Диагностика развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 25.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1 Общая характеристика памяти 7
1.2 Развитие зрительной памяти в дошкольном возрасте 10
1.3 Особенности зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития 12
Выводы по первой главе 14
2 Опытно-экспериментальная работа по диагностике развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития 16
2.1 Методики психологической диагностики развития зрительной памяти в дошкольном возрасте 16
2.2 Организация диагностического изучения развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития 16
2.3 Результаты диагностического изучения развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития 19
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ АОписание диагностических методик 32
ПРИЛОЖЕНИЕ БРаспределение детей дошкольного возраста по уровням развития зрительной памяти 36
Дети с данным уровнем развития долговременной зрительной памяти проявили очень хорошие способности в запоминании. Они за короткий промежуток времени назвали практически все необходимые фигуры.Таким образом, проведенное нами исследование, направленное на изучение особенностей развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста, привело нас к следующим выводам. У детей с задержкой психического развития, в отличии от детей с нормальным психическим развитием, наблюдается преобладание низкого уровня развития всех компонентов зрительной памяти: непроизвольная память, кратковременная память и долговременная память. Это позволяет нам сделать вывод о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются следующие особенности в развитии зрительной памяти: низкий объем всех видов (произвольная, непроизвольная, долговременная) памяти, наблюдается снижение прочности запоминания зрительного материала, наблюдается снижение точности воспроизведения зрительного материала (изменяют цвета, элементы рисунка и т.п.).В то время как у дошкольников с нормальным психическим развитием преобладает средний уровень развития данных компонентов.Это говорит о том, что дошкольники с задержкой психического развития имеют определенные трудности в процессе мнестической деятельности. В процессе зрительного восприятия в памяти детей практически не сохраняется образ предмета, так как перед детьми не стоит цели запомнить. Объем кратковременной и долговременной зрительной памяти таких детей значительно снижен. Дети испытывают трудности при произвольном запоминании наглядного материала. Эти трудности, по нашему мнению, связаны прежде всего с типом дизонтогенеза данных детей. Произвольность внимания играет значимую роль в процессе запоминания любого материала. Также на результат влияют возрастные особенности развития детей. Как мы видим в группе детей с нормальным психическим развитием идет преобладание среднего уровня развития зрительной памяти. Это связано прежде всего с тем, что в данном (старшем дошкольном возрасте). Произвольность зрительной памяти как психического процесса только начинает свое становление. Выводы по второй главеМы изучили особенности развития зрительной памяти у дошкольников с задержкой психического развития. Для достижения поставленной цели мы использовали ряд методик: «10 картинок», «Запомни рисунки», «Исследование зрительной долговременной памяти». Данные исследования показали, что уровни развития зрительной памяти у детей с задержкой психического развития значительно отличаются от тех, которые демонстрируют их сверстники с нормальным развитием. Такие дети испытывают трудности при сохранении образов в памяти при долговременном запоминании. Дети часто отвлекаются, менее мотивированы на выполнение работ по запоминанию материала. Данные особенности связаны прежде всего с видом дизонтогенеза проявляющимся у дошкольников. Итак, проведенное нами исследование, позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются трудности в сохранении зрительного образа предметов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос исследования памяти людей является одним из наиболее часто встречающихся в психологической литературе. Ученые с давних времен исследовали память, ее процессы, функции и свойства. Именно память обеспечивает нормальное функционирование всех психических процессов ребенка. Она также является неотъемлемой частью успешности развития дошкольника.В первой главе своей работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы изучения и определения зрительной памяти, как психического процесса. В ходе анализа психолого-педагогических источников мы определили рабочее понятие «зрительная память – это особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения». Нами было определены основные этапы, из которых складывается зрительная память: сенсорная регистрация, кратковременная память и долговременная память. Также нами были описаны особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием и задержкой психического развития. При анализе психолого-педагогических источников мы выяснили, что особенности зрительной памяти у детей с задержкой психического развития недостаточно изучены и описаны в литературе. Есть небольшие работы, посвященные частичному рассмотрению данных особенностей. Однако они не раскрывают всей глубины отличий детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Во второй главе нашего исследования описана экспериментальная часть работы. Для определения особенностей развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами было организовано исследование. Для достижения цели, поставленной на данном этапе, нами была использованы методики «10 картинок», «Запомни рисунки», «Исследование зрительной долговременной памяти».В результате нами были выявлены уровни развития зрительной памяти у дошкольников с задержкой психического развития. Уровни зрительной памяти у большинства дошкольников с задержкой психического развития находятся в пределах низких показателей. Дети испытывают трудности при запоминании предметных картинок, предлагают новые предметы, называют неверные предметы или фигуры.У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается низкий объем всех видов (произвольная, непроизвольная, долговременная) памяти, наблюдается снижение прочности запоминания зрительного материала, наблюдается снижение точности воспроизведения зрительного материала (изменяют цвета, элементы рисунка и т.п.). В то время как у дошкольников с нормальным психическим развитием преобладает средний уровень развития данных компонентов.Также в ходе исследования нами были отмечены особенности внимания данных детей – наблюдался низкий уровень произвольности, высокая степень отвлекаемости и расторможенности. Таким образом, можно отметить, что у детей с задержкой психического развития в сравнении с их сверстниками с нормальным развитием, имеются особенности в развитии зрительной памяти, а также наблюдаются различия в уровне развития данного вида памяти.