Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 30.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретическое обоснование понятия «психотравма» в психологии 4
2. Роль психотравмы в формировании жизненной перспективы личности 12
Заключение 19
Список литературы 20
Все эти ситуации приводят к переживаниям различной интенсивности. Человеку необходимо их прожить и преобразовать, справиться со своими негативными эмоциональными реакциями и сомнениями, столкнуться и переработать потерю контроля над собственной жизнью, выработать новые адаптивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и эмоций, выстроить новую линию жизни. Несмотря на то что переживание психической травмы приводит к фрустрации и опустошению, оно является мотивирующим фактором для преобразования собственной жизни, стимулирует перемены к лучшему, смену интересов. То есть, преодолевая психотравму, человек может выстроить новую жизненную перспективу, и далеко не всегда она будет носить негативный характер. Исходя из этого, можно сказать, что изменение жизненной перспективы личности под влиянием психотравмы происходит как по негативному, так и по позитивному сценарию. Негативная трансформация жизненной перспективы предполагает нарушение ее структуры. Положительная трансформация приводит к возникновению более целостной жизненной перспективы, переходу к новым смыслам жизненных событий. В классификациях психологических кризисов такое положительное изменение носит название трансформационного кризиса. Человек испытывает некое «просветление», меняется значимость и оценка отдельных жизненных событий, происходит переоценка жизненных смыслов, ценностей, убеждений, изменяется отношение индивида к прошлому и будущему, цели и планы могут корректироваться или заменяться на новые. В работах Л.Ф. Бурлачука, Р.В. Кадырова, Е.Ю. Коржовой выделены типы изменения «Я-концепции» личности в психотравмирующей ситуации.Первый тип – адаптивный – человек переоценивает свой опыт, его представления о себе трансформируются, происходит повышение адаптивного потенциала личности. Второй тип – статичный – человек сохраняет и усиливает прежнюю систему представлений о себе, игнорируя новый жизненный опыт. Третий тип – дезадаптивный – в этом случае происходит дезадаптация личности, болезненно разрушаются представления о себе и о своей жизни [6]. Изменение жизненной перспективы человека в результате психотравмы также может быть нескольких типов: аффективный, травматический, субъектно-деятельностный [19]. Общим для всех типов является пересмотр жизненных целей. Изменения могут носить временный характер, то есть непосредственно переживание травмы приводит к смене жизненной перспективы (например, отсутствие смысла, негативное видение будущего), но по мере преодоления психотравмы и наращения психологических ресурсов человек возвращается к конструктивному видению будущего, постановке адекватных целей. Могут быть более стабильные изменения. В сильных травмирующих ситуациях происходит утрата привычного образа жизни, психотравматизация личности, приводящая к экзистенциальному вакууму. Человек перестает видеть новые смыслы жизни, вырабатывать новые жизненные планы, покоряется последствиям травмы, погружаясь в неврозы и психосоматические нарушения. Такие пагубные последствия, несомненно, зависят от тяжести травмирующей ситуации, но более всего они определяются индивидуальными особенностями восприятия произошедшего события, субъективной оценкой, наличием психологических ресурсов у человека, имеющимися потенциальными адаптационными возможностями. Таким образом, жизненная перспектива личности представляет собой имеющийся у человека образ будущего, включающий систему представлений о жизненных целях и планах, ценностные ориентации, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему. ЗаключениеВ ходе выполнения данной работы удалось сформировать следующие выводы:– психотравма является триггером к реконструкции жизненной перспективы личности, всегда требует пересмотра прогнозируемого будущего. А характер будущих изменений зависит от личностных конструктов, субъективности восприятия, а также стратегий преодоления каждого человека;– жизненная перспектива личности представляет собой имеющийся у человека образ будущего, включающий систему представлений о жизненных целях и планах, ценностные ориентации, эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему;– жизненная перспектива характеризуется осознанностью; наличием системы представлений о планируемых и ожидаемых событиях; устойчивыми связями между событиями прошлого, настоящего и будущего; согласованностью, реалистичностью, продолжительностью, дифференцированностью, оптимистичностью; влиянием на активность человека в достижении поставленных целей; опорой на индивидуальные особенности человека, его знания и жизненный опыт; динамичностью;– жизненная перспектива личности является динамичным образованием и изменяется на протяжении жизни человека под влиянием происходящих событий, жизненных этапов, личностного развития. Таким образом, последствия психической травмы могут проявляться в затяжной или отсроченной реакции – посттравматическом стрессовом расстройстве, а затем в личностной деформации или посттравматическом личностном расстройстве. Негативные последствия психотравмы могут наблюдаться на протяжении всей жизни человека, нарушая при этом чувство безопасности и самоконтроля. Список литературы1. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 165–200. 2. Бура Л.В., Савина Е.Г. Факторы психологической травматизации детей, находившихся в зоне боевых действий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 276–282. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 5. С. 24. 4. Головаха Е.И., Криник А.А. Концепция психологического времени и принципы конструктивной психологии (от интроспективной реконструкции к конструированию знания) // Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. С. 112–115. 5. Зимбардо Ф., Бойд Д. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. М.: Речь, 2010. 352 с. 6. Кадыров Р.В. Постравматическоестрессовоерасстровйство (PTSD): учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 644 с. 7. Качармина Е.А., Якунина Ю.