Роль Р. Декарта в становлении класического естествознания
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.История становления классического естествознания
2.Роль математических наук в естественнонаучной картине мира
3.Применения математических методов Р. Декарта в естествознании
Заключение
Список литературы
Именно алгебраический подход, при котором геометрические фигуры стало возможным представить как уравнения, помог Декарту построить аналитическую геометрию.
Новый общий взгляд Декарта на математику, как дедуктивную науку о порядке и мере, почти на два столетия опередил традиционное представление о ней, как науке о числах и геометрических фигурах. С точки зрения современной математики эти объекты составляют лишь малую часть абстрактных математических структур.
Другим важнейшим достижением Декарта было использование идеи функциональной зависимости для изучения процессов изменения, как в самой математике, так и в естествознании. Правда, у него отсутствует еще точное определение понятия функции, но в свой аналитической геометрии он широко использует идею об изменении одной переменной величины (функции) в зависимости от изменения другой переменной (аргумента). В дальнейшем он применяет функциональный подход для изучения процессов движения и изменения в природе, хотя единственной формой такого движения признает только механическое перемещение тел в пространстве с течением времени.
В отличие от аристотелевской физики, согласно которой движение стремится к достижению покоя, а, следовательно, к саморазрушению, Декарт, напротив, утверждает, что оно направлено на самосохранение. Это стремление движения к самосохранению он называет законом инерции. В противоположность Аристотелю, который считал самым совершенным круговое движение, Декарт, как и Галилей, решительно заявляет, что «из всех движений только движение по прямой совершенно просто». Из этого принципа он выводит заключение о бесконечности космоса, так как бесконечное движение по прямой было бы невозможно в конечном космосе.
В основе декартовской теории движения лежат три основных закона.
Первый закон утверждает, что «всякая вещь в частности (поскольку она проста и неделима) продолжает по возможности пребывать в одном и том же состоянии и изменяет его не иначе, как от встречи с другими».
Второй закон постулирует, что всякое движение в природе, не встречающее препятствия, происходит по прямой линии.
Третий закон предписывает, что «если движущееся тело при встрече с другим телом обладает для продолжения движения по прямой меньшей силой, чем второе тело для сопротивления первому, то оно теряет направление, не утрачивая ничего в своем движения; если же оно имеет большую силу, то движет за собой встречное тело и теряет в своем движении столько, сколько сообщает второму телу».
Если два первых закона являются общими для ряда программ разработки механики в Новое время, то третий закон вызвал множество возражений. Они связаны главным образом с неприемлемой интерпретацией покоя своего рода антидвижения, т.е. сопротивления движению.
Существенный недостаток декартовской философии природы состоит в ориентации на чисто умозрительный характер ее принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования. Тем не менее, философия Декарта получила широкое распространение во второй половине XVII века, а его идеи об универсальной механике оказывали свое влияние на ученых вплоть до появления «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона, заложивших основы классической механики.
В истории математики Р. Декарт занимает весьма важное место. Одно из главнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих древнегреческих математиков. К концу XVI в. были изданы в оригиналах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа, Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрождения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы невозможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации.
Большой вклад Декарт внес в формирование столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой области содержатся в основном в «Диоптрике» и в «Метеорах»). Так, он открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта. Безусловно, хотя Р. Декарт и не являлся естество испытателем, роль его в естествознании неоспорима велика. Именно благодаря Р. Декарту стало возможным применение законов математики в естественных науках.
Заключение
Процесс становления классического естествознания, начавшийся в Древней Греции, продолжался до XVII века. Именно в это время были окончательно сформированы основные естественные науки. Это было связано с деятельностью целого ряда ученых. Благодаря Р. Декарту именно к этому времени математика становится универсальным языком науки, базисом аналитических исследований, а центральное место начинают занимать методологии, основанные на опытном установлении отношений между фактами и дальнейшем их обобщении индуктивными методами, разработанные Ф. Бэконом.
