Современные аспекты лечебно-диагностической деятельности медицинской сестры при осуществлении ухода за пациентом с бронхиальной астмой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ 6
1.1. Основные направления деятельности медицинской сестры при организации и осуществлении сестринского ухода в соответствии с современной теорией сестринского дела 6
1.2. Понятие о заболевании бронхиальной астмы и история изучения заболевания 10
1.3. Эпидемиология заболевания бронхиальной астмы 14
1.4. Особенности диагностической деятельности при организации и осуществлении сестринского ухода с бронхиальной астмой 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 22
2.1. Основные принципы сестринского вмешательства пациентам с бронхиальной астмой 22
2.2. Рекомендации по сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмой 25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕСестринский диагноз отражает состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.Сестринский диагноз отражает физические, социальные и психологические проблемы, возникшие у пациента в связи с болезнью, он нацелен на действия, являющиеся ответом на реакцию организма больного.Бронхиальная астма является наиболее распространенным хроническим заболеванием во всем мире среди детей и молодых людей. При этом, несмотря на длительность изучения и серьезность данного заболевания, бронхиальная астма требует дальнейших исследований относительно постановки диагноза и разработки методов ее терапии, включая сопровождение пациентов.В последние годы распространенность бронхиальной астмы увеличивается по всему миру, что связывают с увеличением загрязнения окружающей среды.Существует ряд факторов риска развития иобострения бронхиальной астмы, которые могут быть врожденными, генетически обусловленными, и приобретенными, как аллергенными, так и неаллергической природы.ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ2.1. Основные принципы сестринского вмешательства пациентам с бронхиальной астмойЭффективность лечения пациентов с бронхиальной астмой, зависит от того, как точно выполняются врачебные назначения. Если человек недостаточно осведомлен о своем заболевании, он может игнорировать назначения врача, что может привести к ухудшению состояния больного.В развитии приступа бронхиальной астмы выделяют три периода:- первый период – период предвестников, он длится от нескольких часов до 2–3 суток, либо может отсутствовать. Характеризуется появлением першения в горле, заложенности и зуда носа, ушей, чиханием, беспокойством, нарушением сна, зуд верхней части грудной клетки и шеи. - второй период – период удушья. Больной испытывает ощущение нехватки воздуха, с преимущественным затруднением выдоха. Он становится продолжительным (в 3–4 раза длиннее вдоха), мучительным и шумным. Пациент с трудом отвечает на вопросы. На расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Беспокоит сухой, приступообразный кашель, мокрота не отходит. Больной принимает вынужденное положение – сидя, слегка наклонившись вперед и опираясь руками о край кровати, голова втянута. Частота дыхательных движенийснижается до 10-12 в минуту. В акт дыхания включается дополнительная дыхательная мускулатура (мышцы груди, спины, плечевого пояса, брюшного пресса). Может появиться цианоз и чувство страха смерти. Грудная клетка вздута, принимает бочкообразную форму. Перкуторно определяется коробочный звук. При аускультации легких – дыхание ослабленное везикулярное, слышны рассеянные сухие хрипы. Пульс учащен, акцент II тона над легочной артерией. - третий период – период обратного развития приступа, характеризуется отхождением вязкой «стекловидной» мокроты, иногда в виде «веточек» (слепки мелких бронхов). При микроскопии в ней обнаруживают много эозинофилов, кристаллы Шарко – Лейдена и спирали Куршмана. Состояние пациента улучшается, при перкуссии уменьшается количество хрипов.Неотложная помощь медицинской сестры при приступе бронхиальной астмы подразумевает независимые и зависимые действия (табл. 2)[17].Таблица 2Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмыНезависимые действия медицинской сестры1.Вызвать врача!Оказание квалифицированной медицинской помощи2.Помочь пациенту принять вынужденное положениеУлучшение дыхательной экскурсии легких3.Успокоить больногоОбеспечение психологического покоя4.Расстегнуть стесняющую одеждуОблегчение дыхания5.