Особенности самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме 7
1.1. Характеристика самоотношения в психологии 7
1.2. Особенности формирования самосознания у лиц подросткового возраста 15
1.3. Особенности воспитания и развития подростков, воспитывающихся в детском доме 23
Глава II. Организация и методы исследования 33
2.1. Методологические принципы исследования 33
2.2. Организация и планирование исследования 34
2.3. Характеристика выборки исследования 34
2.4. Методы и методики исследования 34
2.5. Математико-статистические методы исследования 39
Глава III. Результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме 40
3.1. Результаты диагностики самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме 40
3.2. Результаты диагностики самоотношения подростков воспитывающихся в семье 47
3.3. Результаты сравнительного анализа самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме и подростков воспитывающихся в семье 54
3.4. Результаты корреляционного анализа 60
Практические рекомендации педагогам и воспитателям 66
Заключение 70
Выводы 73
Список литературы 75
Приложение 79
Образ подростков, воспитывающихся в детском доме, в большей степени наделен физическими и материальными характеристиками, но они меньше чувствуют себя членами какой-либо социальной группы и имеют низкий уровень субъективной активности. Подростки – сироты обладают значительно менее развитыми настойчивостью, самообладанием и волевым самоконтролем, чем подростки, воспитывающиеся в семьях.Результаты корреляционного анализа показали, что самоотношение подростков, воспитывающихся в детском доме, достаточно противоречиво. Позитивный настрой и личная заинтересованность детей-сирот связаны с их практическими навыками в настоящем времени, отсутствием планов на будущее. Отношение к уверенности в себе, лидерству и позитивному отношению других определяется заниженной оценкой своих способностей, навыков и уверенности в себе. Самоотношение подростков, воспитывающихся в семье, достаточно целостно. Симпатия к себе усиливается их высокой самооценкой своих качеств, характера, уверенности в себе, связью их личности со своей собственностью, внешними объектами. Отношение к самопринятию, самоориентированию, личным интересам поддерживается высокой самооценкой своих качеств, практическими навыками, описанием себя через анализ своих личностных качеств.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у подростков, воспитывающихся в детском доме отношение к себе более негативное и менее ярко выражено, чем у подростков, воспитывающихся в семье.Особенностями самоотношения подростков воспитывающихся в детском доме являются: отрицательное отношение к себе, ожиданиенегативного отношения к себе от других, сниженный самоинтерес и самопонимание, склонность к самообвинению, низкая оценка своих способностей, умений и навыков, уверенности в себе, наделение себя качествами, которые считают негативными, приписывание себе физических и материальных характеристик, повышенная лабильность, неуверенность, импульсивность, обидчивость, сниженный фон активности и работоспособности.Положительное отношение, интерес к себе у сирот связаны с их практическими навыками в настоящем времени, отсутствием планов на будущее. Установки на самоуверенность, саморуководство, положительное отношение других определяются заниженной оценкой своих способностей, навыков, уверенности в себе.Спасибо за внимание!
1. Аваткова И. И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь / И. И. Аваткова. – М.: Педагогическое общество, 2002.
2. Базарова Е.Б. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Е.Б. Вестник бурятского государственного университета. – 2014. – №5. – С.120-12.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых [Текст] / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М.: ООО «Проект - Ф», 2001. - 204 с.
6. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности / Т. Н. Горобец. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 170 с.
7. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гуткина Нина Иосифовна. - М., 1983. - 24 с.
8. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников дет¬ского дома [Текст] / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 1990. - 264 с.
9. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. – 2013. - №2.
10. Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности // Учебное пособие.: Барнаул, 2016.
11. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация / В.Г. Казанская. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.
12. Коломински, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
13. Колышко А.М. Психология самоотношения: Уч. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
14. Кон И. С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.
16. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - Воронеж: МОДЭК, 2001. – 336 с.
17. Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте. – Хабаровск, 2011.
18. Корякина И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И.В. Корякина // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 40-43.
19. Лаврентьева М.В. - Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
20. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум, 1984. – 336 с.
21. Леви В.Л. Я и мы / В.Л. Леви. - М.: Педагогика, 1973. - 122 с.
22. Лиханов А.А Дети без родителей [Текст] / А.А. Лиханов. - М.: Просвещение, 2010. – 592 с.
23. Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002. - 87с.
24. Лишённые родительского попечительства [Текст] хрестоматия / под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
25. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: МПСИ, 2011, 400с.
27. Пантилеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – С. 208- 242.
28. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
29. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
30. Прихожан А.М. Что характерно для современного подростка / А.М. Прихожан, Н.В. Толстых // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 8 -12.
31. Психология самосознания [Текст]: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2007. - 672 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
33. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2012. –128с.
34. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство московского университета, 1983. – 288 с.
35. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – СПб. Речь, 2009. – 320 с.
36. Черепкова Н.В., Кузнецова, М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова, М.Ю. Кузнецова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976–2980.
37. Чернобродов Е.Р. Психология личности: самосознание, самоотношение, самоопределение / Е.Р. Чернобродов, О.Б. Дутчина, Е.В. Ситникова, Е.В. Кулеш, Ж.В. Кулеш, Г.Ю. Колесникова // Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск, 2016.
38. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Просвещение, 2009.
39. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование. – 2013. – Том 5. № 2. – С. 203–213.
40. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Какие характеристики самоотношения рассматриваются в психологии?
В психологии рассматривается самооценка, самопонимание, саморегуляция и самопринятие как основные характеристики самоотношения.
Какие особенности формирования самосознания у подросткового возраста?
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, особенно в сфере социально-психологической идентификации, включающей осознание своей роли в обществе и своего места в группе.
Какие особенности воспитания и развития у подростков, воспитывающихся в детском доме?
Воспитание и развитие подростков, воспитывающихся в детском доме, имеют свои особенности, такие как отсутствие биологической семьи, недостаток индивидуального внимания и поддержки со стороны воспитателей, а также возможные психологические проблемы, связанные с опытом отказа и разлуки.
Какие методологические принципы использовались в исследовании?
В исследовании использовались методологические принципы системности, комплексности, объективности, научной обоснованности и эмпиричности.
Какая организация и методы исследования были использованы?
Для организации и проведения исследования использовались такие методы, как анкетирование, опрос, психологическое тестирование и анализ статистических данных.
Какие особенности самоотношения у подростков, воспитывающихся в детском доме?
Самоотношение у подростков, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности, связанные с отсутствием биологической семьи, частыми сменами опекунов и низкой стабильностью в жизни. Такие подростки могут испытывать чувство неполноценности, низкую самооценку и неуверенность в своих возможностях.
Какие факторы влияют на формирование самосознания у подростков в детском доме?
Формирование самосознания у подростков в детском доме зависит от множества факторов. Отсутствие семьи, нестабильность воспитания, ограниченность свободы и возможностей, а также негативные воспоминания о прошлом могут оказывать негативное влияние на развитие самосознания. Важную роль играют также социализация внутри детского дома, взаимодействие с другими воспитанниками и педагогами.
Какие методы исследования использовались в данной работе?
В данной работе были использованы методологические принципы качественного исследования, а также организационные методы, включающие интервьюирование и анализ письменных материалов. Были проведены беседы с подростками, воспитывающимися в детском доме, с целью изучить их самоотношение и самосознание.