Лэнд-Лиз и СССР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 60 60 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 26.05.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Ленд-лиз 6
1.1 Концепция ленд-лиза 6
1.2 Международно-правовой аспект ленд-лиза 10
1.3 Отношения между СССР и США до Второй мировой войны 12
Глава 2. СССР и ленд-лиз 18
2.1 Договор с Советским Союзом 18
2.2 Оказание военной и экономической помощи 20
2.3 Маршруты ленд-лиза 25
Глава 3. Окончание срока действия договора ленд-лиза 36
3.1 Завершение договора ленд-лиза 36
3.2 Долг перед СССР 39
3.3 Отношения между двумя странами после войны 44
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54

Фрагмент для ознакомления

К нему, как и в прошлый раз, присоединились США, Великобритании и Канады. Как и было предложено, все товары были поделены на две группы, так промышленное оборудование общей стоимостью 650 тыс.долл. было признано необходимым для обеспечения нужд армии и поставлялось по ленд-лизу, но также протокол содержала и перечне оборудования суммой на 482 тыс.долл., которое предоставлялось Москве в счёт кредита. Фактически, четвёртый протокол не только закреплял порядок союзнических поставок в СССР, но и закладывал фундамент для послевоенного советско-американского сотрудничества. Ввиду прекращения война с Японией американские власти уже 21 августа 1945 г. постановили прекратить все поставки по ленд-лизу. 25 августа было выпущено заявление главы Администрации международной экономической помощи Л.Кроули, содержавшее три пункта: Все дальнейшие закупки по ленд-лизу прекращаются, кроме тех, что было согласованы раннее; Действующие поставки по ленд-лизу должны продолжаться вплоть до официального объявления о победе над Японией; Военное управление по морскому транспорту будет предоставлять транспортные суда в течение 30 дней после официальной капитуляции Токио. После этого отгрузки товаров возобновились и продолжались до конца сентября 1945 г., когда было объявлено об упразднении Администрации международной экономической помощи и передаче ее функций в ведение Государственного департамента. Дальнейшие поставки в СССР осуществлялись уже на основе кредитного соглашения, заключённого 15 октября 1945 г..3.2 Долг перед СССР2 сентября 1945 г. капитулировала последняя из стран Оси – Япония, что ознаменовало окончание Второй Мировой войны. Одновременно с этим прекращалось и действие закона о ленд-лизе, что подчеркнул американский президент Г.Трумэн в своём выступлении от 21 августа 1945 г. В связи с этим перед всем странами получавшими помощь от Вашингтона была поставлена инвентаризация грузов, полученных по ленд-лизу после 14 августа. Встречи на уровне первых лиц (Потсдамская конференция) и глав дипломатических ведомств продемонстрировали охлаждения в отношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции, что ставило под сомнение возможность получения Советским Союзом крупных долгосрочных кредитов от американской стороны. Занимавший пост Государственного секретаря Дж.Бирнс отмечал: «Вместо предоставления дополнительных займов мне хотелось забрать некоторые из тех, которые мы уже передали».Несмотря на подобные заявления, американские правительство выделило Советскому Союзу кредит суммой на 240,2 млн.долл., который должен был быть выплачен в период до 1975 г. Эти договорённости вошли в историю под именем «трубопроводного соглашения». Дальнейшее кредитование Вашингтона было невозможным по объективным политическим причинам начала Холодной войны. Также, право предоставлять займы советской стороне имел только «Экспортимпортбанк», финансовые запасы которого были по большей части израсходованы на кредитование европейских государств. Для получения новых кредитов от участников «трубопроводного соглашения» требовалось погашения прошлых задолженностей. У СССР не было возможности выплатить кредит, в связи с чем были остановлены поставки из США по октябрьскому соглашению 1945 г. В целом, Советский Союз продолжал получать товары по ленд-лизу до 20 сентября 1945 г., а уже в 1946 г. были запущены переговоры по вопросу погашения задолженности СССР перед США. Согласно соглашению между сторонами американская сторона была не вправе требовать оплаты военных материалов и оборудования, Вашингтон просил Москву произвести частичный расчёт за гражданские поставки, приплывшие на советские склады с 2 сентября 1945 г. Стороны расходились во мнениях на счёт стоимости этих товаров: Советский Союз не передал Соединенным Штатам данные, полученные в результате проведённой инвентаризации, в связи с чем последние вынуждены были оценивать поставки самостоятельно, назвав сумму в 2,6 млрд.