Отражение реалий истории России в сатирических произведениях русской литературы XIV – XVII вв.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 24.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XVI-XVII ВВ. 5
1.1 Жанровая система русской литературы к XVI в. и ее изменения в рассматриваемые века 5
1.2. Факторы, влияющие на развитие русской литературы 6
1.3. Истоки русской сатирической литературы 8
1.4. Сатирические произведения как часть русской литературы 10
ГЛАВА 2. РУССКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI ВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В ЕЁ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 13
2.1. Сатира в летописях и хронографах 13
2.2. Сатира в посланиях Ивана Грозного 16
ГЛАВА 3. РУССКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ В ЕЁ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. 20
3.1. Сатирические повести и рассказы («Повесть о горе и злосчастии», «Повесть о Ерше Ершовиче» и т.д.) 20
3.2. Сатира в «Житие Протопопа Аввакума». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в социально-общественном.Аввакум проявляет себя и в отношениях к "робяткам" и верной спутнице Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, народу, к своим единомышленникам. Поражает искренность его исповеди. Он откровенно пишет о том, как прибегнул к обману, вспоминает о своих раздумьях и колебаниях прекратить борьбу. Аввакумне терпит насилия сильного над слабым. Он заступается за девицу; защищает двух вдов. Выступая защитником угнетенных, Аввакум переносит вопрос социальный в область моральную. Суров Аввакум к своим противникам – Никону и его приверженцам. Используя иронию, он создает их сатирические образы. На первый план выдвигается лицемерие Никона, который ведет себя, "яко лис, челом да здорово"; а после "друзей не стал и в крестовую (приемную, патриаршую палату) пускать". В изображении Аввакума Никон - это "плутишка", "носатый, брюхатый борзый кобель", "шиш антихристов", "волк", "пестрообразный зверь", "адов пес". Он подчеркивает жестокость Никона, который "жжет огнем"; говорит о распутной жизни патриарха. Изображает Аввакум и представителей светской власти. Характерно, что царь Федор Алексеевич, принимая решение о казни Аввакума в 1682 г., выносит постановление: сжечь его "за великая на царский дом хулы". Изображая себя в семейной обстановке, Аввакум стремится подчеркнуть связь бытового уклада с церковью. Житие Аввакума - это первая в истории русской литературы автобиография-исповедь.Тесное переплетение личного и общественного превращает житие в широкую картину общественно-политической жизни. Житие состоит из ряда правдивых драматических сцен: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены лирическими и публицистическими отступлениями. Исследователи изучали Житие как литературный памятник:В. В. Виноградов, Н. К. Гудзий, В. Л. Комарович, Д. С. Лихачев. Сам Аввакум интересовал исследователей как «культурно-исторический тип» (Н. К. Гудзий). Идейное содержание оказалось весьма противоречивым. В нем переплелись идеи:религиозного фанатизма, мученичества, непротивления злу, ненависть к церковным начальникам, жажда правды и справедливости, боль за страдания народа, идея борьбы и самопожертвования. Эта противоречивость может быть правильно объяснена только с позиций теории отражения материализма. Особенная форма выражения противоречий — религиозная оболочка социального протеста.Этими обстоятельствами вызвана и форма типизации характеров в Житии. В главном персонаже, к примеру, причудливо сочетаются черты фанатика и ригориста, проповедника и мученика, отца, супруга, пастыря. Это сложный противоречивый образ. В образе Аввакума достигнута степень индивидуализации и многосторонности, какой не знала житийная литература. Индивидуализация образа трудно давалась средневековой литературе. На это обстоятельство обратил внимание Д. С. Лихачев: «XVII век в русской истории — век постепенного освобождения человеческой личности, разрушавшего старые средневековые представления о человеке только как о члене корпорации — церковной,государственной или сословной. Сознание ценности человеческой индивидуальности, развитие интереса к внутренней жизни человека — таковы те первые проблески освобожденного сознания, которые явились знамением нового времени. Интерес к человеческой индивидуальности особенно характерен для второй половины XVII века».