особенности проявления агрессии и локус контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 13.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты изучения проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия 6
1.1. Характеристика агрессии в науке 6
1.2. Понятие локуса контроля 16
1.3. Психологические особенности женщин, пострадавших от домашнего насилия 23
Выводы по главе 1 34
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Результаты исследования 41
2.2.1. Результаты диагностики в группе женщин, пострадавших от домашнего насилия 41
2.2.2. Результаты диагностики в группе женщин, не подвергавшихся домашнему насилию 45
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Больше всего у них выражена косвеннаяагрессия,негативизм, протестное поведение, обида и чувство вины. В целом у них выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, чаще всего они склонны обращаться к кому-то, стремиться установить контакты, выставлять себя на показ, выражать позитивные эмоции, привязанность, выступать как жертва агрессивных проявлений другого лица.У женщин, пострадавших от домашнего насилия выражен экстернальный полюс локуса контроля.При неудачах они склонны приписывать ответственность за события другим людям, не склонны брать на себя ответственность за организацию собственной производственной деятельности и за отношения в семье. В некоторой степени считают себя ответственными за характер взаимоотношений, а свои успехи склонны в большей степени объяснять своими достижениями.2.2.2. Результаты диагностики в группе женщин, не подвергавшихся домашнему насилиюС результатами диагностики женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, по опроснику уровня агрессивности можно ознакомится в приложении Г.Судя по результатамуровеньагрессивности и враждебности женщин, не подвергавшихся домашнему насилию,находитсявпределахнормы.Относительная выраженность разных форм агрессивности представлена на рисунке 4.Рис. 4. Относительная выраженность разных форм агрессивности во второй группе женщин.По представленным данным видно, что у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, больше всего выражена косвеннаяагрессия, которая окольнымпутемнаправлена надругоелицои физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица.Реже проявляется вербальная агрессия, негативизм, протестное поведение, раздражениеи подозрительность.Меньше всего у женщин второй группывыраженочувство вины, аутоагрессия и обида. Большинство женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, (55%) имеют нормальный уровень агрессивности. 30% испытуемых имеют низкую агрессивность, что может препятствовать достижению своих целей, развитию упорства, веры в себя, может способствовать развитию тревожности, робости. У 15% женщин обнаружился высокий уровень агрессивности, они агрессивно реагируют на большинство ситуаций. Большинство женщин, не подвергавшихся домашнему насилию (90%), имеют нормальный уровень враждебности. 10% женщин имеют высокую враждебность. По нашему мнению, это связанно с тем, что они не чувствуют себя жертвой насилия.Результаты диагностики показали, что у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию,выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, они существенно преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями (см. приложение Д).Выраженность разных категорий, приписываемых рисунку руки представлены на рисунке 5.Рис. 5. Выраженность разных категорий, приписываемых рисунку руки у женщин второй группы.По представленным данным видно, что у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, при описании руки доминируют категории коммуникации, указания, активной безличности и агрессии. То есть рука у них в основном обращается к кому-то, что-то делает, не стремясь к коммуникации, ведет, направляет, совершает агрессивные действия.Реже представлена эмоциональность, демонстративность, описательные характеристики и пассивная безличность. Меньше всего рука представлена как зависимая и как жертва агрессивных проявлений другого лица.По нашему мнению, это связанно с тем, что жертва неспособна к самостоятельным действиям, она всегда ждёт одобрения других.Среднегрупповые результаты по шкалам методики УСК в стандартных баллах отражены на рисунке 6 (см. приложение Е) Рис. 6. Среднегрупповые результаты по шкалам методики УСК (стандартные баллы) во второй группе испытуемых.