Защита прав потребителей в торговом обслуживании
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 15.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общая характеристика защиты прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания
§ 1. Правовое регулирование отношений в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей
§ 2. Причины и мотивы обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания
Глава 2. Актуальные проблемы защиты прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания, встречающиеся в теории и судебной практике
§ 1. Актуальные проблемы государственной и общественной защиты прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания
§2. Актуальные проблемы гражданско-правовых средств защиты прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Об этом свидетельствует и судебная практика.
Все вышесказанное подтверждает вывод о том, что в настоящее время, в связи со спецификой защиты прав потребителей, в само понятие «самозащита» включается не только совершение фактических и юридических действий самим управомоченным лицом, но и действия специализированных органов, отстаивающих права и интересы потребителя.
Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях «продавец – покупатель» при возникновении конфликтов по поводу качества товара1. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Ст. 18 Закона при продаже потребителю товара ненадлежащего качества предусматривает четыре правовые возможности для изменения правоотношения (безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки; замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) и одну для прекращения правоотношения - расторжение договора купли-продажи. В области оказания услуг (выполнения работ) право предъявлять требования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю (исполнителю) потребитель получает как в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге (ст. 29 Закона), так и в случае нарушения сроков ее выполнения (ст. 28 Закона).
При выборе того или иного правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения потребитель не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажи технически сложного товара (холодильника, автомобиля и т.п.) возможно только при наличии в нем существенного недостатка.
Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы управомоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.
В юридической литературе под убытками понимаются причиняемые незаконным деянием имущественные потери, влекущие наложение на правонарушителя (либо лицо, указанное в законе) обременения по восстановлению имущественного положения потерпевшего, с возложением обязанности по доказыванию понесенных потерь на последнего в установленной процессуальной форме1.
Традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Считаем это правильным, так как из сущности некоторых видов договоров (договоры на киновидеообслуживание, об оказании телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.) изначально вытекает невозможность возмещения упущенной выгоды.
Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона) и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).
Заключение
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов для защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях.
Проблемы в области защиты прав потребителей представляют очень большой интерес, так как они требуют серьезной теоретической базы, и при этом исключается возможность вспомнить «хорошо забытое старое», как, например, в ситуации с ценными бумагами, акционерными обществами, либо прибегнуть к опыту других стран, так как и для мировой правовой теории, защита прав потребителей – явление новое. Учитывая это, передовая юридическая мысль должна приложить усилия для теоретического обоснования защиты прав потребителей и помочь этим законодателю и правоприменительным органам.
Таким образом, проблем в обозначенной сфере общественных отношений не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд. Перед государственной властью на сегодняшнем этапе ее развития стоит задача по совершенствованию действующего законодательства о защите прав потребителей и проведению неукоснительной политики в указанной сфере для поддержания конституционного постулата о том, что Российская Федерация является правовым и социальным государством.
Представленная выше информация о практическом применении законодательства о защите прав потребителей, свидетельствует о том, что население имеет реальную возможность реализовывать и отстаивать свои законные права потребителей на рынке товаров и услуг. Это стало возможным благодаря созданию системы защиты прав потребителей, максимальному ее приближению к самим потребителям путем создания и стабильного функционирования обществ по защите прав потребителей и проведению согласованной политики на всех уровнях управления в сфере защиты прав потребителей.
Организация эффективной работы по защите прав и законных интересов потребителей в каждом муниципальном образовании позволяет формировать у населения навыки рационального потребительского поведения и тем самым усилить социальную защищенность населения в сфере потребительский правоотношений, сократить материальные потери населения из-за нарушения их прав потребителей.
Возрастающая активность потребителей в отстаивании своих прав способствует развитию здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, взаимному сотрудничеству продавцов, исполнителей, изготовителей, импортеров, и в конечном итоге - насыщению рынка высококачественными и безопасными товарами и услугами.
Список используемой литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993; СЗ РФ. – 2009. – №1. – Ст. 2.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2010 № 411-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - № 297. - 31.12.2010.
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗРФ. – 2010. – № 1. – Ст. 2; 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6984.
Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 34; 2010. – № 52 (ч.1). – Ст. 6984.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992. - 7 апреля; СЗ РФ. – 2009. – № 48. – Ст. 5711.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482; 2009. – № 5. – Ст. 622.
Определение Ленинского районного суда г. Астрахани «О защите прав потребителей» от 17.06.2010 // http://leninsky.ast.sudrf.ru/modules.php?
Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. - 2009. - № 5. - С. 14.
Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав потребителей: принцип добросовестности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 5. - С. 7 - 11.
Головкова Н.С. Качество в пору дефицита и дефицит в эпоху качества // Стандарты и качество. - 2010. - №3. - С. 76 - 80.
Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2007. - С. 117, 132.
Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе: Учебно-практическое пособие. – М., 2009. - С.22.
Кособродов В.М. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей // Законодательство и экономика. - 2009. - № 12. - С. 42 - 47.
Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - С. 33.
Райлян А.А. Гражданско-правовая защита права потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 10. - С. 26.
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) // http://www.rospotrebnadzor.ru/web/guest/news
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Астраханской области // http://www.astrpotrebnadzor.astranet.ru/
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Краснодарскому краю // http://23.rospotrebnadzor.ru/
Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. - 2009. - № 1. - С. 35.
Приложение
Структура обращений потребителей по сферам потребительского рынка
Мотивы обращений потребителей в сфере розничной торговли
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992. - 7 апреля; СЗ РФ. – 2009. – № 48. – Ст. 5711.
Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗРФ. – 2010. – № 1. – Ст. 2; 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6984.
Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 34; 2010. – № 52 (ч.1). – Ст. 6984.
Закон г. Москвы от 09.12.1998 № 29 (ред. от 06.06.2007) «О торговой деятельности в городе Москве» // Вестник Мэрии Москвы. - 1999. - № 6.; Ведомости Московской городской Думы. – 2007. – № 7. – Ст. 71.
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) // http://www.rospotrebnadzor.ru/web/guest/news
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482; 2009. – № 5. – Ст. 622.
Определение Ленинского районного суда г. Астрахани «О защите прав потребителей» от 17.06.2010 // http://leninsky.ast.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=539
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Астраханской области // http://www.astrpotrebnadzor.astranet.ru/
Там же.
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» // СЗ РФ. -1997. - № 34. - Ст. 3981.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Краснодарскому краю // http://23.rospotrebnadzor.ru/
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2010 № 411-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - N 297. - 31.12.2010.
Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав потребителей: принцип добросовестности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - N 5. - С. 7 - 11.
Головкова Н.С. Качество в пору дефицита и дефицит в эпоху качества // Стандарты и качество. - 2010. - №3. - С. 76 - 80.
Кособродов В.М. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей // Законодательство и экономика. - 2009. - № 12. - С. 42 - 47.
Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - С. 33.
1 Райлян А.А. Гражданско-правовая защита права потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 10. - С. 26.
Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2007. - С. 117, 132.
Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. - 2009. - № 1. - С. 35.
Там же.
1 Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. - 2009. - № 5. - С. 14.
1 Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе: Учебно-практическое пособие. – М., 2009. - С.22.
26
1.Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993; СЗ РФ. – 2009. – №1. – Ст. 2.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2010 № 411-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - № 297. - 31.12.2010.
3.Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗРФ. – 2010. – № 1. – Ст. 2; 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6984.
4.Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 34; 2010. – № 52 (ч.1). – Ст. 6984.
5.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1992. - 7 апреля; СЗ РФ. – 2009. – № 48. – Ст. 5711.
6.Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482; 2009. – № 5. – Ст. 622.
7.Определение Ленинского районного суда г. Астрахани «О защите прав потребителей» от 17.06.2010 // http://leninsky.ast.sudrf.ru/modules.php?
8.Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. - 2009. - № 5. - С. 14.
9.Вавилин Е.В. Осуществление и защита прав потребителей: принцип добросовестности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 5. - С. 7 - 11.
10.Головкова Н.С. Качество в пору дефицита и дефицит в эпоху качества // Стандарты и качество. - 2010. - №3. - С. 76 - 80.
11.Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2007. - С. 117, 132.
12.Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе: Учебно-практическое пособие. – М., 2009. - С.22.
13.Кособродов В.М. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей // Законодательство и экономика. - 2009. - № 12. - С. 42 - 47.