долл. В 1947 г. эта сумма была сокращена вдвое, годом позже советская сторона объявила о своей готовности выплатить американской стороне 170 млн.долл., Соединённые Штаты не приняли эту цифру и прекратили переговоры. Следующий раунд переговоров по вопросу советского долга пришёлся на 1951 г., в его ходе США выразили готовность сократить сумму до 800 млн.долл., СССР в свою очередь настаивал на выплате в объёме 300 млн.долл., отказавшись от предложения обратиться в Международный арбитражный суд для решения вопроса о долге.Сумма в 300 млн.долл. не была случайной, советские власти обосновывало ее не реальной задолженностью Москвы перед Вашингтоном, а прецендентомпропорции определения долга Великобритании и США, закрепленные еще в марте 1946 г. СмертьИ.В.Сталина обусловило более благоприятную атмосферу следующего этапа переговоров, который принёс определенные результаты. Так, Москва согласилась вернуть Вашингтону 127 судов и уничтожить 90 боевых кораблей. По оценкам американских властей, в распоряжении СССР находилось 138 пароходов, позже общеизвестным стал факт использования этих судов для перевозки ракет на Кубу в рамках советско-американского противостояния периода Карибского кризиса. Разрядка международной напряжённости 70-х гг. ХХ в. обусловила качественно новый этап в переговорах по вопросам долга за ленд-лизовские поставки. Ключевым событием этого периода стало оформление советско-американского торгового соглашения в 1972 г., в рамках подписания которого Москва гарантировала расчёт за товары, полученные по Четвёртому протоколу. Сторонки удалось достигнуть договорённостей и по сумме, долг СССР перед США был зафиксирован на размер 722 млн.долл., которые должны были быть выплачены до 2001 г. В обмен на это Белый дом обязался создать для советских предприятий благоприятные условия для торговли за чем предоставления экспортных кредитов и выгодных условий страхования. Платежи по кредиту продолжались только до 1973 г., было проведено три выплаты общей суммой на 48 млн.долл. Очередной виток кризиса в отношениях Вашингтона и Москвы обусловил тот факт, что дальнейшие платежи прекратились, а вопрос о погашении долга не поднимался в течение почти 20 лет. Переговоры по задолженности продолжились только в годы Перестройки, когда в 1990 г. в США с официальным визитом прибыл глава СССР М.С.Горбачёв. По итогам переговоров были зафиксированы новая сумма военного долга и сроки его выплаты. Так, Москва принимала на себя обязательства выплатить американской стороне 674 млн.долл. США в срок до 2030 г. Эта сумма составляла около 0,44% всего внешнего долга страны и 18% советского долга перед американскими финансовыми институтами. Белый дом прощал и большие долги своим партнерам на международной арене, что однако было не выгодно в вопросе советской задолженности, поскольку она использовалась в качестве определённого механизма воздействия на Москву в период конфронтации двух государств эпохи Холодной войны. После распада СССР в 1991 г. его правопреемницей стала Российская Федерация, что распространялась и на задолженность по ленд-лизу, которая на 2003 г. Составляла около 100 млн.долл. Фактически за все время с окончания Второй Мировой войны Россия выплатила Соединенным Штатам 722 млн.долл., в то время как общая стоимость полученных в рамках ленд-лиза товаров и услуг составляла более 11 млрд.долл. Таким образом, возвращено было около 7%, объективно эта цифра в разы меньше ввиду процесса инфляции. Такой порядок позволяет утверждать, что поставки по ленд-лизу в годы Второй Мировой войны представляют собой уникальный пример сотрудничества государств с различными политической и социально-экономической системами. Тем не менее, спустя почти 80 лет после победы над Рейхом продолжаются споры о действительном значении ленд-лизовских поставок для Советского Союза. Необходимо адекватно оценивать значение ленд-лиза в деле победы над фашистскими силами. Очевидно, что несмотря на оформление антигитлеровской коалиции, каждая страна-участница стремилась отстоять собственные стратегические интересы. При этом именно материальная взаимопомощь стала фундаментом сотрудничества Великобритании, СССР и США. Поставки союзниками определённых групп товаров позволили восполнить советской стороне значительный из дефицит. По некоторым артикулам объемы полученного по ленд-лизу значительно превосходили объемы национального производства. Этот тезис справедлив в отношении транспортной техники, в первую очередь, автомобилей, которых за годы войны было поставлено в 2 раза больше, чем произведено внутри Советского Союза. Поставки пороха превосходили национальной производства в 3 раза; телефонного провода – в 15; паровозов – в 22 