Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 49 49 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 07.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………………..6
1.1 Анализ теоретической и методической литературы по проблеме формирования готовности детей к школьному обучению……………………...6
1.2 Компоненты общей готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, их характеристика…………………………….....8
1.3 Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях ДОО……………..14
Выводы по первой главе…………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………………23
2.1 Методика исследования уровня готовности к обучению в школе детей 6-7 лет……………………………………………………………………...23
2.2. Диагностика уровня готовности детей 6-7 лет к обучению в школе на констатирующем этапе исследования……………………………………….26
2.3 Перспективный план по формированию компонентов готовности к обучению в школе детей 6-7 лет в условиях ДОО……………………………...28
2.4 Повторная диагностика детей по формированию детей к обучению в школе. Анализ результатов опытно-поисковой работы……………………….36
Выводы по второй главе…………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….49
Фрагмент для ознакомления

Основными методами работы выступали следующие:своевременная диагностика уровня готовности к школьному обучению у дошкольников;проведение развивающей работы с дошкольниками, направленной на повышение готовности к школе по всем структурным компонентам;консультирование родителей и педагогов дополнительного образования.На основе разработанных нами методических рекомендаций для успешной адаптации старших дошкольников к школе, нами был разработан перспективный план по формированию компонентов готовности к обучению в школе детей 6-7 лет в условиях ДОО, представленный в таблице 1.Таблица1 - Перспективный план по формированию готовности к школе детей 6-7 лет в условиях ДООЭтапы работыФорма и содержание работыСроки проведенияРабота со старшими дошкольниками подготовительной группыНачальная диагностика детей подготовительной группысентябрьФизическая готовность1) выполнение ОРУ2) упражнения на развитие мелкой моторике рук (продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), собирание предметов, завязывание шнурков и т.д.)3) упражнения на развитие зрительно-двигательной координации (перерисовывание фигур, переписывание по образцу букв или фраз и т.д.)В течение годаПродолжение таблицы 1Личностная (мотивационная, психологическая, волевая) готовность1) Игровая школа (выполнение игровых упражнений на моделирование школьных ситуаций)2) Игры на внимательность3) Театрализованная деятельностьВ течение годаОктябрь - декабрьИнтеллектуальная готовность1) Игры на развитие памяти2) Занятия с педагогами дополнительного образования по развитию познавательной сферы дошкольников (в области математики, окружающего мира, развития речи и т.д.)Февраль– апрельОктябрь – апрель (согласно расписанию)Социально-нравственная готовность1) Наблюдение за природой2) Литературный кружок (чтение, анализ и инсценировки сказок)3) «Школа поручений» (выполнение целенаправленных поручений воспитателя, «дежурства»)В течение годаФевраль - апрельПромежуточная диагностика детей подготовительной группыянварьИтоговая диагностикамайРабота с родителями1) Психолого-педагогическое просвещение:- выступления на родительских собраниях по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Как в семье подготовить ребенка к школе»СентябрьАпрельПродолжение таблицы 12) Дистанционная работа посредством оформления информационных стендов по теме подготовки дошкольника к школеВ течение года3)Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностикиОктябрьФевральМайРабота с педагогами дополнительного образования1)Психологическое просвещение педагогов по темам «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе»:- групповые консультации-выступление на педагогическом советеДекабрь, апрельНоябрь2)Индивидуальные консультации с педагогами по результатам диагностики дошкольниковОктябрьФевральМай3) Посещение занятий с целью наблюдения организации образовательно-развивающего процесса, взаимодействия педагога с детьми, оказания педагогической помощиВ течение годаТаким образом, подготовка ребенка к школе – важная задача педагогов и родителей, и от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть насколько успешно и легко для дошкольника будет проходить школьная адаптация и обучение, в целом.2.4 Повторная диагностика детей по формированию детей к обучению в школе. Анализ результатов опытно-поисковой работыНа контрольном этапе нашего опытно-поискового исследования была проведена повторная диагностика уровня готовности к школе старших дошкольников.Анализируя результаты повторной диагностики по методике «Домик» Н. И. Гуткиной средистарших дошкольников, было выявлено следующее:высокий уровень готовности к школьному обучению показали более половины испытуемых – 53,3%,средний уровень готовности к школьному обучению показали 40% испытуемых,низкий уровень готовности к школьному обучению показали всего 6,7% испытуемых. Наглядные результаты исследования на контрольном этапе представлены на рисунке 3.Рисунок 3 - Результаты исследования уровня готовности к школьному обучению по методике Н.И. Гуткиной «Домик» на контрольном этапе (%)На рисунке видно, что более половины испытуемых детей показали высокий уровень готовности к школьному обучению, чуть меньше половины испытуемых показали средний уровень готовности к школьному обучению и низкий уровень готовности показало самое незначительное количество испытуемых. На рисунке 4 представлены сравнительные результаты по методике Н.И. Гуткиной «Домик» на констатирующем и контрольном этапах исследования.Рисунок 4–Сравнительная диаграмма результатов исследования уровня готовности к школьному обучению по методике Н.И. Гуткиной «Домик» на констатирующем и контрольном этапах (%)Сравнивая результаты исследования по методике «Домик» на констатирующем и контрольном этапах исследования, было выявлено следующее:на констатирующем этапе исследования у старших дошкольников преобладает средний уровень готовности к школьному обучению, высокий уровень готовности показали очень мало детей, а низкий уровень готовности показали более четверти испытуемыхна контрольном этапе у дошкольников преобладает высокий уровень готовности к школьному обучению, достаточное количество детей показали средний уровень готовности, и самое малое количество детей показали низкий уровень. Таким образом, у дошкольников на контрольном этапе исследования, согласнодиагностике, был выявлен более высокий уровень готовности к школьному обучению по таким компонентамкак личностная (мотивационная) и волевая готовность к школе.