президент рф как орган государственной власти: его правовой статус
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 06.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общие понятия и основные элементы конституционного статуса Президента РФ…………………………………………………………………...5
1.1. Становление и развитие института Президента РФ как органа государственной власти в России………………………………………………5
1.2. Характеристика конституционно-правового статуса Президента РФ органа государственной власти………………………………………………...8
1.3. Место и роль Президента в системе органов публичной власти Российской Федерации………………………………………………………...12
Глава 2. Содержание элементов конституционно-правового статуса Президента РФ………………………………………………………………….15
2.1. Порядок избрания Президента РФ………………………………............15
2.2. Процедура вступления в должность Президента РФ…………………..18
2.3. Компетенция Президента РФ……………………………………….........21
2.4. Прекращение полномочий Президента РФ…………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………………………………...37
Подводя итог параграфа курсовой работы, в результате анализа функций и полномочий Главы государства возникает вопрос о принадлежности его к одной из трех ветвей власти. Как уже было сказано он «стоит» над всеми тремя ветвями государственной власти одновременно, выступая для них квази-контролирующим и содействующим органом, образуя, тем самым, четвертую ветвь власти – президентскую.2.4. Прекращение полномочий Президента РФСуществует три основных основания прекращения полномочий Президента РФ:- отставка;- прекращение исполнение обязанностей по состоянию здоровья;- отрешение от должности.Во всех вышеуказанных случаях, полномочия Президента России временно исполняет Председатель Правительства РФ. В данном случае должны быть проведены досрочные выборы Главы государства в срок, не позднее трех месяцев.Отставка.Это добровольное оставление Президентом своего поста, которое оформляется в обязательном порядке указом об этом.Примером можно назвать снятия с себя полномочий Президента Борисом Ельциным в 1999 году, когда был подписан Указ Главы государства о временном исполнении обязанностей Президента Председателем Правительства – В.В. Путиным.Прекращение полномочий по состоянию здоровья.В данном случае отсутствует элемент добровольности у Президента – ему необходимо сложить с себя полномочия по причине здоровья.Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июля 2000 года №12-п высказал следующее:- для досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом в связи с состоянием здоровья необходимо разработать особый порядок такого освобождения;- приведение данного механизма возможно лишь в тех случаях, когда были исчерпаны все иные способы, связанных с временным неисполнением полномочий Президентом;- данный порядок должен носить сложный комплексный характер, чтобы не было возможности превращения этой конституционной возможности в метод отрешения от должности Президента РФ.Ни сама Конституция, ни законодательство данный порядок не регламентирует, но при возникновении данных ситуаций следует пользоваться методом добровольной отставки, при которой издается специальный указ о временно исполнении обязанностей Главы государства Премьер-министром.Отрешение от должности.Отрешение от должности является высшей формой конституционной ответственности Президента РФ. Порядок данной процедуры регламентируется самой Конституцией России.Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого обвинения Госдумой в госизмене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда о наличии состава преступления в действиях Главы государства и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка проведения процедуры отрешения.Решение Госдумы и Совета Федерации должны быть приняты двумя третями от общего числе депутатов, при наличии заключения специально образованной для этого комиссии нижней палаты.Решение Советом Федерации должно быть принято в трехмесячный срок, иначе – все обвинения в сторону Президента будут отклонены.Неотъемлемой частью правового статуса Президента РФ являются и гарантии для бывшего Главы государства.Законодательство закрепляет экономические, правовые и социальные гарантии лицу, прекратившему исполнение обязанностей Президента в виду истечением срока, стойкой неспособности исполнения в связи со стоянием здоровья или в случае отставки. За исключением ситуаций, когда Глава государства был отрешен от должности.Бывшему Президенту пожизненно предоставляется государственная охрана в таких объёмах, как и для действующего Главы государства. Данная гарантия также включает в себя и право пользования специальной связью и транспортом.Предоставляется и гарантия в виде права на медицинское обслуживание как для бывшего Президента, так и для членов его семьи. Жизнь и здоровье Главы государства подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета.Президент, прекративший исполнение своих обязанностей, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные во время исполнения обязанностей Главы государства, а также – задержан, обыскан и арестован, если указанные следственные действия проводятся по делам, связанными с исполнением им полномочий Президента. Неприкосновенность лишается в случае возбуждения уголовного дела Председателем Следственного Комитета РФ за совершение тяжкого преступления, представление которого направляется в Госдуму для дальнейшего рассмотрения. В случае принятия постановления о снятии неприкосновенности, оно направляется в Совет Федерации для принятия или отказа в принятии решения о снятии неприкосновенности в трехмесячный срок. При отказе в снятии неприкосновенности, производство по данному уголовному делу прекращается, даже при наличии данных, что преступления было фактически совершено лицом, прекратившим исполнение обязанностей Президента РФ.Бывший Глава государства имеет право независимо от возраста на получение пожизненной пенсии в размере 75% от суммы денежного довольствия Президента РФ. Причем действует ограничение, что данная выплата приостанавливается на время замещения бывшим Главой государственной должности РФ или субъекта Федерации, должности государственной службы.Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он имеет право на бесплатное пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, ж/д транспорта. Также, предоставляется пожизненное право безвозмездного использования правительственной связи и другими видами связи, которыми располагают органы публичной власти.Закреплено право на содержание за счет федерального бюджета аппарата помощников. Данные наемные лица подотчетны только перед бывшим Президентом РФ. Общий месячный фонд оплаты труда данных помощников ограничен двукратным размером денежного вознаграждения самого Главы государства во время исполнения им своих обязанностей. Бывший Президент вправе лично устанавливать условия их труда, заработной платы и иных вопросов.После смерти бывшего Президента РФ членам его семьи назначается ежемесячное пособие в размерах, равных шестикратной минимальной пенсии по стране в случае старости. Круг членов семьи, имеющих на получение данной выплаты, определяется пенсионным законодательством в порядке, предусмотренном для потери кормильца. Также данным лицам предоставляется право пользования служебным автопарком и на медицинское обслуживание, которое предоставляется им на срок пять лет со дня смерти Главы государства, прекратившего исполнение своих конституционных обязанностей.Специфической чертой конституционно-правового статуса Президента РФ является система законодательно закрепленных гарантий его независимости после прекращения исполнения своих обязанностей: при отставке, при стойкой невозможности исполнения полномочий из-за здоровья и при истечение срока президентства.Данные гарантии призваны, в первую очередь, гарантировать действующему Президенту РФ исполнять свои обязанности, в соответствии с Конституцией и иным законодательством России, не боясь последствий своих политических, экономических, социальных и культурных действий, за принятие которых лица в определенных кругах могли бы отомстить, ввиду не благоприятности указанных решений исключительно для них, когда для всего народа России – они пошли только на пользу.Подводя итог параграфа, необходимо отметить, что Президент не подотчётен и не подчинен ни одному их органов государственной власти в России. Как Высшее должностное лицо страны, он обеспечивает единство всей системы публичной власти и, исполняя роль гаранта Конституции, поддерживает гражданский мир и согласие в нем, а также – выполняет представительские, охранительные и контрольные функции, возложенные на него Основным законом РФ.ЗаключениеВ данной курсовой работе был рассмотрен и изучен такой сложный и неоднозначный конституционный орган, как Президент Российской Федерации, его правовой статус.История становления такого жизненно необходимого органа государственной власти, как Президент, насчитывает уже третий десяток лет. За все это время были приняты основополагающие акты в данной сфере: Закон СССР и РСФСР. После длительных преобразований в государстве (распад Советского Союза), появилась необходимость в переосмыслении данного института власти.Были учтены ошибки и недочеты прошлых лет, как например, закрепление в Законе РСФСР положения о том, что Президент является одновременно и Главой государства, и главой исполнительной власти в стране, что нарушает принцип разделения властей, поскольку данная должность просто подменяла Председателя Совета министров того времени.Все реформы конца 1980 – 1990-ых годов, изменения в актах, регламентирующих президенство тех времен, привели к современной модели закрепления конституционно-правового статуса Президента в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием в 1993 году.Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - правовое положение Высшего должностного лица, как органа государственной власти, характеризующее, в первую очередь, его полномочиями и положением в системе органов государственной власти – он «возвышается» над ними – и выполняет необычайно важную функцию – поддержание стабильной работы органов публичной власти с одной стороны, и наличием конституционной ответственности, присущей только ему, как отрешение за совершение тяжкого преступления.Основной особенностью правового положения Президента, можно выделить, что он формирует особую «президентскую» форму власти. Согласно 10 статьи Основного закона, государственная власть распределена на четыре органа: Президента, Федеральное Собрание, Правительство и Суды РФ. Три из последних представляют соответствующую ветвь государственной власти. Из этого можно сделать вывод, что Глава государства не входит ни в одну из ветвей, а «стоит над всеми» ими одновременно, поскольку имеет определённые полномочия по отношению из каждой ветви.Также, Глава государства обладает законотворческой властью. Несмотря на наличие парламента в России, Президент обладает правом принятия общеобязательных указов, которые имеют высшую силу среди всех подзаконных актов, призванных регламентировать неурегулированные законом общественные отношения.Остается нерешенным вопрос принадлежности Президента к какой-либо ветви власти (исполнительной, законодательной или судебной), либо же формирование им самостоятельного вида государственной власти – президентской. Данная проблема может быть решена только лишь внесением соответствующих изменений в Основной закон страны, но, так как статья 10, закрепляющая систему разделения властей, находится в первой Главе, то подобные поправки могут быть внесены лишь путем принятия новойКонституции Российской Федерации.