Этот процесс отразился и в литературе, помог преодолеть односторонность типизации характеров. Однако индивидуализация характера лишь ярче осветила наиболее типичные его черты. Все противоречия образа неизбежно отразились на всех особенностях стиля Жития. Стремление дать широкую панораму жизни, передать свои страстные мечтания, раздумья — все это обусловило особенности композиции — внешне нестройной, разорванной, с перемежающимися картинами и лирическими отступлениями. И эта подвижная композиция давала возможность организовать столь разнородный материал в целое. Противоречия лежат в основе смешения и слияния двух стилистических традиций — книжной и просторечной.В особом метафорическом строе объединялась:евангельская и бытовая образность, условная аллегоричность понятий реальная жизненность.Противоречия определили драматический тон повествования. Тождество рассказчика и героя, а также особенности стиля и языка Жития роднят его с народными сказами, что отметил В. В. Виноградов, а также Р. Ягодич.В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы бытовой повести, устного народного сказа. Поэтому сложно определить жанр каким-либо термином. «Роман..., — пишет А. И. Белецкий, — преломляет сквозь призму индивидуальной психологии даже события общенародного значения, растворяя общее в частном». Сходную характеристику можно встретить в высказываниях А. Н. Веселовского.Эта тенденция проявилась по выражению В. И. Ленина, «созданием связей буржуазных».Но Житию протопопа Аввакума присуща религиозно-дидактическая направленность.Характерными признаками Жития как произведения нового, нарождающегося жанра нам представляются следующие его особенности: развернутость повествования, многофигурность, полнота жизнеописания главного героя, индивидуализация образа, стремление к изображению разносторонности характера, внимание к острым, драматическим моментам частной жизни, обусловленным социальными обстоятельствами, многоэпизодностьоднолинейная, цепочная композиция. Не случайно Житие Аввакума привлекло пристальное внимание русских и советских романистов:Льва Толстого,Тургенева, Лескова, Мельникова-Печерского, Мамина-Сибиряка, М. Горького, А. Н. Толстого, Леонида Леонова.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие литературы России XVI-XVII вв. было обусловлено социальным, экономическим, и политическим развитием общества, историческим развитием в целом. Ее становление тесно связано с историческими факторами, которые воздействовали на развитие хозяйства страны, политической и духовной жизни общества.Сложнейшие процессы, протекавшие в культурном развитии Московского государства в XVII в., свидетельствовали о значительном расширении творческого диапазона литературы, кризисе церковного мировоззрения, преодолении замкнутости, внесении в жизнь общества личностного начала.В середине 50-х годов XVI в.появляются первые книги. В 1564 г. в Московской типографии Ивана Федоров выпускает первую печатную книгу «Апостол». Развитие литературы отражаетпроцессы, происходившие в жизни страны. Особо развивается сатирическое направлениеТаким образом, сатира в этот период развивалась в сложных и противоречивых условиях. Тем не менее, этот век отмечен величайшими достижениями, открывающими "новый период" русской истории.Таким образом, в XVII веке в русской литературе:трансформировались жанры (житие, историческая повесть);в центре повествования оказались люди;были заложены основы для развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);уделено внимание народному творчествув самостоятельный жанр выделилась сатира.Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события. Объектами сатиры стали общество, социальное неравенство, несправедливый суд, лицемерие духовного сословия.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБухаркин, П. Е. Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: (Проблемы культурного диалога). СПб., 1996. 172 с.Святитель Игнатий (Брянчанинов) О проблеме художественного творчества в свете диалога между церковью и светской литературой. Зевалд Ю.А. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 4 (185). С. 79-82.Культурология : учебник / Л. А. Никитич, Н. Д. Амаглобели, А. Л. Золкин и др. ; ред. А. Л. Золкин. – Москва.Сперанский, М. Н. История древней русской литературы : учебное пособие : [16+] / М. Н. Сперанский. – Москва.История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва.История русской литературы XI—XIX веков: учебник для вузов / под ред. Н. И. Якушина. – 2-е изд. – Москва.История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва.Пыпин, А. Н. История русской литературы : в 4 томах / А. Н. Пыпин. – Репр. изд. 1898 г. – Москва :Директ-Медиа, 2014. – Том II. Древняя письменность. Времена Московского Царства. Канун преобразования.История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – Том 2. Литература 1220-х – 1580-х гг.. – Ч. 1.