Роль органов социального обеспечения в составе комиссии по делам несовершеннолетних

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 23 23 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 29.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Организационно-правовые аспекты деятельности комиссии по делам несовершеннолетних……………………………………………………………...5
1.1 Нормативно-правовая основа деятельности комиссии по делам несовершеннолетних: федеральный и региональный уровни…………………5
1.2 Полномочия, права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних……………………………………………………………...9
Глава 2 Организационно-правовые аспекты деятельности органов социального обеспечения……………………………………………………….13
2.1 Правовые основы социальной защиты, компетенция органов социального обеспечения……………………………….................…………………………...13
2.2 Роль взаимодействия органов социального обеспечения и комиссии по делам несовершеннолетних.………..…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...23
Фрагмент для ознакомления

Органы социальной защиты в большей мере выполняют профилактическую и защитную функцию. «К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются в настоящее время органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления (последние в случае их наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству)».Органы социального обеспечения ведут профилактическую и разъяснительную работу на этапе, когда совершения правонарушения в отношении несовершеннолетнего или несовершеннолетним еще возможно. Они проводят работу с родителями, которые не осуществляют должным образом обязательства по воспитанию детей, проверяют жилищные условия и образ жизни. В основном для указанных целей используется метод убеждения.При неэффективности такого воздействия, в случае если с попустительства родителей несовершеннолетний совершает антиобщественное деяния, или они склоняют его к совершению правонарушения органами опеки и попечительства принимаются более строгие меры. Сведения и материалы по таким семьям направляются в комиссию по делам несовершеннолетних для дальнейшего разрешения вопроса о применении мер административного воздействия. «Комиссии по делам несовершеннолетних по каждому случаю выявления несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, координируют совместно с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действия, связанные с соблюдением надлежащих условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних. В ходе такой координации составляется план индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении. В этом плане должна подробно расписываться роль и действия каждого органа или его должностного лица системы профилактической работы в отношении такой семьи». Сведения о проблемных семьях или нахождения детей в опасных жизненных ситуациях передаются всем органам системы профилактики, каждый из которых в пределах своей компетенции осуществляет профилактические мероприятия, а также оказывает необходимую помощь.Отличительной особенностью профилактических мероприятий, проводимых органами социального обеспечения, является индивидуальный подход к несовершеннолетним, их родителям, которые ненадлежащим образом исполняют обязательство по воспитанию или жестко обращаются с детьми.Таким образом, не смотря на законодательное закрепление главенствующей роли комиссии по делам несовершеннолетних среди остальных органов и учреждений системы профилактики, важную часть профилактической функции осуществляют органы социального обеспечения. Они находятся «ближе» к населению и обладают более актуальной информацией о семьях и несовершеннолетних входящих в группу риска. В их компетенцию входит составление социального паспорта семьи. На органы социального обеспечения возложена большая ответственность, их задача не упустить момент, когда мер принимаемых в соответствии с их компетенцией недостаточно, и необходимо более активное участие комиссии по делам несовершеннолетних.ЗаключениеРеалии современной действительности свидетельствуют об увеличении числа беспризорных детей, а так же родителей, которые фактически не исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. В таких условиях существующей системы профилактики явно недостаточно, необходимо существенно доработать как законодательную, так и практическую базу. Однако до таких изменений государственным органам и учреждениям необходимо выполнять возложенные на них задачи с учетом фактической ситуации.Наиболее эффективным способом воздействия на детскую беспризорность является систематическая совокупная профилактическая деятельность нескольких органов, среди которых необходимо выделить комиссию по делам несовершеннолетних и органы социального обеспечения.Главенствующая роль в организации профилактической работы с семьей комиссии по делам несовершеннолетних, которая осуществляет ее совместно со специалистами учреждений социальной защиты населения. В данном случае главенствующая роль комиссии проявляется в наличии контрольных и организационных функций. В то время как органы социального обеспечения работают непосредственно с несовершеннолетними и их семья, способны оказать более эффективную помощь в сложных ситуациях.Вся информация о семьях находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, или под угрозой наступления таковых аккумулируется именно органами социальной защиты. В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям: - семьи группы риска; - семьи, находящиеся в социально опасном положении. В свою очередь комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функцию административной юрисдикции, в рамках которой привлекает виновных в совершении административных правонарушений в отношении несовершеннолетних к предусмотренной законом ответственности. Мы считаем, что эта работа не входит в профилактическую функцию. Поскольку вопрос о роли наказания в предотвращении правонарушений неоднозначен.В таких обстоятельствах именно органы социального обеспечения призваны для постоянной и систематической работы с несовершеннолетними и их семьями, тем самым выполняя часть функций комиссии по делам несовершеннолетних.Таким образом, определяя роль и значение органов социального обеспечения в комиссии по делам несовершеннолетних, следует исходить из важности профилактической работы осуществляемой ими. На сегодняшний день значительная работа по выявление, пресечению и предотвращению преступлений в отношении несовершеннолетних выполняется именно органами социального обеспечения. Так же для комиссии по делам несовершеннолетних они являются своего рода информационной базой для дальнейших действий. Несовершеннолетние всегда относились к особенной категории социально незащищенного населения. В силу неустойчивых морально-этических принципов они больше подвержены внешнему воздействию, в том числе провокациям к совершению преступлений. Так же в силу психолого-физиологических особенностей они не всегда способны оценить противоправность совершаемых в отношении них действий. В таких условиях именно государство обязано обеспечить реализацию и восстановление прав детей. В его задачи входит профилактическая и воспитательная работа.Список используемых источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря, СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 08.12.1995 г. (в ред. от 02.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. 2021. № 27. Ст. 5138.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ФЗ (в ред. от 11.06.2021 г.) //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802, 2021. № 24. Ст. 4188.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177. 2020. № 17. Ст. 2725.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 08.03.2022)// СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3669. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.) «Об опеке и попечительстве» //СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755, 2021. № 18. Ст. 3058.Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 10.02.2020) // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5829. 2020. № 7. Ст. 847.Басина Н.И. Профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних как основа для легитимации норм профессиональной этики / Н.И. Басина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. - № 4. – С. 57-61. – ISSN2500-0039.Дорофеева Ж.П., Кива С.Н. Роль и место некоторых субъектов профилактики в осуществлении защиты прав детей / Ж.П. Дорофеева, С.Н. Кива // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. - № 4. – С. 17-23. – ISSN 2313-5646.Керамова С.Н. Место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних / С.Н. Керамова // Вестник ДГУ. – 2019. - № 2. – С.60-64. – ISSN 2224-0241.Магомедов М. Роль социальной защиты в профилактике преступлений / М. Магомедов // Власть. – 2017. - № 3. – С. 63-67. – ISSN 2071-5358.Павлова Л.В. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов ребенка / Л.В. Павлова // Административное право и процесс. – 2017. - №4. – С.41-44. – ISSN 2071-1166.Писаревская Е.А. Правовое обеспечение профилактики преступности несовершеннолетних на местном уровне / Е.А. Писаревская // Российский следователь. – 2019. - № 9. – С. 67-69. – ISSN 1812-3783.Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития / О.Ю. Таибова// Lexrussica. – 2015. - № 1. – С.59-66. – ISSN 1729-5920.Титушкина Е.Ю. Проблемы правового обеспечения функционирования системы предупреждения преступлений / Е.Ю. Титушкина // Российский следователь. – 2019. - № 7. – С. 53-56. – ISSN 1812-3783.Шайкова М.В. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере муниципального образования г. Курска) / Шайкова М.В. // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2020. - № 2. – С. 23-27. – ISSN 2072-4314.Ярычев Н.У. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения / Н.У. Ярычев // Современная научная мысль. – 2017. - № 6. – С. 308-313. – ISSN 2308-264Х.Чванова Л.В., Чванов Н.А. Правозащитная роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / Л.В. Чванова, Н.А. Чванов // Вестник КемГУ. – 2014. - № 1. – С. 78-82. – ISSN 2078-8975. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних за 2020 г, 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/60899 (дата обращения: 28.03.2022).Портал правовой статистики. Число зарегистрированных преступлений, совершенных несовршенолетними или при их участии за 2019, 2020, 2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 28.03.2022).