Анализируя результаты исследования на контрольном этапе по методике изучения словесно-логического мышления Я. Йирасека среди старших дошкольников, было выявлено следующее:высокий уровень развития словесно-логического мышления показали более половины испытуемых – 53,3%,средний уровень развития словесно-логического мышления показали 46,7% испытуемых,низкий уровень развития словесно-логического мышления не показал ни один из испытуемых.Наглядные результаты исследования среди дошкольников по данной методике на контрольном этапе представлены на рисунке 5.Рисунок 5 - Результаты исследования уровня развития словесно-логического мышления по методике Я. Йирасека на контрольном этапе (%)На рисунке видно, что высокий уровень развития словесно- логического мышления показали чуть более половины испытуемых, средний уровень показали чуть менее половины испытуемых и низкий уровень развития словесно-логического мышления не показал ни один из испытуемых.На рисунке 6 представлены сравнительные результаты по методике исследования словесно-логического мышления Я. Йирасека на констатирующем и контрольном этапах исследования.Рисунок6 - Сравнительная диаграмма результатов исследования уровня развития словесно-логического мышления по методике Я. Йирасека на констатирующем и контрольном этапах (%)Сравнивая результаты исследования по методике исследования словесно-логического мышления Я. Йирасекана констатирующем и контрольном этапе было выявлено следующее:на констатирующем этапе исследования у дошкольников преобладает средний уровень развития словесно- логического мышления, высокий уровень готовности показали очень мало детей, низкий уровень показали также небольшое количество испытуемых;на контрольном этапе исследования у старших дошкольников преобладает высокий уровень развития словесно-логического мышления, меньше половины испытуемых показали средний уровень, низкий уровень не показал никто.Таким образом, у дошкольников на контрольном этапе исследования, согласно диагностике, был выявлен более высокий уровень готовности к школьному обучению по таким компонентамкак интеллектуальная и социально-нравственная готовность.Выводы по второй главеОпытно-экспериментальное исследование предполагалотеоретико-методологическое обоснование процесса формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях ДОО и включало в себя 3 этапа: констатирующий,формирующий и контрольный.На констатирующем этапе исследования нами была проведена первоначальная диагностика уровня готовности к школе у старших дошкольников, которая продемонстрировала, преимущественно, средний уровень сформированности у детей всех структурных компонентов готовности к школьному обучению.На формирующем этапе нами были разработаны методические рекомендации, направленных на успешную подготовку старших дошкольников к школе в условиях ДОО, включающие в себя такие критерии школьной готовности, как физическая, психологическая и познавательная готовность и направленные на соблюдение следующих психолого-педагогических условий: большое значение уделять мелкой моторике, играть в игры на развитие внимания и памяти, учить рассуждать, развивать речь, расширять кругозор, учить коммуникативным умениям, формировать позицию субъекта учебной деятельности и т.д., а также нами был разработан перспективный план по формированию компонентов готовности к обучению в школе детей 6-7 лет в условиях ДОО, включающий в себя работу с детьми, с родителями и с воспитателями.На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня готовности к школе у старших дошкольников, которая показала более высокий уровень готовности к школьному обучению по всем структурным компонентом школьной готовности, по сравнению с констатирующем этапом исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность проблемы исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором представлены ориентиры развития личностных регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих психолого-педагогическую готовность ребенка к школе.В качестве цели исследования мы обозначили теоретико-методологическое обоснование процесса формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях ДОО.В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к понятию «психолого-педагогическая готовность к школьному обучению», изучили компоненты готовности к школьному обучению, выявили педагогические условия для успешного формирования готовности к школе у старших дошкольников в условиях ДОО. Выводы следующие.Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению – это необходимый достаточный уровень психолого-педагогического развития ребенка для овладения школьной программой в условиях обучения в группе сверстников (Н.И. Гуткина). Основные структурные компоненты: личностная (мотивационная) готовность; интеллектуальную готовность; волевая готовность; социально-нравственная готовность (М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).Основными педагогическими условиями реализации процесса подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях ДОО выступают своевременная диагностика готовности к школьному обучению и реализация развивающей программы подготовки к школьному обучению, направленной на совместную работу воспитателя, учителей и родителей, освоение дошкольниками универсальных учебных действий, которыми являются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, а также создание условий обеспечения преемственности ДОО и школы.В практической части работы нами было проведено опытно-поисковое исследование, направленное на теоретико-методологическое обоснованиепроцесса формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях ДОО, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики: Методика диагностики готовности к школе «Домик» Н.И. Гуткиной и Методика исследования словесно-логического мышления Я. Йирасека.В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы можем сделать следующие выводы:первоначальная диагностика уровня готовности к школе у старших дошкольников показала, преимущественно, средний уровень сформированности у детей всех структурных компонентов готовности к школьному обучению;ссылаясь на исследования И.В. Дубровиной и В.С. Мухиной, можно выделить следующие психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по подготовке детей 6-ти и 7-ми летнего возраста к школе: большое значение уделять мелкой моторике, играть в игры на развитие внимания и памяти, учить рассуждать, развивать речь, расширять кругозор, учить коммуникативным умениям, формировать позицию субъекта учебной деятельности;на основе методических рекомендаций для успешной адаптации старших дошкольников к школе, нами был разработан перспективный план по формированию компонентов готовности к обучению в школе детей 6-7 лет в условиях ДОО, включающий в себя работу с детьми, с родителями и с воспитателями;повторная диагностика уровня готовности к школе у старших дошкольников показала более высокий уровень готовности к школьному обучению по всем структурным компонентом школьной готовности (личностная, волевая, интеллектуальная и социально-нравственная), по сравнению с констатирующем этапом исследования.Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая работа воспитателя с детьми, родителями, и педагогами дополнительного образования подготовительной группы привела к положительной динамике по всем структурным компонентам уровня готовности старших дошкольников к школе. Цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями и дополнениями на 2018 год[Электронный ресурс]. – Москва: Эксмо, 2018. – 144 с. - https://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата доступа: 05.04.2022)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155[Электронный ресурс]. - https://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата доступа: 05.04.2022)Баранова, Е.И. Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста / Е.И. Баранова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2018. - №24. – С. 550-553.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. – С.-Пб.: Питер, 2008. - 398 с.Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?: Учебное пособие / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 140с.Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. – М.: Мозайка-синтез, 2016. – 144 с.Выготский, Л.С. Проблема возраста: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка // Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.Гомзина, Ю.В. Проблемы формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет [Электронный ресурс]/ Ю.В. Гомзина // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 136–140. –https://e-koncept.ru/2015/95071.htm (дата доступа: 05.04.2022)Грудненко, Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е.А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. - № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010. – С. 212 – 218.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – С.-Пб.: Питер, 2011. – 208 с.Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов.— М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94с.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – С.-Пб.: Речь, 2010. – 152 с.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина – С.-Пб.: Питер, 2009. – 320 с.Лукина, Е.В. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е.В. Лукина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования. Коллективная монография. – М., 2017. -С. 251- 256.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – С.-Пб.: Питер, 2016. - 583 с.Методика на определение уровня словесно-логического мышления по Я. Йирасеку [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/04/04/diagnosticheskiy-material-myshlenie (дата обращения: 05.04.2022)Митичева, Т.И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе [Электронный ресурс]/ Т.И. Митичева, Я.А. Шадрина // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 700-703. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27702512 (дата обращения: 05.04.2022)Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.Нижегородцева, Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 258–262.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ А.Д. Гусова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. -№ 6. -С.233-240 / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- poznavatelnyh-protsessov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата доступа: 05.04.2022)Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2005. – 288 с.Петровский, А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. - 512 с.Плахтеева, О.А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. А. Плахтеева // В сборнике: Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Краснодарский государственный институт культуры. - 2016. - С. 274-278.Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н Поддъяков. – М.: Педагогика, 1977.- 277 с.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: Серия «Практикум по психологии» // Под общ. ред. М. Р. Битяновой – С.-Пб.: Питер, 2012. -304 с.Практическая психология образования: Учебное пособие // Под редакцией И.В. Дубровиной. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 592 с.Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов вузов // Под ред.О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.Психология личности и деятельности дошкольника // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2004. – 374 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие // С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб.: Речь, 1999. - 235 с.Сенсомоторика. Внимание: Диагностический инструментарий детского психолога // Под ред. И.В. Дубровиной - Вып.1. – Нижний Новгород, 1996. — С.23-26.Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]/ Е.А. Серышева // Молодой ученый. - № 2 (106). – 2016. - С.1032-1036 / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25319908 (дата доступа: 05.04.2022)Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С-Пб.: Речь, 2007. – 350 с.Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина, М.К. Кабардов // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 326 с.Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.Харисова, Э.В. Современный взгляд на готовность к школе / Э.В. Харисова [Электронный ресурс]// Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. -С. 197-199 / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29271098 (дата обращения: 05.04.2022)ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное)Стимульный материал к Методике «Диагностики готовности к школе «Домик» Н.И. Гуткиной«Диагностика готовности к школе» (Н.И. Гуткина)Стимульный материал представлен на рисунке А.1.Рис. А.1 – Стимульный материалПРИЛОЖЕНИЕ Б(обязательное)Сводные результаты по проведенным методикам Методика диагностики готовности к школе «Домик» Н.И. ГуткинойТаблица Б.1 – Сводные результаты по методике Н.И. ГуткинойЭтап / УровеньНизкий уровеньчел. / %Средний уровеньчел. / %Высокий уровеньчел. / %Констатирующий этап4 / 26,79 / 602 / 13,3Контрольный этап1 / 6,76 / 408 / 53,3Методика исследования словесно-логического мышления Я. ЙирасекаТаблица Б.2 – Сводные результаты по методике Я. ЙирасекаЭтап / УровеньНизкий уровеньчел. / %Средний уровеньчел. / %Высокий уровеньчел. / %Констатирующий этап2 / 13,311 / 73,42 / 13,3Контрольный этап-7 / 46,78 / 53,3

