Информационно-коммуникационные технологии в формировании иноязычной дискурсивной компетенции школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 24.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Понятие информационных технологий в обучении 5
1.2. Новые подходы к развитию информационной образовательной среды 6
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка 8
1.4. Роль и место коммуникативной компетенции в обучении школьников 11
1.5. Дискурсивная компетенция и её характеристика 13
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Методические разработки применения информационно-коммуникационные технологии в формировании иноязычной дискурсивной компетенции школьников 18
2.1. Упражнения на формирование дискурсивной компетенции школьников в письменной форме 18
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Библиографический список 27




Фрагмент для ознакомления

Соблюдайте структуру.Dear Lacy,I would like to sincerely thank you for your invitation for inviting me to your son’s birthday. I would love to spend this weekend with your family and our friends. In addition, I would also like to express my gratitude to you for helping me through my business problems.I once again would like to humbly thank you for the invitation and I assure you that I will be there on time. I will always be there for you if you need any kind of help from me in future.I look forward to see you.Your friend,Fill ColinsЗадание 3. Приглашениеличногохарактера.You're planning to throw a party next week because it's your birthday. You want to invite friends. Write an invitation letter to your friends. Don't forget to note:- time- a place- style of clothesОбратитевниманиенапример. Соблюдайтеструктуру.Dear Mike, I would like to invite you to celebrate the New Year’s Eve together. I arranged a small party at the “Sicilia” restaurant. I would like you to join us. I think you will spend a nice day with my family and friends. At the beginning there will be a ball and then, there will be our New Year's eve dinner along with a lot of presents.It will be great! I am waiting for you on Friday at 4 p.m.P.S. You can bring your girlfriend too.Bestregards, Olga.Задание 4. Письмо-извинение делового характера.Imagine that you are the general manager of a fashion store. Mr. Smith ordered an expensive suit from your store, but they brought him a suit of a different color. Write an apology letter. Explain the reason. Think about how you can please the client and offer some interesting purchase condition.Обратите внимание на пример. Соблюдайте структуру.Dear Mr Morrison,Please accept our apology for the delay in delivering you your purchase. It happened because one of the delivery trucks had broken the day before and we had the lack of transport for delivering. As a compensation we offer you a discount card of 25% in our shop, it is enclosed here.Kind regards,John PetersGeneral ManagerЗадание 5. Письмо-заявление о приеме на работу.You would like to get a job in a large game development company. Write a letter of employment to the manager of this company.Обратите внимание на пример. Соблюдайте структуру.DearSirs,I would like to apply for the job of engineer in your company. I need full-time job and I am ready to work at the time from 8 am till 6 pm. I have a car for long distances. I am very communicative and hard-working. More information about me you may learn from my resume attached here.With respect,Tom GarrysonЗадание 6. Сочинение-описание.Write an essay about a place you would like to visit. Be sure to check the following details:- where is it- why do you like this place- what can you do there (what activities)- what season is the best to visit this place- with whom you would like to visit itОбратите внимание на пример. Соблюдайте структуру.MyfriendProbably every person has a best friend. Luckily, I have one too. His name is Misha. We met him one summer when we played together in the yard. Misha is very brave and cheerful. He is a born leader who gathers all the guys around him and can listen to everyone. Michael has an unusual view of the world. I think you can even call him wise.Misha is short. He's almost a head shorter than me. That doesn't stop him from being very strong. My friend has blond curly hair and cuts it short. He has a straight, wide nose, which is as freckled as his cheeks and forehead. Misha's eyes are bright green, like those of a cunning cat. He has a broken upper front tooth, but he is not very upset about this and invariably smiles widely and laughs sincerely. He always goes out for walks in dark blue jeans with bright stripes in the form of stars. Misha wears dark, mostly black T-shirts with pictures of his favorite bands. On his feet he wears sneakers with bright green laces.Mikhail is a very good friend and comrade, although he is quite handsome, everyone loves him not for this. True friends respect him for his sharp mind, funny jokes, and bold character. With all this, he is able to truly inspire others.Задание 7. Сочинение-рассуждение. Read these two quotes about the importance of reading. Choose one that you like most and do the task.I find television very educating. Every time somebody turns on the set, I go into the other room and read a book.The man who does not read good books is no better than the man who can’t.Write 200–250 words.Use the following plan:– make an introduction (state the problem paraphrasing the given statement);– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion;– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion;– explain why you do not agree with the opposing opinion;– make a conclusion restating your position.