По представленным данным видно, что у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, выражена склонность к интернальному полюсу локуса контроля.Интернальный локус контроля выявлен по шкалам в области достижений, в семейных и межличностных отношениях. То есть, женщины свои успехи объясняют своими достижениями, считают себя ответственными за характер взаимоотношений с другими людьми и за отношения в семье.Не выраженный полюс локуса контроля выявлена по шкалам в области неудач, в производственной сфере и сфере здоровья. То есть, при неудачах испытуемые склонны приписывать ответственность за события как себе, так и другим людям или считать их результатом невезения. Онив некоторой степени считают себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности и за свое здоровье, но могут перекладывать ответственность и на других.У большинства женщин, не подвергавшихся домашнему насилию (40%) выражен интернальный локус контроля. Они уверены, что сами управляют своей жизнью, контролирует ее. 35% склонны к экстернальному локусу контроля. Они склонны перекладывать ответственность за жизненные события на внешние условия У 25% испытуемых полюс локуса контроля не выражен четко. По нашему мнению, это выражено в том, что жертве проще всего согласиться с агрессором, чем вступать с ним в спор, а женщинам, которые не встречались в своей жизни с насилием, могут проявить своё собственное мнение и доказать свою невиновность.Таким образом, в группе женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, уровеньагрессивности и враждебности находитсявпределахнормы.Больше всего у них выражена косвенная и физическая агрессия. У испытуемых выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, они склонны обращаться к кому-то, что-то делать, вести, направлять, совершать агрессивные действия.У женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, выражена склонность к интернальному полюсу локуса контроля.Свои успехи они объясняют своими достижениями, считают себя ответственными за характер взаимоотношений с другими людьми и за отношения в семье.При неудачах испытуемые склонны приписывать ответственность за события как себе, так и другим людям или считать их результатом невезения. Онив некоторой степени считают себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности и за свое здоровье, но могут перекладывать ответственность и на других.2.3. Анализ результатов исследованияРезультаты оценки распределений на нормальность представлены в таблице 7.Таблица 7. Результаты оценки распределений на нормальностьШкалы Группа 1Группа 2К-SрК-SрФизическая агрессия0,620,8370,9690,304Вербальная агрессия 0,9760,2970,980,292Косвенная агрессия0,8380,4830,7680,596Негативизм 0,8930,4021,0880,187Раздражение 0,730,6610,980,292Подозрительность0,7810,5750,7910,559Обида 1,060,2110,6820,742Чувство вины0,740,6440,8890,408Индекс агрессивности0,7450,6350,910,379Индекс враждебности0,9690,3051,3190,062Агрессия 0,7470,6320,950,327Указание0,9980,2721,0210,248Страх0,5840,8850,6820,742Эмоциональность0,6760,7510,6350,815Коммуникация0,5320,9390,8170,517Зависимость0,9240,361,2690,08Демонстративность0,7460,6331,0850,19Активная безличность1,0930,1830,5830,885Пассивная безличность0,7750,5851,0290,24Описание0,7640,6030,670,761Индекс агрессивности0,6220,8330,5130,955Интернальность общая0,7780,580,5950,87Интернальность в достижениях0,5990,8660,6380,81Интернальность в неудачах0,3930,9980,4180,995Интернальность в семье0,4980,9650,8750,428Интернальность в работе0,5440,9290,4860,972Интернальность в отношениях0,4380,9910,6250,83Интернальность в здоровье0,6960,7180,7190,679Результаты анализа показали, что все шкалы в обеих группах значимо не отличаются от нормального распределения. Следовательно, для сравнительного анализа можно использовать параметрический метод – t-критерий Стьюдента.Результаты сравнительного анализа проявления агрессии и локус контроля у женщин двух групп представлены в таблице 8.