борьба с терроризмом
Заказать уникальный реферат- 35 35 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Уголовно-правовая характеристика террористических преступлений 5
1.1.Террористический акт (ст. 205 УК РФ) 5
1.2.Иные преступления террористической направленности 12
1.3.Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений 15
Глава 2.Уголовно-правовые средства борьбы с терроризмом 22
2.1.Соотношение понятий «терроризм» и «экстремизм» 22
2.2.Международные средства борьбы с терроризмом 25
2.3.Меры противодействия проявлениям терроризма в России 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
По этой причине считаем необходимым при установлении этих лиц проводить систему социальных мер, связанных с ориентацией на деятельность, полезную для общества. В таком случае радикально настроенная личность перестанет быть источником опасности для общества, т.к. разочаровавшись в жизни, не удовлетворив собственные амбиции, на конкретном этапе перейти к экстремистским действиям.Все вышеизложенное дает возможность говорить о том, что отличие экстремизма от терроризма состоит в следующем.Терроризм в сравнении с экстремизмом – это не просто действия насильственного характера, а идеология насилия и практика влияния на принятие решений не только государственными органами власти и местными органами самоуправления, но и соответствующими международными организациями (п.1 ст. 3 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму»).Террористическая деятельность выражается нанесением «значительного ущерба имуществу или наступлением других тяжких последствий», с целью влияния на принятие решения государственными органами власти либо международными организациями, а также угроза совершения этих действий в аналогичных целях».Следовательно, сравнение экстремистской и террористической деятельности, предусмотренное законодателем в пункте 1 статьи 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: «экстремистская деятельность…публичное оправдание терроризма и другая террористическая деятельность», считается неправильным, т.к. экстремизм и терроризм явно отличаются по масштабам проводимой деятельности, общественных последствий, а также уровнем тяжести наносимого ущерба.Феномен экстремизма, скорее всего, в различных общественно-политических условиях может быть рассмотрен в качестве явления, которое выражается в открытой преступной деятельности религиозных и общественных организации, а также соответствующим образом настроенных лиц, так и феномене, который не выражается в явном общественно опасном виде. Между тем, необходимо заметить, что в сформировавшейся в современном мировом обществе (и в РФ в частности) обстановке, которая выражается наличием реальной угрозы террористических актов, государство должно предпринять все меры для того, чтобы противодействовать формированию, распространению и деятельности экстремистски настроенных граждан и организаций.2.2.Международные средства борьбы с терроризмомИмеется значительное количество международно-правовых актов в сфере противодействия терроризму. Все международное сообщество отрицает терроризм в качестве средства для достижения политических целей. Борьба с терроризмом провозглашается Организацией Объединенных Наций одной из главных приоритетных задач собственной деятельности.К главным направлениям противодействия терроризму следует отнести: формирование международно-правовой базы в качестве наиболее важного условия для проведения результативных и согласованных антитеррористических действий; создание международных антитеррористических центров с привлечением вооруженных сил для активной борьбы с терроризмом; оздоровление социально-экономической ситуации в государствах и регионах, которые признаются главными источниками вооруженных конфликтов. Принципы борьбы с терроризмом предусмотрены в целом комплексе международно-правовых актов:Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает равенство прав людей, отсутствие отличий между людьми в обладании ими всеми правами и свободами, вне зависимости от цвета кожи, расы, языка, религии, социального статуса, национального происхождения.В ч. 2 ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. предусмотрено, что любое выступление в пользу расовой, национальной либо религиозной ненависти, которое представляет из себя подстрекательство к дискриминации, насилию либо вражде, должно запрещаться законодательством.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) не предполагает дискриминации в пользовании правами и свободами на основе цвета кожи, расы, религии, языка, социального статуса, национального происхождения, а также принадлежности к национальным меньшинствам.Проблемы, связанные с борьбой с терроризмом, занимают важнейшее место в законодательстве многих стран, где накладывается запрет на нарушение равенства людей по признаку их религиозного отношения, пропаганду националистического и религиозного экстремизма.Во многих зарубежных государствах законодательство запрещает расистские выступления, провокационные заявления, которые выражают презрение либо ненависть к лицам либо группам лиц на основе их этнической либо расовой принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, национальности.