Детско-родительские отношения. Социально-психологические аспекты семейного воспитания.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Детско-родительские отношения как основа успешного развития ребенка ………………………………………………………………………………….4
2. Проблема детско-родительских отношений в современной семье 10
3. Психологические аспекты семейного воспитания 14
Заключение 18
Список литературы 19
Поскольку, например, в процессе получения образования, приобретения знаний мы вновь и вновь имеем дело с активностью учителя и ученика, соответственно, то что делает учитель, называется обучением, а действия ученика обозначают понятием учеба. Дети пытаются перенять от родителей как хорошие, так и плохие привычки. «Не думайте, что вы только тогда воспитываете ребенка, когда разговариваете с ним, или учите уму-разуму, или приказываете что-то. Вы даете ему уроки воспитания на протяжении всей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Он следит за вами даже тогда, когда вы одеваетесь, когда говорите, даже о другом человеке, как вы радуетесь или какой вы в печали, как обращаетесь с друзьями, врагами, как смеетесь – все это имеет большое значение для детей», – писал А. Макаренко [14]. Семья возникла на определенном этапе социального развития человека, и по сей день ее формы определяются национальными, этническими, религиозными началами той или иной страны. Семья представляет собой уникальную, дифференцированную социальную группу, которая выполняет важнейшую роль в деле воспитания и развития подростка. Природа взвалила обязанность воспитания детей, в первую очередь, на отца с матерью, поэтому и считается, что когда мать и отец в равной степени вовлечены во все этапы воспитания ребенка, это создает идеальные условия для его полноценного развития. С древнейших времен предметом спора ученых является следующий вопрос: что оказывает большее влияние на воспитание ребенка: врожденные качества, социальная среда, оба вместе, или воспитание. Представители первой теории (Сократ, Платон, Лейбниц) придерживаются того мнения, что в развитии человека решающую роль играют врожденные, природные качества, которые передаются ему по наследству. [11]Сторонники противоположного мнения (Демокрит, Аристотель, Джон Локк) сравнивают ребенка с «чистой доской». По их утверждению, человек с рождения, как чистая доска, и его формирование в полноценную личность зависит только от того, какое влияние окажет на него окружающая социальная среда и воспитание. С течением времени ученые пришли к тому мнению, что хотя влияние наследственности и социальной среды на процесс воспитания велико, однако решающее значение все же придается самому воспитанию, которое представляет собой педагогически целенаправленный, организованный процесс достижения предварительно определенных целей и задач. К сожалению, указанные проблемы стали повседневностью и нашей жизни, наглядным подтверждением чего является наше телевизионное пространство, поведение перегруженных сегодняшними информационными технологиями подростков.Несмотря на эти прискорбные явления, к счастью, традиционный культ семьи все еще сохраняет свою привлекательность и, соответственно, не потеряна и ее воспитательная функция. Семья – это первичный коллектив. Ее члены наделены одинаковыми интересами и ответственностью перед семьей. Каждый из них вносит свой вклад в заботу о каждом ее члене – все работают, вместе отдыхают. Радость или боль детей каждый член семьи переживает в одинаковой степени[14]. Предметом исследования семейной педагогики являются основные тенденции и закономерности воспитания ребенка, в основе которых лежат задачи, указанные на рисунке 2.Рисунок 2. Задачи семейного воспитания ребенкаСложность изучения проблем семейного воспитания обусловлена некоторой ее замкнутостью, индивидуальностью и тем обстоятельством, что изучение этих проблем происходит на теоретическом и эмпирическом уровне. Теоретическое исследование указанных проблем подразумевает изучение, анализ, сравнение-сопоставление накопленных знаний, данных исторического опыта и т.д. [14]ЗаключениеВ ходе выполнения данной работы удалось изучить следующее: – в качестве ближайшего социального окружения ребенка, семья удовлетворяет его потребность в признании, принятии, уважении, эмоциональной поддержке и защите;– именно в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Эмоциональный климат, существующий в семье, где воспитывается ребенок, значительно воздействует на формирование его мировосприятия. – стержнем отношений в семье является нравственное, интеллектуальное, эстетическое, патриотическое, поликультурное и др. воспитание. Родители должны предъявлять к детям разумные требования, любить их, создавать условия для всестороннего развития;– в семье родители должны уважать мнение детей, развивать их интересы и проявлять к ним нравственный такт. Тогда дети растут счастливыми, инициативными, дружелюбными;– важен стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. В семье стимулируют ребенка к воспитанию правил, манеры поведения, взглядов и стремлений – это теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере и т. д. Таким образом, для взрослого человека умение слушать ребенка является непростой задачей. Необходимо осознавать, что в процессе диалога рождается понимание и доверие. Обратная связь, возникающая между собеседниками, способствует формированию рефлексии, представляющей собой способность к оценке себя с точки зрения партнера. Посредством проецирования взрослым переживаний ребенка на собственный житейский и социально-эмоциональный опыт, стимулируется своеобразное припоминание его собственных детских воспоминаний и переживаний, хранимых в глубинах сознания. Только в таком случае, когда взрослый человек на мгновение сам становится ребенком и получает возможность взглянуть на мир его глазами, осознается значимость проблемы ребенка, формируется ситуация ее глубокого переживания и принятия.Список литературы1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / И.В. Гребенников. - СПб.: Речь, 2009. – 246 с.2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Наука, 2014. – 352 с. 3. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с. 4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин, под ред. В.В. Макарова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 280 с. 5. Детско-родительские отношения как фактор успешного развития ребенкаЯворская С.Ю.Форум молодых ученых. 2019. № 1-3 (29). С. 1064-1075.6. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 35. 7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. - Самара, 2001. – 215 с. 9. Минибаева Г. Психологический климат в семьях с разными типами властных структур / Г. Минибаева. – М.: Издательство LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 76 с. 10. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова. - М., 2005. – 290 с. 11. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. - СПб.: Речь, 2010. – 360 с.12. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с. 13. Проблема детско-родительских отношений в современной семьеХасанов Ю.Вестник Института развития образования. 2019. № 3 (27). С. 12914. Психологические аспекты семейного воспитанияБицадзе Д.Г., Парцхалая Н.В., Чабашвили П.М.Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-3. С. 67-73.15. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2000. - №1. - С. 88-93. 16. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с. 17. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707. 18. Чегина И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста / И.С. Чегина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология» «Философия и искусствоведение». - 2009. - Т.11. № 4(30), 5(7). - С. 1239 - 1243. 19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. псих.наук / А.А. Шведовская. – М., 2006. – 206 с.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / И.В. Гребенников. - СПб.: Речь, 2009. – 246 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Наука, 2014. – 352 с.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин, под ред. В.В. Макарова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 280 с.
5. Детско-родительские отношения как фактор успешного развития ребенка Яворская С.Ю. Форум молодых ученых. 2019. № 1-3 (29). С. 1064-1075.
6. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 35.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. - Самара, 2001. – 215 с.
9. Минибаева Г. Психологический климат в семьях с разными типами властных структур / Г. Минибаева. – М.: Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 76 с.
10. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова. - М., 2005. – 290 с.
11. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. - СПб.: Речь, 2010. – 360 с.
12. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
13. Проблема детско-родительских отношений в современной семье
Хасанов Ю. Вестник Института развития образования. 2019. № 3 (27). С. 129
14. Психологические аспекты семейного воспитания
Бицадзе Д.Г., Парцхалая Н.В., Чабашвили П.М. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-3. С. 67-73.
15. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2000. - №1. - С. 88-93.
16. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
17. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
18. Чегина И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста / И.С. Чегина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология» «Философия и искусствоведение». - 2009. - Т.11. № 4(30), 5(7). - С. 1239 - 1243.
19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. псих. наук / А.А. Шведовская. – М., 2006. – 206 с.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты семейного воспитания влияют на развитие ребенка?
