Особенности изучения темы Электромагнетизм на разных уровнях общего образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физика
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ГЛАВА I. ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ» 5
Вывод по главе I 9
ГЛАВА II. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
2.1 Уровни общего образования 10
2.2 Тема электромагнетизма в дошкольном образовании 11
2.3 Тема электромагнетизма в начальном общем образовании 14
2.4 Тема электромагнетизма в основном общем образовании 19
2.5 Тема электромагнетизма в среднем общем образовании 22
Вывод по главе II 28
Заключение 29
Библиографический список 32

Фрагмент для ознакомления

У детей рассматриваемого уровня общего образования такая вещь как произвольная мотивация становится первой, т.е. можно сказать, что учащиеся начинают руководствоваться целями и намерениями, которые были сознательно поставлены.Если говорит о познавательной деятельности, Л.И. Божович отмечает, что «в познавательной деятельности старшего школьника нет ни одной мыслительной операции, которой не было бы у подростка». Так же, как и подросток, учащиеся старшего звена мыслит понятиями, применяя разного рода мыслительные операции, запоминает все с точки зрения логики, рассуждает, но хотя в данном направлении есть подвижки. Как меняется контент?Если подросток хочет узнать, что представляет собой то или иное явление, то учащиеся старшего звенастараются понять различные точки зрения на поставленный вопрос и таким образом формируют свое собственное мнение. Учащиеся старших класснаходятся в поисках истины и пытаются её установить. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума».Ход анализа, методы доказательства и конкретная информация увлекают учащихся старшего звенаМногим из них нравится, когда учитель ставит их перед выбором между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они охотно, даже радостно вступают в спор и упорно отстаивают свою позицию.В процессе обучения необходимо учитывать возможности старшеклассников, их потребности, стремления, уровень умственного развития. Старший школьник проявляет интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач. Построение процесса познания предмета на основе научного метода познания обеспечивает необходимый переход от пассивного метода обучения к активному, от репродуктивного к творческому.Развитие личности школьника, прежде всего, предполагает развитие его мышления и мировоззрения, в частности, научного мышления и научного мировоззрения.Условием формирования научного мышления и научного мировоззрения студентов при изучении физики является умение структурировать информацию, выделять в ней главные, узловые моменты. Это особенно важно при изучении физической теории, в которой учащиеся должны видеть суть, условия существования, следствия, практические приложения и т. д. Все это возможно при использовании метода научного познания. [11]Как и для учащихся 5-9 классов, у старшеклассников понимание и усвоение темы происходит с помощью лабораторной работы, при помощи лабораторной работы закрепляются не только теоретические, но и практические навыки по изучаемой теме.Но имея ввиду особенностей обучения старшеклассников, то лабораторная работа должна быть сложнее, нежели лабораторная работа у учеников 5-9 классов.Одна из тем, которая посвящена явлениям «Электромагнитной индукции» — это изучение явления электромагнитной индукции.Цель данной работа – это изучение электромагнитной индукции.Для выполнения работы потребуется:- Источник тока;- гальванометр;- железный сердечник;- катушка;- магнит;- магнитная стрелка;- реостат;- ключ;- витки проволоки;- провода соединительные.Первое, что необходимо сделать это собрать установку в соответствии с представленной схемой. (см рисунок 3)Рисунок 3 – Схема соединенияПосле того как будет собрана установка в катушку вставляют сердечник. Замкнуть цепь при этом следя в какую сторону отклоняется стрелка гальванометра. При помощи магнитной стрелки нужно установить расположение магнитных полюсов.Далее во время выполнения лабораторной работы можно будет судить о расположении магнитных полюсов катушки с током по направлению отклонения стрелки гальванометра.После этого отключить от цепи реостат и ключ, замкнуть гальванометр на катушку, не разбирая схемы.После проведения подготовительной работы ввиду сборки и проверки схемы, необходимо провести следующие действия:1) Приставьте сердечник к одному из полюсов магнита и вдвиньте внутрь катушке как показано на схеме. (см. рисунок 4). При этом необходимо следить за отклонением стрелки гальванометра.