Развитие у дошкольников средств выразительной передачи образа при подготовке к игре-драматизации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 20 20 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы проблемы развития у дошкольников средств выразительной передачи образа при подготовке к игре-драматизации 5
1.1 Сущность понятия «игра-драматизация» 5
1.2 Виды игр-драматизаций 8
2 Методическая разработка по проблеме развития у дошкольников средств выразительной передачи образа при подготовке к игре-драматизации 12
2.1 Методы и приемы развития у дошкольников средств выразительной передачи образа в играх-драматизациях 12
2.2 Игра-драматизация как средство развития выразительности речи дошкольников 15
Заключение 18
Список литературы 19


Фрагмент для ознакомления

Также необходимо поэтапное обучение детей воплощению в образ. Это предварительное чтение и анализ художественного произведения, особенностей образа, выполнение упражнений, которые формируют умения выразительно выражать эмоциональное состояние, реплики героев, пользоваться различными выразительными средствами (голос, мимика, жесты).

2.2 Игра-драматизация как средство развития выразительности речи дошкольников

Игра-драматизация является одним из главных средств в развитии выразительности речи дошкольников. Игра позволяет ребенку почувствовать всю красоту родного языка, при этом обогащая разнообразием его речь. Активное использование в режимных процессах данных игр способствует совершенствованию интонации, обогащению детской речи выразительными средствами.
Игра-драматизация в доступной для понимания и интересной форме способствует раскрытию дошкольником своих возможностей для развития выразительности. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок выбирает роль понравившегося героя и тем самым начинает перевоплощаться в образ, в результате ребенок проигрывает эмоции героя, позволяющие ему передать манеру речи, темп и силу голоса характерную для выбранного персонажа.
Чтобы включить игры-драматизации в повседневное и самостоятельное проигрывание таких игр дошкольником, для начала воспитателю необходимо вырабатывать заинтересованность к играм-драматизациям, для этого в свою работу он включает показ детям небольших кукольных представлений, содержанием которых выступают знакомые детям сказки и потешки. В дальнейшем ребенок может самостоятельно включаться в спектакль, необходимо выработать у дошкольника желание и умение грамотно до полнить фразы диалога понравившихся героев.
Важным аспектом работы воспитателя является систематическое расширение игрового навыка, проявляющегося при освоении всех видов игрдраматизаций. Реализация присущих задач выполняется благодаря систематическому осложнению театрализованных игр, в которые включается дошкольник. Усложнение игр-драматизаций проявляется в ее видах:
– игра-имитация отдельных движений человека, животных и птиц (ребята проснулись, потянулись, цветочки тянутся к солнцу) и имитация ключевых эмоций человека (пошел снег – дети обрадовались: улыбнулись, похлопали в ладоши);
– игра-имитация цепочки последовательных действий в комбинации с показом основных эмоций персонажа (зайчик увидел лису, напугался и спрятался за дерево);
– игра-имитация знакомых образов персонажей из сказок и литературных произведений (кошка крадется за мышкой, храбрый петушок бежит по тропинке);
– игра-импровизация под музыкальное сопровождение («Веселый дождик», «Пляшут звери на опушке»);
– однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, содержанием являются тексты стихотворений и прибауток, читаемые воспитателем (С.Я. Маршак «Перчатки», В. Берестов «Больная кукла»);
– игра-импровизация по тексту, взятому из коротких сказок, рассказов и стихотворений, рассказываемые воспитателем (К.Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Е. Чарушин «Утка с утятами»);
– ролевой диалог героев сказки («Рукавичка», «Заюшкина избушка»);
– инсценирование фрагментов из сказок животных («Как цыпленок голос искал», «Лиса и Котофей Иванович»);
– однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами из народных сказок («Колобок», «Репка») и авторским текстам (Б. Заходер «Собачкины огорчения», К. Чуковский «Цыпленок»).
Организация игр-драматизаций делится на три стадии:
– художественное понимание произведений литературного и фольклорного жанра;
– освоение специализированных умений с целью развития в ребенке позиции – актер;
– становление самостоятельной творческой деятельности.
Старшие дошкольники продолжают совершенствовать исполнительские умения. Педагог учит без посторонней помощи находить средства образной выразительности. Драматический конфликт, формирование нравов, накал обстановки, краткие, живые обращения и выразительность стиля – все, без сомнения, развивает оптимальные условия для разыгрывания игр-драматизаций с помощью сюжетов из сказок.
Таким образом, игра-драматизация не только выступает формой развлечения, снятия эмоционального напряжения, но и является эффективным средством развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Играя в такую игру, старший дошкольник перевоплощается в понравившегося персонажа, тем самым проигрывает его образ, в это время ребенок должен показать характер персонажа, его чувства, манеру говорения, которая подразумевает мелодику, силу голоса, темп, таким образом у ребенка автоматически развивается речевая выразительность. Дошкольникам удается освоить речевые обороты и шаблоны, необходимые для общения в обществе благодаря проигрыванию ролей в играх-драматизациях. Чем больше педагог будет включать в режимный процесс игры-драматизации, тем лучше и быстрее будут совершенствоваться диалогическая и монологическая речь, развиваться интонационная выразительность в речи дошкольника.
Заключение