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря, СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 08.12.1995 г. (в ред. от 02.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. 2021. № 27. Ст. 5138.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ФЗ (в ред. от 11.06.2021 г.) //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802, 2021. № 24. Ст. 4188.
5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177. 2020. № 17. Ст. 2725.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 08.03.2022)// СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3669.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.) «Об опеке и попечительстве» //СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755, 2021. № 18. Ст. 3058.
8. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 10.02.2020) // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5829. 2020. № 7. Ст. 847.
9. Басина Н.И. Профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних как основа для легитимации норм профессиональной этики / Н.И. Басина // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. - № 4. – С. 57-61. – ISSN2500-0039.
10. Дорофеева Ж.П., Кива С.Н. Роль и место некоторых субъектов профилактики в осуществлении защиты прав детей / Ж.П. Дорофеева, С.Н. Кива // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. - № 4. – С. 17-23. – ISSN 2313-5646.
11. Керамова С.Н. Место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних / С.Н. Керамова // Вестник ДГУ. – 2019. - № 2. – С.60-64. – ISSN 2224-0241.
12. Магомедов М. Роль социальной защиты в профилактике преступлений / М. Магомедов // Власть. – 2017. - № 3. – С. 63-67. – ISSN 2071-5358.
13. Павлова Л.В. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов ребенка / Л.В. Павлова // Административное право и процесс. – 2017. - №4. – С.41-44. – ISSN 2071-1166.
14. Писаревская Е.А. Правовое обеспечение профилактики преступности несовершеннолетних на местном уровне / Е.А. Писаревская // Российский следователь. – 2019. - № 9. – С. 67-69. – ISSN 1812-3783.
15. Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития / О.Ю. Таибова// Lexrussica. – 2015. - № 1. – С.59-66. – ISSN 1729-5920.
16. Титушкина Е.Ю. Проблемы правового обеспечения функционирования системы предупреждения преступлений / Е.Ю. Титушкина // Российский следователь. – 2019. - № 7. – С. 53-56. – ISSN 1812-3783.
17. Шайкова М.В. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере муниципального образования г. Курска) / Шайкова М.В. // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2020. - № 2. – С. 23-27. – ISSN 2072-4314.
18. Ярычев Н.У. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения / Н.У. Ярычев // Современная научная мысль. – 2017. - № 6. – С. 308-313. – ISSN 2308-264Х.
19. Чванова Л.В., Чванов Н.А. Правозащитная роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / Л.В. Чванова, Н.А. Чванов // Вестник КемГУ. – 2014. - № 1. – С. 78-82. – ISSN 2078-8975.
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних за 2020 г, 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/60899 (дата обращения: 28.03.2022).
21. Портал правовой статистики. Число зарегистрированных преступлений, совершенных несовршенолетними или при их участии за 2019, 2020, 2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 28.03.2022).

