Применение игровых технологий на уроках математики в 6 классе на примере темы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 32 32 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Вступление 3
Глава 1 Наглядная концепция дроби 6
1.1 Особенности принятого способа ознакомления учащихся с дробями 6
Глава 2 Методика изучения дробей 14
2.1 Ознакомление с долями 14
2.2 Ознакомление с дробями с помощью наглядных пособий 21
Заключение 29
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления

Поделите круг на четыре равные части. Как назвать каждую такую часть? Запишите. Покажите три четверти доли. Вы достали дробь-три четверти. Кто может записать дробь? Что показывает число 4? (На сколько равных частей поделили круг). Что показывает число 3? (Сколько таких частей взяли). Аналогично ученики достают и записывают другие дроби, объясняя, что показывает каждое число.Для закрепления полученных знаний решают такие же упражнения, которые и во время знакомствас долями по данным иллюстрациям называют и записывают, какие дроби изображены, или изображают дробь с помощью чертежа, рисунка. Усвоению конкретного смысла дроби помогают упражнения на сравнение дробей, а также решение задач на нахождение дроби числа.Для сравнения дробей обычно используют иллюстрации с одинаковыми прямоугольниками.Ученикам предлагают начертить в тетради прямоугольник, длина которого 16см., а ширина 1см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1. (Записывают). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и поделите его на две равные части. (Исполняют). Какие доли получились? (Вторые половины). Сколько вторых долей в целом прямоугольнике?Подпишите. Ниже начертите такой же прямоугольник и поделите его на 4 равные части. Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или одна четвертая; одна вторая или две четвертых; одна четвертая или три четверти; две вторые или четыре четверти? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей. Как называются образованные частицы? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в одной четверти; в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая? Ответы на все эти вопросы дети дают, пользуясь рисунком: сравнивая, например,  и  , они с рисунка видят, что  больше, чем  того самого прямоугольника. Таким же способом сравнивают и другие дроби, но для сравнения используют другие рисунки: например, для сравнения дробей со знаменателями 3, 6 и 9 одинаковые прямоугольники делят соответственно на 6 и 9 равных частей, а для сравнения дробей со знаменателями 2, 5 и 10 одинаковые прямоугольники делят соответственно на 2, 5 и 10 равных частей. Предлагают специальные упражнения на сравнение дробей:1) Вставьте пропущенный знак «>», «<» или « = »: ;  .2) подберите такое число, чтобы равенство (неравенство) было правильное:Выполняя такие упражнения, учащиеся используют соответствующие иллюстрации с прямоугольниками или заново изображают дроби с помощью, например, отрезков. Так, сравни дроби и, ученик выполняет и рассуждает так: «Изображу на отрезке дробь  ; для этого отрезок поделю на 8 равных частей и возьму 3 таких части; изображу на таком же отрезке дробь  ; поделю отрезок на 4 равные части и возьму 3 таких части; сразу видно, что  отрезка больше, чем  его. Запишу:  >.Конкретный смысл дроби очень ярко раскрывается при решении задач на нахождение дроби числа. Эти задачи, как и задачи на нахождение доли числа, решают с помощью соответствующих наглядных пособий.Например, предлагают задачу. "У монтера было 12м провода.  - всего провода он потратил. Сколько метров провода потратил монтер?»Ученики под руководством учителя выполняют рисунок. Изобразим отрезком кусок провода, взяв 1см за 1м. Какой длины отрезок надо начертить? (12см.) Что сказано о потраченном проводе? (Израсходовано всего провода). Как изобразить потраченный кусок провода? (Отрезок поделить на 3 равные части и взять 2 такие части.) Итак, сначала мы 12 поделим на 3. О чем узнаем? (Чему равен провода.) Чему же она равна? (4м.) Затем результат умножим на 2. О чем узнаем? (Чему равно провода.) Сколько же метров провода потратил монтер? (8м.)Запись: 12:3*2=8 м. Ответ: 8м.Позже, решая такие задачи, ученики должны самостоятельно рассуждать. Например: надо определить, сколько минут в  час. Ученик рассуждает: «Найду, сколько минут составляет  ч, для этого 60 поделю на 4, 15; теперь найду, сколько минут в  час, для этого 15 умножу на 3, будет 45; следовательно, в  час – это45 мин».Задачи на нахождение дроби числа надо предлагать как для устного, так и для письменного решения.Чуть позже задачи на нахождение дроби числа надо включить в составленных задачах, например: «Мотоциклист проехал за 3 дня 1250км. За первый день он проехал  всего пути, а за второй -  всего пути. Какое расстояние проехал мотоциклист за третий день?» (рисунок 3).Рисунок 3 – Нахождение дроби числаЗаписывать решение таких задач лучше в виде отдельных действий:1) 1250 : 5 ∙ 2 = 500(км.) – проехал мотоциклист первого дня;2) 1250 : 10 ∙ 3 = 375(км.)- проехал мотоциклист на другой день;3) 500 + 375 = 875(км)- проехал мотоциклист за 2 дня;4) 1250 – 875 = 375(км)- проехал мотоциклист третьего дня.Ответ: 375км. [1; 278].Различные упражнения с дробями следует чаще включать для устных и письменных работ в течение всего учебного года. Это могут быть такие упражнения:1. На сколько равных частей разделен каждый квадрат?Как называется не заштрихованная часть в квадрате? Сколько таких частей в квадрате заштриховано?2. Подсчитайте на сколько равных частей разделен каждый круг?Сколько таких частей заштриховано?Мы уже умеем обозначать цифрами одну часть числа. Какая часть первого круга заштрихована? (1/6). (учитель записывает это число на доске). Сколько таких шестых частей заштриховано во втором круге? (2). То есть заштриховано 2/6 части. (учитель записывает на доске). Сколько таких шестых частей заштриховано в третьем круге? Числа вида 1/2, 2/3, 3/4, 1/6, 2/3, 5/6 называются дробными числами, Число 5/6 - дробь, 5 - числитель дроби, а 6 - знаменатель дроби. Число под чертой дроби - знаменатель дроби. Он показывает на сколько равных частей поделено целое. Число над чертой дроби - числитель дроби – показывает сколько взято равных частей целого.