Дать ингалятор с аэрозолем бронхолитического препарата (сальбутамол, беротек, беродуал). Проконтролировать правильность его примененияСнятие спазма гладкой мускулатуры бронхов6. Обеспечить приток свежего воздуха или ингаляции увлажненного кислородаУлучшение оксигенации крови.7. На задне – боковые отделы грудной клетки поставить горчичники (при отсутствии аллергии на горчичное масло)Усиление бронхолитического эффекта8. Сделать горячие ручные и ножные ванночки (температура воды 40-42оС).Рефлекторное воздействие, улучшение дренажной функции легких9. Дать горячее щелочное питье или сделать щелочные ингаляцииРазжижение и улучшение отхождения мокроты.10. Наблюдать за состоянием пациента, контролировать ЧДД, пульс, АД, выслушивать легкиеДинамическое наблюдение за состоянием больного.Зависимые действия медицинской сестрыС помощью небулайзера ингаляционно ввести бронхорасширяющий препарат: ✓сальбутамол (вентолин); ✓ фенотерол (беротек); ✓ипратропия бромид (атровент); ✓беродуал (ипратропия бромид + фенотерол), гормональный препарат (будесонид). Внутривенно медленно ввести раствор эуфиллина 2,4% 5 – 10 мл на 5 – 10 мл физиологического раствора натрия хлорида. При неэффективности – раствор преднизолона 30 – 60 мг внутривенно, подкожно – раствор адреналина 0,1% 0,3 – 0,5 млДостижение бронхолитического эффекта.Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов: Оценка физического и психического состояния пациента: сбор информации о больном посредством опроса его и его родственников. Определение проблем и потребностей больного. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.Планирование. Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход.Медсестра осуществляет следующие действия: 1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например «Жизнь с астмой». 2. Обучает правильной технике дыхания. Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья[14].Медицинская сестра может осуществлять занятия в школах бронхиальной астмы по обучению пациентов специфике поведения при их заболевании:- особенности приема отхаркивающих и муколитических препаратов и других лекарственных средств;- обучение пациента и его родственников правилам использования ингаляторам, контроль сохранения данных навыков;- обучение особенностям диетотерапии при бронхиальной астме: гипоаллергенная диета, которая должна быть полноценной, сбалансированной и разнообразной;- рекомендации по организации быта;- профилактические действия по предупреждению приступов (первичная, вторичная, третичная профилактика).2.2. Рекомендации по сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмойОдной из основных задач медицинской сестры является обучение пациента самостоятельному и правильному пользованию средствами доставки препарата, техникой пикфлоуметрии и распознанию признаков обострения болезни. Среднему медперсоналу необходимо ежедневно оценивать проблемы больного, как существующие, так и новые, и на основании полученных данных составлять план ухода, соответствующего потребностям больного. По результатам выполненного исследования были разработаны следующие рекомендации для пациентов с бронхиальной астмой:Необходимо соблюдать все рекомендации по лечению и предупреждению развития приступов.Вести дневник самонаблюдения.Регулярно совершать пешие прогулки на свежем воздухе.Исключить возможности контакта с аллергенами.Соблюдать гипоаллергенную диету, с обеспечением продуктов, богатых белком, и обеспечением обильного теплого питья. Контролировать температуру тела, частоту пульса, артериальное давление, частоту дыхательных движений;Контролировать характер и количество мокроты.Отказаться от курения.Часто проводить влажную уборку дома.По возможности исключить профессиональные вредности.Находиться под постоянным диспансерным наблюдением.Рекомендации для медицинских сестер:Установить психологический контакт с пациентом, обеспечивающий доверие и возможность длительного сотрудничества.Обучить пациента особенностям использования ингалятором, нибулайзером, и др.Обучить пациента и его родственников самопомощи во время приступов бронхиальной астмы.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕНеотложная помощь медицинской сестры при приступе бронхиальной астмы подразумевает независимые и зависимые от врача действия.Среднему медперсоналу необходимо ежедневно оценивать проблемы больного, как существующие, так и новые, и на основании полученных данных составлять план ухода, соответствующего потребностям больного.По результатам исследования были разработаны рекомендации для пациентов и среднего медицинского персонала.