Таблица 8. Результаты сравнительного анализа (t-критерий Стьюдента)Среднее Г1Среднее Г2t-критерийрФизическая агрессия5,36,42,0590,046Вербальная агрессия 7,97,60,4210,676Косвенная агрессия7,06,41,4240,163Негативизм 3,02,62,3980,022Раздражение 5,66,11,2080,234Подозрительность3,85,11,6440,108Обида 5,93,74,2860Чувство вины5,64,32,5730,014Индекс агрессивности18,720,11,0940,281Индекс враждебности9,78,81,750,088Агрессия 2,74,42,1780,036Указание4,65,10,9520,347Страх3,51,72,9490,005Эмоциональность3,73,50,220,827Коммуникация5,85,90,1390,89Зависимость1,41,80,9750,336Демонстративность3,53,90,3750,71Активная безличность3,14,41,3530,184Пассивная безличность3,22,50,9560,345Описание3,03,10,0680,946Индекс агрессивности-9,2-5,41,5550,128Интернальность общая18,933,61,8850,067Интернальность в достижениях6,38,90,9490,348Интернальность в неудачах2,35,81,5680,125Интернальность в семье-2,34,42,7190,01Интернальность в работе7,19,61,2480,22Интернальность в отношениях0,73,61,950,059Интернальность в здоровье2,12,50,4160,68Результаты сравнительного анализа показали некоторые значимые различия в проявлении агрессии и локус контроля у женщин двух групп. Значимые различия отражены на рисунках 7 – 9.Рис. 7. Сравнительные результаты форм агрессии в двух группах.У женщин, пострадавших от домашнего насилия,значительно выше, чем у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, уровень негативизма (р≤0,05), обиды (р≤0,01), чувства вины (р≤0,05), и значительно ниже уровень физической агрессии (р≤0,05). То есть, женщины, пострадавшие от домашнего насилия, чаще проявляют оппозиционную манеру в поведении, испытывают зависть и ненависть к окружающим, испытывают чувство вины, угрызения совести, но редко используют физическую силу против других.По нашему мнению, это следствие обстоятельств, которые перенесли жертвы. Они склонны к тому, чтобы вставать на защиту агрессора и защищать его в своих же целях, а за возникающие агрессивные чувства они чувствуют вину и пытаются их подавить.Рис. 8. Сравнительные результаты показателей агрессии по Тесту руки в двух группах.У женщин, пострадавших от домашнего насилия, значительно выше, чем у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, показатели страха (р≤0,01), и значительно ниже показатели агрессии (р≤0,05). То есть, женщины, пострадавшие от домашнего насилия, чаще чувствуют себя жертвой агрессивных проявлений другого лица, чаще стремятся оградить кого-либо от физических воздействийи реже проявляют доминирование, агрессивные действия.У женщин, пострадавших от домашнего насилия, значительно ниже, чем у женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, уровень интернальности в семейных отношениях (р≤0,05). То есть, женщины, пострадавшие от домашнего насилия,считают, что не они сами, а их партнеры являются причинами значимых ситуаций, возникающих в семье и склонны уходить от ответственности в семейных отношениях.Данные результаты возможны, так как агрессор берёт контроль над своей жертвой и внушает ей, что она виновата в том, что он применяет к ней различные формы агрессии. В свою очередь жертва снимает с себя ответственность за отношения и подчиняется агрессору.Рис. 9. Сравнительные результаты показателей интернальности в двух группах.Таким образом, особенностями проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия, являются:- оппозиционная, протестная манера в поведении, обидчивость, зависть, ненависть к окружающим;- повышенное чувство вины, угрызения совести;- не умение проявлять физическую силу против других;- ощущение себя жертвой агрессивных проявлений другого лица;- отсутствие стремления к доминированию, агрессивным действиям;- склонность уходить от ответственности в семейных отношениях и считать партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Выводы по главе 21. В группе женщин, пострадавших от домашнего насилия, средний уровеньагрессивности и враждебности. Больше всего у них выражена косвеннаяагрессия,негативизм, протестное поведение, обида и чувство вины. В целом у них выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, чаще всего они склонны обращаться к кому-то, стремиться установить контакты, выставлять себя на показ, выражать позитивные эмоции, привязанность, выступать как жертва агрессивных проявлений другого лица.У женщин, пострадавших от домашнего насилия выражен экстернальный полюс локуса контроля.При неудачах они склонны приписывать ответственность за события другим людям, не склонны брать на себя ответственность за организацию собственной производственной деятельности и за отношения в семье. В некоторой степени считают себя ответственными за характер взаимоотношений, а свои успехи склонны в большей степени объяснять своими достижениями.2. В группе женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, уровеньагрессивности и враждебности находитсявпределахнормы.