На основе данной курсовой работы, можно сформулировать основыконституционного правового статуса Президента в РФ:Президент не входит в систему разделения властей, а «парит» над ней, являясь отдельным независимым органом;Контроль со стороны других органов государственной власти либо отсутствуют, либо имеют крайне ограниченный характер;Масштабный перечень правомочий по отношению к парламенту страны, в виде отлагательного вето, право роспуска нижней палаты;Правотворческая власть, которые при отсутствии законов заменяют их до принятия соответствующих актов;Именно Глава государства определяет как внутреннюю, так и внешнюю политику России;Осуществляет общее руководство Правительством, но без ненужных вмешательства без крайней на то необходимости;Является центром всей системы органов публичной власти, осуществляя общий контроль и координацию;Военные полномочия, в виде формирования Армии и его высшего командования, введения военного положения и мобилизации.На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Президент – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни России.Как Высшее должностное лицо страны, он обеспечивает единство всей системы публичной власти и, исполняя роль гаранта Конституции, поддерживает гражданский мир и согласие в нем, а также – выполняет представительские, охранительные и контрольные функции, возложенные на него Основным законом РФ.Библиографический список:Нормативные правовые акты:«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 45, 09.11.2020, ст.7061Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25.Федеральный закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 N 12-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». - 2001. - N 7. - Ст. 617.Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О выборах Президента Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 2, 13.01.2003, ст.171Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 2020. - N 50 (ч. III).Ст. 8039.Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 52 (ч.I), 27.12.2021, ст.8973Указ Президента Российской Федерации от 31.01.1992 г. № 82 // в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 6 февраля 1992 г. N 6 ст. 296Указ Президента Российской Федерации от 15.02.1994 № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации». – 1994. - N 8. - ст. 587.Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 2018. - N 21. - Ст. 2981.Закон СССР N 1360-1 от 14.03.1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, N 12, 21.03.1990Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-I «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 17. -Ст. 512.Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1996. - N 19. Ст. 2320.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, N 29, ст. 3118.Список использованной литературы:Абаева Елена Анатольевна МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РФ В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ (В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-prezidenta-rf-v-konstitutsionnoy-sisteme-publichnoy-vlasti-v-svete-konstitutsionnoy-reformy-2020 (дата обращения: 02.04.2022).Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 936 с. - ISBN 978-5-00156-175-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818211 (дата обращения: 03.04.2022). – Режим доступа: по подписке.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.782 с.Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения: учеб. пособие. М., 1997. 190 с.Черепанов, В. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / В. А. Черепанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 424 с. - ISBN 978-5-00156-062-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1080890 (дата обращения: 03.04.2022). – Режим доступа: по подписке.
1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
2) Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 45, 09.11.2020, ст.7061
3) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25.
4) Федеральный закон "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 N 12-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». - 2001. - N 7. - Ст. 617.
5) Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О выборах Президента Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 2, 13.01.2003, ст.171
6) Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 2020. - N 50 (ч. III). Ст. 8039.
7) Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», N 52 (ч.I), 27.12.2021, ст.8973
8) Указ Президента Российской Федерации от 31.01.1992 г. № 82 // в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 6 февраля 1992 г. N 6 ст. 296
9) Указ Президента Российской Федерации от 15.02.1994 № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации». – 1994. - N 8. - ст. 587.
10) Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 2018. - N 21. - Ст. 2981.
11) Закон СССР N 1360-1 от 14.03.1990 года «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, N 12, 21.03.1990
12) Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-I «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 17. - Ст. 512.
13) Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1996. - N 19. Ст. 2320.
14) Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, N 29, ст. 3118.
Список использованной литературы:
15) Абаева Елена Анатольевна МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РФ В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ (В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-prezidenta-rf-v-konstitutsionnoy-sisteme-publichnoy-vlasti-v-svete-konstitutsionnoy-reformy-2020 (дата обращения: 02.04.2022).
16) Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 2 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 936 с. - ISBN 978-5-00156-175-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818211 (дата обращения: 03.04.2022). – Режим доступа: по подписке.
17) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. 782 с.
18) Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения: учеб. пособие. М., 1997. 190 с.
19) Черепанов, В. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / В. А. Черепанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 424 с. - ISBN 978-5-00156-062-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1080890 (дата обращения: 03.04.2022). – Режим доступа: по подписке.