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ последние годы заболеваемость бронхиальной астмой как в мире, так и в России неуклонно увеличивается, а поздняя диагностика и несвоевременное лечение данного заболевания приводит к прогрессированию заболевания, утяжелению его течения, развитию осложнений и ранней инвалидизации, что снижает качество жизни и ухудшает прогноз болезни для пациентов. Оказание сестринской помощи пациентам с бронхиальной астмой позволяет значительно облегчить их жизнь и состояние здоровья. Прямой задачей медицинской сестры является наблюдение за состоянием больного и предварительная оценка его статуса перед врачебным приемом. Кроме того, медицинская сестра самостоятельно может обучить пациента и его родственников правильно использовать ингаляционные препараты и устройства, а также контролировать технику ингаляции в динамике.Выводы:Роль медицинской сестры в сопровождении пациента заключается в соблюдении назначенного лечения, обучении пациента использованию лекарственных средств, поддерживая, тем самым, состояние больного на максимально возможном оптимальном уровне, а также, в случае необходимости, оказании неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы. Заболевание бронхиальной астмой представляет собой серьезное, широко распространенное хроническое заболевание, требующее своевременного выявления и сопровождения с целью облегчения симптомов заболевания.В диагностике бронхиальной астмы определяют непосредственно наличие заболевания, а также факторы, обусловливающие его возникновение и факторы риска для обострения бронхиальной астмы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвдеев С. Н., Ненашева Н. М., Жуденков К. В., Петраковская В. А., Изюмова Г. В. Распространенность, заболеваемость, фенотипы и другие характеристики тяжелой бронхиальной астмы в Российской Федерации // Пульмонология. 2018. № 28 (3). С. 342-358.Астма / Всемирная организация здравоохранения. 2021. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/asthma.Бараховская Т. В. Бронхиальная астма : Учебное пособие. Иркутск : МЗ РФ ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, 2015. 53 с.Белевский А. С. Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой // Практическая пульмонология. 2008. №2. С. 60-62.Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких : Учебное пособие для студентов, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования «Лечебное дело». Тверь : ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» МЗ РФ, 2018. 29 с.Выхристенок Л. Р. Бронхиальная астма : пособие. Витебск : ВГМУ, 2016. 67 с.Гармаш В. Я., Куликов С. А. История развития представлений о бронхиальной астме // Наука молодых. 2018. Т. 6, № 2. С. 298-307.Заболеваемость бронхиальной астмой. Профилактика. URL: http://34.rospotrebnadzor.ru/.Ильин А. В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы) // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. №43. С. 116-123.Манжилеева Т. В., Можина Л. Н., Куделя Л. М. и др. Популяционное изучение распространенности бронхиальной астмы в Г. Новосибирске // Сибирский научный медицинский журнал. 2016. Т. 36. № 5. С. 83-87.Модель Хендерсон / Сестринское дело. URL: http://sestrinskoe-delo.ru/modeli-sestrinskogo-uchoda/model-chenderson.Назарбаева М.К., Досимов А.Ж., Бухарбаева Ж.Б., Васильева Е.С. Эпидемиология и особенности течения бронхиальной астмы у детей // West Kazakhstan Medical Journal. 2014. №4 (44). С. 4-6.Намазова Л. С., Огородова Л. М., Геппе Н. А., Левина Ю. Г., Сурков А. Г., Эфендиева К. Е., Петровский Ф. И., Балаболкин И. И., Вознесенская Н. И., Коростовцев Д. С., Сидоренко И. В., Смолкин Ю. С., Чебуркин А. А. Бронхиальная астма // Педиатрическая фармакология. 2006. №2. С. 12-25.Омарова Г. Ш., Николаева Е. В. Роль психологической работы медицинской сестры в профилактике и лечении детей с бронхиальной астмой // Научное обозрение. 2019. № 1. С. 66-69.Подопригора Г. М. Сестринский диагноз и качество медицинской помощи // Медицинская сестра. 2007. № 8. С. 31-32.Резолюция Круглого стола «Проблема легочных заболеваний в России». Россия, Москва, 29 ноября 2019 г. 5 с. URL: https://vspru.ru/media/853321/4.pdf.Сестринский процесс при бронхиальной астме. URL: https://skmk-stav.ru/wp-content/uploads/su-v-terapii-bronhialnaya-astma.pdf.Сыров В. В. Представления об эпидемиологии и возможностях профилактики бронхиальной астмы на современном этапе // Аллергология и иммунология в педиатрии. 2016. №3 (46). С. 20-33.Ушакова Д. В., Никонов Е. Л. Эпидемиология бронхиальной астмы // Терапия. 2018. № 2. URL: https://lib.medvestnik.ru/articles/Epidemiologiya-bronhialnoi-astmy.html.Черняк Б.А., Иванов А.Ф. Факторы риска обострений бронхиальной астмы // Астма и аллергия. 2017. №4. С. 3-6.