Больше всего у них выражена косвенная и физическая агрессия. У испытуемых выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, они склонны обращаться к кому-то, что-то делать, вести, направлять, совершать агрессивные действия.У женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, выражена склонность к интернальному полюсу локуса контроля.Свои успехи они объясняют своими достижениями, считают себя ответственными за характер взаимоотношений с другими людьми и за отношения в семье.При неудачах испытуемые склонны приписывать ответственность за события как себе, так и другим людям или считать их результатом невезения. Онив некоторой степени считают себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности и за свое здоровье, но могут перекладывать ответственность и на других.3. Результаты сравнительного анализа показали, что женщины, пострадавшие от домашнего насилия чаще проявляют оппозиционную манеру в поведении, испытывают зависть и ненависть к окружающим, испытывают чувство вины, угрызения совести, но редко используют физическую силу против других. Они чаще чувствуют себя жертвой агрессивных проявлений другого лица, чаще стремятся оградить кого-либо от физических воздействийи реже проявляют доминирование, агрессивные действия, считают, что не они сами, а их партнеры являются причинами значимых ситуаций, возникающих в семье и склонны уходить от ответственности в семейных отношениях.4. Особенностями проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия, являются: оппозиционная, протестная манера в поведении, обидчивость, зависть, ненависть к окружающим;повышенное чувство вины, угрызения совести;не умение проявлять физическую силу против других; ощущение себя жертвой агрессивных проявлений другого лица; отсутствие стремления к доминированию, агрессивным действиям; склонность уходить от ответственности в семейных отношениях и считать партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. ЗаключениеЦельюданной работы являлосьвыявление особенностей проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтоагрессия –это мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, и приносит ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт – отрицательные переживания, состояние подавленности, страха, напряженности. Важным компонентом агрессии является ее преднамеренный характер. Переживаемые эмоции гнева нередко становятся причиной неконтролируемого проявления агрессии. Агрессивность – свойство личности, ее склонность проявлять агрессию в форме определенных внутренних и внешних действий, а также воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Концепция локуса контроля касается противопоставления внутренних и внешних причин, обусловливающих контролирование субъектом результатов действия. Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. Домашнее насилие – это повторяющиеся во времени случаи различных видов насилия между близкими. Насилие в семье – это цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления своих родственников с целью завоевания власти и контроля над ними. В настоящее время существует четыре основных типа насилия в отношении женщин: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое. Последствия насилия для психики женщины критичны и непоправимы. Кризисное состояние, вызванное актом насилия, нарушает последующую жизнь жертвы и справится с ним самостоятельно женщина не в силах.Результаты эмпирического исследования показали, что в группе женщин, пострадавших от домашнего насилия, средний уровеньагрессивности и враждебности. Больше всего у них выражена косвеннаяагрессия,негативизм, протестное поведение, обида и чувство вины. В целом у них выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, чаще всего они склонны обращаться к кому-то, стремиться установить контакты, выставлять себя на показ, выражать позитивные эмоции, привязанность, выступать как жертва агрессивных проявлений другого лица.У женщин, пострадавших от домашнего насилия выражен экстернальный полюс локуса контроля.При неудачах они склонны приписывать ответственность за события другим людям, не склонны брать на себя ответственность за организацию собственной производственной деятельности и за отношения в семье. В некоторой степени считают себя ответственными за характер взаимоотношений, а свои успехи склонны в большей степени объяснять своими достижениями.В группе женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, уровеньагрессивности и враждебности находитсявпределахнормы.