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями и дополнениями на 2018 год [Электронный ресурс]. – Москва: Эксмо, 2018. – 144 с. - https://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата доступа: 05.04.2022)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - https://минобрнауки.рф/документы/6261 (дата доступа: 05.04.2022)
3. Баранова, Е.И. Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста / Е.И. Баранова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2018. - №24. – С. 550-553.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. – С.-Пб.: Питер, 2008. - 398 с.
5. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?: Учебное пособие / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 140с.
6. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. – М.: Мозайка-синтез, 2016. – 144 с.
7. Выготский, Л.С. Проблема возраста: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка // Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.
8. Гомзина, Ю.В. Проблемы формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет [Электронный ресурс] / Ю.В. Гомзина // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 136–140. – https://e-koncept.ru/2015/95071.htm (дата доступа: 05.04.2022)
9. Грудненко, Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е.А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. - № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010. – С. 212 – 218.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – С.-Пб.: Питер, 2011. – 208 с.
11. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов.— М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
12. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94с.
13. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – С.-Пб.: Речь, 2010. – 152 с.
14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина – С.-Пб.: Питер, 2009. – 320 с.
16. Лукина, Е.В. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е.В. Лукина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования. Коллективная монография. – М., 2017. -С. 251- 256.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – С.-Пб.: Питер, 2016. - 583 с.
18. Методика на определение уровня словесно-логического мышления по Я. Йирасеку [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/04/04/diagnosticheskiy-material-myshlenie (дата обращения: 05.04.2022)
19. Митичева, Т.И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе [Электронный ресурс] / Т.И. Митичева, Я.А. Шадрина // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 700-703. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27702512 (дата обращения: 05.04.2022)
20. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.
21. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
22. Нижегородцева, Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 258–262.
23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
24. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Д. Гусова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. -№ 6. -С.233-240 / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- poznavatelnyh-protsessov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата доступа: 05.04.2022)
25. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2005. – 288 с.
26. Петровский, А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. - 512 с.
27. Плахтеева, О.А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. А. Плахтеева // В сборнике: Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Краснодарский государственный институт культуры. - 2016. - С. 274-278.
28. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н Поддъяков. – М.: Педагогика, 1977.- 277 с.
29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: Серия «Практикум по психологии» // Под общ. ред. М. Р. Битяновой – С.-Пб.: Питер, 2012. -304 с.
30. Практическая психология образования: Учебное пособие // Под редакцией И.В. Дубровиной. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 592 с.
31. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум для студентов вузов // Под ред. О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 с.
32. Психология личности и деятельности дошкольника // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2004. – 374 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие // С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб.: Речь, 1999. - 235 с.
34. Сенсомоторика. Внимание: Диагностический инструментарий детского психолога // Под ред. И.В. Дубровиной - Вып.1. – Нижний Новгород, 1996. — С.23-26.
35. Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Е.А. Серышева // Молодой ученый. - № 2 (106). – 2016. - С.1032-1036 / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25319908 (дата доступа: 05.04.2022)
36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С-Пб.: Речь, 2007. – 350 с.
37. Славина, Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л.С. Славина, М.К. Кабардов // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 326 с.
38. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
39. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
40. Харисова, Э.В. Современный взгляд на готовность к школе / Э.В. Харисова [Электронный ресурс] // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. -С. 197-199 / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29271098 (дата обращения: 05.04.2022)