Обратите внимание на пример. Соблюдайтеструктуру.The book reveals to us those unknown facets of our life that we ourselves will never know, what is their value. Literature is a kind of guide to life. The book lays in us the basics that only life experience teaches. Thanks to it, we have a unique opportunity to learn from the mistakes of other people, analyze a variety of life situations and draw conclusions that we can later use to create a prosperous life.Books are very different, but they all have something useful to teach us.Thanks to books, the child develops imagination and develops horizons. Literature is able to induce new feelings and emotions in a child that will contribute to the formation of his personality. We add that the book also affects the inner world of a person. Our state of mind is influenced not only by the world around us, but also by the knowledge of something new, which has a tremendous impact on a person.The book will tell you about everything that interests you. It contains the entire history of mankind and even more. Many call the book a friend of man, gradually putting it aside. In the modern world, life is such that we are used to looking for all the information on the Internet, but do not forget about the good old literature, it is she who will be able to tell you much more.Modern technologies provide us with the widest opportunities, but can you, even in such conditions, imagine your life without a book? After all, it is very difficult, sometimes even impossible, to get an education based only on the explanations of the teacher. That is why the role of literature in human life is very great. Thanks to her, the person is an interesting interlocutor in the company, a qualified specialist in his field and an educated person in life.We should value books, because they give us the opportunity to know the past, appreciate the present and create the future.Выводы по второй главеПод дискурсивной компетенцией мы понимаем способность генерировать и понимать тексты различных типов (жанров) в соответствии с коммуникативным замыслом говорящего/пишущего и адекватно конкретной ситуации общения. Эта способность является интегральной, однако для научных целей она была разложена на комплекс составляющих ее знаний и умений, входящих в состав структурных компонентов дискурсивной компетенции - стратегической, тактической, жанровой и текстовой.Особо важное значение дискурсивная компетенция приобретает в современном процессе обучения иностранным языкам, поскольку она отражает характер познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности и влияет на успешность коммуникативного акта. Дискурсивная основа – как неотъемлемый элемент процесса обучения иностранному языку – позволяет рассматривать языковые единицы в условиях естественного проявления своего значения, структуры и функций, что способствует наиболее полному осознанию речевого поведения носителей изучаемого языка.ЗаключениеВ последние годы все чаще поднимается вопрос использования современных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к обучению. Основная цель, которую мы ставим перед собой, используя современные технологии в обучении иностранному языку, это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения студентов иностранному языку, формирования и развития их коммуникативной культуры, усвоения практических навыков. владение иностранным языком.Компетентностный подход, широко применяемый в методике обучения иностранным языкам, определяет цель обучения как формирование коммуникативной компетенции, то есть совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для успешного речевого общения.письменная дискурсивная компетенция является составной частью иноязычной коммуникативной компетенции и обеспечивает обучающимся способность в соответствии со своим социальным и иноязычным речевым опытом, и личностными устремлениями осуществлять письменное иноязычное общение с предполагаемым реципиентом с помощью письменного дискурса определенного вида, решая тем самым стоящую перед ними коммуникативную задачу в рамках определенной социокультурной ситуации.Мы разработали упражнения на формирование дискурсивной компетенции в письменной форме с помощью виртуальной образовательной платформы ВЗНАНИЯ. Такие разработки, действительно, будут полезными для учителей на уроках английского языка.Библиографический списокАлмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. – СПб., 2003. – 446 с.Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иноязычной речью. – М., 1988 – 128 с.Анисимов В.В., Кашицин В.П. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования в России. – М.: ИОО Минобразования РФ, 2000. 99 с.Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии, 1992. – № 12. – С. 5-14.Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. 2000. – N 2. – С. 3-9.Ваграменко Я.А., Богданова С.В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья // Дистанц. Образование, 1998. – N3. – C. 30-34.Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. … д-ра. психол. наук. Л., 1991.Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1970 –167 с.Кашицин В.П. Дистанционное образование в высшей школе России. – М.: ИОО Минобразования РФ, 2000. – 122 с.Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. // Синтаксис текста. – М., 1979 – С. 18-36.Лесохина Т.В., Симакова Е.Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации. // Иностранные языки в школе 2002 – № 5 – С. 62-68.Макаров M.JI. Диалог с целью принятия решения. Опыт дискурсивной психологии. // Жанры речи. – Саратов, 1997. – 212 с.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого и др. – М., 1982 – 373 с.Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. //Иностранные языки в школе – 1997 – № 2 – С. 5-11.Определение информационной технологии[Электронный ресурс] – URL:https://vshot.ru/it-ebook/b08.html(дата обращения 19.03.2022).Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. – М., 1977 – 216 с.Петригина В. А. Новые подходы в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании \ Педагогические науки. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 5. – Ч. 1. – С. 227-231.Понятие информационной технологии[Электронный ресурс] – URL:https://works.doklad.ru/view/0e74WhYFlVk.html(дата обращения 17.03.2022).Понятие информационной технологии (ИТ): определение, основные принципы и инструментарий[Электронный ресурс] – URL: https://cde.osu.ru/demoversion/course157/text/1.2.html (дата обращения 20.03.2022).Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991 – 287 с.Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалинвистический аспекты. – Саратов, 1998 – 112 с.Филимонова JT. Обучение письменной речи: (на материале английского языка): Система упражнений. – Самара, 1998 -–194 с.Шадурский В. Г., Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – Минск, 2009. – 325 с.Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – М.: ИНФО,1998. – №2. – С.5-14.Шуман Е.В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе / WEB-журнал/ –Выпуск №5, 2006. Hymes D.H. On communicative competence. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7