раза. Кроме того, для обеспечения фронта поставлялась и инновационная техника, не имевшая советских аналогов: вездеходы, телефонные и гидроакустические станции; пневматического и радиолокационное оборудование и др. Получение подобных образцов в некоторой степени ускорило процесс промышленной и технической модернизации в СССР. Это стало возможным благодаря тщательному изучению и копированию полученных от международных союзников моделей новейшей техники. Важно уж ролл сыграли и поставки невоенныхтоваров, 50% которых пришлось на продукты питания. Полученный американский провиант использовался не только для обеспечения нужд Красной Армии, но и стал добавкой к рациону гражданского населения. Тем не менее, стоит понимать, что ленд-лиз не являлся благотворительной акцией Белого дома. Американское правительство было заинтересовано в разгроме стран фашистской оси и готовы было предоставлять экономическую помощь своим союзника, не вступая при этом непосредственно в боевые действия и сокращая тем самым собственные людские и материальные потери. Кроме того, организация крупномасштабного производства товаров для выполнения обязательств по ленд-лизу благоприятно сказалась на темпах экономического роста в США и стала фактором создания рабочих мест. Бывший министр торговли Соединённых Штатов Дж.Джонс следующий образом оценил феномен ленд-лиза: «Поставками в СССРмы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частым случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами». Ленд-лиз был крайне выгоден американским монополиям, которые благодаря поставкам в годы войны смогли обеспечить себе доступна многие национальные рынки зарубежных стран. Помимо экономических дивидендов, ленд-лиз принёс Белому дому и значительные политические выгоды, которые были использованы в послевоенной экспансии США и их закреплении в качестве ведущей мировой державы. Мнение о том, что ленд-лиз отнюдь не был филантропией разделяют и американские историки, в частности, Дж. Херринг пишет в своей книге: «Ленд-лиз не был... самым бескорыстным актом в истории человечества. Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».Подводя итог, стоит сказать, что отрицать высокое значение поставок по ленд-лизу было бы неправомерным, но стоит понимать, что они не стали решающим фактором в победе Советского Союза над Третьим Рейхом. Кроме того, крайне сложным является процесс сопоставления объёмов помощи союзником и реального ущерба, нанесённого СССР фашистскими силами.Проводить расчёты только в денежном измерении было бы неверным, поскольку согласно концепции ленд-лиза каждое государство вносило свой вклад тем, что имелось в ее распоряжении, советским вкладом стали колоссальные людские потери. 3.3 Отношения между двумя странами после войныВгоды Второй мировой войны Соединенные Штаты и Советский Союз как союзники по антигитлеровской коалиции совместно выступали против держав Оси «Берлин-Рим-Токио». Тем не менее, отношения между двумя государствами оставались напряженными. В Вашингтоне на протяжении долгого времени опасались распространения советского коммунизма и беспокоились об авторитарном стиле правлении советского лидера И.В.Сталина. Со своей стороны, СССР были возмущена многолетним отказом американцев относиться к государству как к законной части международного сообщества, значительной критике советских властей подверглись и отсрочки Вашингтона по открытию второго фронта, в результате которой погибли десятки миллионов советских граждан. После окончания войны все эти точки конфронтации создали в двусторонних отношениях атмосферу взаимного недоверия и вражды.В целом, когда Вторая мировая война подошла к концу в 1945 г., глобальное мироустройство потерпело значительные изменения. До начала войны в 1939 г. на карте мира существовало семь великих держав: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Советский Союз, Япония и США. К концу войны Соединенные Штаты остались лидером в западном мире, получив статус одной из самых могущественных наций в мире и сверхдержавы наряду с СССР, американская мощь значительно возросла благодаря военным событиям: враги из фашистской коалиции были разбиты, а союзники по антигитлеровской коалиции крайне истощены боевыми действиями на их территориях.Война разрушила старый баланс сил, оставив проигравшие Германию и Японию в весьма бедственном положении и превратив Великобританию и Францию во вторые или даже третьи державы.