1. Авдеев С. Н., Ненашева Н. М., Жуденков К. В., Петраковская В. А., Изюмова Г. В. Распространенность, заболеваемость, фенотипы и другие характеристики тяжелой бронхиальной астмы в Российской Федерации // Пульмонология. 2018. № 28 (3). С. 342-358.
2. Астма / Всемирная организация здравоохранения. 2021. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/asthma.
3. Бараховская Т. В. Бронхиальная астма : Учебное пособие. Иркутск : МЗ РФ ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, 2015. 53 с.
4. Белевский А. С. Взаимодействие врача и медицинской сестры при ведении больного бронхиальной астмой // Практическая пульмонология. 2008. №2. С. 60-62.
5. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких : Учебное пособие для студентов, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования «Лечебное дело». Тверь : ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» МЗ РФ, 2018. 29 с.
6. Выхристенок Л. Р. Бронхиальная астма : пособие. Витебск : ВГМУ, 2016. 67 с.
7. Гармаш В. Я., Куликов С. А. История развития представлений о бронхиальной астме // Наука молодых. 2018. Т. 6, № 2. С. 298-307.
8. Заболеваемость бронхиальной астмой. Профилактика. URL: http://34.rospotrebnadzor.ru/.
9. Ильин А. В. Современные методы диагностики бронхиальной астмы (обзор литературы) // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. №43. С. 116-123.
10. Манжилеева Т. В., Можина Л. Н., Куделя Л. М. и др. Популяционное изучение распространенности бронхиальной астмы в Г. Новосибирске // Сибирский научный медицинский журнал. 2016. Т. 36. № 5. С. 83-87.
11. Модель Хендерсон / Сестринское дело. URL: http://sestrinskoe-delo.ru/modeli-sestrinskogo-uchoda/model-chenderson.
12. Назарбаева М.К., Досимов А.Ж., Бухарбаева Ж.Б., Васильева Е.С. Эпидемиология и особенности течения бронхиальной астмы у детей // West Kazakhstan Medical Journal. 2014. №4 (44). С. 4-6.
13. Намазова Л. С., Огородова Л. М., Геппе Н. А., Левина Ю. Г., Сурков А. Г., Эфендиева К. Е., Петровский Ф. И., Балаболкин И. И., Вознесенская Н. И., Коростовцев Д. С., Сидоренко И. В., Смолкин Ю. С., Чебуркин А. А. Бронхиальная астма // Педиатрическая фармакология. 2006. №2. С. 12-25.
14. Омарова Г. Ш., Николаева Е. В. Роль психологической работы медицинской сестры в профилактике и лечении детей с бронхиальной астмой // Научное обозрение. 2019. № 1. С. 66-69.
15. Подопригора Г. М. Сестринский диагноз и качество медицинской помощи // Медицинская сестра. 2007. № 8. С. 31-32.
16. Резолюция Круглого стола «Проблема легочных заболеваний в России». Россия, Москва, 29 ноября 2019 г. 5 с. URL: https://vspru.ru/media/853321/4.pdf.
17. Сестринский процесс при бронхиальной астме. URL: https://skmk-stav.ru/wp-content/uploads/su-v-terapii-bronhialnaya-astma.pdf.
18. Сыров В. В. Представления об эпидемиологии и возможностях профилактики бронхиальной астмы на современном этапе // Аллергология и иммунология в педиатрии. 2016. №3 (46). С. 20-33.
19. Ушакова Д. В., Никонов Е. Л. Эпидемиология бронхиальной астмы // Терапия. 2018. № 2. URL: https://lib.medvestnik.ru/articles/Epidemiologiya-bronhialnoi-astmy.html.
20. Черняк Б.А., Иванов А.Ф. Факторы риска обострений бронхиальной астмы // Астма и аллергия. 2017. №4. С. 3-6.