История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – Том 2. Литература 1590-х–1690-х гг.. – Ч. 2. Кириллина, О. М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты : [16+] / О. М. Кириллина.Топоров, В. Н. Из истории русской литературы / В. Н. Топоров. – Москва : Языки русской культуры, 2001. – Том 2, Книга 1.Из истории русской культуры : сборник научных трудов / сост. А. Д. Кошелев. – Москва : Языки русской культуры, 1996. – Том 3. XVII - начало XVIII века.Допетровская литература и народная поэзия: тексты, переводы, примечания, словарь / сост. А. Д. Алферов, А. Е. Грузинский. – Изд. 3-е. Репр. изд. 1908 г. – Москва.Шмидт, С. О. Памятники письменности в культуре познания России / С. О. Шмидт. – Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2007. – Том 1, Книга 1. Допетровская Русь.Шмидт, С. О. Памятники письменности в культуре познания истории России / С. О. Шмидт. – Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2008. – Том 1, Книга 2. Допетровская Русь.Черная, Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени / Л. А. Черная. – Москва : Языки русской культуры, 1999. Пятковский, А. П. Из истории нашего литературного и общественного развития: монографии и критические статьи : в 2 частях / А. П. Пятковский. – 2-е доп. изд. Репр. изд. 1889 г. Пятковский, А. П. Из истории нашего литературного и общественного развития: монографии и критические статьи / А. П. Пятковский. – 2-е доп. изд. Репр. изд. 1888 г. Литература Древней Руси и Нового времени: сборник материалов VIII научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвящённой памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева / сост. Е. В. Николаева, Н. В. Трофимова ;Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2015.Либрович, С. Ф. История книги в России / С. Ф. Либрович. – Москва ; Санкт-Петербург : Изд. т-ва М. О. Вольф, 1913. – Ч. 1. С древнейший времен и до конца XVII столетия.Забелин, И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории: исследования, описания и критические статьи / И. Е. Забелин. – Москва : Тип. Грачева и К°, 1873.
2. Святитель Игнатий (Брянчанинов) О проблеме художественного творчества в свете диалога между церковью и светской литературой. Зевалд Ю.А. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 4 (185). С. 79-82.
3. Культурология : учебник / Л. А. Никитич, Н. Д. Амаглобели, А. Л. Золкин и др. ; ред. А. Л. Золкин. – Москва.
4. Сперанский, М. Н. История древней русской литературы : учебное пособие : [16+] / М. Н. Сперанский. – Москва.
5. История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва.
6. История русской литературы XI—XIX веков: учебник для вузов / под ред. Н. И. Якушина. – 2-е изд. – Москва.
7. История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва.
8. Пыпин, А. Н. История русской литературы : в 4 томах / А. Н. Пыпин. – Репр. изд. 1898 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – Том II. Древняя письменность. Времена Московского Царства. Канун преобразования.
9. История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – Том 2. Литература 1220-х – 1580-х гг.. – Ч. 1.
10. История русской литературы : сборник научных трудов : в 10 томах / ред. А. С. Орлов, В. П. Адрианова-Перетц, Н. К. Гудзий. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – Том 2. Литература 1590-х–1690-х гг.. – Ч. 2.
11. Кириллина, О. М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты : [16+] / О. М. Кириллина.
12. Топоров, В. Н. Из истории русской литературы / В. Н. Топоров. – Москва : Языки русской культуры, 2001. – Том 2, Книга 1.
13. Из истории русской культуры : сборник научных трудов / сост. А. Д. Кошелев. – Москва : Языки русской культуры, 1996. – Том 3. XVII - начало XVIII века.
14. Допетровская литература и народная поэзия: тексты, переводы, примечания, словарь / сост. А. Д. Алферов, А. Е. Грузинский. – Изд. 3-е. Репр. изд. 1908 г. – Москва.
15. Шмидт, С. О. Памятники письменности в культуре познания России / С. О. Шмидт. – Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2007. – Том 1, Книга 1. Допетровская Русь.
16. Шмидт, С. О. Памятники письменности в культуре познания истории России / С. О. Шмидт. – Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2008. – Том 1, Книга 2. Допетровская Русь.
17. Черная, Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени / Л. А. Черная. – Москва : Языки русской культуры, 1999.
18. Пятковский, А. П. Из истории нашего литературного и общественного развития: монографии и критические статьи : в 2 частях / А. П. Пятковский. – 2-е доп. изд. Репр. изд. 1889 г.
19. Пятковский, А. П. Из истории нашего литературного и общественного развития: монографии и критические статьи / А. П. Пятковский. – 2-е доп. изд. Репр. изд. 1888 г.