К примеру, в Конституции Дании отмечается, что граждане обладают правом учреждать религиозные объединения для отправления культа согласно собственным убеждениям, при условии, что их поступки и вероучение не будут нарушать моральные нормы и нормы общественного порядка; общественные организации, использующие насилие или желающие достичь собственных целей насилием, призывающие к насилию или навязывающие собственные взгляды иным с помощью угрозы насилием, распускаются судебным решением (статьи 67, 78). В Конституции Королевства Нидерландов отмечается, что дискриминация на основе вероисповедания, убеждений, расы, пола, политических взглядов или по любым другим причинам недопустимо (ст. 1). Законодательство таких стран, как Франция, Нидерланды, Канада, Дания, призвано обеспечивать защиту членов религиозных групп наряжу с группами, объединяющими признаками которых выступают общность этнического происхождения, расы.С позиции исследователей, опыт использования законов, которые запрещают возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих (в отдельных государствах данные действия принято именовать «hate speech» – «враждебная речь», в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах схож — везде данные законы ориентированы на необходимость защиты достоинства человека и активно используются, устанавливая как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность.Отмечается, что «hate speech» наносит двойной вред, т.к., в первую очередь, она направлена против определенных лиц и групп, нанося моральный и психологический ущерб, а во-вторых, против всего государства, его нравственной и социальной структуры.Уголовное законодательство в сфере оскорбления религиозных чувств верующих действует в Великобритании, Канаде, Нидерландах и некоторых других государствах. В том случае, если уголовное законодательство одних государств (Канада) устанавливает необходимость наличия или умысла на разжигание розни, или вероятности нарушения мира вследствие преступных действий, то в иных государствах (Германия, Франция, Нидерланды, Дания), допустимо осуждение за «hate speech», вне независимости от наличия умысла и вероятных последствий.В Конституции ФРГ отмечается, что никому не может быть нанесен ущерб либо оказано предпочтение по признакам политических либо религиозных взглядов, вероисповедания; свобода совести, вероисповедания, мировоззрения находятся под неприкосновенностью; государство является гарантом беспрепятственного отправления религиозных обрядов; запрещаются организации, цели и деятельность которых прямо противоречит уголовному законодательству либо направлены против государственного строя либо против идей взаимопонимания между народами; пользование политическими и гражданскими правами, доступ к государственным должностям, как и права, которые были приобретены на государственной службе, вне зависимости от исповедуемой религии (статьи 3, 4, 9, 33).В Соединенных Штатах Америки борьба с разными террористическими проявлениями объявлена одной из самых важных задач обеспечения внутренней безопасности страны.Главной задачей государства в сфере борьбы с терроризмом признается совершенствование эффективных юридических механизмов профилактики и пресечения разных видов терроризма.2.3.Меры противодействия проявлениям терроризма в РоссииПроблема распространения терроризма в качестве общественно-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о необходимости совершенствования общегосударственного механизма его предупреждения.Основным нормативно-правовым актом РФ – Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием, определены запреты на образование и деятельность общественных организаций, цели либо действия которых прямо направлены на разжигание расовой, социальной, религиозной и национальной розни (статья 13), на любые формы ограничения гражданских прав по расовой, социальной, религиозной и национальной принадлежности (статья 19), агитацию и пропаганду подобного превосходства (статья 29). Следовательно, Конституция РФ выступает в качестве основы для формирования и развития законодательства, которое направлено на противодействие терроризму.Противодействие деятельности в сфере терроризма подлежит осуществлению по следующим базовым направлениям: 1) принятие мер профилактического характера, которые направлены на предупреждение терроризма, в т. ч. на выявление и дальнейшее устранение условий и причин, которые способствуют осуществлению деятельности в сфере терроризма;2) установление, предупреждение и пресечение противоправной террористической деятельности религиозных, общественных и других организаций, физических лиц.Эффективность мер по противодействию террористической деятельности по большей части зависит и от качества координации деятельности всех правоохранительных органов. Координация должна обладать более жестким характером по процессам разработки и исполнения согласованных решений. Данный процесс должен быть сопровожден четким перераспределением ролей, применением средств и сил, методов и форм работы, которые адекватны образующимся тенденциям и угрозам их развития. В России отсутствует структурное профилактическое влияние со стороны всех органов, которые задействованы в противодействии террористической деятельности, в предупреждении вовлечении представителей молодежи в совершении террористических преступлений. Обычно, такие встречи и беседы подлежат осуществлению органами прокуратуры, образовательными органами на местах, Министерством внутренних дел, притом по большей части в школах, реже – на работе и других местах, где проводит большую часть времени молодежь.