Исходным пунктом формирующейся классической науки стала гелиоцентрическая система мира, созданная Н. Коперником. Фундаментальное переосмысление проблемы движения и его описания позволило Г. Галилею показать эффективность применения идеализированных понятий (равномерное прямолинейное движение, материальная точка и т.д.), непосредственно не встречающихся в природе, но служащих целям создания на их основе аксиом движения. Принцип относительности Галилея, преобразования Галилея, принцип инерции и другие понятия непосредственно вошли в механику Ньютона, с которой и началось классическое естествознание
Математику нельзя причислить к естествознанию или общественным наукам: естествознание непосредственно изучает природу, а математика изучает не сами объекты действительности, но математические объекты, которые могут иметь прообразы в действительности. Но именно в XVII в. начинается новый период во взаимоотношениях математики и естествознания. Многие отрасли естествознания начинают базироваться на применении экспериментально-математических методов.
Взгляды Декарта на характер аксиом и математических доказательств не отличаются от представлений древнегреческих математиков, но он не разделяет их чрезмерных требований к строгости доказательств, а самое главное — значительно шире понимает сам предмет математического исследования.
Декарт впервые показал, как можно применить математику для наглядного изображения и математического анализа самых разнообразных явлений природы и общества. Он предложил изображать связи между явлениями природы кривыми линиями, а последние записывать алгебраическими уравнениями. Положив в основу своей философии понятие о движущейся материи, Декарт внес движение и в математику. Если до Декарта математика имела метафизический характер, оперируя с постоянными величинами, то с трудами Декарта в математику, а вместе с тем и во все естествознание вошла диалектика.
Список литературы
Бэкон Ф. Новый Органон. // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000451/st000.shtml
Введение в философию. / Под ред. А. П. Фролова. – СПб.: Нева, 2003. – 390с.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. / М.: АСТ, 2004. – 368 с.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
История философии в кратком изложении. / Под ред. Богута В.И. – М.: Сфера, 1991. – 592с.
Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. – Новое время. – СПб.: Сфера, 1996. – 736с.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. / М.: Юнити, 2007. – 287с.
Скирбек Г., Гилье Н. История философии. Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Пер с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 800с.
Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина. – М.: Владос, 2004. – 704с.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. / М.: АСТ, 2004. – 368 с.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. / М.: Юнити, 2007. – 287с.
Скирбек Г., Гилье Н. История философии. Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Пер с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 800с.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
Бэкон Ф. Новый Органон. // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000451/st000.shtml
Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. – Новое время. – СПб.: Сфера, 1996. – 736с.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
История философии в кратком изложении. / Под ред. Богута В.И. – М.: Сфера, 1991. – 592с.
Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. – Новое время. – СПб.: Сфера, 1996. – 736с.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. / М.: Юнити, 2007. – 287с.
Шаталов С.В. Современное естествознание./СПб.: «Феникс», 2001. – 224 с.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. / М.: АСТ, 2004. – 368 с.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания./СПб.: «Феникс», 2003. – 480 с.
Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина. – М.: Владос, 2004. – 704с.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
Введение в философию. / Под ред. А. П. Фролова. – СПб.: Нева, 2003. – 390с.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина. – М.: Владос, 2004. – 704с.
Введение в философию. / Под ред. А. П. Фролова. – СПб.: Нева, 2003. – 390с.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина. – М.: Владос, 2004. – 704с.
Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. – Новое время. – СПб.: Сфера, 1996. – 736с.
Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
2
2.Введение в философию. / Под ред. А. П. Фролова. – СПб.: Нева, 2003. – 390с.
3.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. / М.: АСТ, 2004. – 368 с.
4.Декарт Р. Начала философии. // Антология мировой философии. — М., 1979. — Т.2. — С.231-255.
5.История философии в кратком изложении. / Под ред. Богута В.И. – М.: Сфера, 1991. – 592с.
6.Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. – Новое время. – СПб.: Сфера, 1996. – 736с.
7.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. / М.: Юнити, 2007. – 287с.
8.Скирбек Г., Гилье Н. История философии. Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Пер с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 800с.
