Проблема личности и профессиональной деятельности
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Личность и этапы ее формирования 4
2. Проблема профессионального развития в контексте самоактуализации личности 16
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Уровень самоуважения соотносится с уровнем притязаний человека. Это в свою очередь создает мотивационную сферу личности, а, следовательно, оказывает непосредственное влияние на автоадаптацию. Даже полноценное существование человека сопряжено со значительными трудностями, поскольку в своем повседневном бытии человек сталкивается с большим количеством вызовов, вынужден вступать во взаимодействие с большим количеством разных людей, действовать в ситуации и или окружении, равнодушно или враждебно настроенном по отношению к субъекту, что не может не оказывать на него деструктивного влияния.Для людей же с пониженным чувством самоуважения все указанные выше проблемы удваиваются. Такие люди испытывают затруднения в межличностных взаимодействия, опасаются неудач и избегают потенциальных ситуаций, в которых такая неудача возможна.Такую модель поведения А. Маслоу обозначил, как «комплекс Ионы» – это боязнь собственной значимости, отказ человека от своего предназначения, бегство от своих лучших талантов. Люди, страдающие комплексомИоны опасаются любых видов деятельности, которые способны привлечь к ним внимание, которые требуют прямого социального взаимодействия с людьми «лицом к лицу», избегают командной деятельности, поскольку испытывают страх стать причиной неудачи команды. комплекс Ионы является важным стрессором в процессе адаптации.Таким образом, ядро теории личности А. Маслоу образует понятие самактуализации, как метапотребности человека в реализации собственных способностей и возможностей.Одна из развернутых и научно обоснованных моделей профессионального становления была сформулирована в трудах Е. А. Климова – ведущего специалиста в области психологии и психофизиологии, психологии профориентации, психологии труда, формирования необходимых свойств профессионального сознания и самосознания субъекта труда [19, с. 9-10].Е. А. Климов выделяет семь фаз или этапов профессионального становления: фазу оптации, фазу профессиональной подготовки, фазу адаптации, фазу интернала, фазу мастера, фазу авторитета и фазу наставничества. Рассмотрим указанные стадии подробнее.Результатом первого этапа является профессиональное самоопределение, выраженное в разработанном плане шагов на профессиональном пути (выбор учебного заведения, формы профессионального обучения). Таким образом, данный этап является этапом профориентации. Следует отметить, что постиндустриальная экономика внесла определенные коррективы в протекание первого этапа профессионального становления по Е. А. Климову, среди которых следует назвать:устойчивый рост постоянных изменений, что вызывает трудности в построении и планировании профессиональной карьеры в долгосрочной перспективе; решения относительно выбора профессии теперь принимаются в зависимости от конкретных условий и жизненного этапа;резко возрастает профессиональная мобильность, растут требования к возможностям смены профессии, профессионального развития, а также к владению несколькими специальностями;участие индивида в профессиональном обучении становится необходимым в продолжении всей жизни, что также предполагает учащение числа перехода от работы к обучению и обратно. Тогда как прежде такой переход имел место только один раз – после обучения в трудовую жизнь.Таким образом, современная профконсультационная практика являет собой рассмотрение человека как подсистемы в более широком контексте и специфической системе «индивид – социально-трудовое и жизненное окружение» [13, с. 147].Второй этап профессионального становления по Е. А. Климову представляет собой фазу профессиональной подготовки, который характеризуется освоением профессии, получением образования в избранной области. На данном этапе происходят значимые изменения самосознания, направленности индивида. В этой же связи можно определить спектр активно-деятельностных технологий саморазвития и развития специалиста, который в себя включает:технологии выработки позитивных установок на процесс профессиональной подготовки в рамках высшего образования, которые реализуются после зачисления студента в вуз; они ориентированы на адаптацию обучающихся к новым условиям и требованиям обучения, обеспечивают осмысление ключевых направлений будущей профессиональной деятельности, предусматривают первичную диагностику индивидуальных наклонностей и способностей студентов, в результате складывается система групповых, личностно-профессиональных отношений между обучающимися;технологии выработки профессиональной субъектной позиции при изучении феноменов социальной реальности, которые находят применение в рамках краткосрочной производственной практики, заканчивающей цикл профессиональной подготовки; они ориентированы на выработку у студентов навыков и умений всесторонней оценки профессионального процесса и умения решать психологические и профессиональные