Логопедическая ритмика ,как метод коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 20 20 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 11.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности речи детей со стертой дизартрией 4
2. Цель и задачи логопедической ритмики 9
3. Принципы, методы и средства логопедической ритмики 13
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Словесные:беседа с детьми при введении новых игр и упражнений;объяснение правил игры, требований к движениям;пояснения, которые даются детям по ходу занятия;указания на ошибки, на неточное выполнение движений;различные вопросы к детям;словесные сигналы и команды;использование речевок, стихотворений, скороговорок и других средств.Практические:игровой: игровые упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего;соревновательный: совершенствование уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма [1].Все эти методы в комплексном сочетании способствуют развитию общей моторики детей дошкольного возраста с дизартрией. В качестве средств развития речи и моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией используются следующие виды упражнений:основные движения под музыку и текст – ходьба, бег, прыжки;подвижные игры; игры-хороводы;игры-драматизации с движением, с пением, инсценировки;ритмические упражнения;упражнения на координацию, равновесие;упражнения, формирующие чувство темпа движения;комплексные движения, задействующие движения туловища, рук, ног, головы;массаж мышц [18].В основе всех используемых средств лежит сочетание движения, речи и музыки, что создает условия для речевого и моторного развития детей с дизартрией. Также логоритмика положительно влияет на развитие когнитивных функций – внимания, восприятия, памяти, воображения, способствует развитию слуховых функций, оптико-пространственных представлений, что также влияет на общее моторное развитие детей и точное выполнение движений.Таким образом, к принципам логоритмики относятся общедидактические (принципы систематичности, сознательности, активности, наглядности, доступности, постепенного усложнения) и специфические (принцип развития, всестороннего воздействия, этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики, принцип комплексности). На занятиях по логоритмике используются наглядные (показ образца движения, подражание, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства), словесные (объяснения, рассказ, пояснения, указания, беседы), практические (игры и упражнения) методы. В качестве средств развития речи и моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией используются различные виды упражнений (основные движения под музыку и текст, подвижные игры, ритмические упражнения, упражнения на координацию, равновесие, упражнения, формирующие чувство темпа и другие). Логоритмика благоприятно влияет на речевую и двигательную сферу детей с дизартрией, формирует ловкость, силу мышц, координацию движений, развиваем равновесие. Сочетание движения с музыкой и словом позволяет решать не только коррекционные, но обучающие и развивающие задачи, направленные на развитие восприятия, памяти, мышления, речи.ЗаключениеВ настоящее время проблема дизартрии, вопросы коррекции речевой, познавательной сферы, а также моторики у детей со стертой дизартрией интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования показал, что стертая дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации артикуляционного и дыхательного отделов речи. Помимо нарушений речевой функции, у детей со стертой дизартирей наблюдаются особенности формирования психических процессов, особенно тех, которые тесно связаны с речью и слухом (слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, вербальная память).Логоритмика как средство коррекции речевой системы детей со стертой дизартрией, а также преодоления нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развития познавательных, сенсорных функций у детей с нарушениями речи посредством движений в сочетании со словом и музыкой.В качестве средств развития речи и моторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией используются различные виды упражнений (основные движения под музыку и текст, подвижные игры, ритмические упражнения, упражнения на координацию, равновесие, упражнения, формирующие чувство темпа и другие).Список литературыАнищенкова, Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – Москва : АСТ: Астрель, 2007. – 62 с.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с.Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва : МПГУ, 2016. – 102 с.Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под ред. Г. А. Волковой. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 176 с.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебник / Г. А. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.Воронова, А. Е. Логоритмика для детей 5-7 лет [Текст] : занятия и упражнения / А. Е. Воронова. – Москва : Творческий центр Сфера, 2010. – 143 с.Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Гоголева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 118 с.Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] : пособие для логопедов / В. А. Киселева. – Москва : Школьная Пресса, 2007. – 24 с.Логопедия : методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия [Текст] / авт.-сост. : С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова. – Москва : Владос, 2006. – 303 с.Логопедия [Текст] : учебник / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : Просвещение, 2006. – 654 c.Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Образование, 2004. – 123 с.Нищева, Н. В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики : межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения : 3-7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 126 с.Огородникова, И. В. Использование логоритмики в психолого-логопедическом сопровождении коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях ДОУ [Текст] : учебная программа для логопедических групп дошкольных образовательных учреждений / И. В. Огородникова, Н. В. Коваленко. – Омск : ИРООО, 2012. – 115 с.Панасенко, К. Е. Дизартрия : теоретические и методические основы [Текст] : учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.Приходько, О. Г. Логопедический массаж [Текст] : при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. – Санкт-Петербург : Изд-во КАРО, 2010. – 157 с.Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебно-методическое пособие / В. Ю. Деревянко ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – Москва : РУДН, 2007. – 98 с.Тарасова, О. А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной стуктурой дефекта / О. А. Тарасова, Ю. А. Чернышева. – Москва : Перо, 2021. – 270 с.Тверская, О. Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) [Текст] / О. Н. Тверская, Е. Н. Каменских, В. Н. Беляева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 109 с.Филатова, Ю. О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко ; под редакцией Л. И. Беляковой. – Москва : Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.