9.Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина. – М.: Владос, 2004. – 704с.
10.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. / СПб.: Феникс, 2003. – 480с.
Вопрос-ответ:
Какую роль сыграл Рене Декарт в становлении классического естествознания?
Рене Декарт сыграл значительную роль в становлении классического естествознания. Его вклад заключался в разработке метода аналитической геометрии, использовании математических методов в естествознании и создании нового общего взгляда на математику как дедуктивную науку о порядке и мере.
Какие тенденции можно выделить в истории становления классического естествознания?
История становления классического естествознания обладает несколькими тенденциями. Одна из них — это развитие математических наук и их применение в естественнонаучной картине мира. Другая тенденция связана с изменением подхода к изучению природы: от описательного подхода к более системному и объяснительному.
В чем состояла роль математических наук в естественнонаучной картине мира?
Математические науки играли важную роль в естественнонаучной картине мира. Они предоставляли возможность описания явлений природы качественно и количественно, а также разработки точных законов и моделей для объяснения этих явлений и предсказания будущих результатов экспериментов. Математические методы позволяли установить связи между различными областями наук и давали научное объяснение основных закономерностей природы.
Какие математические методы Рене Декарт применил в естествознании?
Рене Декарт применил алгебраический подход, при котором геометрические фигуры стали возможно представить как уравнения. Это помогло ему построить аналитическую геометрию, которая позволила описывать геометрические объекты с помощью математических выражений. Такой подход дал возможность более точно и ясно изучать физические явления и развить новые математические методы для решения научных проблем.
Какой общий взгляд на математику развил Рене Декарт?
Рене Декарт развил новый общий взгляд на математику как дедуктивную науку о порядке и мере. Он подчеркивал значимость математической ригорозности и строгости в доказательствах, а также в использовании математической логики для решения проблем. Декарт утверждал, что математика может быть использована в различных областях знания и помогать в объяснении и предсказании явлений природы.
Какая роль играет Рене Декарт в становлении классического естествознания?
Рене Декарт имел значительное влияние на становление классического естествознания. Он разработал алгебраический подход, который позволил ему представить геометрические фигуры как уравнения. Это привело к созданию аналитической геометрии и открытию новых методов исследования природы. Также, Декарт ввел понятие математических моделей, что стало важной основой для развития естествознания.
Какая роль математических наук в естественнонаучной картине мира?
Математические науки играют важную роль в естественнонаучной картине мира. Они предоставляют нам мощный инструмент для описания и объяснения природных явлений. Математические модели позволяют нам установить закономерности в поведении объектов и явлений, а математические методы позволяют проводить точные вычисления, предсказывать результаты и экстраполировать данные.
Какие применения математических методов Рене Декарта были использованы в естествознании?
Рене Декарт внес большой вклад в применение математических методов в естествознании. Он использовал алгебраический подход, представляя геометрические фигуры как уравнения, что позволило ему разработать аналитическую геометрию. Также, Декарт внес вклад в развитие координатной системы, которая стала важным инструментом для описания и изучения физических явлений.
Каким образом алгебраический подход Рене Декарта помог ему построить аналитическую геометрию?
Алгебраический подход Рене Декарта позволил ему представить геометрические фигуры как уравнения. Это позволило ему установить связь между геометрическими и алгебраическими понятиями. В результате, Декарт разработал аналитическую геометрию, которая стала мощным инструментом для изучения геометрических объектов и их свойств с помощью алгебраических методов.
Какую роль сыграл Рене Декарт в становлении классического естествознания?
Рене Декарт сыграл ключевую роль в становлении классического естествознания. Он внес значительный вклад в развитие математического и естественнонаучного мышления, а также в формирование фундаментальных принципов методологии и логики научного исследования. Декарт считается основателем аналитической геометрии, благодаря которой стало возможным представление геометрических фигур в виде алгебраических уравнений. Это позволило совместить геометрические и алгебраические методы и усовершенствовать математическую обработку данных в естествознании в целом.