Рисунок 4 – Работа с сердечник2 Повторить наблюдение, двигая сердечник в обратном направлении и так же повторить действия при смене полюсов магниты.3. Проверить правило Лоренца4. Поставьте другую катушку (или витки проволоки) на первую катушку так, чтобы оси катушек совпали, замкнуть гальванометр на катушку (витки).5. В обе катушки вставить сердечник и подсоединить первую катушку через выключатель и реостат к источнику питания как показано на схеме (см. рисунок 5)Рисунок 5 – Схема с реостатом6. Замыкая и размыкая ключ следить за отклонением стрелки гальванометра.7. Проверить выполнение правила Лоренца.После выполнения данного опыта у учащихся должны будут сформироваться следующие выводы о проведенной работе:Индукционный ток возникает при приближении магнита к катушке. Причем отклонение магнитной стрелки будет зависеть от полюса магнита. При проведении опыта с двумя катушками в первой катушке течет ток I1, во второй катушке течет ток I2, который противоположен I1, из-за этого замедляется рост поля B1.Когда цепь размыкают, то ток в первой катушке становится со направленным току во второй катушке, в этом случает замедляется падение поля B1.Таким образом учащиеся проверяют правило Ленца.[15]Вывод по главе IIВо второй главе исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей изучения электромагнетизма на разных уровнях общего образования.Но прежде всего было дано обоснование какие уровни общего образования выделяются в школах РФ. Получить ответы на данные вопросы помог нам ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", в нем четко и понятно представлено разделение общего образования на уровни.В соответствии с этими уровнями были сформированы подпункты второй главы проводимого исследования. Как стало понятно в последствии изучения темы, особенности заключатся не столько в самой теме «Электромагнетизм», сколько в особенностях учебной деятельности в целом.Во второй главе было уделено особое внимание этому вопросу, так как в соответствии с этими особенностями и строится полноценное изучение такого раздела физики как «Электромагнетизм». В каждом уровне общего образования существуют свои особенности проведения учебной деятельности, именно эти особенности определяют уровень познания и уровень понимания исследуемой темы.ЗаключениеЦелью проводимого исследования было исследование особенностей изучения темы «Электромагнетизма» на разных уровнях общего образования.В рамках этого вопроса в первой главе было описано то, что такое электромагнетизм и почему изучение данной темы в рамках не только уроков физики, но и в рамках изучения окружающего мира, важно в нашей жизни. Электромагнетизм тесно связан с нашей жизнью. Повседневная современная жизнь пронизана электромагнитными явлениями. Но, как и многие разделы физики в данном разделе есть простые темы, которые легко усваиваются и есть темы, которые достаточно тяжело понять без специальных формул и графиков.В общем и целом, начальное знакомство, имеется ввиду полноценное знакомство, с электромагнетизмом происходит в школе. В целом наше исследование как раз-таки и затрагивает тему общего образования, но в соответствии с ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» выделяется 4 уровня общего образования:1) Дошкольное;2) Начальное общее;3) Основное общее;4) Среднее общее.В соответствии с этим разделением были разобраны особенности изучения темы «Электромагнетизм». Но в процессе исследования был сделан вывод о том, что особенности заключатся не столько в самой теме «Электромагнетизм», сколько в особенностях учебной деятельности в целом.В случае дошкольного образования особенностей изучения темы сводится к тому, что преподносить материал по тем «Электромагнетизм» нельзя так в основном у детей дошкольного возраста преобладает игровой процесс нежели учебный и для того чтобы начать изучения электромагнетизма необходимо начать его изучение с более простых тем как магниты. Но все равно голую теорию преподавать нельзя, так как это может наскучить и поэтому теорию подкрепляют игровыми опытами и экспериментами, которые направлены на ознакомление детей с данной темой.В начальном образовании, уже игровая деятельность, которая присуща детям старшего дошкольного возраста, сменяется учебной деятельностью. В этом уровне у учащихся происходит формирование центрального психологического новообразования данного возраста, развитие произвольного внимания школьников. Так же происходит активное развитие памяти. Несмотря на развитие учебной деятельности, знакомить со сложными формулами электромагнетизма все еще нельзя ввиду того, что так же будет неинтересно, но чтобы начать изучение этой темы для учащихся этого уровня рекомендуется проводить эксперименты и опыты, которые более сложные нежели опыты в дошкольном уровне. В качестве опыта или эксперимента может послужить сборка простого электромагнита. В рамках этого опыта учащиеся познакомятся с основами электромагнетизма.