Вопрос-ответ:

Какие органы включены в состав комиссии по делам несовершеннолетних?

В состав комиссии по делам несовершеннолетних входят органы социального обеспечения, такие как учреждения социальной защиты населения, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения, образования и другие.

Какие полномочия имеет комиссия по делам несовершеннолетних?

Комиссия по делам несовершеннолетних имеет полномочия принимать меры по защите прав и интересов несовершеннолетних, предоставлять социальную помощь, контролировать выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обеспечению интересов детей, принимать решения о лишении родительских прав и другие полномочия, предусмотренные законодательством.

Какова роль органов социального обеспечения в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних?

Органы социального обеспечения играют важную роль в работе комиссии по делам несовершеннолетних. Они обеспечивают социальную помощь несовершеннолетним, предоставляют информацию о семейной ситуации и условиях воспитания детей, выполняют другие функции, необходимые для эффективной работы комиссии.

Какие права и обязанности имеет комиссия по делам несовершеннолетних?

У комиссии по делам несовершеннолетних есть право проводить проверки семей, рассматривать заявления о лишении родительских прав, принимать решения о вызове родителей на разговор, подавать иски в суды, а также реализовывать свои обязанности по предоставлению социальной помощи и защите прав несовершеннолетних.

Какова нормативно-правовая основа деятельности комиссии по делам несовершеннолетних?

Нормативно-правовая основа деятельности комиссии по делам несовершеннолетних включает федеральные и региональные законы, которые устанавливают правовой статус и полномочия комиссии, порядок взаимодействия с другими органами и учреждениями, а также права и обязанности комиссии.

Какую роль выполняют органы социального обеспечения в составе комиссии по делам несовершеннолетних?

Органы социального обеспечения в составе комиссии по делам несовершеннолетних выполняют роль организации и проведения социально-правовой работы с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), а также семьями, в которых проживают несовершеннолетние. Они отслеживают социальное положение детей, оказывают помощь семьям, осуществляют профилактическую и реабилитационную работу с несовершеннолетними в целях их социализации и защиты законных прав и интересов.

Какова нормативно-правовая основа деятельности комиссии по делам несовершеннолетних на федеральном и региональном уровне?

Нормативно-правовая основа деятельности комиссии по делам несовершеннолетних включает федеральные и региональные законы. На федеральном уровне основными законами являются Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Федеральный закон от 24 декабря 2010 года № 442-ФЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан". На региональном уровне законодательство может предусматривать более детализированные нормы, учитывающие специфику региона.

Какие полномочия, права и обязанности имеет комиссия по делам несовершеннолетних?

Комиссия по делам несовершеннолетних имеет полномочия по рассмотрению дел о несовершеннолетних, предоставлению социальной помощи и поддержки несовершеннолетним и их семьям. Она может применять меры профилактического, воспитательного и уполномочивающего характера, такие как заключение обязательства, направление на социальное или медицинское обследование, рекомендации по разрешению конфликтов и др. Комиссия также имеет право требовать информацию от органов опеки и попечительства, учебных заведений, медицинских учреждений и других организаций, а также право обратиться в суд для защиты интересов несовершеннолетнего и принудительного осуществления мер воспитательного воздействия.

Какая роль органов социального обеспечения в составе комиссии по делам несовершеннолетних?

Органы социального обеспечения играют важную роль в работе комиссии по делам несовершеннолетних. Они предоставляют специалистов, которые помогают определить потребности и проблемы несовершеннолетних и их семей, разрабатывают программы и предоставляют социальные услуги для решения этих проблем.