Анализ системы мотивации в организации и разработка предложений по ее совершенствованию.
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 01.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Понятие, принципы и механизмы мотивации персонала организации 6
1.2 Ключевые особенности и проблемы создания эффективных систем мотивации персонала 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 22
2.1 Организационно – экономическая характеристика компании и системы управления 22
2.2 Оценка мотивации персонала и рекомендации по совершенствованию 30
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Непосредственно до опроса проводилось интервью с ключевыми сотрудниками организации, в ходе которого и возникла практическая необходимость в проведении анкетного опроса сотрудников.Целью данного опроса являлось изучение особенностей системы мотивации, как составной части менеджмента персонала анализируемой организации. Задачи анкетирования:Определение сложностей и проблем при работе с человеческим ресурсом;Определение степени лояльности и вовлеченности у сотрудников организации;Определение основных критериев повышения эффективности работы персонала и выявление предпосылок для построения и последующего совершенствования системы мотивации.В исследовании приняло участие 82 сотрудников организации. Перейдем к рассмотрению полученных результатов. Во-первых, стоит отметить, что по фактору продолжительности работы (вопрос № 1) 4 сотрудника (5%) работают до полугода, 10 (12%) – вошли в диапазон от 6 месяцев до 1 года, остальная часть персонала – это 68 человек (83% сотрудников) – от 1 года продолжительности работы. На вопрос в отношении удовлетворенности своей работой в организации «ВР-Технологии» ответы подразделились следующим образом (Рисунок 5):Рисунок 5– общая удовлетворенность работой у сотрудниковО необходимости обучения либо повышении квалификации как важнейшего мотивационного фактора ответы были получены следующие, что отражено в Рисунке 6.Рисунок 6 – мнения сотрудников о необходимости обученияДанные ответы и их распределение свидетельствует о том, что подавляющая часть работников организации весьма заинтересованы в своем профессионально-служебном продвижении в рамках само организации, а не у другого работодателя.Необходимо отметить, что в отношении целей и задач, которые непосредственно стоят перед «ВР-Технологии», у сотрудников организации выявлены значительные сложности. Так, к примеру, более 50% работников вообще не смогли сформулировать основные стратегические ориентиры, цели и тактические задачи, которые сейчас есть у организации. Остальная часть сотрудников также не совсем четко и структурированно давали ответы по этому вопросу, которые лишь сводились к тому, что компания должна развиваться и дальше. Вполне возможно, что подобные затруднения по данному вопросу о целях организации вызваны нынешней ситуацией пандемии коронавируса и непростой социально-экономической обстановкой как в стране, так и в мировом пространстве в общем.Вопрос о том, какой будет судьба организации в ближайшее время? не вызвал существенные затруднения. Основная доля работников полагают, что «ВР-Технологии» как стабильная организация и дальше будет функционировать на рынке.В отношении вопроса про личные достижения и успехи сотрудников в работе в данной организации вопросы отражаются следующим образом:1) 41 сотрудник (50%) планирует увеличить заработную плату в организации;2) 23 (28%) сотрудника планируют поднять квалификацию либо продвинуться по карьерной лестнице;3) 8 (10%) работников планируют покинуть организацию, как найдут более стабильное и высокооплачиваемое место работы.По вопросу в отношении приоритетности основных требований работников к месту работы в организации – ответы представлены так (Рисунок 7).Рисунок 7 – приоритетность требований сотрудников к месту работыТаким образом, данный ответ также, как и предыдущий показывает приоритетность таких параметров как материальная мотивация и благоприятные условия труда.Вопрос по поводу того, устраивает ли состояние основных признаков трудовых условий при работе в организации – дал результаты, отраженные в Таблице 3.Таблица 3Удовлетворенность работниковосновными составляющими трудовой обстановки в организацииДаНетЗаработная плата4141Информирование сотрудников1171Возможность доведения своего мнения, претензии до руководства 577Охрана труда и техника безопасности2062Морально-психологический климат, групповая сплоченность в коллективе577Вопрос о моральном мотивировании вызвал у сотрудников много обсуждений; количественно результаты распределились так – около 50 сотрудников полагают, что в организации морального стимулирования практически нет.