А. Формирование жизненной перспективы и мировоззрения личности // Социально-экономические аспекты развития современного общества: межвузовский сборник научных трудов. Рязань: ПервопечатникЪ, 2016. С. 49- 54. 8. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012. 464 с. 9. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1991. 96 с. 10. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2001. 319 с. 11. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М.: Московский псих.-социал. ин-т, 2004. 96 с. 12. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 81–90. 13. Кризисная психология: курс лекций/ сост. И.В. Черепанова. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. 176 с. 14. Куликова М.Е., Крыцина А.М., Корсакова В.К. Психологический анализ жизненной перспективы личности // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 613–616. 15. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б., Качалов П.В. Смысловая регуляция переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении // Психологический журнал. М., 1992. № 2. С. 50–54. 16. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2017. 960 с. 17. Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник. М.: Феникс-XX, 2018. 460 с. 18. Пантелеева В.В., Богомолова Д.А. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 6. 19. Петрова Е.А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник НовГУ. 2013. № 74. 20. Погодин И.А. Сущность и особенности психотерапевтической техники в психотерапии переживанием // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 1. С. 12. 21. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 128 с. 22. Пятницкая Е.В. Психология травматического стресса: учебное пособие. Балашов: Николаев, 2007. 140 с. 23. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография. Барнаул, 2018. 336 с. 24. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 121–126. 25. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб: Речь, 2007. 256 с. 26. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 48 с. 27. Семенова Ю. Сущность и содержание понятия психологического феномена психотравма. URL: http:// oldconf.neasmo.org.ua/node/2374 (дата обращения: 10.03.2020). 28. Скрипачева Е.Н. Современные представления об изучении влияния психотравмы на структуру личности // Прикладные научные исследования: сборник статей по материалам ХXXIII Международной научно-практической конференции. М.: Научный консультант, 2019. С. 74–77. 29. Тарабрина Н.В. Посттравматический стресс и картина травматических событий в разные периоды взрослости // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 94–108. 30. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика. М.: Институт психологии РАН, 2009. 305 с. 31. Тарабрина Н.В. Стресс и посттравматический стресс: дифференциация понятий // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М., 2019. С. 285–308. 32. Толстых Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие. М., 2017. С. 130–137. 33. Углава Я.М. Представления о жизненных перспективах личности в современной парадигме психологического знания // Дружининские чтения: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, С.А. Барановой, Ю.Э. Макаревской. Сочи: Сочинский государственный университет, 2016. С. 163–167. 34. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997. 96 с. 35. Шашмурина Ю.Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 217–220.
1. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 165–200.
2. Бура Л.В., Савина Е.Г. Факторы психологической травматизации детей, находившихся в зоне боевых действий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 276–282.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 5. С. 24.
4. Головаха Е.И., Криник А.А. Концепция психологического времени и принципы конструктивной психологии (от интроспективной реконструкции к конструированию знания) // Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. С. 112–115.
5. Зимбардо Ф., Бойд Д. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. М.: Речь, 2010. 352 с.
6. Кадыров Р.В. Постравматическое стрессовое расстровйство (PTSD): учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 644 с.
7. Качармина Е.А., Якунина Ю.А. Формирование жизненной перспективы и мировоззрения личности // Социально-экономические аспекты развития современного общества: межвузовский сборник научных трудов. Рязань: ПервопечатникЪ, 2016. С. 49- 54.
8. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012. 464 с.
9. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1991. 96 с.
10. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2001. 319 с.
11. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М.: Московский псих.-социал. ин-т, 2004. 96 с.
12. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 81–90.
13. Кризисная психология: курс лекций/ сост. И.В. Черепанова. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. 176 с.
14. Куликова М.Е., Крыцина А.М., Корсакова В.К. Психологический анализ жизненной перспективы лич ности // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 613–616.
15. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б., Качалов П.В. Смысловая регуляция переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении // Психологический журнал. М., 1992. № 2. С. 50–54.
16. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2017. 960 с.
17. Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник. М.: Феникс-XX, 2018. 460 с.
18. Пантелеева В.В., Богомолова Д.А. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 6.
19. Петрова Е.А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник НовГУ. 2013. № 74.
20. Погодин И.А. Сущность и особенности психотерапевтической техники в психотерапии переживанием // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 1. С. 12.
21. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 128 с.
22. Пятницкая Е.В. Психология травматического стресса: учебное пособие. Балашов: Николаев, 2007. 140 с.
23. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография. Барнаул, 2018. 336 с.
24. Ральникова И.А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 121–126.
25. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб: Речь, 2007. 256 с.
26. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 48 с.
27. Семенова Ю. Сущность и содержание понятия психологического феномена психотравма. URL: http:// oldconf.neasmo.org.ua/node/2374 (дата обращения: 10.03.2020).
28. Скрипачева Е.Н. Современные представления об изучении влияния психотравмы на структуру личности // Прикладные научные исследования: сборник статей по материалам ХXXIII Международной научно-практической конференции. М.: Научный консультант, 2019. С. 74–77.
29. Тарабрина Н.В. Посттравматический стресс и картина травматических событий в разные периоды взрослости // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 94–108.
30. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика. М.: Институт психологии РАН, 2009. 305 с.
31. Тарабрина Н.В. Стресс и посттравматический стресс: дифференциация понятий // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М., 2019. С. 285–308.
32. Толстых Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие. М., 2017. С. 130–137.
33. Углава Я.М. Представления о жизненных перспективах личности в современной парадигме психологического знания // Дружининские чтения: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, С.А. Барановой, Ю.Э. Макаревской. Сочи: Сочинский государственный университет, 2016. С. 163–167.
34. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997. 96 с.
35. Шашмурина Ю.Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 217–220.
Вопрос-ответ:
Какие последствия может оказывать психотравма на жизненную перспективу личности?
Психотравма может оказывать различные последствия на жизненную перспективу личности, такие как потеря контроля над собственной жизнью, сомнения, негативные эмоциональные реакции и проблемы в адаптации.
Какие ситуации могут стать источником психотравмы?
Ситуации, которые могут стать источником психотравмы, могут включать потерю близкой кого-то, серьезные физические повреждения, жестокое обращение, признания в совершении преступления и другие события, вызывающие интенсивные эмоциональные переживания.
Каким образом человек может преобразовать и прожить психотравму?
Чтобы преобразовать и прожить психотравму, человеку необходимо пройти через негативные эмоции и сомнения, столкнуться с потерей контроля и постепенно переработать полученные переживания. Он должен разработать новые адаптивные стратегии и постепенно восстановить себя.
В чем заключается роль психотравмы в формировании жизненной перспективы личности?
Психотравма играет важную роль в формировании жизненной перспективы личности, поскольку она способствует изменению представлений о себе и своем месте в мире. Она может повлиять на эмоциональные реакции, установки и ценности человека, что непосредственно отражается на его жизненной перспективе.
Какое теоретическое обоснование можно дать понятию психотравма в психологии?
В психологии понятие психотравмы имеет теоретическое обоснование в виде представления о негативных событиях и переживаниях, которые вызывают интенсивные эмоциональные реакции и могут оказывать длительное влияние на психическое состояние человека. Психотравма может иметь как однократный, так и накопительный характер, и формироваться как результат серьезного физического или эмоционального повреждения.
Какое влияние оказывает психотравма на жизненную перспективу личности?
Психотравма может оказать существенное влияние на жизненную перспективу личности, приводя к негативным эмоциональным реакциям, сомнениям, потере контроля над собственной жизнью. Однако, человек имеет возможность преобразовать и переработать эти переживания и развить новые адаптивные стратегии.
Что такое психотравма в психологии?
Психотравма - это негативный психологический опыт, возникающий в результате экстремальных ситуаций или событий, которые вызывают сильные эмоциональные реакции и нарушают обычные способы функционирования личности.
Какие роли выполняет психотравма в формировании жизненной перспективы личности?
Психотравма может сыграть роль фактора, приводющего к негативным эмоциональным реакциям и сомнениям, а также вызвать потерю контроля над собственной жизнью. Однако, она также может стать стимулом для развития новых адаптивных стратегий и переосмысления жизненных ценностей.
Какие меры можно предпринять для преодоления психотравмы?
Для преодоления психотравмы необходимо дать себе возможность прожить и переработать негативные эмоции, обратиться за профессиональной помощью психолога или психотерапевта, развить новые адаптивные стратегии, взглянуть на ситуацию с другой стороны и пересмотреть жизненные ценности.
Какова роль принятия потери контроля в переосмыслении жизненной перспективы?
Принятие потери контроля является важным шагом в переосмыслении жизненной перспективы. Оно позволяет личности оценить ситуацию более объективно, осознать свою роль в происходящем и развить новые адаптивные стратегии для преодоления психотравмы и достижения новых целей.
Что такое психотравма?
Психотравма - это психологическое состояние, возникающее в результате переживания негативного события или ситуации, которое вызывает сильные эмоциональные реакции и может оказать длительное влияние на жизнь и психологическое благополучие личности.
Какую роль играет психотравма в формировании жизненной перспективы личности?
Психотравма может существенно повлиять на формирование жизненной перспективы личности. Она может вызвать изменения в системе ценностей, убеждений и целей, а также изменить отношение человека к себе, окружающим и будущему. Негативные события могут способствовать развитию новых жизненных целей и использованию потенциала для саморазвития, однако они также могут привести к разочарованию, страхам и ограничениям.