« Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности».

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 76 76 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 08.06.2022
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование способов формирования рефлексивной деятельности учащихся с целью предупреждения ошибок в процессе обучения алгебре 4
Глава 2. Особенности организации работы с использованием рефлексивной деятельности с целью предупреждения ошибок учащихся в процессе обучения алгебре 21
25
Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента 36
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение 1 55
Приложение 2 57
Приложение 3 60
Приложение 4 66
Приложение 5 71

Фрагмент для ознакомления

Типичными ошибками в работе были следующие: - отсутствие навыка определять причину ошибки;- неумение анализировать ход решения;- арифметические ошибки;- незнание правил, которые используются в ходе решения.СЛАЙД ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТОбучающий этап эксперимента, проходил на базе школы МБОУ «Карбызинская СОШ» с 11.04.22 по 21.05.22 среди учащихся 8 классов.На изначальном этапе обучающего эксперимента, ученикам было предложено выполнить проверочные работы. Во время выполнения работы, было необходимо выполнить следующие действия: ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕОценивание по всем проверочным работам производилось в соответствии с установленными критериями. Выделились следующие признаки сформированности умений, которые оценивались по пятибалльной шкале: владение понятиями (применение теоретических знаний в рамках решения определенной задачи), владение фактами (умение соотнести факты с изучаемым материалом, а также умение установить логическую взаимосвязь между фактами), владение научной проблематикой (формулирование проблемы исходя из конкретной ситуации, умение представить возможные пути решения данной проблемы), владение методами и процедурами.СЛАЙД ТАБЛИЦАЭк -экспериментальный классКк – контрольный классНа рисунке 8 приведены результаты второй проверочной работы (на конец эксперимента), которая была направлена на выявление и сравнение распределения учащихся экспериментальных классов. По уровням сформированности рефлексии поиска. На рисунке указан процент учащихся от общего числа, обладающих рефлексией поиска на том или ином уровне сформированности. Процент учащихся, которые находятся на третьем и четвертом уровне (на конец эксперимента) больше в экспериментальных классах, чем в контрольном. Это позволяет нам сделать вывод о том, что примененная методика положительно влияет на изменение процента распределения учащихся по уровням сформированности рефлексии поиска.СЛАЙД ЕЩЕ ОДНА ТАБЛИЦАВ процессе эксперимента было установлено, что исследовательский прием работы над ошибками, благотворно влияет на развитие рефлексивных умений учащихся. Показателем стало повышение успеваемости 10 учащихся в экспериментальном классе. Также, было выявлено, что рефлексивные умения можно формировать не только при работе со специальной системой задач, но и при использовании различных методик, которые направлены на самоанализ, самооценивание и рефлексию деятельности.СЛАЙД ЗАКЛЮЧЕНИЕЗалогом успешного обучения является осознание приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия – механизм, который помогает достигнуть этих целей.В ходе проведения исследования, были получены следующие результаты и выводы.Была выявлена роль и место рефлексивной деятельности учащихся в работе по предупреждению математических ошибок. Благодаря анализу философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также практики преподавания алгебры в школе.В работе был использован исследовательский прием работы над ошибками. Благодаря данному приему становится возможным формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся на уроках алгебрыСамостоятельная рефлексивная деятельность учащихся способствует не только повышению качества знаний школьников, но и развитию целого ряда показателей логического мышления. Представлены требования к системе задач, которые предупреждают ошибки, появляющиеся у учащихся в ходе решения. Благодаря таким задачам, возможно сформировать рефлексивную деятельность учеников общеобразовательных школ.Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М: Экономика, 1991. - 416с.
2. Богин, В. Г. Современная дидактика: теория – практика / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИНФРА, 1994. - 288 с.
3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблема психологического развития ребенка. М: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
4. Голицын, Г. А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. - С. 54-60.
5. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельно-сти школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. М: Просвещение, 1982. - С. 10-21.
6. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения ма-тематики на основе реализации внутрипредметных связей. ОМСК: ОмИПКРО, 1993. - 323 с.
7. Далингер, В. А., Тарасова, О. А. Рефлексивная деятельность учащихся и особенности ее формирования в процессе обучения алгебре // Философия, вера и духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монография / В.Н. Дубровский, В.В. Попов, Н.Л. Некрасова и др; Под общей ред. Проф. О.И. Ккрикова – Книга 1. – Воронеж: Изд-во ВШУ, 2004. – С. 117-126.
8. Ильясова, А. Б. Развитие мыслительных действий учащихся при формировании понятий на уроках математики в младших классах школы: дис, …канд.пед.наук. М., 1997. - 236 с.
9. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С.С. Кашлев – 2-е изд. – Минск: Университетское. - 95 с.
10. Кашлев, С. С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности: / С.С. Кашлев. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 143 с.
11. Котенко, В. В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: дис. …канд.пед.наук. Омск - 2000. - 166с.
12. Ладенко, И. С., Рефлексия в науке и обучении: сборник научных трудов / под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука. – 1987. – С. 13-19.
13. Лернер, И. Я., Журавлев, И. К., Прогностическая концепция целй и содержания образования М: Изд-во РАО, 1994. - 120 с.
14. Локк, Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: в 2-х т. М:1960. - Т 1. - 532 с.
15. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные ком-плексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. С 13-19.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии в 2 т. М: Педагогика. - Т 1. - 1989. - 488 с.
17. Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследования проблем психологии творчества М. – 1983. - С 154-181.
18. Сластенов, В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя: // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал 2005. - №3. – с. 13-16.
19. Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся: Журнал «Иностранные языки в школе». - №1 – 2005
20. Тарасова, О. А. Опыт применения компьютера в процессе обучения математике // Третий сибирский конгресс по прикладной и ин-дустриальной математике, посвященный памяти С.Л. Соболева (1908-1989): Тезисы докладов, часть V. – Новосибирск: Изд-во Института ма-тематики СО РАН. - 1998. – С. 155.
21. Тарасова, О. А. Использование элементов математической логики в обучении доказательству // Аспирантский сборник НГПУ – 2000 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов). Часть 4 – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – С. 5-12.
22. Тарасова, О. А. Использование элементов математической логики в процессе обучения доказательству геометрических задач // Об-разование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управ-ление в условиях информатизации и гуманизации: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции (16-17 мая 2000 г.). Красноярск: Изд-во РИО КГПУ, 2000. – С. 61-62
23. Тарасова, О. А. Формирование логического мышления в процессе решения задач на доказательство // Аспирантский сборник НГПУ – 2001 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов) / Под. Ред. А.Ж. Жафяров. – Часть 6. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – С. 252-259.
24. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика М., 1993 С. 16-201.
25. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы: // Г.П. Щед-ровицкий, - М.: Академия, 2004. – 395 с.
26. Перемена. Сайт международного журнала о развитии крити-ческого мышления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru (дата обращения 18.03.2022)
27. Графический способ решения уравнений [Электронный ре-сурс] URL: https://foxford.ru/wiki/matematika/graficheskiy-sposob-resheniya-sistem-lineynykh-uravneniy (дата обращения 15.03.2022)
28. Проблемы, типичные ошибки, допускаемые учащимися при решении уравнений и неравенств [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/user/ivanova-antonina-mihaylovna/blog/problemitipichnie-oshibkidopuskaemie-uchaschimisya-pri-reshenii-uravneniy-i-neravenstv-48897.html (дата обращения 17.03.2022)
29. Рефлексия (философия) [Электронный ресурс] Режим досту-па:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) (дата обращения 1.03.2022)
30. Рефлексивные умения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3/39.htm (дата обращения 1.03.2022)
31. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studentlibrary.ru (дата обращения 15.03.2022)
32. Рефлексивная культура педагога, как субъекта педагогиче-ской деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения 15.03.2022)