проблемы в условиях практики, на применение различных подходов при выполнении профессиональных задач; в результате происходит оформление профессиональной субъектной позиции осмысления профессиональных проблем. Фаза адаптации связана с первыми самостоятельными шагами специалиста в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных требований, технологии, норм деятельности. Можно условно сформулировать несколько принципов основного содержания данной фазы:принципы, регламентирующие основания личностной позиции специалиста по отношению к своим обязанностям: честность, ответственность, уважение;принципы, регулирующие деятельность специалиста как члена профессионального сообщества: отношения с коллегами, самопрезентация в публичном пространстве, применяемые в работе методы, профессиональное развитие и обучение, научная деятельность;положения, связанные с нормативно-правовыми механизмами профессиональной деятельности;принципы профессионального развития и обучения: непрерывное профессиональное образование и личностное развитие; содействие открытости информации, понимание своих профессиональных задач и соответствующих этим задачам функции.Фаза интернала предполагает, что на данном этапе специалист в полном объеме усвоил умения и навыки, входящие в состав его профессиональной компетентности и грамотности. Фаза мастера подразумевает, что наряду с содержанием предыдущей фазы, специалист выделяется или какими-то специальными умениями, компетенциями или демонстрирует широкую эрудицию в профессиональной области, вырабатывает собственный стиль профессиональной деятельности, приносящий стабильные положительные результаты.Фаза авторитета связана с тем, что специалист обретает определенную известность в профессиональном кругу, а его мнения по профессиональным проблемам приближаются к статусу экспертных оценок. Фаза наставничества характеризуется тем, что у специалиста появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его профессиональный опыт [9].Таким образом, модель профессионального развития Е. А. Климкина фиксирует в последовательных фазах выработку специалистом профессиональных навыков и компетенций, которые в совокупности способствует формированию профессиональной культуры личности специалиста, выражающейся в широком профессиональном опыте, устойчивой положительной динамике профессионального роста, включение в сложную систему профессиональных связей. Как обнаруживается из рассмотренной модели, согласно Е. А. Климову профессиональное становление представляет собой поступательный процесс, сопровождающийся не только профессиональным, но и психологическим ростом личности. Также можно отметить, что данная модель описывает максимально полный цикл профессионального становления, тогда как профессиональный путь конкретного индивида будет также детерминирован его индивидуальными характеристиками. ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт изучения проблемы личности и профессиональной деятельности.Выделяют следующие уровни идентификаций: индивидуальный (персональный или Я-идентичность); групповой; общественный, или общечеловеческий. Данная дифференциация является основанием для различения следующих уровней социальной идентичности: персональная, или Я-идентичность, а также собственно социальная идентичность. На данный момент предполагается, что базовые характеристики идентичности закладываются уже на этапе детства. Наиболее активное развитие идентичности происходит в юношеском и подростковом возрасте, когда идет экспериментирование с социальными ролями и образами Я. Концепция А. Маслоу закладывает основы качественно нового, гуманистического подхода к исследованию специфики процессов реализации и самореализации индивида в социальной и профессиональной жизни.Эффективность и неэффективность стратегии субъекта в концепции А. Маслоу определяется через точку самоактуализации – метапотребности человека в реализации своих способностей в выбранной профессиональной сфере и жизнедеятельности, в целом.Вокруг точки самоактуализации конструируется иерархия потребностей человека, включающих всю совокупность социальных и биологических факторов, обеспечивающих осознанное, физически и психологически безопасное существование субъекта.Согласно Е. А. Климову профессиональное становление представляет собой поступательный процесс, сопровождающийся не только профессиональным, но и психологическим ростом личности. Также можно отметить, что данная модель описывает максимально полный цикл профессионального становления, тогда как профессиональный путь конкретного индивида будет также детерминирован его индивидуальными характеристиками. Список использованной литературыАбельс Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – Санкт-Петербург :Алетейя, 2000. – 272 с.Базаева Ф. У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования / Ф.У. Базаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 30-33.Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых/ Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 30.03.2022).Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.