы и аргументы перед политическими решениями.
Какие теории существуют относительно групп организованных интересов?
Существует несколько теорий, объясняющих природу и деятельность групп организованных интересов. Некоторые из них включают теорию политических элит, которая утверждает, что группы организованных интересов контролируют политическую систему и влияют на принятие решений через связи с политическими деятелями. Другая теория - теория коллективного действия, разработанная Манкуртом Олсоном, утверждает, что группы организованных интересов более успешны в защите своих интересов, когда их члены имеют персональную мотивацию и когда группа является небольшой и ограниченной по размеру. Также существуют теории, которые рассматривают группы организованных интересов как результат процессов социализации и коллективных представлений.