Помимо разъяснительной и воспитательной работы огромный потенциал пропаганды против терроризма имеет обнародование главных результатов деятельности в области противодействия терроризму. По этой причине представляется целесообразным издание специализированного открытого доклада со стороны правоохранительных органов о мерах, связанных с борьбой с терроризмом на территории Российской Федерации. С учетом остроты проблемы терроризма государством в настоящее время принимается целый комплекс, мер, связанных с предотвращением дальнейшего распространения идеологии терроризма. Противодействие террористической деятельности на современном этапе развития требует от органов власти государства всех уровней принятия эффективных, согласованных и решительных действий, которые направлены на предупреждение, профилактику и пресечение его проявлений во всех возможных формах. Данная работа обладает долгосрочным характером. Притом большинство ученых признают действующую нормативно-правовую основу противодействия террористической деятельности в Российской Федерации достаточной для осуществления деятельности правоприменительного характера. Однако мы считаем, что это вовсе не так. Положения Уголовного кодекса РФ, определяющие ответственность за террористическую деятельность, работают не совсем эффективно. И это обуславливается не только отсутствием желания со стороны правоприменительных органов, но также и тем, что эти положения, в том числе и санкции, нуждаются в существенной корректировке. К сожалению, неэффективный характер деятельности органов государства при осуществлении борьбы против террористической деятельности чревато последствиями катастрофического масштаба, в первую очередь, для самого государства.ЗаключениеТерроризм на сегодняшний день является одной из самых главныхугроз безопасности человечества современного мира. К сожалению, Российская Федерация в последнее время все чаще становится одной из самых основных мишеней террористических актов и террористов.Террористические акты влекут за собой убийство важныхгосударственных деятелей, массовые человеческие жертвы, убийства ни в чем не повинных людей, искалеченные жизни и психику людей. Для эффективной борьбы с международным терроризмом необходим комплекс мероприятий по борьбе с данным негативным явлением, с которым все чаще в последнее время сталкиваются многие страны. Необходимым является комплексное сотрудничество между различными странами по созданию мер для эффективного выявления, профилактики, противодействия международному терроризму. Терроризм давно завоевал статус проблемы международногохарактера. Он представляет собой угрозу существующей политической системе РФ. Также террористические всплески начинают угрожать существованию и политическим системам многих государств.Потенциальные возможности террористов влияют на многие политическиерешения, а также на ход общественного развития. В настоящее время терроризм видоизменяется. Появляются новые формы, террористы задействуют существующие на данный момент технологии. В настоящее время эксперты придерживаются той точки зрения, что существует непосредственная угроза ядерного терроризма и катастрофических последствий, хотя ранее подобные точки зрения даже не рассматривались. В результате этот феномен несет угрозу экологических катастроф, техногенныхкатаклизмов. Противодействие терроризму становится структурообразующим фактором обеспечения национальной безопасности РФ. Именно поэтому он представляет собой повышенный интерес у политологов, социологов и прочих специалистов. Мировая система переживает серьезные военно-стратегические и политические катаклизмы в течение последних нескольких десятилетий, которые связаны с жестокостью и масштабами феномена терроризма, приобретающего огромнейший размах. Террористы и экстремисты в различных частях мира захватывают транспорт, захватывают заложников, занимаются убийствами, взрывами, массовым насилием. Терроризм является угрозой для национальной безопасности многих государств, в том числе, и для нашего. Приоритетом внешней политики многих государств является борьба с феноменом терроризма.Социальной почвой терроризма являются проблемы безработицы,нищеты, имеющиеся политические и общественные проблемы. Терроризм стал одни из самых опасных явлений по своим последствиям, масштабам и непредсказуемости. Феномен терроризма все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан.Терроризм, по мнению многочисленных исследователей, являетсяответной реакцией на несправедливости мира. Основной задачей является сокращение террористических актов путем урегулирования и предупреждения имеющихся социальных и политических имеющихся проблем нерепрессивными ненасильственными политическими методами.