Битянова М. Р. Психология личностного роста / М.Р. Битянова – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. –Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва : Воронеж, 1995. – 352 с.Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – Москва : Академия, 2006. – 240 с.Климов Е. А. Основы психологии [Электронный ресурс] / Е.А. Климов. – Москва : ЮНИТИ, 1997. – 295 с. URL: http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/Основы%20психологии.%20Климов%20Е.А%20Учебник%201997-295с.PDF.pdf (дата обращения: 30.03.2022).Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.Леонтьев Д. А. Абрахам Маслоу в ХХI веке / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. - № 3. – С. 68-87.Леухин А. О. Самоактуализация как условие развития человеческого капитала / А.О. Леухин // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - № 4. – С. 50-52.Малин С. В., Кожевников А. Е. К вопросу о специфике профориентации в постиндустриальном обществе / С.В. Малин // Теория и практика общественного развития. – 2010. - № 3. – С. 144-148.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу / пер. с англ. – Санкт-Петербург :Изд.группа «Евразия», 1997. – 430 с.МидДж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – Москва : Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.Митрохин Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.Мохова Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.Немов С. Р. Общая психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/nemov_r__s__psihologiya__kniga_1.pdf (дата обращения: 30.03. 2022).Носкова О. Г., Стрелков Ю. К. Евгений Александрович Климов: жизнь в науке / О.Г. Носкова, Ю.К. Стрелков // Национальный психологический журнал. – 2010. - № 3. – С. 9-14.Палачева Т.И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. - № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 30.03.2022)Психология личности / Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.Тополева Е. А. Творчество как проявление тенденции к актуализации / Е.А. Тополева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. - № 17/1. – С. 20-26.Цифанова И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. - № 11 (73). – С. 191-196.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. – 272 с.
2. Базаева Ф. У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования / Ф.У. Базаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 30-33.
3. Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых / Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 30.03.2022).
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.
5. Битянова М. Р. Психология личностного роста / М.Р. Битянова – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.
7. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва : Воронеж, 1995. – 352 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – Москва : Академия, 2006. – 240 с.
9. Климов Е. А. Основы психологии [Электронный ресурс] / Е.А. Климов. – Москва : ЮНИТИ, 1997. – 295 с. URL: http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/Основы%20психологии.%20Климов%20Е.А%20Учебник%201997-295с.PDF.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
10. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.
11. Леонтьев Д. А. Абрахам Маслоу в ХХI веке / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. - № 3. – С. 68-87.
12. Леухин А. О. Самоактуализация как условие развития человеческого капитала / А.О. Леухин // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - № 4. – С. 50-52.
13. Малин С. В., Кожевников А. Е. К вопросу о специфике профориентации в постиндустриальном обществе / С.В. Малин // Теория и практика общественного развития. – 2010. - № 3. – С. 144-148.
14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу / пер. с англ. – Санкт-Петербург : Изд.группа «Евразия», 1997. – 430 с.
15. Мид Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – Москва : Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.
16. Митрохин Р. В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.
17. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.
18. Немов С. Р. Общая психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/nemov_r__s__psihologiya__kniga_1.pdf (дата обращения: 30.03. 2022).
19. Носкова О. Г., Стрелков Ю. К. Евгений Александрович Климов: жизнь в науке / О.Г. Носкова, Ю.К. Стрелков // Национальный психологический журнал. – 2010. - № 3. – С. 9-14.
20. Палачева Т. И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. - № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 30.03.2022)
21. Психология личности / Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.
22. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.
23. Тополева Е. А. Творчество как проявление тенденции к актуализации / Е.А. Тополева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2019. - № 17/1. – С. 20-26.
24. Цифанова И. В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. - № 11 (73). – С. 191-196.
25. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.
Вопрос-ответ:
Что такое личность и как она формируется?
