.Новый тип взаимоотношений в системе «врач - пациент»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 22 22 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.05.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Коммуникативные основы взаимодействия врача и пациента 4
Глава 2. Модели взаимоотношений врача и пациента 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Они выступают одной из форм выражения нравственных начал в медицинской практике вообще. Выполнение данных принципов является не только правом врача, но и нравственным требованием, предъявляемым к нему, что положительно влияет на качество всего медицинского обслуживания.В структуре моральных начал взаимоотношений врача и пациента можно выделить следующие компоненты: универсальные нравственные принципы; требования и правила, которые определяются сущностью отношений в рамках врачевания и свойственны всем их видам; нравственные особенности, присущие конкретному виду врачебной деятельности и обязательные к выполнению для всех носителей.Универсальные нравственные принципы имеют характер общеобязательных и общепринятых требований, характерных для всех областей жизни общества и наиболее важных для медицинской деятельности. К ним относятся: справедливость, гуманизм, добросовестность, достоинство, честность, критическая самооценка, принципиальность, объективность, соблюдение правил общей культуры поведения. Данные универсальные принципы, являющиеся по своей сути общечеловеческими, не только находятся в основе конкретного типа взаимоотношений, но и образуют базис всех общественных отношений, в том числе и отношений между врачом и пациентом. Специфика врачебной деятельности обусловлена сложностью и разнообразием решаемых задач. В зависимости от формы закрепления этических начал взаимоотношений врача и пациента следует выделить:нравственные критерии, закрепленные в юридических нормах (например, в Законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и др.).правила поведения, закрепленные в документах, посвященных этическим аспектам (например, Кодекс врачебной этики РФ (1997 г.), Международный кодекс врачебной этики (принят 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г.). Данные правила и требования обязательны для исполнения теми лицами, к которым они обращены.устоявшиеся в обществе традиции, обычаи, соответствующие общим принципам морали. К ним относятся добросовестность, принципиальность, честность и др.В настоящее время в числе наиболее значимых качеств врача рассматриваются не только профессиональные умения, знания и навыки, но и личные моральные качества. Исследования демонстрируют что профессиональный уровень врача во многом детерминируется именно развитием нравственных установок и уровнем общей культурной воспитанности.Нравственные качества врача необходимо рассматривать во взаимосвязи с этическими категориями, находящимися в основе любых моральных свойств человека. Данные категории включают в себя смысл всех норм морального поведения и наиболее полно раскрывают требования морали к человеку.Наиболее общие этические категории – добро и зло. Добро понимается и как характеристика нравственности того или иного деяния, и как сумма всего, что отвечает нормам морали. Зло обобщает все, что противоречит нормам морали, противостоит добру и вызывает резкое общественное осуждение [1]. В медицинской практике исключительно важны понимание добра и зла и готовность к борьбе со злом в разных его проявлениях.Важнейшее нравственное требование к врачу– справедливость, подразумевающая способность определять должное положение вещей. Справедливость – один из фундаментальных принципов гражданского общества, тесно связанный с принципами законности и равенства всех людей. Вся медицинская практика должна быть ориентирована на поддержание справедливости.Врачу важны развитое чувство долга и ответственность, воплощающие понимание своих обязанностей перед пациентами и коллегами, способность осознанно и добросовестно выполнять данные обязанности в соответствии с требованиями морали и закона.Еще одно значимое для врача качество – гуманность и гуманизм. Гуманизм – (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человечный, человеческий, «humanitas» – человеческая природа). Гуманизм – это тип мировоззрения, утверждающий высшее достоинство и свободу человека и понимающий его интересы, свершения и стремления, как центр мироздания и объект приложения научных и философских сил. Гуманизм выражается в бережном отношении к человеку, в уважении его чести и достоинства, в человечности, в сочетании с требовательностью. В рамках медицины, главным выражением принципа гуманизма является деятельность врача, ориентированная на сохранение здоровья пациента, его блага.Врач также должен руководствоваться совестью при оценке и реализации своих действий. Совесть является внутренним моральным регулятором человека и объектом осуждения для нее является сам человек – «носитель» совести. Совесть не позволяет человеку нарушать закон, моральные нормы, проявлять небрежность при выполнении своих обязанностей даже в отсутствие внешнего контроля.