Во время войны Соединённым Штатам удалось удвоить свой валовой национальный продукт, даже, несмотря на тот факт, что более чем 12 млн. человек ушли на фронт, к концу войны на долю США приходилось половина мировых производственных мощностей, большая часть излишков продовольствия и почти все финансовые резервы. Соединенные Штаты лидировали в широком спектре технологий, необходимых для ведения современной войны и экономического процветания. Обладание обширными внутренними запасами нефти и контроль над доступом к огромным запасам нефти в Латинской Америке и на Ближнем Востоке способствовало глобальному доминированию США. Американский военно-морской флот господствовал над морями, воздушные силы занимали небо, армия оккупировала территорию Японию и часть Германии, кроме того США обладали монополией на атомное оружие, что Вашингтон и продемонстрировал в Хиросиме и Нагасаки. Могущество США поддерживалось и преимуществами, вытекающими из относительной географической изоляции страны. Вдали от эпицентра обеих мировых войн Вашингтон не претерпел уничтожения своих средств производства, которые испытали европейские страны, а ее гражданское население было избавлено от террора воздушных налетов, бомбардировок, депортаций и концентрационных лагерей, которые привели к гибели миллионов людей в Европе.Советский Союз, разоренный войной, понес около 27 млн. военных и гражданских людских потерь, а также столкнулся с масштабным разрушением производственных мощностей, ресурсов сельского хозяйства, объектов добычи полезных ископаемых, транспортной инфраструктуры. Советская экономика страны составляла всего 25% от аналогичного показателя США, но за короткий период, к 1949 г., СССР восстановил свою мощь, а, кроме того, смог создать собственное ядерное оружие.Великобритания была полностью истощена шестилетней военной мобилизацией. Королевство потеряло четверть своего довоенного богатства, погрязло во внутренних и внешних долгах и, пожалуй, впервые в своей истории рисковало утратить статус великой державы. Франция, легко разбитая в начале войны, поврежденная немецкой оккупацией и разделенная сотрудничеством с немецкими оккупационными силами, и вовсе больше не считалась великой державой.Еще до окончания войны американские правящие круги уже готовилась к формированию военного блока для ожидаемой будущей конфронтации с СССР. Некоторые зарубежные политические эксперты, например, Херринг и Пейнтер, утверждают, что гражданская война в Греции в 1944 г. стала предшественницей будущей конфронтации между Москвой и Вашингтоном. Эту озабоченность будущей конфронтацией можно увидеть в спорах и задержках по вопросу открыты второго фронта на западе. Первоначально американский президент Рузвельт взял на себя обязательства по открытым второго фронта в 1942 г. или в начале 1943 г., но этого не произошло до июня 1944 г. В советских правящих кругах опасались, что союзники намеренно сдерживают помощь, чтобы ослабить Советский Союз, что в будущем позволит им диктовать условия мира. Озабоченность этим вопросом усиливалась и фактом применения Соединенными Штатами ядерного оружия против Японии в августе 1945 г., даже. Фактически, эти действияамериканскихвластей были направлена на то, чтобы выиграть войну до того, как советские силы смогут вступить в войну на Востоке, и остановить возможные притязания на территорию и влияние в регионе, и предупредить СССР об истинных масштабах американской военной мощи в начале послевоенной эры.Рузвельт, казалось, цеплялся за устаревшие концепции империалистических сфер влияния XIXв. и надеялся на сотрудничество с Советским Союзом в построении нового мирового порядка в послевоенный период, в рамках которого Москва должна была играть второстепенную роль. В этом смысле Рузвельт, по-видимому, полагал, что предоставление Сталину буферной зоны в Восточной Европе для обеспечения защиты от его исторического немецкого противника удовлетворит аппетиты СССР по экспорту коммунизма. Тем не менее,уже в ходе Ялтинской конференции, где была сформулирована большая часть принципов будущего мирового устройства, не угасали споры об участии британцев и американцев в определении будущего восточноевропейских стран, в том числе особенно Польши.Через 18 месяцев после окончания войны новый глава Белого домаГ.Трумэн столкнулся с нежелательной для Запада картиной советского экспансионизма. Эстония, Латвия и Литва уже были поглощены СССР к концу войны; просоветские режимы были установлены в Польше, Румынии и Болгарии, а также в части Германии, контролируемой Советским Союзом. В 1946 г. СССР поддержал оппозиционные силы в Иране и предпринял попытку получить нефтяные концессии. На Турцию было оказано давление с целью расширения доступа СССР к Черному морю, и просоветские силы снова возобновили противостояние в Греции после спорных выборов. В тоже время в Организации Объединенных Наций Москва отвергла американский план контроля над атомным оружием, который предоставил бы США право сохранять свою ядерную монополию, тем самым сигнализируя о своих собственных планах присоединиться к гонке ядерных вооружений.