Вопрос-ответ:

Что такое бронхиальная астма и как диагностируется?

Бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной реактивностью бронхов и приступообразными приступами одышки, кашля и задымления. Диагностика бронхиальной астмы проводится на основе медицинской истории пациента, клинических симптомов, результатов лабораторных и инструментальных исследований, таких как спирометрия и пикфлоуметрия.

Каковы основные направления деятельности медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой?

Основные направления деятельности медицинской сестры при уходе за пациентом с бронхиальной астмой включают следующие: оценку состояния пациента, проведение прописанного лечения (в том числе контроль за приемом лекарств), обучение пациента правильной технике ингаляционных препаратов, предоставление пациенту информации по управлению бронхиальной астмой в повседневной жизни, регулярный мониторинг состояния пациента и поддержка в процессе самоконтроля.

Каковы современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме?

Современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме включают следующее: учет индивидуальных особенностей пациента, разработку индивидуального плана ухода, внедрение мультимодального подхода в лечении астмы, обучение пациентов самоконтролю и самолечению, использование технологий электронного здравоохранения для мониторинга состояния пациентов.

Какова история изучения заболевания бронхиальной астмы?

История изучения заболевания бронхиальной астмы началась с древних времен, но первые свидетельства о самом заболевании появились в Египте где-то в 2600 году до н.э. В течение веков, с развитием науки и медицины, понимание бронхиальной астмы и ее лечение стали более систематизированными. В 19 и 20 веках появились первые специфические препараты для лечения астмы, а также были разработаны методы спирометрии и пикфлоуметрии для диагностики и мониторинга заболевания.

Какие основные направления деятельности медицинской сестры при организации и осуществлении сестринского ухода в соответствии с современной теорией сестринского дела?

Основные направления деятельности медицинской сестры при организации и осуществлении сестринского ухода в соответствии с современной теорией сестринского дела включают: выполнение профессиональных манипуляций (введение лекарственных препаратов, проведение ингаляций, измерение показателей физиологического состояния пациента и т.д.), образовательную деятельность (проведение инструктажей, обучение пациента правилам самоконтроля и самоуправления заболеванием), психосоциальную поддержку (разговоры с пациентом о его состоянии, проявление понимания и эмпатии), координацию медицинского процесса (организация пребывания пациента в стационаре, взаимодействие с врачами и другими медицинскими специалистами) и многое другое.

Что такое бронхиальная астма и какова история изучения этого заболевания?

Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся приступами удушья, одышкой, затрудненным выдохом и другими симптомами. История изучения этого заболевания начинается в древние времена, однако научные исследования и прогресс в лечении астмы получили существенное развитие только в последние десятилетия. Сейчас бронхиальная астма изучается в различных аспектах, включая генетические предрасположенности, влияние окружающей среды, роль аллергических реакций и воспаления в патогенезе, а также разработку современных методов лечения и контроля болезни.

Каковы современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме?

Современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме включают: индивидуализацию плана ухода в зависимости от степени тяжести заболевания и потребностей пациента, использование современных информационных технологий для мониторинга состояния пациента и его лечения, учет психологических и социальных аспектов заболевания и его влияния на пациента и его семью, активное взаимодействие с другими медицинскими специалистами для достижения оптимального результата лечения.

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся приступами задышки, частым кашлем и ухудшением функции легких. Она возникает из-за воспаления и отека бронхов, что приводит к сужению их просвета и затруднению прохождения воздуха.

Какие основные направления деятельности медицинской сестры при бронхиальной астме?

Основные направления деятельности медицинской сестры при организации и осуществлении сестринского ухода при бронхиальной астме включают следующие: обучение пациента методам контроля болезни, научение правильному использованию ингаляторов, оказание помощи при приступах задышки, контроль за приемом лекарств, мониторинг состояния больного и его реакции на лечение, психологическая поддержка пациента и его близких.

Какие современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме?

Современные аспекты организации и осуществления сестринского ухода при бронхиальной астме включают: индивидуальный подход к каждому пациенту, использование современных методов лечения и обучения, активное использование информационных технологий для мониторинга состояния больного и связи с врачом, учет особенностей пациента при планировании и проведении лечения, обеспечение непрерывности ухода и поддержание долгосрочных отношений с пациентом и его семьей.