14.Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 3. - С. 33.
15.Райлян А.А. Гражданско-правовая защита права потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 10. - С. 26.
16.Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) // http://www.rospotrebnadzor.ru/web/guest/news
17.Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Астраханской области // http://www.astrpotrebnadzor.astranet.ru/
18.Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления по Краснодарскому краю // http://23.rospotrebnadzor.ru/
19.Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. - 2009. - № 1. - С. 35.
Вопрос-ответ:
Каким образом права потребителей защищаются в сфере торгового обслуживания?
Права потребителей в сфере торгового обслуживания защищаются путем применения различных нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения между продавцами и покупателями. Кроме того, действует законодательство, которое устанавливает обязанности продавцов по предоставлению качественных товаров и услуг, а также права потребителей по обмену и возврату товаров, решению споров и компенсации ущерба.
Какие основные причины обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания?
Наиболее распространенными причинами обращений граждан являются: продажа товаров ненадлежащего качества, нарушение сроков гарантийного обслуживания, неправомерные действия продавцов при реализации товаров, отказ продавца от возврата или обмена товара, некачественное или ненадлежащее оказание услуг, неправомерные действия в сфере электронной коммерции и т.д.
Какие проблемы защиты прав потребителей встречаются в теории и судебной практике?
В теории и судебной практике встречаются различные проблемы в области защиты прав потребителей, такие как: недостаточная эффективность правовых механизмов защиты, высокая нагрузка на суды из-за большого количества споров, несоответствие законодательства международным нормам, нарушение прав потребителей со стороны предпринимателей и т.д. Решение этих проблем требует улучшения законодательства, повышения осведомленности граждан о своих правах и укрепления судебной практики в области защиты прав потребителей.
Какие законы регулируют отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей?
Отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей регулируются законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом "О защите прав потребителей".
Какие проблемы встречаются при защите прав потребителей в сфере торгового обслуживания?
В сфере торгового обслуживания встречаются различные проблемы, такие как: некачественное товарное и услуги, невыполнение условий договоров, задержка или отказ в возврате денежных средств, нарушение прав потребителей при рекламе и т.д.
Какие мотивы заставляют граждан обращаться по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания?
Граждане обращаются по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания по различным мотивам, таким как: некачественные товары или услуги, невыполнение обязательств продавцами или исполнителями, нарушение прав потребителей при покупке или сроке гарантии, недобросовестные действия продавцов или исполнителей и т.д.
Какие актуальные проблемы встречаются при защите прав граждан потребителей в сфере торгового обслуживания согласно судебной практике?
Судебная практика показывает, что актуальными проблемами при защите прав граждан потребителей в сфере торгового обслуживания являются: некачественные товары и услуги, невыполнение условий договоров, отказ в возврате денежных средств, нарушение прав потребителей при рекламе, недобросовестная конкуренция и дискриминация потребителей.
Какое законодательство регулирует отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей?
Отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей регулируются Федеральным законом "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами, которые устанавливают правила и требования к продавцам и исполнителям, а также определяют права и обязанности потребителей.
Какие правовые нормы регулируют отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей?
Отношения в сфере торгового обслуживания граждан-потребителей регулируются различными нормативными актами, включая законы о защите прав потребителей, правила о торговле, а также приказы и постановления государственных органов. Основными законодательными актами в данной сфере являются Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс РФ.
Какие могут быть причины обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания?
Причины обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере торгового обслуживания могут быть различными. Это может быть некачественный товар или услуга, недобросовестная реклама, неправомерные действия продавца или поставщика, нарушение прав потребителя на информацию и другие. Часто граждане обращаются по причине отказа продавца в исполнении гарантийных обязательств или претензиях по поводу поврежденного товара.
Какие актуальные проблемы встречаются в теории и судебной практике при защите прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания?
В теории и судебной практике часто встречаются проблемы связанные с доказыванием факта нарушения прав потребителя, недостаточностью информации о товаре или услуге, отсутствием единых стандартов для оценки качества товаров и услуг, а также судебная практика по рассмотрению споров между продавцом и потребителем. Также актуальной проблемой является длительность процесса рассмотрения жалоб и исков потребителей.