Игра-драматизация в доступной для понимания и интересной форме способствует раскрытию дошкольником своих возможностей для развития выразительности. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок выбирает роль понравившегося героя и тем самым начинает перевоплощаться в образ, в результате ребенок проигрывает эмоции героя, позволяющие ему передать манеру речи, темп и силу голоса характерную для выбранного персонажа.
Выделяют следующие виды игр-драматизаций: с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, с пальчиками, импровизация. Такие игры легко запоминаются детьми, ведь ведущей деятельностью дошкольника является игра. Активное использование в режимных процессах данных игр способствует совершенствованию интонации, обогащению детской речи выразительными средствами.
Чтобы включить игры-драматизации в повседневное и самостоятельное проигрывание таких игр дошкольником, для начала воспитателю необходимо вырабатывать заинтересованность к играм-драматизациям, для этого в свою работу он включает показ детям небольших кукольных представлений, содержанием которых выступают знакомые детям сказки и потешки. В дальнейшем ребенок может самостоятельно включаться в спектакль, необходимо выработать у дошкольника желание и умение грамотно дополнить фразы диалога понравившихся героев. Важным аспектом работы воспитателя является систематическое расширение игрового навыка, проявляющегося при освоении всех видов игр-драматизаций.
Список литературы

Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 17–20.
Антипова, Л. А. Драматизация как инновационный подход к формированию иноязычной компетенции / Л. А. Антипова, Н. А. Стадульская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 10–13.
Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
Бац, Е. Ю. Театр перчаток / Е. Ю. Бац // Дошкольное образование. – 2011. – №16. – С. 44–46.
Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В. Я. Воронова. – М. : Просвещение, 2001. – 356 с.
Галянт, И. Г. Художественно-творческое воспитание дошкольников в условиях интеграции образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: монография / И. Г. Галянт. ( Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2012. − 168 с.
Граник, Г. Г. Драматургия, драматургия, театр / Г. Г. Граник. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 320 с.
Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры / С. И. Мерзлякова. – Москва: Обруч, 2012. – 152 с.
Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду : методические рекомендации / Е.В. Мигунова. – М. : Сфера, 2009. – 128 с.
Морозовская, Н. Театрализация как средство развития речи детей / Н. Морозовская // Дошкольное образование. – 2012. – №7. – С. 63–67.
Надолинская, Т. В. Театрализованная игра (драматизация) как социокультурный и педагогический феномен / Т. В. Надолинская // Педагогика искусства. – 2009. – № 4. – С. 138–141.
Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети : кукольный театр и театрализованные игры для детей / Н. Ф. Сорокина. – М. : Обруч, 2012. – 240 с.
Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 160 с.











7

Список литературы

1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 17–20.
2. Антипова, Л. А. Драматизация как инновационный подход к формированию иноязычной компетенции / Л. А. Антипова, Н. А. Стадульская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 10–13.
3. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
5. Бац, Е. Ю. Театр перчаток / Е. Ю. Бац // Дошкольное образование. – 2011. – №16. – С. 44–46.
6. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В. Я. Воронова. – М. : Просвещение, 2001. – 356 с.
7. Галянт, И. Г. Художественно-творческое воспитание дошкольников в условиях интеграции образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: монография / И. Г. Галянт.  Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2012. − 168 с.
8. Граник, Г. Г. Драматургия, драматургия, театр / Г. Г. Граник. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 320 с.
9. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников /
Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
10. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
11. Мерзлякова, С. И. Театрализованные игры / С. И. Мерзлякова. – Москва: Обруч, 2012. – 152 с.
12. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду : методические рекомендации / Е.В. Мигунова. – М. : Сфера, 2009. – 128 с.
13. Морозовская, Н. Театрализация как средство развития речи детей / Н. Морозовская // Дошкольное образование. – 2012. – №7. – С. 63–67.
14. Надолинская, Т. В. Театрализованная игра (драматизация) как социокультурный и педагогический феномен / Т. В. Надолинская // Педагогика искусства. – 2009. – № 4. – С. 138–141.
15. Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети : кукольный театр и театрализованные игры для детей / Н. Ф. Сорокина. – М. : Обруч, 2012. – 240 с.
16. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы и приемы помогают развитию у дошкольников средств выразительной передачи образа при подготовке к игре драматизации?