Больше всего у них выражена косвенная и физическая агрессия. У испытуемых выражены установки на социальное сотрудничество и зависимость, они склонны обращаться к кому-то, что-то делать, вести, направлять, совершать агрессивные действия.У женщин, не подвергавшихся домашнему насилию, выражена склонность к интернальному полюсу локуса контроля.Свои успехи они объясняют своими достижениями, считают себя ответственными за характер взаимоотношений с другими людьми и за отношения в семье.При неудачах испытуемые склонны приписывать ответственность за события как себе, так и другим людям или считать их результатом невезения. Онив некоторой степени считают себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности и за свое здоровье, но могут перекладывать ответственность и на других.Результаты сравнительного анализа показали, что женщины, пострадавшие от домашнего насилия, чаще проявляют оппозиционную манеру в поведении, испытывают зависть и ненависть к окружающим, испытывают чувство вины, угрызения совести, но редко используют физическую силу против других. Они чаще чувствуют себя жертвой агрессивных проявлений другого лица, чаще стремятся оградить кого-либо от физических воздействийи реже проявляют доминирование, агрессивные действия, считают, что не они сами, а их партнеры являются причинами значимых ситуаций, возникающих в семье и склонны уходить от ответственности в семейных отношениях.Таким образомгипотеза исследования подтвердилась: особенности проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия, и не подвергавшихся домашнему насилию, значительно отличаются.Особенностями проявления агрессии и локуса контроля у женщин, пострадавших от домашнего насилия, являются: оппозиционная, протестная манера в поведении, обидчивость, зависть, ненависть к окружающим;повышенное чувство вины, угрызения совести;не умение проявлять физическую силу против других; ощущение себя жертвой агрессивных проявлений другого лица; отсутствие стремления к доминированию, агрессивным действиям; склонность уходить от ответственности в семейных отношениях и считать партнера причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Список литературыАбабков, В.А. Насилие, его характеристики и причины в семьях лиц с алкогольной и наркотической зависимостью: обзор литературы / В.А. Абабков, Т.А. Караваева, В.А. Моженкова // Петербургский психологический журнал. – 2014. – № 8. – С. 1-25.Абакумова, И.В. Психологические особенности женщин, подвергавшихся насилию со стороны наркозависимого супруга / И.В. Абакумова, Н.Н. Бессонова, А.С. Коленова // Мир науки. – 2017. – Том 5, №6. – С. 2 – 14.Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 126 с.Аммон, Г. Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии / Г. Аммон. – Л., 1990. – 298 с.Арчер, Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230.Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.Бубнова, С.С. Теории каузальной атрибуции в зарубежной психологии / С.С. Бубнова // Человек и мир. – 2019. – Том 3, № 1(6). – С. 77 – 95.Бурова, С.Н. Домашнее насилие в отношении женщин и их жизненные стратегии / С.Н. Бурова, О.А. Янчук // Социология. — 2010. — № 4. — С.99-116.Бэнкрофт, Л. Мужья-тираны. Как остановить мужскую жестокость / Л. Бэнкрофт; пер. Ю.В.Рябина. – М.: «Эскимо», 2012. – 460 с. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2007. – 800с.Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева / Современная психология мотивации / Под ред. 2. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47 – 102.Горностай, П.П. Измерение локуса ролевого конфликта/ П.П. Горностай // Психологическая диагностика. – 2004. – № 3. – С.88-95.Горшкова, И.Д. Насилие над женами в современных российских семьях / И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина – М.: МАКС Пресс, 2003. – 214 с.Гулевич, О.А. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки / О.А. Гулевич, И.К. Безменова. – М.: РПО, 1998. – 112с.Емельянова, Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 212 с. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с.Игнатова, Е.С. Абьюзинг и газлайтинг в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной / Е.С. Игнатова, Е.Д. Разводова // Молодежь в науке: Международный молодежный сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Аргумент, 2018. - С. 228 - 232.