На вопрос о наличии и влиянии неблагополучных факторов на общую производственную ситуацию в коллективе ответы сотрудников распределились так (Рисунок 8)Рисунок 8– выраженность неблагоприятных факторов в коллективе Таким образом, из полученных ответов видно, что 38 сотрудников полагают основным фактором, негативно влияющим на социально-психологический климат в коллективе, именно «недостатки в организации работы». В качестве основных потребностей при построении модели мотивационного поведения сотрудников могут выступать следующие аспекты:1. Основное обучение сотрудников, адаптация в прямым функциональным обязанностям.2. Командообразование. 3. Развитие структуры профессиональной деятельности сотрудников в конструктивном сотрудничестве между подразделениями. 4. Управленческая подготовка и развитие лидерских компетенций у сотрудников, включенных в кадровый резерв на выдвижение, а также действующих руководителей. 5. Подготовка к изменениям и внедрению инновационных технологий в регулярную работу администрации на системной основе по развитию человеческого ресурса. Проведенное практическое исследование в организации «ВР-Технологии» сделало возможным разработать в качестве рекомендаций план мероприятий по совершенствованию системы мотивации, который рассмотрим более детально.Направления по снижению увольнения работников: в данной ситуации следует применять определенные мотиваторы. Для этого следует принять во внимание, что основными факторами и мотивами текучести персонала являются:1) не достаточное соответствие должностных обязанностей уровню квалификации сотрудников;2) отсутствие для многих потенциальных сотрудников реальных перспектив карьерного роста и профессионального развития в рамках организации;3) плохие взаимоотношения в коллективе между сотрудниками, работниками и руководством.С целью сокращения текучести кадров предлагается использовать такие направления:1. Использование нестандартных режимов работы. В основе нестандартных режимов работы лежат либо отклонения от нормы рабочего времени (т.е. недельной, месячной, годовой), или отклонения от общепринятого внутреннего трудового распорядка (начало и окончание рабочего дня, продолжительность обеденного перерыва). Подобное внедрение даст следующие преимущества:1) сотрудники будут иметь возможность планировать свою трудовую загрузку;2) организация в условиях пандемии коронавирусной инфекции сможет оплачивать труд работников по фактической производительности согласно утвержденным KPI.2. Рационализация труда.При использовании данного направления необходимо четко разделять работу на отдельные этапы, давать сотрудникам содержательное разъяснение и устанавливать контрольные точки.Следует отметить, что акцент при внедрении комплекса мотивационных мероприятий предлагается ставить и на таком виде мероприятия как «расширенный социальный пакет».Таким образом, данные мероприятия усилят вовлеченность в работе и степень принятия оптимальных управленческих решений в отношении мотивации и стимулирования сотрудников анализируемой организации. Для построения эффективной системы мотивации персонала в организации необходимо соблюдать баланс между индивидуальным поощрением и поощрением за коллективные заслуги. Повышение лояльности и вовлеченности сотрудников прежде всего необходимо начать с последовательного построения политики компании в отношении к своим сотрудникам, клиентам и партнерам и включает в себя следующие направления:Формирование корпоративной культуры. Данное направление должно включать в себя четкое определение миссии, целей, видения и ценностей компании.Построение четкой и прозрачной системы управления, что дает сотрудникам ощущение стабильности и уверенности.Создание честных и открытых взаимоотношений между работником и работодателем.Удовлетворение потребностей работников в профессиональном и личностном росте.Создание достойных условий труда (создание комфортных условий труда, минимизация различных стрессовых ситуаций в работе, работа, направленная на формирование благоприятного социально-психологического климата и т.д.)