Указанные выше качества берут начало из категорий этики и потому могут быть признаны, как базовые качества врача. Однако, значение имеют и другие качества личности врача.Так, можно назвать чувство такта, означающее эмоциональное сопереживание людям. Именно на фундаменте чувства такта определяется мера должного и допустимого в поступках и выражениях. Такт врача выражается во внимательном отношении к пациенту. Врач должен руководствоваться чувством такта и в повседневном профессиональном общении, и в условиях экстремальных ситуаций. Необходимо проявление уважения, подразумевающего почтительное отношение к пациентам и коллегам, основанное на признании его человеческих достоинств, корректности и сдержанности.Особое значение имеет принципиальность, означающая наличие у преподавателя твердых убеждений и стремления к их воплощению. Принципиальность выражается в честности, неподкупности, человечности и искренности, в гражданском мужестве. В медицинской деятельности принципиальность воплощается также в исполнительности, дисциплинированности. Одним из важнейших моральных качеств врача является честность, выступающая основанием доверительных отношений. Нечестность врача грозит потерей репутации. Для врача также важны порядочность, добросовестность, доброжелательность. Это требует непрерывного изучения путей формирования, актуального состояния и тенденций развития общих и специальных качеств будущих врачей, что позволит усовершенствовать практику медицинского образования, систему повышения квалификации, воспитательную работу.В настоящее время можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на характер взаимоотношений между врачом и пациентом: общество - орган, отвечающий за политику в области здравоохранения, распределение ресурсов и принятие законов в данной сфере; система здравоохранения контролирует качество работы медицинских учреждений, соблюдение норм врачебной этики, наличие этических дисциплинарных комитетов, допустимые рамки проведения экспериментов над людьми и испытания новых медицинских препаратов; врач как специалист отвечает за соблюдение норм профессиональной и универсальной этики, эффективность деятельности этических дисциплинарных комитетов; учреждения системы здравоохранения ответственны за профессиональный и этический уровни медицинского обслуживания, осуществляемого в рамках этих учреждений.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены модели взаимоотношений врача и пациента и их трансформация под влиянием объективных внешних факторов.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.П. Д. Тищенко выделяет четыре модели взаимоотношений врача и пациента: модель Гиппократа («не навреди»);модель Парацельса («делай добро»); деонтологическая модель («соблюдение долга»); в виде биоэтики (биомедицинской этики), которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной.Р. Витч также различает четыре модели взаимоотношений врача и пациента: «техническая» (инженерная) модель, в рамках которой пациент воспринимается врачом как безличный механизм, а задачей врача является исправление выявленных отклонений в неисправном физиологическом механизме; «патерналистская» модель, преобразующая врача в священника, который более заботится о душе, чем о теле, межличностные отношения здесь аналогичны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного; «коллегиальная» модель, подразумевающая, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, имеющих общую цель - ликвидацию болезни и защите здоровья пациента; «контрактная» модель, в основании которой лежит контракт (соглашении), в которой врач осознает, что в случаях значимого выбора именно за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой, а взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора.Отечественная медицинская практика выделяет две модели взаимоотношений в системе врач-больной:патерналистская модель - врач не только принимает на себя обязанности пациента, но и самостоятельно решает, в чём именно это благо состоит;автономная модель исходит из признания автономии пациента, а в основании врачебной деятельность находится равноправный диалог врача и пациента. Список использованной литературыБелая Е. А., Гутуева Ч. Г. Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом в настоящее время / Е.А. Белая, Ч.Г. Гутуева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2017. - № 7 (1). – С.133-134.Гусева Д. И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. - № 20 (74). – С. 83-87.Изуткин Д. А. Этика взаимодействия врача и пациента в различных моделях их отношений / Д.А. Изуткин // Медицинский альманах. – 2012. - № 5 (24). – С. 214-216.Лядова А. В., Лядова М. В. От патернализма к консюмеризму: смена парадигмы взаимодействия врача и пациента / А.В. Лядова, М.В. Лядова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. - № 6 (62). – С. 20-25.Ляхова О. С. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Базовый аспект / О.С. Ляхова [Электронный ресурс] – URL: http://www.distanz.ru/videoLacture/3403/ (дата обращения: 02.04.2022).