Каширский, Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Журнал практического психолога. – 2000. – №10 – С. 162-183.Кисилев, И.Е. Кросс–культурные исследования локуса контроля личности / И.Е. Кисилев, О.В. Чибисова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – 91 с. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии. –2003. –№ 1. – С.61-78.Колесов, С.Г. Локус контроля над поведением людей / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2012. –№ 6. 276–278 с.Коннор, ДФ. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение / Д.Ф. Коннор. – СПб.: Еврознак, 2005. – 288 с. Копытин, А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2014. – 208 с.Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб:, Питер, 2003. – 336 с.Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц / перевод с немецкого. – М.:, Издательская группа "Прогресс", 1994. – 272 с.Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. МалкинаПых. – М.: Эксмо, 2004. – 795 с.Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. – М.: Педагогика, 1979. – 113 с.Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.Можгинский, Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б. Можгинский // Юрид. психология. – 2009. – №1. – С. 8-12.Муздыбаев, К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2–е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 248с.Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. – 376 с.Насилие на почве культурных традиций [Электронный ресурс] // http://anna-center.ru/index.php/ru/2017-07-14-12-49-21/nasilie-na-pochve-traditsij.Огородова, Т.В. Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов / Т.В. Огородова, В.Б. Токарева // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – С. 65-67.Особенности работы с пострадавшими от насильственных преступлений в семье. Практическое пособие для сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека. – Екатеринбург, 2018. 49с.Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Г. Осухова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение личности в ситуациях отсроченных последствий кризиса / Н.Г. Осухова // Развитие личности. – 2013. – №1. – С. 74-98.Пилецкий, С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.Платонова,Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский . - Спб . : ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 416 с.Роттер, Дж. Теории социального научения / Дж. Роттер. – М.: Наука, 2002 – 280с. Селигман, М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. – М.: Альпина Паблишер, 2013.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 96с.Социально-психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия: учебно-методическое пособие / Синельников А., Е.А. Ипполитова, О.А. Казанцева, Т.А. Гуж. – Барнаул, 2012. – 50 с.Фаррелл, А.Д. Влияние наблюдения за насилием на кривые роста проблемного поведения среди ранних подростков в городских и сельских условиях / А.Д. Фаррел, Т.Н. Салливан // Журнал общественной психологии. –2004. – №32 (5). – С. 505–525. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд / пер с англ. – М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. / перевод П. С. Гуревич. – М.: Аст, Хранитель, 2007. – 624с.Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.Хасина, А. Женщины, домашнее насилие, стресс / А. Хасина // Насилие и социальные изменения. – 2000. – №2. – С.11-15.Этика ненасилия // История этических учений: учеб. для вузов / под ред. А.А. Гусейнова. – М., 2015. – С.861-871.Abramson, L.Y., Seligman, М.Е.Р., & Teasdale, J.D. Learned helplessness in humans Journal of Abnormal psychology. – 1978. – Vol.87. – P. 49-74.Bushman, B. J., & Huesmann, L. R. Aggression. In S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Handbook of Social Psychology. – 2010. – Vol. 2. – Р. 833–863.Buss, A. H. The aggression questionnaire / A.H. Buss, M. Perry, // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – P. 452-459.Dweck, C.S. Motivational Processes Affecting Learning. American Psychologist. – 1986. – vol. 41 (10). – Р. 1040-1048. Huebner, E. S., Ash, C., Laughlin, J. E. Life Experiences, Locus of Control, and School Satisfaction in Adolescence. Social Indicators Research. – 2001. – vol. 55 (2), pp. 167–183. ПРИЛОЖЕНИЕ А№Физическая агрессияВербальная агрессияКосвенная агрессияНегативизмРаздражениеПодозрительностьОбидаЧувство