20. Литература Древней Руси и Нового времени: сборник материалов VIII научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвящённой памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева / сост. Е. В. Николаева, Н. В. Трофимова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2015.
21. Либрович, С. Ф. История книги в России / С. Ф. Либрович. – Москва ; Санкт-Петербург : Изд. т-ва М. О. Вольф, 1913. – Ч. 1. С древнейший времен и до конца XVII столетия.
22. Забелин, И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории: исследования, описания и критические статьи / И. Е. Забелин. – Москва : Тип. Грачева и К°, 1873.
Вопрос-ответ:
Какие изменения произошли в жанровой системе русской литературы в XVI-XVII веках?
В XVI-XVII веках жанровая система русской литературы претерпела значительные изменения. Были разработаны новые жанры, такие как памятники истории, патриотические и героические произведения. Также стали появляться сатирические произведения, которые стали незаменимой частью русской литературы.
Какие факторы влияли на развитие русской литературы в XVI-XVII веках?
На развитие русской литературы в XVI-XVII веках оказывали влияние различные факторы. Во-первых, это были политические события, такие как расширение Российского государства, реформы, войны. Во-вторых, значительную роль сыграло влияние Западной Европы и культуры, которая проникла в Российское государство. Также необходимо упомянуть религиозные и социальные изменения, которые отразились на развитии литературы.
Какой был исток русской сатирической литературы?
Истоки русской сатирической литературы можно найти в древних традициях и фольклоре. Уже в эпоху Киевской Руси существовали сатирические песни и юмористические речи, которые передавались устно. Впоследствии, с появлением письменности, сатира стала развиваться в письменной форме и приобрела новые форматы.
Какие произведения входили в систему русской литературы XVI-XVII века?
В систему русской литературы XVI-XVII века входили различные жанры и произведения. Это были исторические хроники, жития святых, поэтические песни, религиозные тексты, проповеди, различные жанры риторики. Также стали появляться новые жанры, такие как сатирические произведения, которые стали популярными в этот период.
Какие изменения произошли в жанровой системе русской литературы в XVI-XVII веках?
В XVI-XVII веках произошли значительные изменения в жанровой системе русской литературы. В это время появился новый жанр - сатира, который начал активно развиваться и занимать важное место в литературе.
Какие факторы влияли на развитие русской литературы в XVI-XVII веках?
На развитие русской литературы в XVI-XVII веках оказали влияние различные факторы. Одним из них был рост культурного и образовательного уровня населения, что способствовало развитию литературы и ее более широкому распространению. Также важную роль сыграло умножение типографии и распространение книг, что позволяло писателям действовать более свободно и представлять свои произведения широкой аудитории.
Какие истоки имеет русская сатирическая литература?
Русская сатирическая литература имеет свои истоки в древнерусской жанровой традиции, а также в византийской литературе. В древнерусских летописях уже можно встретить элементы сатиры и критического отношения к событиям того времени. Однако сатира начала развиваться как самостоятельный жанр только в XVI-XVII веках.
Какую роль играли сатирические произведения в русской литературе XVI-XVII веков?
Сатирические произведения занимали важное место в русской литературе XVI-XVII веков. Они позволяли высмеивать недостатки и негативные стороны общественной жизни, выражать критическое отношение к власти и государственным институтам.
Каким образом отражались реалии истории России в сатирических произведениях XVI-XVII веков?
Реалии истории России отражались в сатирических произведениях XVI-XVII веков через критику недостатков и проблем общества и власти. Авторы сатиры использовали свои произведения для раскрытия коррупции, несправедливости, беззакония и других негативных явлений, с которыми сталкивалось общество и государство.
Какова жанровая система русской литературы XVI века и как она менялась в последующие века?
Жанровая система русской литературы в XVI веке включала различные жанры: хронику, летопись, житие святых, библейские истории, письма и послания. В последующие века эта система начала развиваться и изменяться, появились новые жанры, такие как роман, повесть, комедия и драма.
Какие факторы влияли на развитие русской литературы в XVI-XVII веках?
На развитие русской литературы в XVI-XVII веках влияли различные факторы. Одним из них было распространение печатных книг, что способствовало доступу широких слоев населения к литературным произведениям. Важным фактором являлось также влияние Западной Европы и западных литературных традиций. Кроме того, русская литература развивалась под влиянием религиозных и культурных потрясений, характерных для этого периода истории России.