Также в анализируемой организации при построении и совершенствовании системы мотивации необходимо обратить прикладное внимание на внедрение элементов института наставничества. Важно при этом формировать и поддерживать у сотрудников предпенсионного возраста с большим опытом работы и экспертными знаниями верную позицию наставничества, желания делиться опытом и обучать молодых сотрудников, передавая им свое мастерство. Организация разработки проекта по совершенствованию системы мотивации включает два основных направления:1) Сроки разработки и внедрения проекта по совершенствованию мотивации займут около 8 месяцев;2) Источниками финансирования будет являться прибыль данной организацииПредполагаемые источники социально-экономической эффективности состоят в следующих аспектах:1) рост профессионализма сотрудников, желания обучаться в рамках своих должностных полномочий; 2) улучшение морально-психологического климата в коллективе и укрепление командной работы;3) снижение уровня текучести персонала, стабилизация кадрового состава;4) рост вовлеченности и лояльности человеческого ресурса при достижении организационных целей;5) функционирование на регулярной основе института наставничества как важного элемента мотивации сотрудников предпенсионного возраста, а также как существенной основы развития персонала как стратегически значимого ресурса.На основе представленных проблем, следует организовать необходимые меры по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в организации «ВР-Технологии» в форме, включающей блок руководства, где основным звеном данного блока является должность специалиста ОК с функциями организационного психолога.В связи с этим (кроме плана мероприятий, который будет предложен далее), в качестве основной рекомендации предлагаем ввести эту должность. Это будет специалист, работа которого направлена на решение различного рода вопросов и сложностей при взаимодействии сотрудников организации между собой, а также разрешении личностных и профессиональных проблем в рабочих процессах. Кроме этого, необходимость данной должности объясняется следующими факторами-обоснованиями:1) именно психолог-консультант может предоставить квалифицированную помощь в решении конфликтов и проблем, связанных с сотрудниками в организации;2) на данную должность будут возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтных столкновений, а кроме этого, и поддержанию в актуальном состоянии системы стимулирования человеческого ресурса;3) внедрять систему мониторинга по конфликтным ситуациям и их предупреждению.Мы предполагаем, что данная должность непосредственно будет заниматься следующими видами профессиональной деятельности в отношении управления человеческими ресурсами:1) изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы;2) определять и урегулировать наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определять пути устранения причин, их вызывающих;3) разрабатывать профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, которые определены влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, давать рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных и личностных способностей;С целью ввода должности специалиста кадровой службы с функциями психолога в организацию «ВР-Технологии» надо просчитать необходимые затраты, которые отражены в Таблице 4.Таблица 4Затраты на введение должности специалиста ОК с функциями психолога ЗатратыРублей в месяцРублей в годОплата труда24000 288000Налог организации-работодателя9763,2117158,4Всего33769,2405158,4Кроме введения должности штатного специалиста ОК с функциями психолога и плана мероприятий, в качестве практических рекомендаций по совершенствованию систем мотивации и стимулирования в «ВР-Технологии» предлагаем:Использовать систему грейдов с целью оптимальной мотивации труда персонала;Для вовлечения сотрудников в процесс управления внедрить систему премирования с целью поддержки инициатив и инноваций от персонала организации;Включить систему оплаты труда на базе ключевых показателей эффективности (KPI);Организовать систему наставничества с целью передачи опыта от более опытных сотрудников.Наладить систему обучения и развития персонала силами внутренних ресурсов организации. Итак, условия выплаты премий сотрудникам «ВР-Технологии» наиболее результативных инициатив отражены в Таблице 5.Таблица 5Рекомендуемые условия выплат премий авторам инициативКритерии для премированияУсловия достижения показателяПроцент премии, Рост объема реализации услугВыполнение либо перевыполнение плана по объемам услуг0,35 %Соответствие плану по увеличению производительности и его выполнения0,40 %Выполнение либо подготовительных работ, напрямую связанных с конечными результатами0,35 %Увеличение оборотов 0,38 %Рост прибылиСохранение критерия прибыльности0,55 %Сохранение показателя рентабельности0,55 %Сохранение окупаемости инвестиций в соответствии с идеей0,57 %В качестве нематериальных стимулов для авторов инициатив возможно применять такие мероприятия:Формирование соревновательной атмосферы (к примеру, конкурс «Лучший работник в области инноваций»); Рост суммы баллов, предусмотренный системой под названием «кафетерий»: на 10 баллов – для сотрудников линейного уровня;на 20 баллов – для управленческого звена.