В феврале 1946 г. представитель Госдепартамента, находящийся на службе в Москве, Джордж Кеннан, подготовил свою знаменитую «длинную телеграмму», в которой рассматривался взгляд на Советский Союз как на непримиримого врага, стремящегося к экспансионистской политике с целью распространения своей власти и влияния, что стала основой американской политики холодной войны. Тревога, озвученная Кеннаном, во многом подтверждалось растущим влиянием Москвы по всему миру. Социалистические партии во Франции, Италии, Греции и Вьетнаме играли все большую роль в политической жизни этих стран и при удачном стечении обстоятельств могли бы захватить власть. Европейские страны столкнулись с огромным давлением по вопросам деколонизации довоенных империй, особенно на Ближнем Востоке и в Азии. Администрация Трумэна, в свою очередь,разработала стратегию сдерживания, чтобы заблокировать любое дальнейшее распространение советского влияния.Под «сдерживанием» понималась защита Европы от установления просоветских режимов, что не распространялось на те страны, которые уже попали в зону влияния СССР. Эта доктрина оформилась как противодействие распространению социалистических режимов на территории Восточной Европе под давлением СССР. Начиная с 1945-1946 гг., СССР вел активную политику на двух фронтах традиционных русских интересов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, что не могло не обеспокоить Вашингтон. Москва проигнорировала гарантии Ялтинской конференции, в частности, в Польше не были проведены свободные выборы, там был установлен режим, зависимый от СССР. Кроме того, гражданская война в Греции была возобновлена, давление было оказано на Турцию, и Москва отказалась вывести свои войска из северного Ирана.В то же время Германия и Западная Европа переживали послевоенный кризис, пытаясь начать реконструкцию и вести переговоры по формальному урегулированию войны, в то время как левые партии пользовались огромным влиянием в опустошенных странах Западной Европы, особенно во Франции и в Италии. Побежденная Германия стала еще одним очагом конфронтации: Советский Союз требовал репараций и гарантий того, что восстановленная Германия никогда больше не будет представлять угрозу.В целях сдерживания распространения коммунизма в мире администрация Трумэна в 1946 г. поддержала иранский режим, а также взяла на себя прежние британские обязанности в восточном Средиземноморье, предоставив массивную военную помощь Турции и Греции в начале 1947 г. Кроме того, был инициирован План Маршалла в июне 1947 г., направленные на экономическое восстановление стран Западной Европы. Экономическая помощь стала решающим фактором в борьбе с советским влиянием, она также была дополнена политикой поощрения прозападных институтов и организаций, создания антикоммунистических профсоюзов и политических организаций. Помощь США позволила умеренным правительствам выделять огромные ресурсы на реконструкцию и расширять экспорт своих стран без навязывания политически и социально неприемлемых программ жесткой экономии, которые были бы необходимы без помощи США. Экономическая поддержка со стороны Вашингтона также содействовала противодействию тому, что американские лидеры считали опасным отходом от свободного предпринимательства к коллективизму. Поддерживая одни политические курсы и противодействуя другим, Соединенные Штаты не только влияли на то, как европейские и японские элиты определяли свои собственные интересы, но также изменяли внутренний баланс сил между группами, принимающими решения. Таким образом, политика США по оказанию помощи способствовала господству центристских партий, таких как христианские демократы в Западной Германии и Италии и более консервативная Либерально-демократическая партия в Японии.За экономическим возрождением Западной Европы последовало быстрое создание альянса НАТО, что, в свою очередь, привело к формированию Организации Варшавского договора (ОВД) и, следовательно, к стратегическому противостоянию двух блоков, которое будет определять мироустройство вплоть до краха социализма в конце 1980-х гг. Несмотря на то, что оба военно-политических союза должны были стать альянсами в сфере коллективной безопасности, фактически в каждом из них доминировал лидер блока.Таким образом, после Второй мировой войны мир оказался разделенным на два полюса, две сверхдержавы США и СССР боролись за сферы влияния и установление в ряде государств режимов лояльных этим государствам.