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБезруких, М. М. Особенности и закономерности психофизиологического развития ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов / М. М. Безруких. – М. :Владос, 2015.- 144 с.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания / Б. М. Величковский. – М.: Смысл, 2006.- 448 с.Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М. : Детство-Пресс, 2013.- 222 с.Власова, Т. А. Дети с временными задержками развития/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.:Владос, 1971. - 207 с.Выготский, Л. С. Лекции по психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.- 144 с.Губин, Н. В. [Электронный ресурс] // Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс] :научная цифровая библиотека ПОРТАЛУС. -URL: https://vocabulary.ru/slovari/glossarii-psihologicheskih-terminov.html (дата обращения: 31.03.2022). - Загл. с экрана. - Яз. рус.Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская. –М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 144 с.Зинченко, П. И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / П. И. Зинченко. —СПб.: Питер, 2002. - 320 с.Зинченко, П. И. Функциональная структура зрительной памяти / П. И. Зинченко. – М.: Просвещение, 1980. - 212 с.Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников[Электронный ресурс]/ З. М. Истомина. - URL:http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (дата обращения : 31.03.2022).- Загл. с экрана. - Яз. рус.Карабанова, О. А. Возрастная психология: конспект лекций / О. А Карабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.- 239 с. Кузьмина, Е. Г. Психодиагностика в сфере образования / Е. Г. Кузьмина. — М.: ФЛИНТА, 2014.- 311 с.Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — М. : Издательство Юрайт, 2016.- 244 с. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития/ К. С. Лебединская. – СПб. : Речь, 2004.- 326 с. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2017.- 320 с. Лубовский, В. И. Специальная психология / В.И. Лубовский.— М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 464 с.Лурия А.Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М. : Московский университет, 1975.- 106 с. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. – М. : Питер, 2012.- 319 с.Матюгин, И.Ю. Зрительная память / И.Ю. Матюгин, Е.И. Чикаберия. – М. : Просвещение, 1992. - 576 с. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.- 811 с. Петровский, А. В. Психология: Словарь./ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990.- 494 с. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. – М.: АПН, 1999.- 300 с. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2015. - 180 с. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г. А. Урунтаева. – М. : ИЦ «Академия», 2009.- 336 с. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн. – М :Модэк, 2010.- 11 с. Шипицина, Л. М. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына. — М. :Юрайт, 2016. - 287 с. ПРИЛОЖЕНИЕ АОписание диагностических методик1. Методика изучения непроизвольной памяти «10 картинок»Цель: Оценка состояния зрительной непроизвольной памятиСтимульный материал:10 цветных картинок размером 6,5х10 см, (ромашка, стол, кровать, диван, капуста, лук, свекла, слон, заяц, еж)Процедура: испытуемому показывают по очереди картинки – набор из 10 штук (они должны быть знакомы ребенку). При этом экспериментатор не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывается, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитываются, также, как и названные предметы, которых на картинках не было.Критерии оценки:10 баллов – испытуемый узнал 9 – 10 картинок8-9 баллов – испытуемый узнал 7 – 9 картинок5-7 баллов – испытуемый узнал 6 - 7 картинок2-4 балла – испытуемый узнал 3 – 5 картинки0-1 балл – испытуемый назвал 2 картинки или меньшеВыводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.5-7 баллов — средний.2-4 балла — низкий.0-1 балл — очень низкий.2. Методика «Запомни рисунки»Цель: исследование кратковременной зрительной памятиСтимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.Критерии оценки:10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.4-7 баллов — средний.2-3 балла — низкий.0-1 балл — очень низкий.3. Методика «Исследование зрительной долговременной памяти»Цель: исследование зрительной долговременной памяти.Стимульный материал: Вторая картинка с изображением геометрических фигур из предыдущего теста.Процедура: «Вспомни, какие изображения были на первой картинке и снова покажи их на второй картинке».Через 40 минут испытуемому повторно показывают вторую картинку. Ему необходимо воспроизвести максимальное количество информации.Критерии оценки: 10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему.8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений.6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений.4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения.2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения.0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изображения.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.4-7 баллов — средний.2-3 балла — низкий.балл — очень низкий.ПРИЛОЖЕНИЕ БРаспределение детей дошкольного возраста по уровням развития зрительной памятиТаблица Б.1 – Результаты выполнения методики «10 картинок» детьми с нормальным психическим развитиемИмяКоличество балловУровень развитияИра5среднийМиша6среднийКсюша8высокийЛиза5среднийКостя С.3низкийСемен8высокийСофья Г.7среднийТаблица Б.2 – Результаты выполнения методики «10 картинок» детьми с задержкой психического развитияИмяКоличество балловУровень развитияАрсений3низкийАлисия5среднийСофья П.3низкийВаря2низкийКостя К.5среднийКирилл4среднийЛев2низкийТаблица Б.3 – Результаты выполнения методики «Назови картинки» детьми с нормальным психическим развитиемИмяКоличество балловУровень развитияИра6среднийМиша6среднийКсюша8высокийЛиза6среднийКостя С.3низкийСемен6среднийСофья Г.6среднийТаблица Б.4 – Результаты выполнения методики «Назови картинки» детьми с задержкой психического развитияИмяКоличество балловУровень развитияАрсений2низкийАлисия4среднийСофья П.4среднийВаря2низкийКостя К.2низкийКирилл4среднийЛев2низкийТаблица Б.5 – Результаты выполнения методики «Исследование долговременной зрительной памяти» детьми с нормальным психическим развитиемИмяКоличество балловУровень развитияИра6среднийМиша6среднийКсюша8высокийЛиза5среднийКостя С.3низкийСемен7среднийСофья Г.6среднийТаблица Б.6 – Результаты выполнения методики «Исследование долговременной зрительной памяти» детьми с задержкой психического развитияИмяКоличество балловУровень развитияАрсений3низкийАлисия3низкийСофья П.3низкийВаря2низкийКостя К.4среднийКирилл4среднийЛев2низкий
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.
3. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания / Б. М. Величковский. – М.: Смысл, 2006.- 448 с.
4. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. – М. : Детство-Пресс, 2013.- 222 с.
5. Власова, Т. А. Дети с временными задержками развития/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.:Владос, 1971. - 207 с.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.- 144 с.
7. Губин, Н. В. [Электронный ресурс] // Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс] :научная цифровая библиотека ПОРТАЛУС. -URL: https://vocabulary.ru/slovari/glossarii-psihologicheskih-terminov.html (дата обращения: 31.03.2022). - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская. –М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 144 с.
9. Зинченко, П. И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / П. И. Зинченко. —СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
10. Зинченко, П. И. Функциональная структура зрительной памяти / П. И. Зинченко. – М.: Просвещение, 1980. - 212 с.
11. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников[Электронный ресурс]/ З. М. Истомина. - URL:http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (дата обращения : 31.03.2022).- Загл. с экрана. - Яз. рус.
12. Карабанова, О. А. Возрастная психология: конспект лекций / О. А Карабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.- 239 с.
13. Кузьмина, Е. Г. Психодиагностика в сфере образования / Е. Г. Кузьмина. — М.: ФЛИНТА, 2014.- 311 с.
14. Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — М. : Издательство Юрайт, 2016.- 244 с.
15. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития/ К. С. Лебединская. – СПб. : Речь, 2004.- 326 с.
16. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2017.- 320 с.
17. Лубовский, В. И. Специальная психология / В.И. Лубовский.— М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 464 с.
18. Лурия А.Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М. : Московский университет, 1975.- 106 с.
19. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. – М. : Питер, 2012.- 319 с.
20. Матюгин, И.Ю. Зрительная память / И.Ю. Матюгин, Е.И. Чикаберия. – М. : Просвещение, 1992. - 576 с.
21. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.- 811 с.
22. Петровский, А. В. Психология: Словарь./ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Политиздат, 1990.- 494 с.
23. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с.
24. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. – М.: АПН, 1999.- 300 с.
25. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2015. - 180 с.
26. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г. А. Урунтаева. – М. : ИЦ «Академия», 2009.- 336 с.
27. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн. – М :Модэк, 2010.- 11 с.
28. Шипицина, Л. М. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына. — М. :Юрайт, 2016. - 287 с.
Вопрос-ответ:
Что такое зрительная память?
Зрительная память - это способность запоминать и воспроизводить визуальную информацию, полученную через зрительные ощущения.
Как развивается зрительная память у дошкольников?
В дошкольном возрасте зрительная память развивается путем повторения и тренировки. Дети учатся запоминать и воспроизводить визуальную информацию, например, при играх со схемами и рисунками.
Какие особенности зрительной памяти у дошкольников с задержкой психического развития?
Дошкольники с задержкой психического развития могут иметь ослабленную зрительную память, что затрудняет усвоение новой информации. Они могут иметь проблемы с запоминанием и воспроизведением визуальной информации.
Как диагностируется развитие зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития?
Диагностика развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития проводится с помощью специальных тестов и заданий, которые позволяют оценить способность ребенка запоминать и воспроизводить информацию по зрительным образам.
Какие вывода можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что зрительная память является важным аспектом развития дошкольников с задержкой психического развития. Она требует особого внимания и тренировки для того, чтобы дети смогли эффективно усваивать новую информацию.
В чем заключается проблема развития зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития?
Проблема заключается в том, что у дошкольников с задержкой психического развития развитие зрительной памяти отличается от нормы.
Какова общая характеристика памяти у дошкольников?
Память у дошкольников – это способность запоминать, сохранять и извлекать информацию. Она активно развивается в этом возрасте.
Как происходит развитие зрительной памяти в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте зрительная память развивается через осуществление различных видов зрительной деятельности, таких как рисование, раскрашивание и сборка пазлов.
Какие особенности имеет зрительная память у дошкольников с задержкой психического развития?
У дошкольников с задержкой психического развития зрительная память может быть менее развита, у них может быть сложность в запоминании и воспроизведении визуальной информации.