Аспекты семейного воспитания, такие как качество родительских отношений, эмоциональная поддержка, установление правил и границ, обучение навыкам коммуникации и саморегуляции, играют важную роль в успешном развитии ребенка.
Какие проблемы могут возникнуть в детско-родительских отношениях?
В современной семье могут возникать различные проблемы в детско-родительских отношениях, такие как недостаток времени, конфликты, непонимание, негативное влияние социальных медиа и других факторов.
Какие психологические аспекты влияют на семейное воспитание?
Психологические аспекты, такие как эмоциональная связь родителей с ребенком, привязанность, уровень эмпатии и понимания, активное слушание и поддержка, являются важными составляющими успешного семейного воспитания.
Какие источники литературы можно использовать для изучения детско-родительских отношений?
Для изучения детско-родительских отношений можно использовать различные источники литературы, такие как научные статьи, книги по психологии и семейному воспитанию, интернет-ресурсы, инструкции и рекомендации от профессиональных психологов и педагогов.
Как взаимодействие учителя и ученика влияет на процесс образования и приобретение знаний?
Взаимодействие учителя и ученика является ключевым в процессе образования и приобретении знаний. Активность учителя в передаче информации, разъяснение материала, поддержка и руководство в процессе обучения, а также активность ученика в усвоении и применении новых знаний играют важную роль в успешном образовании.
Какие аспекты семейного воспитания влияют на успешное развитие ребенка?
Влияние семейного воспитания на развитие ребенка является многогранным. Однако основные аспекты, определяющие успешное развитие ребенка, включают любовь и поддержку со стороны родителей, эмоциональную связь, психологическую безопасность, ясные правила и границы, развитие коммуникационных навыков, установка целей и поддержка в их достижении.
Каковы проблемы современных детско-родительских отношений?
Современные детско-родительские отношения сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них включают отсутствие времени для общения и взаимодействия, недостаток эмоциональной связи и поддержки, влияние технологий на коммуникацию в семье, негативные воздействия социальных медиа, высокие ожидания к ребенку, давление со стороны общества и т.д. Проблемы детско-родительских отношений могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами.
Какие психологические аспекты семейного воспитания имеют значение?
Психологические аспекты семейного воспитания, играющие важную роль, включают эмоциональную поддержку, развитие эмпатии, создание безопасной обстановки, поощрение самостоятельности и самооценки, развитие коммуникационных навыков, установка границ и правил, развитие навыков решения конфликтов и многое другое. Эти аспекты способствуют формированию здоровой эмоциональной связи между родителями и ребенком, а также влияют на его психологическое развитие.
Какие факторы определяют успешное развитие ребенка в семейном воспитании?
Успешное развитие ребенка в семейном воспитании зависит от множества факторов. Ключевые из них: качество родительской заботы, поддержка и эмоциональная связь с родителями, ясные и последовательные правила, образовательная поддержка, развитие самостоятельности, возможности для социального взаимодействия и игры, поощрение самореализации и самопознания, а также формирование здорового образа жизни и ответственного поведения.
Какие аспекты родительских отношений влияют на успешное развитие ребенка?
Родительские отношения играют важную роль в развитии ребенка. Взаимодействие с любящими и внимательными родителями способствует формированию эмоциональной безопасности, развитию социальных навыков, установлению близких и доверительных отношений. Кроме того, важными аспектами являются установление границ и правил, обеспечение поддержки и поощрения, а также пример родителей в качестве ролевых моделей.
Какие проблемы возникают в современной семье в связи с родительскими отношениями?
В современных семьях могут возникать различные проблемы в родительских отношениях. Некоторые из них включают конфликты между родителями, отсутствие времени и внимания для детей из-за занятости, разногласия в воспитательных методах, стресс и суету современной жизни, использование технологий в качестве замены реального общения. Все эти факторы могут негативно сказываться на развитии детей и социально-психологическом климате в семье.