Вопрос-ответ:

Какие типичные ошибки учащихся могут возникать в процессе обучения алгебре?

Типичные ошибки учащихся в процессе обучения алгебре могут включать неправильное решение уравнений, неправильный подход к алгебраическим операциям, неправильное использование формул и правил, а также неправильное понимание алгебраических концепций.

Что такое рефлексивная деятельность и как она может помочь предупредить ошибки учащихся в алгебре?

Рефлексивная деятельность - это способность учащегося критически оценивать свои действия, анализировать свои ошибки и искать способы их устранения. Путем формирования рефлексивной деятельности учащиеся могут находить свои ошибки и изучать их, что поможет им избегать их повторения в будущем.

Какие способы формирования рефлексивной деятельности могут быть использованы при обучении алгебре?

Способы формирования рефлексивной деятельности при обучении алгебре могут включать самооценку учащихся, анализ ошибок, обсуждение правильных и неправильных решений, использование рефлексивных дневников и взаимодействие с педагогом и другими учащимися.

Какие особенности организации работы с использованием рефлексивной деятельности помогут предупредить ошибки учащихся в алгебре?

Организация работы с использованием рефлексивной деятельности должна включать задания, которые позволяют учащимся анализировать свои действия, решать проблемные задачи и делиться своим опытом. Также важно создать атмосферу поддержки и сотрудничества, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и обсуждать свои ошибки.

Какие результаты были получены в процессе педагогического эксперимента по организации работы с использованием рефлексивной деятельности при обучении алгебре?

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что использование рефлексивной деятельности способствует улучшению учебных результатов учащихся в алгебре. Учащиеся стали более самостоятельными, развили навыки анализа и самооценки, а также научились избегать типичных ошибок.

Какие ошибки часто допускают учащиеся в процессе обучения алгебре?

Учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неправильным выполнением алгебраических операций, неправильной записью выражений, неправильным решением уравнений и неравенств, а также неправильным использованием алгебраических правил и свойств. Они могут также испытывать затруднения при работе с переменными и формулами, а также при анализе и интерпретации графиков и диаграмм.

Что такое рефлексивная деятельность в обучении алгебре?

Рефлексивная деятельность в обучении алгебре означает способность учащихся рефлексировать, т.е. осмысливать, анализировать и оценивать свою математическую деятельность. Это помогает им отслеживать свои ошибки и недочеты, а также разрабатывать стратегии и методы их преодоления.

Как можно формировать рефлексивную деятельность учащихся?

Для формирования рефлексивной деятельности учащихся можно использовать различные методы и приемы, например, анализ ошибок и недочетов, работу с примерами, сравнение решений, обратную связь с учителем, самооценку и самоконтроль, а также различные письменные и устные формы работы, например, рефлексивные дневники и портфолио.

Какие результаты можно ожидать от использования рефлексивной деятельности в обучении алгебре?

Использование рефлексивной деятельности в обучении алгебре может привести к повышению успеваемости учащихся, улучшению их математической подготовки и навыков, а также к развитию их самостоятельности, уверенности и интереса к математике. Они смогут лучше понимать материал, анализировать свои ошибки и недочеты, а также разрабатывать стратегии и методы их преодоления.

Как организовать работу с использованием рефлексивной деятельности в обучении алгебре?

Для организации работы с использованием рефлексивной деятельности в обучении алгебре можно использовать различные методы и приемы, например, индивидуальную работу и работу в группах, обучение на основе проблемных ситуаций, использование разнообразных материалов и учебных пособий, а также активное использование интерактивных технологий и онлайн ресурсов.