Уровень основного общего образования, в нем учащихся восприятие целенаправленно, организованно и системно. Определяющим значением является отношение к наблюдаемому объекту. Внимание произвольное, избирательное, подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. На первый план выходит запоминание понятий, непосредственно связанных с осмыслением, анализом и систематизацией информации. Ввиду данных особенностей представляется возможным проведения болесерьезных занятий с теоретической основой, объясняющей процессы и явления по теме электромагнетизма, но все же для лучшего усвоения следует проводить лабораторные работы, которые направлены на получение новых теоретических знаний, которые будут подкреплены практическими навыками.И последним уровнем является среднее общее образование, в этом уровне учащиеся имеют повышенный интерес к обучению. Это связано с тем, что формируется новая мотивационная структура обучения.Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. В связи с этим представляется возможным подача более обширного теоретического материала, который подкрепляется не только голой теорией, но и соответствующим математическим аппаратом. Но, как и в предыдущих случаях изучение голой теории и сухой математики не будет в полной мере интересно и познавательно без практического подкрепления. Поэтому требуется так же проводить лабораторные и практические работы, которые уже будут отличатся от практических занятий предыдущих уровней.Опираясь на вышесказанное можно сказать, что изучение такого раздела физики как «Электромагнетизм» важно, особенно в наше время, так электромагнитные явления окружают нас по всюду. Но изучение этой темы стоит проводить не только с учетом особенностей самой темы, но с учетом особенностей самой учебной деятельности. Библиографический список1. Уровни образования РФ [Электронный ресурс] URL:https://nic.gov.ru/ru/inrussia/eduinfo/levels (Дата обращения 04.04.2022)2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) – URL: https://duma.consultant.ru/documents/1646176?items=100 (Дата обращения: 03.04.2022) – Текст: электронный.3. Электромагнетизм [Электронный ресурс]URL: https://science.jrank.org/pages/2371/Electromagnetism.html. (Дата обращения: 03.04.2022)4. Почему мы изучаем электромагнетизм ?[Электронный ресурс]URL:http://faculty.ece.illinois.edu/rao/EM/Why_Study_EM.pdf. (Датаобращения: 03.04.2022)5. Why is electromagnetism important [Электронныйресурс] URL:https://lisbdnet.com/why-is-electromagnetism-important-2/#Why_Is_Electromagnetism_Important. (Дата обращения 03.04.2022).6. Проект в подготовительной к школе группе: «Магнетизм и электричество» [Электронный ресурс]URL:https://infourok.ru/proekt-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-magnetizm-i-elektrichestvo-5596366.html. (Дата обращения 05.04.2022)7. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №. 3 (47).8. Методика раннего обучения физике на примере элективного курса «Школа удивительной физики» [Электронный ресурс]URL:http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12551/2/Korshunova2.pdf. (Дата обращения 05.04.2022)9. 6 потрясаюющих экспериментов: электричество, магнетизм и др. [Электронный ресурс]URL:https://sdelaysam-svoimirukami.ru/5296-6-potrjasajuschih-jeksperimentov-jelektrichestvo-magnetizm-i-dr.html. (Дата обращения 05.04.2022)10. Чижов Р.В. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Оптика и электромагнетизм» [Электронный ресурс]URL:http://belgorodkvantorium.ru/wp-content/uploads/2020/09/Оптика_и_электромагнетизм_20-21_гг_2020_09_18_13_44_12_924.pdf. (Дата обращения: 05.04.2022)11. Особенности учебной деятельности старшеклассников [Электронный ресурс]URL:https://vuzlit.com/490482/osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_starsheklassnika. (Дата обращения 06.04.2022).12. Электричество и магнетизм [Электронный ресурс]URL:http://www.lmagic.info/udarnie_illyzii.html (Дата обращения 06.04.2022)13. Опыты с магнитом [Электронный ресурс]URL:https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-magnitom.html. (Дата обращения 06.04.2022)14. Урок физики в 8 классе «Электромагниты». Лабораторная работа «Изучение электромагнитов»URL: https://infourok.ru/urok-fiziki-v-klasse-elektromagniti-laboratornaya-rabota-izuchenie-elektromagnitov-2935895.html (Дата обращения 06.04.2022)15. Лабораторная работа №2. Изучение явления электромагнитной индукции. [Электронный ресурс] URL:https://pomogalka.me/11-klass/fizika/myakishev-buhovcev/zadanie-l-2/. (Дата обращения 06.04.2022).16. Магнит и магнетизм [Электронный ресурс]URL: https://kids.britannica.com/kids/article/Magnet-and-Magnetism/353411. (Дата обращения 08.04.2022)