виныИАИВ161064847624112511817363239361053736423946106552552175379283561886695365862113767655365189847845264168983725468161010410733636179115784654818912596445641811134773246513101457846458189152473585511131637644352148177873566620121852857464141019711636548249208129477392710М5,37,97,03,05,63,85,95,618,79,7σ1,62,71,20,91,61,11,11,94,21,6ПРИЛОЖЕНИЕ Б№Агрессия УказаниеСтрахЭмоциональностьКоммуникацияЗависимость ДемонстративностьАктивная безличностьПассивная безличностьОписаниеИндекс агрессивности18534320555323569425123-1633444916081-16451503001092-252420239001-761034602124-1470660120637-180481422570-1192317524221-121027261040233-9111613846335-11124548600621-9130512808220-14146463605532-10150607914003-14165581101945-1172407609005-16184554424241-8192632810107-52036211224244-10М2,74,63,53,75,81,43,53,13,23,0-9,2σ2,21,72,52,93,11,33,13,02,62,25,5ПРИЛОЖЕНИЕ В № ИоИдИнИсИпИмИз114-22-15134522642-78243411319116-23445162010325-16-3-8-83-6-36-23-2-25-4-172712-52890811-1-2-9122295219-1-6168410-3-2-3-11-2-3211241063130512257588-3-11357206-120541432-186109315-36-6-6-18-6-601642164514317-44-11-6-17-1-1211826101186-1519431995604201324154-1М18,96,32,3-2,37,10,72,1σ27,69,26,78,76,35,42,4ПРИЛОЖЕНИЕ Г№Физическая агрессияВербальная агрессия Косвенная агрессияНегативизм Раздражение ПодозрительностьОбида Чувство виныИАИВ161052655322102811736445258371654634129468627453219569737364229668617544219798738446258887736545219929927434187107874696621151155825533158124661672516913398355231771465426436177159355671418816911643443238176672562517818898183472571978328633239206105266532211М6,47,66,42,66,15,13,74,320,18,8σ1,92,61,51,21,31,51,31,33,61,8ПРИЛОЖЕНИЕ Д№Агрессия УказаниеСтрахЭмоциональностьКоммуникацияЗависимость ДемонстративностьАктивная безличностьПассивная безличностьОписаниеИндекс агрессивности16522813430-4268032238356387049107202466111019700-950120210977-365830443123373437324622-108861301355479765030252531026051147311-1511832013010168122321213836-3137236321237-4143614716143-9156522813430-416030912013011-31172639731505-121804057110022-181927261040233-9207612936131-5М4,45,11,73,55,91,83,94,42,53,1-5,4σ2,91,91,32,93,71,33,63,11,62,49,4ПРИЛОЖЕНИЕ Е№ ИоИдИнИсИпИмИз1148-6-1-3-2622878364037521199151024210-309754712481224634104-5120074361414115381554-195191932-267010317109143-41185212213245712144-5-34061316-119-4854142427574515135-1123-4-716401781188017346651303186426141323751938122-11374203616-557-33М33,68,95,84,49,63,62,5σ21,58,47,66,56,74,03,6
1. Абабков, В.А. Насилие, его характеристики и причины в семьях лиц с алкогольной и наркотической зависимостью: обзор литературы / В.А. Абабков, Т.А. Караваева, В.А. Моженкова // Петербургский психологический журнал. – 2014. – № 8. – С. 1-25.
2. Абакумова, И.В. Психологические особенности женщин, подвергавшихся насилию со стороны наркозависимого супруга / И.В. Абакумова, Н.Н. Бессонова, А.С. Коленова // Мир науки. – 2017. – Том 5, №6. – С. 2 – 14.
3. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 126 с.
4. Аммон, Г. Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии / Г. Аммон. – Л., 1990. – 298 с.
5. Арчер, Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб., 2001. - 512 с.
7. Бубнова, С.С. Теории каузальной атрибуции в зарубежной психологии / С.С. Бубнова // Человек и мир. – 2019. – Том 3, № 1(6). – С. 77 – 95.
8. Бурова, С.Н. Домашнее насилие в отношении женщин и их жизненные стратегии / С.Н. Бурова, О.А. Янчук // Социология. — 2010. — № 4. — С.99-116.
9. Бэнкрофт, Л. Мужья-тираны. Как остановить мужскую жестокость / Л. Бэнкрофт; пер. Ю.В.Рябина. – М.: «Эскимо», 2012. – 460 с.
10. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.
11. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2007. – 800с.
12. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева / Современная психология мотивации / Под ред. 2. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47 – 102.
13. Горностай, П.П. Измерение локуса ролевого конфликта/ П.П. Горностай // Психологическая диагностика. – 2004. – № 3. – С.88-95.
14. Горшкова, И.Д. Насилие над женами в современных российских семьях / И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина – М.: МАКС Пресс, 2003. – 214 с.
15. Гулевич, О.А. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки / О.А. Гулевич, И.К. Безменова. – М.: РПО, 1998. – 112с.
16. Емельянова, Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 212 с.
17. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с.