Библиографический список
1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. – СПб., 2003. – 446 с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иноязычной речью. – М., 1988 – 128 с.
3. Анисимов В.В., Кашицин В.П. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования в России. – М.: ИОО Минобразования РФ, 2000. 99 с.
4. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии, 1992. – № 12. – С. 5-14.
5. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. 2000. – N 2. – С. 3-9.
6. Ваграменко Я.А., Богданова С.В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья // Дистанц. Образование, 1998. – N3. – C. 30-34.
7. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. … д-ра. психол. наук. Л., 1991.
8. Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс. // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1970 –167 с.
9. Кашицин В.П. Дистанционное образование в высшей школе России. – М.: ИОО Минобразования РФ, 2000. – 122 с.
10. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. // Синтаксис текста. – М., 1979 – С. 18-36.
11. Лесохина Т.В., Симакова Е.Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации. // Иностранные языки в школе 2002 – № 5 – С. 62-68.
12. Макаров M.JI. Диалог с целью принятия решения. Опыт дискурсивной психологии. // Жанры речи. – Саратов, 1997. – 212 с.
13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого и др. – М., 1982 – 373 с.
14. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. //Иностранные языки в школе – 1997 – № 2 – С. 5-11.
15. Определение информационной технологии [Электронный ресурс] – URL: https://vshot.ru/it-ebook/b08.html (дата обращения 19.03.2022).
16. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. – М., 1977 – 216 с.
17. Петригина В. А. Новые подходы в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании \ Педагогические науки. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 5. – Ч. 1. – С. 227-231.
18. Понятие информационной технологии [Электронный ресурс] – URL: https://works.doklad.ru/view/0e74WhYFlVk.html (дата обращения 17.03.2022).
19. Понятие информационной технологии (ИТ): определение, основные принципы и инструментарий [Электронный ресурс] – URL: https://cde.osu.ru/demoversion/course157/text/1.2.html (дата обращения 20.03.2022).
20. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991 – 287 с.
21. Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалинвистический аспекты. – Саратов, 1998 – 112 с.
22. Филимонова JT. Обучение письменной речи: (на материале английского языка): Система упражнений. – Самара, 1998 -–194 с.
23. Шадурский В. Г., Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – Минск, 2009. – 325 с.
24. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – М.: ИНФО,1998. – №2. – С.5-14.
25. Шуман Е.В. Возможности и перспективы межкультурной коммуникации на немецком языке в школе / WEB-журнал/ – Выпуск №5, 2006.
26. Hymes D.H. On communicative competence. // The communicative approach to language teaching. / Ed. by C.J. Brumfit, K. Johnson. OUP, 1987.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические основы информационных технологий в обучении, новые подходы к развитию информационной образовательной среды, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, роль и место коммуникативной компетенции в обучении школьников, а также дискурсивная компетенция и её характеристика.