В процессе включении ключевых показателей эффективности сотрудников предлагается сформировать перечень, вес используемых в мотивационной схеме ключевых показателей эффективности, а кроме этого, и методику их расчета. Эффект от мотивационных мероприятий может быть представлен в следующем виде:1) увеличение фактора производительности труда;2) снижение уровня текучести;3) рост процента вовлеченности и лояльности человеческого ресурса в организации;4) оптимизация затрат на подбор и адаптацию вновь принятого персонала;5) нормализация морально-психологического климата в коллективе;Социально-экономический эффект от предлагаемых мероприятий проявляется в форме сокращения:1) прямых затрат;2) косвенных затрат.ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕПроанализировав ведущие характеристики и специфику системы мотивации в современной организации, можно заключить следующее:1) система мотивации как комплексная многоаспектная процедура в работе с человеческим ресурсом должна непосредственным образом базироваться на общей стратегии организации в долгосрочной перспективе развития;2) система мотивации как кадровая процедура в общей HR-системе работы с человеческим ресурсом имеет свои структурированные ориентиры и цели реализации в регулярной работе;3) система мотивации как значительная основа конструктивного построения системы работы с персоналом в коллективе выполняет следующие функции:1. консолидирующая функция, которая заключается в сплочении участников коллектива, объединении совместных усилий для решения конкретных целей и задач;2. стимулирующая функция, состоящая в создании определенных конструктивных эмоциональных потенциалов коллектива как социальной общности с едиными целями;3. стабилизирующая функция, представляющая собой устойчивость коллективных отношений, формирование и развитие конструктивных благоприятных условий для успешного вхождения в коллектив новых его членов;4. регулирующая функция, т.е. реализация в коллективе принятых установленных стандартов поведения и норм взаимоотношений, а также непосредственная оценка поведения членов коллектива на предмет соответствия.Список использованных источников:Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. - М., 2017. 319 с.Базаров Т.Ю., Управление персоналом: практическое пособие - М: изд. Проспект, 2016. 371 с.Егоршин А.П., Организация труда персонала: учебник для вузов - М: Инфра-М, 2017. 518 с. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2019. 370 с.Кибанов А.Я. Формирование системы управления. - М., 2019. 412 с.Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова - М., 2017. 619 с.Красовский Ю.Д., Организационное поведение: учебник для вузов - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 327 с.Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. - М: Кнорус, 2021. 481 с.Оценка персонала: Методическое пособие Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». 2017. – 109 с. Радугин А.А. Основы менеджмента. М., Центр, 2019.368 с.Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. 314 с.Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. - СПб.: Питер: Питер принт, 2017. 291 с.Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 317 с. Служба управления персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: КНОРУС,2016. – 261 с.
2. Базаров Т.Ю., Управление персоналом: практическое пособие - М: изд. Проспект, 2016. 371 с.
3. Егоршин А.П., Организация труда персонала: учебник для вузов - М: Инфра-М, 2017. 518 с.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2019. 370 с.
5. Кибанов А.Я. Формирование системы управления. - М., 2019. 412 с.
6. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова - М., 2017. 619 с.
7. Красовский Ю.Д., Организационное поведение: учебник для вузов - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 327 с.
8. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. - М: Кнорус, 2021. 481 с.
9. Оценка персонала: Методическое пособие Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». 2017. – 109 с.
10. Радугин А.А. Основы менеджмента. М., Центр, 2019.368 с.
11. Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. 314 с.
12. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. - СПб.: Питер: Питер принт, 2017. 291 с.
13. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 317 с.