Задача. Длина отрезка А В равна 10см. Чему равен 3/5 этого отрезка?1) сколько сантиметров в 1/5 отрезка АВ?10: 5 = 2(см).2) чему равен 3/5 отрезка АВ?2 ∙ 3 = 6 (см).Ответ. Длина 3/5 отрезка АВ равна 6см.Предлагают ученикам и абстрактные задачи на нахождение дроби от числа. Задача. Найдите 5/9 от 64 260?64 260 : 9 ∙ 5 = 35 700.В 6 классе дети решают составленные задачи, предусматривающие нахождение дроби, а именно:1. Задачи, в которых надо найти несколько частей от данного числа (найти дробь от числа).Задача. Масса тыквы равна 14кг. От тыквы отрезали 2/7 его массы и сварили кашу. Сколько килограмм тыквы было потрачено на кашу?2. Задачи, в которых надо найти несколько частей от остальных.Задача. Площадь опытного поля составляет 86 000м2. Часть этого поля в виде прямоугольного участка со сторонами 320м и 100м засеяно гречкой, ¾ части поля засеяно просом. Сколько квадратных метров составляет площадь поля, которая засеяна просом?3. Задачи, в которых надо найти несколько частей от того числа, которое нашли. Задача. Туристу предстояло пройти 180км. За первый день он прошел1/6 всего пути, а за второй- 4/5 того пути, который прошел за первый день. Сколько километров прошел турист за два дня?Задания на нахождение дроби от числа часто предлагают для устных вычислений. Они полезны для закрепления учениками знаний о соотношении между мерами величин. Например:1. Сколько метров в 3/4 км? В 2/5 км? В 3/10 км?2. Сколько килограмм в 3/4 ц? В 3/4 т? В 3/5 ц? 3. Найдите: 2/7 от 35; 3/4 от 40; 2/5 от 200. [3; 273-274].ЗаключениеДроби имеют широкое применение в повседневной жизни. Это предопределяет потребность в формировании представлений о дробях уже в начальной школе. Однако, вместе с тем, преподавание дробей в средних классах сопряжено с определенными трудностями, которые с одной стороны заставляют резко ограничить объем знаний о дроби, с которыми знакомят школьников, а с другой стороны, вызывает тенденцию к такому способу введения дробей, который не соответствует понятию о них. Дети с интересом изучают дроби в том случае, если учитель грамотно подойдет к подготовке урока, добавив в него элементы игры. Информация о дробях, представленная в виде наглядных пособий, легче усваивается школьниками. У школьников необходимо создать конкретные представления о процессе образования частей от целого предмета или совокупности предметов. С этой целью уже в 5 классе детей знакомят с частями, их записью, учат находить часть числа и число по известной его части. В классе продолжают работать над усвоением части числа, учеников знакомят с дробями и их записью, учат сравнивать части, находить несколько частей от числа, дроби от числа, решать составные задачи, предусматривающие нахождение дроби от числа.Рассматривают эти вопросы с помощью наглядности, выполняя практические упражнения, связанные с чертежом, измерением, перегибанием, практическим разделением круга, прямоугольника, полоски на равные части.Формирование понятия о дроби рекомендуется проводить по трем основным этапам:1.) сначала дети усваивают фактическое дробление (деление) различных конкретных предметов на равные части; образуют из частей дроби;2.) потом эту же работу дети проделывают уже на чертежах (рисунки кругов, отрезков);3.) дети оперируют дробями по представлению.Познакомить детей с долями означает сформировать в них конкретные представления о долях, то есть научить детей образовывать частицы практически. Чтобы сформировать правильные представления о долях надо использовать достаточное количество разнообразных наглядных пособий. Как показал опыт, самыми удобными пособиями являются геометрические фигуры, вырезанные из бумаги; можно использовать рисунки фигур, выполненные на бумаге. Очень важно, чтобы пособия были не только у учителя, но и у каждого ученика. Правильные представления о долях, а позже о дробях будут сформированы тогда, когда ученики своими руками будут доставать, например, половину круга, квадрата, четверть отрезка и тому подобное.Формирование представлений о доле величины также способствует решению задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Эти задачи решают на наглядной основе. Не следует формулировать специальных правил для решения этих задач. Формальный подход, как это показывает практика, может привести к тому, что дети начинают путать эти две задачи, допускают ошибку при выборе действий.Образование дробей, как и образование частиц, рассматривают с помощью наглядных пособий.Для закрепления полученных знаний решают такие же упражнения, как и во время знакомства с долями: по данным иллюстрациям называют и записывают какие дроби изображены, или изображают дробь с помощью чертежа, рисунка. Усвоению конкретного смысла дроби помогают упражнения на сравнение дробей, а также решение задач на нахождение дроби числа.Знакомя учащихся с дробями следует опираться на опыт учащихся, знания, восстановить их и систематизировать.Приложение А (справочное)Список использованных источниковКниги1. Бантова М. А., Бельтюкова г. в., Полевщикова А. В. Методика преподавания математики в начальных классах. - К.: Высшая школа, 1977. – С. 273-279.2. Андронов И.К. Арифметика дробных чисел и основных величин. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 7-12.3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. – С. 302-309.4.Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1964. – С. 162-163.5. Давыдов В.В., Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. – М.: Просвещение, 1969. – С. 76-130.6. Депман И.Я. История арифметики. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 239-264.7. Лебег А. Об измерении величин. – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 8-27.8. Моро М.И., Пынькало А.М. Методика обучения математике в І-ІІІ классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978. – С. 250-331.9. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения. – М.: Просвещение, 1965. – С. 325-331.10. Шевченко И.Н. Методика преподавания арифметики в V-VI классах. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 80-95.


