Значение сборника «Вехи»
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 08.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сборник «Вехи» 5
2. «Вехи» - попытка изменения типа Русской интеллигенции. 6
3. Значение сборника «Вехи» для России 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Последующие события затмили эту дискуссию и были отодвинуты на задний план на фоне разразившейся Второй мировой войны, «катастрофы» 1914 года, военных революций и гражданских войн. Авторы «Вех» были выдворены из страны в 1921-1922 годах. Советское правительство выслало на так называемый «философский корабль» около 200 крупных интеллигентов, в том числе авторов «Вех», что спасло многим из них жизни. Событие уникальное в истории европейской интеллигенции, но осознанное значительно позже, после развала Советского Союза.После 1989 года было много статей об «интеллектуальном упадке» и «смерти интеллектуалов» не только на Востоке, но и на Западе. Причины хорошо известны: утрата и статус рефлективной элиты, конец интерпретативной власти менее образованной элиты, усиление власти денег и распространение массовой культуры. Но если нас не обманывают признаки, то начался поиск новых сущностей, способных реализовать или инициировать изменения. Перед лицом кризиса и краха потребность в просвещении, поиске пути спасения и революционных темах уже поднимается с новым тоном. Однако нового революционного субъекта или новой архимедовой точки, опираясь на которую можно было бы объяснить, а по возможности и изменить мир, пока не видно. Русский народ, русская интеллигенция, русское общество еще не достигли той стадии исторического развития этого общества, на которой может формироваться национальное самосознание.Этот процесс еще только начинался в XIX – начале XX.Интеллектуалы, единственная рефлексивная группа, способная выйти за пределы повседневного опыта, само их осознание национальных проблем, были свидетелями начала движения к национальному самосознанию, но это было только начало. Однако одного стремления к национальному самосознанию недостаточно. Для его формирования необходимы определенные социальные и структурные предпосылки. Нам нужны сложные социальные связи вне первобытных сообществ в узком, современном понимании.Трудно сказать, в какую сторону изменились взгляды русской интеллигенции, если бы не 1917 год. Политическая катастрофа, вызванная не только радикальностью русского освободительного движения, но и его слабостью. Основание России, хрупкость российского общества и отсутствие структуры, стабильность которой была подорвана внешнеполитическим кризисом. После этой катастрофы началась новая эпоха в истории России и существования национальной интеллигенции. Однако можно сказать, что русская интеллигенция до революции осознала и подытожила первые этапы исторического развития.ЗаключениеВ ходе данной было рассмотрено становление и развитие интеллигенции как социальной группы. Сам термин впервые появляется в 1830-х гг. во Франции, а в России широко распространяется только в 1860-х гг. Три подхода к пониманию термина «интеллигенции» сходились в одном: интеллигенция — это образованная, мыслящая часть общества, влияющая на формирование общественного сознания и претендующая на роль духовной элиты. Со временем интеллигенция все более политизируется и под давлением правительства приобретает радикальную направленность.В это время положение русской интеллигенции достаточно бедственно, и она считает нужным взять на себя роль «гласа народа», обернувшись в разные политические партии. В процессе изучения феномена русской интеллигенции мы приходим к выводу, что партии нередко объединялись между собой, имея перед собой одну общую цель: изменение политического устройства.Что могут сказать нам в этих обстоятельствах «Вехи»? Разве это уже не просто исторический текст, который необходимо записать? Во многом «Вехи» исторически значимы, по крайней мере, для России. Новому господству революционной молодежи ничего не угрожает. С другой стороны, демографическая ситуация свидетельствует о старении и сокращении численности населения. Сегодня нет культуры аскетизма, нет «военного порядка» интеллигенции. Никому не нужен новый утопический проект. Люди наконец-то хотят побыть одни, вести нормальную жизнь, водить детей в школу, зарабатывать деньги и ездить в отпуск. «Крайности века», страхи и сильная тяга к нормальному и устоявшемуся образу жизни после крайностей. У них также нет разума, чтобы просвещать общество или создавать образовательную диктатуру. Дело, скорее, обстоит следующим образом: на передний план устремились священники и муллы, и задачи, ранее выполнявшиеся просвещением, сегодня перешли к индустрии развлечений или к проповедникам разных религий.Список используемой литературыПолторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в. Нью-Йорк, 1988.Ленин В.И. О Вехах // Полн. собр. соч. Т. 19; Т. 22; Т. 23.Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия (К историческому осмыслению проблематики «Вех»). М., 1996.Бикерман И. Отщепенцы в квадрате // Бодрое Слово. 1909. № 8;Бердяев Н. Открытое письмо архиеп. Антонию /Моск. Еженедельник. 1909. № 32. 5 августа; Струве П. Ответ архиепископу Антонию / Слово. 1909. № 791. 10 мая.Антоний, архиеп. Открытое письмо авторам сборника «Вехи» / Слово. 1909. № 791. 10 мая. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907–1914 гг.). М., 1997. Струве П.Б. Интеллигенция и революция / Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910. М., 1991.Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда / Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910. М., 1991.
1. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в. Нью-Йорк, 1988.
2. Ленин В.И. О Вехах // Полн. собр. соч. Т. 19; Т. 22; Т. 23.
3. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия (К историческому осмыслению проблематики «Вех»). М., 1996.
4. Бикерман И. Отщепенцы в квадрате // Бодрое Слово. 1909. № 8;
5. Бердяев Н. Открытое письмо архиеп. Антонию / Моск. Еженедельник. 1909. № 32. 5 августа;
6. Струве П. Ответ архиепископу Антонию / Слово. 1909. № 791. 10 мая.
7. Антоний, архиеп. Открытое письмо авторам сборника «Вехи» / Слово. 1909. № 791. 10 мая.
8. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907–1914 гг.). М., 1997.
9. Струве П.Б. Интеллигенция и революция / Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910. М., 1991.
10. Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда / Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909–1910. М., 1991.
Вопрос-ответ:
Зачем был создан сборник "Вехи"?
Сборник "Вехи" был создан с целью переосмысления роли и задачи русской интеллигенции и обозначения нового пути развития России.
Какое значение имел сборник "Вехи"?
Сборник "Вехи" имел большое значение для России, так как он представлял собой попытку изменения типа русской интеллигенции и указывал на необходимость нового подхода к развитию страны.
Какие последующие события отодвинули дискуссию о сборнике "Вехи" на задний план?
Последующие события, такие как Вторая мировая война, катастрофа 1914 года, военные революции и гражданские войны, затмили дискуссию о сборнике "Вехи" и отодвинули ее на задний план.
Какое значение сборник "Вехи" имел для России?
Сборник "Вехи" имел огромное значение для России, так как он указывал на необходимость изменения роли и задач русской интеллигенции, а также строительства нового пути развития страны.
Когда авторы сборника "Вехи" были выдворены из страны?
Авторы сборника "Вехи" были выдворены из страны в 1921-1922 годах советским правительством, которое отправило их на так называемый философский корабль.
Что такое сборник Вехи?
Сборник Вехи был издан в 1909 году в России и являлся одним из ключевых произведений русской философской мысли начала XX века.
Какое значение имел сборник Вехи для русской интеллигенции?
Сборник Вехи стал попыткой изменить тип русской интеллигенции, перевести ее от отрыва от реальности и идеализации к активной общественно-политической деятельности.
Почему авторы Вех были выдворены из страны?
Советское правительство выслало авторов Вехи на так называемый "философский корабль" в 1921-1922 годах.