ЗаключениеВ нашей работе были рассмотрены содержание программы ленд-лиза, характер советско-американских отношений до, во время и после Второй Мировой войны, проанализирован объём помощи Советскому Союзу со стоооын союзников по антигитлеровской коалиции, изучены маршруты, номенклатура, стоимость ленд-лизовских поставок. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, в 30-е гг. ХХ в. в США был принят ряд актов о международном нейтралитете страны, которые были призваны не допустить вовлечения страны в очередную крупномасштабную войну. Кроме того, в третий раз победивший на выборах в 1940 г. Ф.Рузвельт в ходе своей предвыборной кампании заявлял о неделании вступать в войну, которая разразилась в Европе. Тем не менее, американские власти не могли игнорировать происходящее на мировой арене, в связи с чем был разработан и принят закон о ленд-лизе. Первоначально поставки направлялись в Великобританию, позже в программу помощи по ленд-лизу были включены и другие страны, в том числе и СССР. Закон о ленд-лизе предполагал отправку грузов страны, сражающимся против сил стран Оси, при этом товары, которые были уничтожены или испорчены в ходе боевых действий оплате не подлежали, США сохраняли за собой права требовать возврата уцелевших единиц по окончанию войны. Во-вторых, после победы в России Октябрьской Революции Вашингтон не признал большевистский режим, отказавшись устанавливать дипломатические отношения с новым правительством. При этом в ходе голода в России в 1921-1922 гг. с американской стороной была оказана значительная помощь. После перехода к Новой Экономической Политике начинают развиваться двусторонние экономические связи, в Россию приходят американские компании. После прихода к власти в СССР И.В.Сталина меняется экономический курс страны и экономическое сотрудничество двух стран сворачивается. В 1933 г. Москва и Вашингтон устанавливают официальные отношения, что, тем не менее, не свидетельствовало о преодолении сложившихся противоречий. К началу Второй Мировой войны государства подошли в конфронтационный отношениях, что было вызвано подписанием пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г. Нападение Третьего Рейха на СССР стало фактором сближения Вашингтона и Москвы как партнёров по антигитлеровской коалиции. В ходе войны степень сотрудничества между странами оставалась весьма значительной, одним из центральных направлений взаимодействий стал ленд-лиз. По окончанию Второй Мировой войны в двусторонних отношениях сложилась атмосфера вражды и недоверия, которая постепенно трансформировалась в Холодную войну. В-третьих, СССР получал товары по ленд-лизу с октября 1941 г. по сентябрь 1945 г., общая стоимость всех поставок от союзников поставила 11,3 млрд.долл. До коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны поставки были относительно незначительными, они полностью не удовлетворяли потребности Красной Армии. Ситуация кардинально изменилась после перехода СССР в наступление, основной объём ленд-литовских поставок пришёлся на 1943-1944 гг. В Советский Союз направлялись как военные, так и невоенные товары, особое значение имели поставки продовольствия, автомобилей, оборудования и материалов для обслуживания железных дорог и др. На завершающих этапах войны номенклатура товаров в советских заявках перетерпела определённые изменения: военная техника уступила своё место промышленному оборудованию, которое планировалось использовать для восстановления разрушенной боевыми действиями национальной экономики. Ленд-лизовские поставки шли по пяти маршрутам: тихоокеанский, трансиранский, черноморский, арктические конвои, авиатрасса АлСиб. Каждый из маршрутов имел определенные особенности, затруднявшие его использование. Кроме того, нередко транспортные суда, занимавшиеся перевозкой грузов подвергались нападению со стороны фашистских сил. В-четвёртых, реальное значение ленд-лиза в победе Советского Союза над нацистской Германией остаётся предметом ожесточённых споров. Безусловно, материальная помощь союзников позволило СССР решить проблему дефицита товаров, необходимых для обеспечения нужд армии. Тем не менее, гораздо большим значением для советской стороны оставался вопрос об открытии второго фронта, договорённости по которому были достигнуты в 1942 г., но США и Великобритания не вступили в боевые действия на этом направлении вплоть до 1944 г. Кроме того, стоит понимать, что ленд-лиз не представлял собой благотворительную акцию американского правительства, эта программа позволила Соединённым Штатам не только сохранить свои людские и материальные ресурсы, но стала фактором экономического роста за счёт наращивания производства и создания рабочих мест. Список использованных источников и литературы