Какие новые подходы предлагаются для развития информационной образовательной среды?

Для развития информационной образовательной среды в статье предлагаются новые подходы, но конкретные методы и идеи не описываются.

Какие конкретные технологии используются на уроках английского языка?

В статье не описываются конкретные технологии, используемые на уроках английского языка.

Что такое дискурсивная компетенция?

Дискурсивная компетенция - это способность школьников использовать иностранный язык для эффективной коммуникации и понимания содержания текста.

Какова роль коммуникативной компетенции в обучении школьников?

Коммуникативная компетенция играет важную роль в обучении школьников, поскольку позволяет им развивать навыки общения на иностранном языке и использовать его для успешного взаимодействия в различных ситуациях.

Какие понятия изучаются в главе 1?

В главе 1 изучаются понятия информационных технологий в обучении, новые подходы к развитию информационной образовательной среды, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, роль и место коммуникативной компетенции в обучении школьников, а также дискурсивная компетенция и ее характеристика.

Какие подходы используются для развития информационной образовательной среды?

Для развития информационной образовательной среды применяются новые подходы, такие как корпоративное обучение, использование электронных учебников, создание интерактивных заданий и уроков, использование онлайн-ресурсов и т.д. Эти подходы позволяют создать более эффективную и интересную образовательную среду для учащихся.

Какие преимущества имеют информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка?

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка позволяет учащимся активно взаимодействовать с языком, улучшать свои навыки чтения, письма, аудирования и говорения. Также это способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обогащению словарного запаса и повышению мотивации к изучению языка.

Какая роль и место коммуникативной компетенции в обучении школьников?

Коммуникативная компетенция играет важную роль в обучении школьников, поскольку она позволяет им эффективно общаться на иностранном языке, понимать иноязычные тексты, выражать свои мысли и мнения, участвовать в диалоге. Кроме того, развитие коммуникативной компетенции способствует формированию у школьников самостоятельности, критического мышления и социокультурной компетенции.

Что такое дискурсивная компетенция и как она характеризуется?

Дискурсивная компетенция - это способность понимать и использовать языковые единицы в рамках определенного дискурса или коммуникативной ситуации. Она включает в себя знание лексики, грамматики, умение использовать различные речевые стратегии и тактики. Дискурсивная компетенция характеризуется гибкостью, адаптивностью и способностью адекватно реагировать на коммуникативные ситуации.

Какие информационно-коммуникационные технологии используются на уроках английского языка?

На уроках английского языка могут использоваться различные информационно-коммуникационные технологии, такие как интерактивная доска, компьютерные программы и приложения, мультимедийные презентации, онлайн-ресурсы, электронные словари и т.д. Эти технологии помогают осуществить более эффективное обучение иностранному языку, создать интересные и интерактивные уроки, а также развить навыки коммуникации и дискурсивную компетенцию у школьников.

Что такое дискурсивная компетенция и как она формируется у школьников?

Дискурсивная компетенция включает в себя навыки использования языка в различных коммуникативных ситуациях, а также понимание и анализ разных типов дискурса. Она формируется у школьников через активное участие в коммуникативных практиках, таких как общение на уроках, внеурочные занятия, проектная работа и др. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует развитию дискурсивной компетенции, так как ученики получают возможность практиковаться в использовании языка в реальных ситуациях и работать с разными текстами и источниками информации.