Личность - это совокупность индивидуальных особенностей, характерных для каждого человека. Ее формирование происходит на различных этапах жизни, начиная с раннего детства и продолжаясь до поздней зрелости. На формирование личности влияют генетические факторы, окружающая среда, воспитание, образование и личный опыт.
Как проблема профессионального развития связана с самоактуализацией личности?
Проблема профессионального развития неразрывно связана с самоактуализацией личности. Человек стремится найти и развивать свои таланты, достигать своих целей и быть удовлетворенным своей профессиональной деятельностью. Профессиональное развитие позволяет личности реализовать свой потенциал, повысить самооценку и уровень самоуважения.
Как уровень самоуважения влияет на автоадаптацию личности?
Уровень самоуважения напрямую связан с уровнем притязаний человека. Чем выше самоуважение, тем выше цели и ожидания человека. Это создает мотивационную сферу личности, которая влияет на ее способность адаптироваться к различным ситуациям и изменениям. Личность с высоким уровнем самоуважения может успешно справляться с трудностями и достигать поставленных целей.
Что может помешать полноценному существованию человека?
Даже полноценное существование человека связано с определенными трудностями. Он может столкнуться с проблемами в личной жизни, профессиональной карьере, здоровье и других сферах своего бытия. Также влияние на полноценность существования оказывают внешние факторы, такие как социальное окружение, экономическая обстановка и общественные условия.
Какие факторы влияют на формирование личности?
На формирование личности влияют различные факторы. Генетические особенности определяют некоторые аспекты характера и поведения человека. Окружающая среда, включая семью, друзей, школу и работу, также оказывает значительное влияние на формирование личности. Воспитание, образование и личный опыт также играют важную роль в становлении личности.
Что такое личность?
Личность - это совокупность психологических, социальных и физиологических характеристик, которые делают каждого человека уникальным. Личность формируется на протяжении всей жизни под влиянием различных факторов.
Какие этапы формирования личности можно выделить?
Существует несколько этапов формирования личности. Первый - это этап детства, когда формируются основные черты личности. Затем следует этап юности, на котором усиливаются индивидуальные особенности. Третий этап - взрослость, где личность уточняется и становится более устойчивой. Наконец, последний этап - пожилой возраст, на котором происходит развитие личных представлений и отношений.
Как связана проблема профессионального развития с самоактуализацией личности?
Профессиональное развитие позволяет личности достичь самоактуализации, то есть реализации своих потенциальных возможностей и достижения собственного потенциала. Когда человек занимается делом, которое ему интересно и в чем он хорошо разбирается, это способствует его саморазвитию и удовлетворенности собой.
Как связаны уровень самоуважения и притязания у человека?
Уровень самоуважения человека напрямую связан с его уровнем притязаний. Если у человека высокие притязания и он верит в свои возможности, то уровень его самоуважения будет соответствующим. Если же уровень притязаний низкий, то и самоуважение будет низким. Влияние самоуважения на автоадаптацию человека очень велико, так как оно влияет на мотивацию и общую удовлетворенность жизнью.
Какие трудности возникают в повседневной жизни человека?
Полновесное существование человека сопряжено со значительными трудностями. В повседневной жизни возникают проблемы в отношениях с другими людьми, в достижении материального благополучия, в общении и самореализации. Человеку приходится постоянно искать баланс между разными сферами жизни и преодолевать различные препятствия на пути к своим целям.
Какова проблема личности и профессиональной деятельности?
Проблема личности и профессиональной деятельности заключается в поиске баланса между личностным самоопределением и требованиями профессиональной деятельности. Человек сталкивается с необходимостью сочетать свои индивидуальные ценности и интересы с требованиями и ожиданиями, налагаемыми профессиональной сферой.
Какие этапы формирования личности можно выделить?
Формирование личности проходит через несколько этапов. Первый этап - детство и раннее детство, на которых формируются базовые черты личности. Затем следует подростковый период, во время которого происходит поиск своего места в обществе. Взрослость - это следующий этап, на котором человек формирует свою идентичность и ставит конкретные жизненные цели. Наконец, пожилой возраст - период рефлексии и оценки своей жизни.