Приложение А (справочное)
Список использованных источников

Книги
1. Бантова М. А., Бельтюкова г. в., Полевщикова А. В. Методика преподавания математики в начальных классах. - К.: Высшая школа, 1977. – С. 273-279.
2. Андронов И.К. Арифметика дробных чисел и основных величин. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 7-12.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. – С. 302-309.
4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1964. – С. 162-163.
5. Давыдов В.В., Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. – М.: Просвещение, 1969. – С. 76-130.
6. Депман И.Я. История арифметики. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 239-264.
7. Лебег А. Об измерении величин. – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 8-27.
8. Моро М.И., Пынькало А.М. Методика обучения математике в І-ІІІ классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978. – С. 250-331.
9. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения. – М.: Просвещение, 1965. – С. 325-331.
10. Шевченко И.Н. Методика преподавания арифметики в V-VI классах. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 80-95.


Вопрос-ответ:

Какие игровые технологии могут использоваться на уроках математики в 6 классе?

На уроках математики в 6 классе можно использовать игровые технологии, такие как интерактивные задания на компьютере или планшете, мобильные приложения, игровые карточки или настольные игры, математические игры онлайн и другие.

Какие особенности принятого способа ознакомления учащихся с дробями?

Принятый способ ознакомления учащихся с дробями включает в себя использование наглядных пособий, объяснение на конкретных примерах, практические задания, обратную связь и постепенное укрепление полученных знаний.

Как можно ознакомить учащихся с долями?

Учащихся можно ознакомить с долями, показав им визуальное представление, например, круг, разделенный на равные части. Также можно использовать задания, в которых необходимо назвать долю от целого числа.

Какими наглядными пособиями можно ознакомить учащихся с дробями?

Для ознакомления учащихся с дробями можно использовать различные наглядные пособия, такие как карточки с дробными числами, дробной линейкой, геометрическими моделями, игровыми кубиками и другими. Эти пособия помогут учащимся визуализировать дробные числа и лучше понять их сущность.

Какие источники были использованы для составления статьи?

Для составления данной статьи были использованы различные источники, такие как учебники по математике для 6 класса, математические методики и исследования, рекомендации педагогов, а также опыт преподавателей, работающих с этой темой.

Какие технологии используются на уроках математики для изучения дробей в 6 классе?

На уроках математики в 6 классе для изучения дробей используются игровые технологии, такие как наглядные пособия и игры.

Какие особенности есть у принятого способа ознакомления учащихся с дробями?

Особенности принятого способа ознакомления учащихся с дробями включают использование наглядной концепции дроби и методики изучения дробей с помощью наглядных пособий.

Как проходит ознакомление с долями в методике изучения дробей?

Ознакомление с долями в методике изучения дробей проходит путем разделения круга на четыре равные части и названия каждой такой части как "четверть".

Как проводится ознакомление с дробями с помощью наглядных пособий?

Ознакомление с дробями с помощью наглядных пособий включает показывание трех четвертей доли и объяснение, что это означает дробь "три четверти".

Какие источники были использованы при написании статьи о применении игровых технологий на уроках математики в 6 классе?

В статье использовались различные источники, однако полный список использованных источников можно найти в конце статьи в разделе "Список использованных источников".