Библиографический список

1. Уровни образования РФ [Электронный ресурс] URL: https://nic.gov.ru/ru/inrussia/eduinfo/levels (Дата обращения 04.04.2022)
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.12.2012) – URL: https://duma.consultant.ru/documents/1646176?items=100 (Дата обращения: 03.04.2022) – Текст: электронный.
3. Электромагнетизм [Электронный ресурс] URL: https://science.jrank.org/pages/2371/Electromagnetism.html. (Дата обращения: 03.04.2022)
4. Почему мы изучаем электромагнетизм ? [Электронный ресурс] URL: http://faculty.ece.illinois.edu/rao/EM/Why_Study_EM.pdf. (Дата обращения: 03.04.2022)
5. Why is electromagnetism important [Электронный ресурс] URL: https://lisbdnet.com/why-is-electromagnetism-important-2/#Why_Is_Electromagnetism_Important. (Дата обращения 03.04.2022).
6. Проект в подготовительной к школе группе: «Магнетизм и электричество» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/proekt-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-magnetizm-i-elektrichestvo-5596366.html. (Дата обращения 05.04.2022)
7. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №. 3 (47).
8. Методика раннего обучения физике на примере элективного курса «Школа удивительной физики» [Электронный ресурс] URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12551/2/Korshunova2.pdf. (Дата обращения 05.04.2022)
9. 6 потрясаюющих экспериментов: электричество, магнетизм и др. [Электронный ресурс] URL: https://sdelaysam-svoimirukami.ru/5296-6-potrjasajuschih-jeksperimentov-jelektrichestvo-magnetizm-i-dr.html. (Дата обращения 05.04.2022)
10. Чижов Р.В. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Оптика и электромагнетизм» [Электронный ресурс] URL: http://belgorodkvantorium.ru/wp-content/uploads/2020/09/Оптика_и_электромагнетизм_20-21_гг_2020_09_18_13_44_12_924.pdf. (Дата обращения: 05.04.2022)
11. Особенности учебной деятельности старшеклассников [Электронный ресурс] URL: https://vuzlit.com/490482/osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_starsheklassnika. (Дата обращения 06.04.2022).
12. Электричество и магнетизм [Электронный ресурс] URL: http://www.lmagic.info/udarnie_illyzii.html (Дата обращения 06.04.2022)
13. Опыты с магнитом [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-magnitom.html. (Дата обращения 06.04.2022)
14. Урок физики в 8 классе «Электромагниты». Лабораторная работа «Изучение электромагнитов» URL: https://infourok.ru/urok-fiziki-v-klasse-elektromagniti-laboratornaya-rabota-izuchenie-elektromagnitov-2935895.html (Дата обращения 06.04.2022)
15. Лабораторная работа №2. Изучение явления электромагнитной индукции. [Электронный ресурс] URL: https://pomogalka.me/11-klass/fizika/myakishev-buhovcev/zadanie-l-2/. (Дата обращения 06.04.2022).
16. Магнит и магнетизм [Электронный ресурс] URL: https://kids.britannica.com/kids/article/Magnet-and-Magnetism/353411. (Дата обращения 08.04.2022)