Список литературы
1. Анищенкова, Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов /
Е. С. Анищенкова. – Москва : АСТ: Астрель, 2007. – 62 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с.
3. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва : МПГУ, 2016. – 102 с.
4. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] /
Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под ред. Г. А. Волковой. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 176 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
6. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебник /
Г. А. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
7. Воронова, А. Е. Логоритмика для детей 5-7 лет [Текст] : занятия и упражнения / А. Е. Воронова. – Москва : Творческий центр Сфера, 2010. – 143 с.
8. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы [Текст] : методическое пособие / М. Ю. Гоголева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 118 с.
9. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
10. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] : пособие для логопедов / В. А. Киселева. – Москва : Школьная Пресса, 2007. – 24 с.
11. Логопедия : методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия [Текст] / авт.-сост. : С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова. – Москва : Владос, 2006. – 303 с.
12. Логопедия [Текст] : учебник / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : Просвещение, 2006. – 654 c.
13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Образование, 2004. – 123 с.
14. Нищева, Н. В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики : межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения : 3-7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 126 с.
15. Огородникова, И. В. Использование логоритмики в психолого-логопедическом сопровождении коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях ДОУ [Текст] : учебная программа для логопедических групп дошкольных образовательных учреждений / И. В. Огородникова, Н. В. Коваленко. – Омск : ИРООО, 2012. – 115 с.
16. Панасенко, К. Е. Дизартрия : теоретические и методические основы [Текст] : учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
17. Приходько, О. Г. Логопедический массаж [Текст] : при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. – Санкт-Петербург : Изд-во КАРО, 2010. – 157 с.
18. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебно-методическое пособие / В. Ю. Деревянко ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – Москва : РУДН, 2007. – 98 с.
19. Тарасова, О. А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной стуктурой дефекта / О. А. Тарасова, Ю. А. Чернышева. – Москва : Перо, 2021. – 270 с.
20. Тверская, О. Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) [Текст] /
О. Н. Тверская, Е. Н. Каменских, В. Н. Беляева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 109 с.
21. Филатова, Ю. О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко ; под редакцией Л. И. Беляковой. – Москва : Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
22. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

Вопрос-ответ:

Что такое стертая дизартрия?

Стёртая дизартрия - это форма нарушения произношения речи, связанная с поражением определенных областей головного мозга. В результате этого нарушения дети имеют проблемы с формированием звуков, ритма и интенсивности речи.

Какие особенности речи наблюдаются у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдается неравномерность в речевом развитии. Они могут иметь проблемы с произношением звуков, измененной интенсивностью речи, нарушенным ритмом и темпом речи. Также у детей с этим нарушением может быть замедленная речь и слабая артикуляция.

Какую цель имеет логопедическая ритмика?

Целью логопедической ритмики является развитие и коррекция речи у детей со стертой дизартрией. В ходе занятий используются игры и упражнения, направленные на улучшение ритма и интенсивности речи, а также на правильное произношение звуков.

Какие принципы и средства используются в логопедической ритмике?

В логопедической ритмике используются такие принципы, как систематичность и последовательность занятий, игры и упражнения с акцентом на ритмическом движении тела. Как средства используются музыкальные композиции, ритмические стихи, игровые элементы.

Как проводятся занятия логопедической ритмики?

На занятиях логопедической ритмики проводятся словесные беседы с детьми, объясняются правила игр и требования к движениям. В ходе занятия логопед даёт пояснения детям, указывает на ошибки и неточное выполнение движений. Также логопед задает различные вопросы детям для активного участия в процессе обучения и коррекции.

Чем отличается дизартрия от стертой дизартрии?

Дизартрия - это нарушение артикуляции речи, вызванное нарушениями двигательных функций артикуляционного аппарата. Стертая дизартрия - это форма дизартрии, когда нарушения речи уже не столь заметны, но все еще присутствуют.

Какие особенности характерны для речи детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдается нечеткое произношение звуков, они часто заменяют одни звуки на другие или выпускают звуки неполностью. Также может быть замедленный темп речи и затруднение в адекватном использовании интонации.

Какая цель и задачи логопедической ритмики?

Целью логопедической ритмики является коррекция речи детей со стертой дизартрией. Задачи метода включают развитие речевого слуха, артикуляционных навыков и умения правильно управлять дыханием и голосом при произношении звуков и слов.