14. Служба управления персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: КНОРУС,2016. – 261 с.
Вопрос-ответ:
Что такое система мотивации персонала в организации?
Система мотивации персонала в организации - это набор принципов, механизмов и инструментов, которые используются для стимулирования сотрудников к достижению целей и задач организации.
Каковы основные принципы и механизмы мотивации персонала?
Основные принципы мотивации персонала включают справедливость, достижимость, гибкость и своевременность. Механизмы мотивации могут быть разными: финансовые поощрения, повышение статуса, профессиональное развитие и другие.
Какие особенности и проблемы существуют при создании эффективных систем мотивации персонала?
Основные особенности и проблемы при создании эффективных систем мотивации персонала включают неоднородность потребностей сотрудников, сложность выбора оптимальной системы мотивации, несоответствие между ожиданиями и возможностями организации, недостаточное участие сотрудников в процессе разработки системы мотивации и другие.
Опишите организационно-экономическую характеристику компании и системы управления.
Организационно-экономическая характеристика компании и системы управления включает в себя описание структуры компании, ее рыночной позиции, экономических показателей, основных целей и стратегии развития, а также методы управления и контроля.
Как осуществляется оценка мотивации персонала в организации?
Оценка мотивации персонала в организации может проводиться с помощью различных методов, включая опросы, анкетирование, интервью, анализ статистических данных и т.д. Основная цель оценки мотивации - определение уровня удовлетворенности сотрудников работой и выявление возможных проблем в системе мотивации.
Какие принципы и механизмы мотивации персонала существуют в современных организациях?
В современных организациях применяются различные принципы и механизмы мотивации персонала. Это может быть материальная мотивация, связанная с финансовыми вознаграждениями, и нематериальная мотивация, которая основана на удовлетворении потребностей и признании труда сотрудников. Кроме того, важными принципами мотивации являются индивидуальный подход к каждому сотруднику, целеполагание и оценка результатов работы, возможность карьерного роста и развития, а также участие в принятии решений.
Какие особенности и проблемы возникают при создании эффективных систем мотивации персонала?
При создании эффективных систем мотивации персонала возникают следующие особенности и проблемы. Во-первых, необходимо учитывать разнообразие потребностей и мотивационных факторов у разных сотрудников. Во-вторых, система мотивации должна быть прозрачной и справедливой, чтобы избежать недовольства и конфликтов. В-третьих, важно установить связь между достижением определенных результатов и вознаграждением, чтобы стимулировать сотрудников к повышению производительности. Наконец, система мотивации должна быть гибкой и адаптируемой к изменениям в организации и внешней среде.
Какая организационно-экономическая характеристика компании и системы управления может повлиять на систему мотивации персонала?
Организационно-экономическая характеристика компании и системы управления имеет важное значение для системы мотивации персонала. Например, если компания находится в стадии развития и стремится к увеличению прибыли, то мотивационная система может быть ориентирована на достижение конкретных целей и стимулирование высоких результатов. С другой стороны, если организация имеет устойчивую позицию на рынке и основывается на взаимоотношениях с клиентами, то мотивация персонала может быть связана с удовлетворением потребностей клиентов и качественным обслуживанием.
Что такое система мотивации персонала?
Система мотивации персонала - это комплекс мероприятий и инструментов, которые направлены на стимулирование сотрудников к достижению поставленных целей и повышению их производительности. Она включает в себя различные механизмы, принципы и подходы, которые помогают создать условия для развития мотивации у сотрудников.
Какова организационно-экономическая характеристика компании и системы управления в контексте анализа системы мотивации?
Организационно-экономическая характеристика компании и системы управления - это анализ основных параметров организации, таких как ее миссия, цели, структура, рыночная позиция, финансовые показатели, культура и стиль работы. В контексте анализа системы мотивации, такая характеристика позволяет оценить влияние этих факторов на формирование и реализацию мотивационных программ, а также выявить потенциальные проблемы или возможности для их улучшения.