Вопрос-ответ:

Каковы основные аспекты формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

Основными аспектами формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе являются анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме, а также определение компонентов общей готовности ребенка к школьному обучению и их детальная характеристика.

Какие компоненты общей готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе можно выделить?

Выделяются следующие компоненты общей готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе: физический, психологический, интеллектуальный, речевой и социальный. Каждый из них играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе.

Какие исследования были проведены по проблеме формирования готовности детей к школьному обучению?

Существует большое количество исследований по данной проблеме. Основная часть исследований базируется на анализе теоретической и методической литературы, а также на эмпирических исследованиях, проведенных на основе анализа различных педагогических практик. Эти исследования помогли выделить основные аспекты и компоненты формирования готовности детей к школьному обучению.

Какие рекомендации можно сделать на основе анализа литературы по проблеме формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

По результатом анализа литературы по данной проблеме, можно сделать следующие рекомендации: учитывать компоненты общей готовности ребенка к школьному обучению при разработке программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, проводить специальные занятия, направленные на развитие каждого компонента готовности, создавать условия для активной социализации детей и их вовлечения в совместные деятельности.

Как можно подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе может быть реализована через различные формы и методы работы в детском саду. Важно создать благоприятную образовательную среду, где дети могут развивать свои навыки и умения, а также осваивать базовые знания, необходимые для успешного обучения в школе. Для этого можно проводить разнообразные игры, занятия по развитию речи, математической подготовке, логике и т.д. Важно также уделять внимание развитию социально-эмоциональной сферы ребенка и его самостоятельности.

Какие компоненты готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

Компоненты готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе включают различные аспекты развития. Важными компонентами являются развитие речи, математических представлений, логического мышления, мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, а также социально-эмоционального развития. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют на успешное обучение ребенка в школе. Поэтому важно уделять каждому аспекту достаточно времени и внимания при подготовке детей к школе в детском саду.

Сколько времени нужно заниматься подготовкой детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

Время, необходимое для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, может различаться в зависимости от конкретной ситуации. Однако, важно учесть, что подготовка должна быть систематической и регулярной. Можно рекомендовать заниматься с детьми по несколько часов в неделю, проводя разнообразные игры, упражнения, занятия. Это позволит детям активно развиваться и подготовиться к школьному обучению. Важно также учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать программу под его потребности.

Что такое ДОУ?

ДОУ - это детский оздоровительный учреждение, которое предоставляет услуги по организации и проведению образовательных занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Какие компоненты готовности к обучению в школе рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются следующие компоненты готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: познавательный, речевой, эмоционально-волевой, моторный.

Какие методы и подходы используются для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

Для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе используются различные методы и подходы, такие как игровой подход, интегративный подход, индивидуальный подход, деятельностный подход и др. В статье подробно описываются особенности каждого из этих подходов.

Какие основные выводы можно сделать по результатам анализа теоретической и методической литературы по проблеме формирования готовности детей к школьному обучению?

Основные выводы, сделанные по результатам анализа литературы, заключаются в том, что формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является многогранным процессом, который требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также было выявлено, что игровые методы и подходы являются наиболее эффективными для развития готовности детей к школьному обучению.