Список использованной литературы
1. Белая Е. А., Гутуева Ч. Г. Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом в настоящее время / Е.А. Белая, Ч.Г. Гутуева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2017. - № 7 (1). – С.133-134.
2. Гусева Д. И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. - № 20 (74). – С. 83-87.
3. Изуткин Д. А. Этика взаимодействия врача и пациента в различных моделях их отношений / Д.А. Изуткин // Медицинский альманах. – 2012. - № 5 (24). – С. 214-216.
4. Лядова А. В., Лядова М. В. От патернализма к консюмеризму: смена парадигмы взаимодействия врача и пациента / А.В. Лядова, М.В. Лядова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. - № 6 (62). – С. 20-25.
5. Ляхова О. С. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Базовый аспект / О.С. Ляхова [Электронный ресурс] – URL: http://www.distanz.ru/videoLacture/3403/ (дата обращения: 02.04.2022).

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы взаимоотношений врача и пациента существуют?

Основными принципами взаимоотношений врача и пациента являются нравственность, взаимное уважение, конфиденциальность, доступность и качество медицинского обслуживания.

Почему врачу следует соблюдать нравственные принципы во взаимоотношениях с пациентом?

Соблюдение нравственных принципов является не только правом врача, но и нравственным требованием, предъявляемым к нему. Это положительно влияет на качество всего медицинского обслуживания.

Какие модели взаимоотношений врача и пациента существуют?

Существуют различные модели взаимоотношений врача и пациента, такие как патерналистская модель, информационная модель, делиберативная модель и партнерская модель. Каждая модель имеет свои особенности и предполагает разное распределение власти и ответственности между врачом и пациентом.

Какие идеи лежат в основе взаимоотношений врача и пациента?

Взаимоотношения врача и пациента основываются на нравственных принципах, включающих в себя уважение к личности пациента, конфиденциальность, эмпатию, этическое поведение, оказание медицинской помощи в наилучшем качестве и доступность для всех.

Как новый тип взаимоотношений в системе врач-пациент влияет на медицинское обслуживание?

Новый тип взаимоотношений, основанный на нравственных принципах и уважении к пациенту, положительно влияет на качество всего медицинского обслуживания. Благодаря этому типу отношений врачи становятся более ответственными, профессиональными и готовыми оказывать помощь пациентам в наилучшем качестве.

Какие основные принципы взаимоотношений врача и пациента в медицинской практике?

Основными принципами взаимоотношений врача и пациента в медицинской практике являются нравственность, правовая защита пациента, конфиденциальность, уважение к пациенту и его право на выбор, а также доступность и качество медицинской помощи.

Как эти принципы влияют на качество медицинского обслуживания?

Выполнение принципов взаимоотношений врача и пациента положительно влияет на качество всего медицинского обслуживания. Навсегда являются правом врача, но также являются нравственным требованием, которое предъявляется к нему. Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить эффективное взаимодействие, доверие и удовлетворенность пациентов, а это в свою очередь способствует повышению качества оказываемой медицинской помощи.

В чем заключается роль взаимоотношений врача и пациента в медицинской практике?

Взаимоотношения врача и пациента в медицинской практике являются одной из форм выражения нравственных начал. Они играют важную роль в обеспечении этики обращения с пациентами, уважении и сохранении их прав, конфиденциальности и чувства безопасности. Надлежащее выполнение этих отношений помогает создать комфортную и доверительную обстановку, способствующую эффективности медицинского обслуживания и улучшению здоровья пациентов.

Что является основой взаимоотношений врача и пациента?

Основой взаимоотношений врача и пациента является коммуникация и установление эффективного контакта между ними. Способность врача слушать и понимать пациента, а также предоставлять понятную и достоверную информацию, является основой для взаимопонимания, доверия и сотрудничества между ними. Коммуникативные навыки врача играют решающую роль в эффективной работе с пациентами и достижении положительных результатов лечения.

Какие основные коммуникативные принципы взаимодействия врача и пациента?

Основными коммуникативными принципами взаимодействия врача и пациента являются: взаимное уважение, доверие, эмпатия, эффективное слушание, ясная и понятная коммуникация.

Почему выполнение моральных начал взаимоотношений между врачом и пациентом является нравственным требованием?

Выполнение моральных начал взаимоотношений между врачом и пациентом является нравственным требованием, так как они являются одной из форм выражения нравственных начал в медицинской практике. Это положительно влияет на качество всего медицинского обслуживания и создает доверительную и эмпатичную атмосферу между врачом и пациентом.