18. Игнатова, Е.С. Абьюзинг и газлайтинг в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной / Е.С. Игнатова, Е.Д. Разводова // Молодежь в науке: Международный молодежный сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Аргумент, 2018. - С. 228 - 232.
19. Каширский, Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Журнал практического психолога. – 2000. – №10 – С. 162-183.
20. Кисилев, И.Е. Кросс–культурные исследования локуса контроля личности / И.Е. Кисилев, О.В. Чибисова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – 91 с.
21. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С. Клецина // Вопросы психологии. –2003. –№ 1. – С.61-78.
22. Колесов, С.Г. Локус контроля над поведением людей / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2012. –№ 6. 276–278 с.
23. Коннор, ДФ. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение / Д.Ф. Коннор. – СПб.: Еврознак, 2005. – 288 с.
24. Копытин, А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2014. – 208 с.
25. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб:, Питер, 2003. – 336 с.
26. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц / перевод с немецкого. – М.:, Издательская группа "Прогресс", 1994. – 272 с.
27. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.
28. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. МалкинаПых. – М.: Эксмо, 2004. – 795 с.
29. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
30. Мартене, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене. – М.: Педагогика, 1979. – 113 с.
31. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
32. Можгинский, Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б. Можгинский // Юрид. психология. – 2009. – №1. – С. 8-12.
33. Муздыбаев, К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2–е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 248с.
34. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. – 376 с.
35. Насилие на почве культурных традиций [Электронный ресурс] // http://anna-center.ru/index.php/ru/2017-07-14-12-49-21/nasilie-na-pochve-traditsij.
36. Огородова, Т.В. Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов / Т.В. Огородова, В.Б. Токарева // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – С. 65-67.
37. Особенности работы с пострадавшими от насильственных преступлений в семье. Практическое пособие для сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека. – Екатеринбург, 2018. 49с.
38. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Г. Осухова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
39. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение личности в ситуациях отсроченных последствий кризиса / Н.Г. Осухова // Развитие личности. – 2013. – №1. – С. 74-98.
40. Пилецкий, С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.
41. Платонова,Н.М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
42. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский . - Спб . : ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 416 с.
43. Роттер, Дж. Теории социального научения / Дж. Роттер. – М.: Наука, 2002 – 280с.
44. Селигман, М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
45. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 96с.
46. Социально-психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия: учебно-методическое пособие / Синельников А., Е.А. Ипполитова, О.А. Казанцева, Т.А. Гуж. – Барнаул, 2012. – 50 с.
47. Фаррелл, А.Д. Влияние наблюдения за насилием на кривые роста проблемного поведения среди ранних подростков в городских и сельских условиях / А.Д. Фаррел, Т.Н. Салливан // Журнал общественной психологии. –2004. – №32 (5). – С. 505–525.
48. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд / пер с англ. – М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.
49. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. / перевод П. С. Гуревич. – М.: Аст, Хранитель, 2007. – 624с.
50. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
51. Хасина, А. Женщины, домашнее насилие, стресс / А. Хасина // Насилие и социальные изменения. – 2000. – №2. – С.11-15.
52. Этика ненасилия // История этических учений: учеб. для вузов / под ред. А.А. Гусейнова. – М., 2015. – С.861-871.
53. Abramson, L.Y., Seligman, М.Е.Р., & Teasdale, J.D. Learned helplessness in humans Journal of Abnormal psychology. – 1978. – Vol.87. – P. 49-74.
54. Bushman, B. J., & Huesmann, L. R. Aggression. In S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Handbook of Social Psychology. – 2010. – Vol. 2. – Р. 833–863.
55. Buss, A. H. The aggression questionnaire / A.H. Buss, M. Perry, // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – P. 452-459.
56. Dweck, C.S. Motivational Processes Affecting Learning. American Psychologist. – 1986. – vol. 41 (10). – Р. 1040-1048.
57. Huebner, E. S., Ash, C., Laughlin, J. E. Life Experiences, Locus of Control, and School Satisfaction in Adolescence. Social Indicators Research. – 2001. – vol. 55 (2), pp. 167–183.