Корупция, формы корупции и методы её преодаления в РФ.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 30.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Коррупция, ее причины и формы
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции
3. Механизмы противодействия коррупции
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Организационно-технические меры противодействия коррупции
Данный массив мер предусматривает создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных служащих; проведением мудрой и взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу. Среди конкретных мер можно выделить следующие:
- создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне РФ и органов в субъектах РФ;
- проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом;
- создание благоприятных условий для граждан, которые обращаются с жалобой на того или иного чиновника;
- обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
- разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих "точках";
- одной из наиболее действенных форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции;
- организация системы подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции, с обязательной и доскональной проверкой кандидатов независимым органом;
- упразднение различных внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам. Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции;
- существенное увеличение денежного содержания государственных служащих. Низкая заработная плата - основной экономический фактор, заставляющий чиновников продавать свои услуги тем, кто в них нуждается, что порождает массовую "низовую", в том числе "бытовую" и "деловую", коррупцию;
- отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и "политических назначенцев". Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных "политических назначенцев";
- обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
- организация системы поощрений, при которой чиновнику было бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно;
- создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию;
- реорганизация системы государственной службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата;
- изменение административно-правовых отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;
- создание системы возмещения вреда, который причинен лицам в результате коррупционных деяний. Для этого возможна организация специального фонда, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника;
Социально-экономические меры противодействия коррупции
В рамках социально-экономических мер представляется необходимым выполнение следующих действий:
- уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;
- коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;
- делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);
- введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления;
- приведение к единству реальной и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);
- использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства. Законодательство должно быть ориентировано на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне Российской Федерации и органов в субъектах РФ с наделением их особыми полномочиями.
Необходимо, чтобы общество было ознакомлено с особенностями проведения антикоррупционной политики.
Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. -№ 104, 31 мая.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. – 2004. - №0162, 31 июля.
Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российсая газета. – 2008. № 164, 5 августа.
Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.
Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. - 2008. - № 1.
Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
Жданов А.Ф., Дидикин А.Б. Национальный план противодействия коррупции: механизмы реализации (Обзор всероссийского круглого стола) // Гражданин и право. – 2009. - №1.
Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. // Гражданин и право. – 2007. - №8.
Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: Монография. – М.: Формула права, 2007.
Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал российского права. – 2007. №5, май.
Чанов С. Дисциплинарная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - №8.
Приложение
Таблица 1. Формы проявления коррупции
Форма коррупции % Взяточничество 65 Семейственность, родственные связи, землячество 52 Подкуп государственных служащих 35 Махинации с государственным имуществом 33 Вымогательство со стороны государственных служащих 30 Уклонение от уплаты налогов 30 Оказание услуг с использованием служебного положения без прямой выгоды 28 Нецелевое использование/присвоение государственных средств 27 Контрабанда 20 Махинации с государственными поставками 20 Связи с организованной преступностью 18 Операции с неучтенными средствами 16 Махинации с оформлением бумаг/прохождением бюрократических процедур 15 Действия в обход существующего порядка ведения дел в собственных корыстных интересах 14 Предоставление неоправданных льгот и привилегий 10 Затрудняюсь ответить 2
2
1.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
2.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против кор-рупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декаб-ря.
3.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государствен-ной службы Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. -№ 104, 31 мая.
4.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. – 2004. - №0162, 31 июля.
5.Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российсая газета. – 2008. № 164, 5 августа.
6.Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Кри-минология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
7.Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.
8.Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характе-ристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и кор-рупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по ис-следованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
9.Государственная политика противодействия коррупции и теневой эко-номике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
10.Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. - 2008. - № 1.
11.Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
12.Жданов А.Ф., Дидикин А.Б. Национальный план противодействия кор-рупции: механизмы реализации (Обзор всероссийского круглого стола) // Гражданин и право. – 2009. - №1.
13.Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
14.Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Фе-дерации. // Гражданин и право. – 2007. - №8.
15.Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: Монография. – М.: Фор-мула права, 2007.
16.Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал рос-сийского права. – 2007. №5, май.
17.Чанов С. Дисциплинарная ответственность за нарушения антикоррупци-онного законодательства. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - №8.
Вопрос-ответ:
Какие причины и формы коррупции существуют в РФ?
В РФ коррупция имеет множество причин и форм. Среди основных причин можно выделить низкую заработную плату государственных служащих, слабую эффективность контрольно-надзорных органов, сложные процедуры получения разрешений и лицензий. Формы коррупции включают в себя взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, неправомерное обогащение и др.
Какое нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции существует в РФ?
Противодействие коррупции в РФ осуществляется на основе целого ряда нормативных актов. Главной законодательной основой является Федеральный закон "О противодействии коррупции", который устанавливает меры государственного контроля и меры ответственности за коррупционные преступления. Также существуют другие нормативные акты, регулирующие данную сферу, в том числе законы о государственной службе, о контроле за финансами и т.д.
Какие механизмы противодействия коррупции используются в РФ?
В РФ используется целый комплекс механизмов противодействия коррупции. В частности, это усиление роли государственных контрольно-надзорных органов, повышение эффективности системы государственной службы, обеспечение прозрачности и доступности информации, улучшение механизмов контроля и наказания за коррупцию, повышение образования и осведомленности населения в вопросах противодействия коррупции.
Какие организационно-технические меры противодействия коррупции предусмотрены в РФ?
В РФ предусмотрено множество организационно-технических мер противодействия коррупции. Одной из таких мер является создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой. Также предусматривается улучшение материального обеспечения государственных служащих, проведение мудрой и взвешенной кадровой политики, включая особую работу.
Какие есть формы коррупции и методы ее преодаления в РФ?
Коррупция может принимать разные формы, такие как взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, неправомерное получение выгод и др. В России существуют различные методы борьбы с коррупцией, включая нормативно-правовое регулирование, механизмы противодействия и организационно-технические меры. Примером таких мер может быть создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой, улучшение материального обеспечения государственных служащих и проведение кадровой политики.
Что такое коррупция и какие у нее причины и формы?
Коррупция - это злоупотребление служебным положением или доступом к власти для личной выгоды или выгоды других лиц. Принципиальными причинами коррупции являются недостаток контроля за властью, низкий уровень заработной платы государственных служащих, слабое правосудие и недостаточная этическая культура. Формы коррупции могут быть разными: взяточничество, мошенничество, квотернионизм и др.
Как регулируется противодействие коррупции в России?
Противодействие коррупции в России регулируется нормативно-правовыми актами, такими как Федеральный закон "О противодействии коррупции", Уголовный кодекс и др. В этих законах установлены нормы и правила, которые ограничивают возможности коррупции и предусматривают ответственность для виновных лиц.
Каковы механизмы противодействия коррупции?
Механизмы противодействия коррупции включают в себя различные меры и действия, направленные на предотвращение, выявление и пресечение коррупционных преступлений. Это может быть контроль со стороны соответствующих органов и служб, информирование и образование общественности, установление процедур и правил, ограничивающих возможности коррупции, а также проведение эффективных расследований и наказание виновных лиц.