Существует множество методов и приемов, которые помогают развивать у детей выразительность в драматической игре. К ним относятся: использование различных предметов и костюмов для создания образов, проведение игровых упражнений на развитие мимики и жестов, работа с голосом и интонацией, игры на эмоциональное выражение и переживание разных чувств. Важно также организовывать совместное творчество и коллективные игры, чтобы дети могли взаимодействовать и развивать навыки выразительности совместно с другими детьми.

Что такое игра драматизация?

Игра драматизация - это форма театральной деятельности, при которой дети создают и исполняют роли, передают эмоции и выражают себя через драматическое действие. Она позволяет развивать у детей творческое мышление, воображение, умение сотрудничать, а также способность выражать свои мысли и чувства. В ходе игр драматизации дети могут использовать различные материалы, костюмы и предметы, чтобы создавать образы и передавать их выразительно.

Какие виды игр драматизаций существуют?

Существуют разные виды игр драматизаций, которые подходят для разных возрастов и разных целей. Например, игровые импровизации, где дети могут выражать свои мысли и чувства через имитацию разных ролей. Также есть игры-ролевые палочки, где дети используют предметы и костюмы для создания образов и драматического действия. Еще один вид - коллективные игры, где дети вместе с другими разрабатывают сюжет и исполняют свои роли.

Какие средства выразительной передачи образа развиваются у дошкольников при подготовке к игре драматизации?

У дошкольников при подготовке к игре драматизации развивается выразительность речи, мимика, жесты, пластика. Они учатся использовать свой голос, выражать разные эмоции, передавать характер и настроение своего персонажа. Кроме того, развивается фантазия и творческое мышление.

Какова сущность понятия "игра драматизация"?

Игра драматизация - это вид игры, в которой дети играют роли разных персонажей и воплощают различные сюжеты. Они используют свою фантазию, выражают эмоции и передают образы персонажей с помощью языка, речи, мимики, жестов. Это позволяет детям развивать свою личность, общаться, учиться сотрудничать и развивать творческие способности.

Какие виды игр драматизаций существуют?

Существует несколько видов игр драматизаций. Например, это игры-передвижения, в которых дети передвигаются по пространству, выполняют движения и жесты, иллюстрирующие действие сюжета. Также есть игры-импровизации, в которых дети создают сюжет и диалоги сами, используя свои воображение и творческие способности. Еще один вид игр - это рассказывание и передача сюжета с помощью мимики, жестов и пластики.

Какие методы и приемы используются при развитии у дошкольников средств выразительной передачи образа?

При развитии у дошкольников средств выразительной передачи образа используются различные методы и приемы. Например, детям предлагают упражнения на развитие речевых навыков, такие как диктовка стихотворений, разучивание диалогов, импровизация на заданную тему. Также применяются упражнения на развитие мимики и пластики, например, игры с использованием масок, упражнения на передачу различных эмоций через мимику и жесты. Важным методом является игровая деятельность, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, создавая сюжеты и роли.

Что такое игра драматизация?

Игра драматизация - это вид деятельности, которая позволяет дошкольникам выразительно передавать образы и эмоции через имитацию ролей и ситуаций. Дети во время игры драматизации могут использовать различные средства выразительности, такие как жесты, мимику, голосовые интонации и пр.

Какие методы и приемы помогают развить у дошкольников средства выразительной передачи образа при подготовке к игре драматизации?

Существует множество методов и приемов, которые способствуют развитию выразительности у дошкольников. Например, детям можно предложить игры-драматизации на основе сказок или любимых историй, где они сами выступают в роли персонажей. Также полезно проводить занятия по разбору выразительных средств - дети могут рассматривать фотографии, исследовать мимику и жесты персонажей, а затем попробовать их повторить. Важно создавать условия для самовыражения детей и поддерживать их интерес к игре драматизации.