Вопрос-ответ:

Какова важность изучения темы электромагнетизма?

Изучение темы электромагнетизма имеет большое значение, так как позволяет понять фундаментальные принципы работы электрических и магнитных полей, которые являются основой для работы современных технологий и устройств.

Какие уровни общего образования включают изучение темы электромагнетизма?

Изучение темы электромагнетизма присутствует на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного и до среднего общего образования.

Как тема электромагнетизма включается в дошкольное образование?

В дошкольном образовании тема электромагнетизма вводится через игровую форму, детям показывают различные магниты и объясняют их свойства. Это помогает детям начать знакомство с основами электромагнетизма.

Как тема электромагнетизма изучается в основном общем образовании?

В основном общем образовании изучение темы электромагнетизма становится более глубоким. Учащиеся изучают электростатику, законы электромагнетизма и применение электромагнетических явлений в технологиях.

Как тема электромагнетизма изучается в среднем общем образовании?

В среднем общем образовании изучение темы электромагнетизма становится более сложным. Учащиеся изучают законы электромагнитной индукции, электромагнитные колебания и волны, а также применение электромагнетизма в различных областях науки и техники.

Почему изучение темы электромагнетизма важно в общем образовании?

Изучение электромагнетизма в общем образовании важно, так как эта тема является основой для понимания многих физических явлений в нашей повседневной жизни. Она помогает объяснить работу электрических устройств, понять принципы работы генераторов и трансформаторов, а также основы радиосвязи и электрической энергетики.

Какие уровни общего образования включают изучение темы электромагнетизма?

Тема электромагнетизма изучается на разных уровнях общего образования, включая дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.

Какие особенности изучения темы электромагнетизма есть в дошкольном образовании?

В дошкольном образовании изучение темы электромагнетизма происходит через игровую деятельность и экспериментирование. Дети знакомятся с магнитами, учатся отличать магнитные и немагнитные материалы, понимают, что магниты притягивают другие магниты и некоторые металлические предметы. Это помогает им осознать основные идеи электромагнетизма уже на ранней стадии образования.

Какие особенности изучения темы электромагнетизма есть в начальном общем образовании?

В начальном общем образовании изучение темы электромагнетизма происходит более систематически. Дети узнают, что электрический ток вызывает магнитное поле и наоборот, магнитное поле может создать электрический ток. Они изучают основные законы электромагнетизма и учатся применять их на практике, решая простые задачи и проводя простые эксперименты.

Какие особенности изучения темы электромагнетизма есть в среднем общем образовании?

В среднем общем образовании изучение темы электромагнетизма становится более глубоким и сложным. Учащиеся узнают о законах электрического тока, электромагнитной индукции, электромагнитных волнах и других фундаментальных концепциях электромагнетизма. Они также проводят более сложные эксперименты и изучают применение электромагнетизма в современных технологиях.

Какова важность изучения темы электромагнетизма?

Изучение темы электромагнетизма имеет большую важность, так как основы электромагнетизма применяются во множестве технологий и наук, таких как электричество, магнетизм, электромагнитные волны, электроника и другие. Понимание электромагнетизма позволяет объяснить различные явления и эффекты, а также применить приобретенные знания на практике.