нет

Вопрос-ответ:

Что такое ленд-лиз?

Ленд-лиз – это программa военной помощи, при которой США предоставляли СССР снаряжение, вооружение, продовольствие и другие товары в период Второй мировой войны.

Какие были особенности договора ленд-лиза между СССР и США?

Основные особенности договора ленд-лиза между СССР и США включали предоставление военной и экономической помощи со стороны американской стороны и получение СССР необходимых товаров без привязки к оплате.

Какие маршруты использовались для доставки грузов в рамках программы ленд-лиз?

Для доставки грузов в рамках программы ленд-лиз использовались различные маршруты. Основные из них включали Северное морское пути, Тихоокеанскую трассу, а также маршруты через Иран и Средиземное море.

Какие последствия имело окончание срока действия договора ленд-лиза?

Окончание срока действия договора ленд-лиза имело несколько последствий для СССР. Во-первых, Советский Союз был вынужден возобновить платежи по полученным в рамках ленд-лиза товарам и оборудованию. Во-вторых, окончание ленд-лиза ознаменовало ухудшение отношений между СССР и США.

Какие отношения сложились между СССР и США после окончания Второй мировой войны?

После окончания Второй мировой войны отношения между СССР и США стали напряженными из-за иерархии влияния в послевоенном мире. СССР и США стали главными конкурентами и лидерами двух противоборствующих блоков – социалистического и капиталистического.

Что такое Лэнд Лиз?

Лэнд Лиз - это программа, которая позволила Соединенным Штатам оказывать военно-экономическую помощь союзникам во время Второй мировой войны. В рамках Лэнд Лиза СССР получал от США военное снаряжение, продукты питания, сырье и оборудование.

Какова была концепция Лэнд Лиза?

Концепция Лэнд Лиза заключалась в том, что Соединенные Штаты предоставляли союзникам военную и экономическую помощь в обмен на аренду или временное использование военных баз и территорий.

Какие были отношения между СССР и США до Второй мировой войны?

Отношения между СССР и США до Второй мировой войны были напряженными, в основном из-за различий в идеологии и политической системе. Однако после нападения Германии на СССР в 1941 году, обе страны столкнулись с общей угрозой и начали сотрудничество в рамках Лэнд Лиза.

Когда был заключен договор о Лэнд Лизе с СССР?

Договор о Лэнд Лизе с СССР был заключен в июне 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз. Этот договор позволил СССР получать от США военное снаряжение, продукты питания и другие ресурсы.

Какие маршруты использовались для доставки помощи по программе Лэнд Лиз?

Для доставки помощи по программе Лэнд Лиз использовались различные маршруты. Один из главных маршрутов проходил через Атлантический океан, где суда с грузами отправлялись из портов в США и доставляли грузы в порты Северной России. Также использовались воздушные маршруты через Аляску и Сибирь.