- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение……………………………………………...………………………..3
Глава 1. Система избирательных комиссий………………………………..6
1.1 Становление института избирательных комиссий в Российской Федерации……………………………………………………………………………6
1.2 Виды избирательных комиссий в Российской Федерации…………...10
Глава 2. Полномочия избирательных комиссий в Российской Федерации…………………………………………………………………………..16
2.1 Полномочия и назначения избирательных комиссий, являющихся государственными органами………………………………………………………16
2.2 Полномочия иных избирательных комиссий……………….................21
2.3 Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссий..26
Заключение………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………...28
Фрагмент для ознакомления
Как и любое сложное социальное устройство, это живой организм, в частности, избирательные комиссии взаимодействуют строго по установленным законам о голосовании.2.3 Проблемы реализации правового статуса избирательных комиссийСистема выборных комиссий РФ является механизмом для периодического обновления выборных органов федеральной и региональной власти и местных органов власти на основе общей, прямой, равной, тайной избирательной системы.Законодательно определен лишь правовой статус ЦИК как федерального государственного органа, ИКС как государственного органа субъекта Российской Федерации и ИКМО как муниципального органа.Особую актуальность представляет рассмотрение правового статуса ИКМО, а также ОИК и УИК.Правовой статус ИКМО является одним из самых спорных. Долгое время органы местного самоуправления считались единственными властными структурами, которые могут создаваться в муниципальных образованиях. Законодатель объяснил, что муниципальный орган и орган муниципального самоуправления - не тождественные понятия, но пока нет четкого критерия их разделения, и, тем более, даже понятие «орган муниципального самоуправления» пока не содержит никакого нормативного акта.С.Е. Чаннов и Д.Г. Правдин считюет, что «признаки муниципальных органов, отличающие их от органов местного самоуправления, заключаются, во-первых, в том, что они не входят в систему представительной и исполнительной власти на местном уровне и, во-вторых, в том, что только органы местного самоуправления имеют возможность издавать нормативные акты».Невключение ИКМО в систему органов местного самоуправления продиктовано необходимостью сохранения единства системы избирательных комиссий, ее функциональной обособленности и самостоятельности.Использование категории «муниципальный орган» не лишено практического смысла, однако введение нового термина без пояснения его значения в юридическую практику, на наш взгляд, нецелесообразно, поэтому необходимо законодательно закрепить определение понятия «муниципального органа».По мнению С. А. Авакяна, все остальные избирательные комиссии можно назвать просто общественными объединениями. Строго говоря, концепция корпораций публичного права (корпораций публичного права) очень подходила бы для избирательных комиссий.М. В. Баглай считает, что особенность правового положения, порядка формирования и деятельности избирательных комиссий позволяют квалифицировать их как государственно-публичные органы особого типа со строго определенными узкоспециализированными компетенциями.В Научно-практическом комментарии к Федеральному закону «Об основных гарантиях..» указано, что ЦИК, УИК, ТИК являются государственными органами, ИКМО - муниципальными органами, а иные избирательные комиссии - государственными органами, уполномоченными осуществлять государственные или местные меры (муниципальные) задачи.Отнесение ОИК и УИК к общественным объединениям или корпорациям, на наш взгляд, весьма спорно из-за выполняемых ими функций и процесса учреждения. Придание средним и нижестоящим избирательным комиссиям статуса общественных объединений (органов) нарушает целостность системы избирательных комиссий и не соответствует законодательному определению общественного объединения.Избирательные комиссии являются важными субъектами избирательного права. Его правосубъектность характеризуется как государственный или муниципальный орган с особым статусом. Неопределенность избирательных комиссий в системе разделения властей связана с приданием им статуса государственного органа. В этом смысле необходимо изменить роль избирательных комиссий, реформировать их. Закрепление статуса государственного органа не означает отсутствие полномочий, оно носит общий характер и конкретизирует возложенные на него полномочия.Актуальна проблема избирательного законодательства. В ней произошли изменения, сформировалась большая и разнообразная система законов об избирательных комиссиях. В таком случае член комиссии с правом голоса с правом совещательного голоса не вправе выдавать и подписывать карточки для голосования, участвовать в их подсчете, а также составлять протоколы об итогах голосования и об административных правонарушениях на выборах. Благодаря исполнительно-распорядительной компетенции возможно расширение полномочий избирательных комиссий. Необходимо наделить Центральную избирательную комиссию правовым контролем за правовыми актами, связанными с выборами.В заключение отметим, что избирательные комиссии имеют возможность участвовать в избирательных правоотношениях, а также поддерживать контакты с государственными органами. Напоследок добавим, что вышестоящие и нижестоящие избирательные комиссии будут развиваться на основе методов государственного управления.Таким образом, все избирательные комиссии имеют признаки государственных (муниципальных) органов и поэтому юридически должны иметь статус государственных (муниципальных) избирательных органов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения темы можно сделать следующие выводы. Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации является важнейшим организационным механизмом, гарантирующим периодическое демократическое обновление выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Залогом беспристрастности избирательных комиссий является сформулированное федеральным законодателем общее для всей системы комиссий правило о назначении не менее половины состава членов избирательной комиссии с правом решающего голоса на основании предложений политических партий, представленных в федеральном, региональном парламентах, представительном органе муниципального образования соответственно уровню формируемой комиссии. Указанный порядок закрепляет тесную связь избирательных комиссий с политическими партиями как одним из основных институтов гражданского общества, призванных опосредовать участие граждан в управлении делами государства, и позволяет учесть результаты участия партий в выборах депутатов соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа муниципального образования. Как отмечает С. А. Авакьян, участие политических партий и других общественных объединений в формировании и деятельности избирательных комиссий подчеркивает их общественные начала, свойственные всем видам избирательных комиссий.Избирательные комиссии, проводящие выборы, представляют собой стройную и гибкую систему, приспособленную к выборам органов власти различного уровня. Как всякая сложная общественная система, система избирательных комиссий представляет собой не просто сумму составляющих ее единиц, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко обозначенных в законах. Система избирательных комиссий давно развивалась, произошли изменения как в видах избирательных комиссий, так и в возложенных на них полномочиях. Несмотря на это, в настоящее время в действующей системе есть недостатки. Законодатель стремился создать мощную структуру, независимую от органов государственной власти, функционирующую на постоянной основе.Многообразие правовых подходов к проектированию систем избирательных комиссий субъектов Российской Федерации отражает универсальность, гибкость, полиморфизм и многофункциональность системы избирательных комиссий, предусмотренных действующим в Российской Федерации федеральным законодателем, демонстрируя несколько возможных вариантов минимизировать систему избирательных органов с учетом сложившихся традиций, наличия человеческих ресурсов, политических особенностей региона развития.Правовой статус избирательных комиссий - это законодательно установленная совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законно установленных полномочий.Статус – это внешний признак избирательной комиссии или системы избирательных комиссий, отражающий взаимодействие избирательных комиссий с другими органами и организациями, хотя внешнее проявление определяется внутренними характеристиками в пределах внешних границ.Комиссия действует на постоянной основе, является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом, Регламентом Избирательной комиссии. Он самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению, и не имеет отношения к решениям политических партий и иных общественных объединений. Срок полномочий комиссии составляет четыре года. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по организации избирательного процесса принимаются большинством голосов от установленного числа комиссий. Протоколы об итогах голосования, результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.Считаем, что уточнение правового статуса избирательных комиссий и штатных членов избирательных комиссий, повышение уровня профессионализма и независимости избирательных комиссий, а также обеспечение равного представительства политических партий в комиссиях являются важными составляющими проведения свободных демократических выборов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 237.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ// Собрание законодательства. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06октября 2003 г. № 131-ФЗ// Собрание законодательства. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.Алексеев И.А. Избирательное право России в схемах. Учебное пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. – 558 c.Белоновский В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве советского периода / В.Н. Белоновский. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 496 c.Вискулова В. В. Гарантии избирательных прав граждан: вопросы теории и практики / В.В. Вискулова. - М.: Издательство МГУ, 2021.– 296 c.Головин А. Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Курс лекций / А.Г. Головин. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 256 c.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. - М.: Юриспруденция, 2019. – 416 c.Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. Избирательное право для всех и его ограничения / Н.М. Коркунов. - М.: Ленанд, 2016. – 104 c.Кубелун А. Н. Защита избирательных прав граждан на муниципальном уровне / А.Н. Кубелун. - М.: РИОР, Инфра-М, 2020. – 146 c.Маркина Е. Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020.– 232 с.Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. – 288 с.Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020.– 264 с.Радько Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. – 322 с.Станкин А.Н. Конституционное право России : учебно-методическое пособие по практическим занятиям / сост. А.Н. Станкин. – Тольятти : ТГУ , 2017. – 102 с. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2019. – 245 с.Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник для СПО / В. Г. Стрекозов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 316 с. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. – 320 с.Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 368 с.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – 624 с.Шпаргалка по конституционному праву России. М.: Окей-книга, Омега-Л, 2019. – 484 с.Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 1. Конституционное правосудие. М.: Ленанд, 2016. – 704 с.Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. – 568 с.Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных заведений) / Под ред. И.А. Умновой, И.А. Алешковой. — М.: РАП, 2019. Яковлева Т.А. Акты Конституционного Суда РФ в системе источников российского права, Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-8. С. 146-148.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
4. Алексеев И.А. Избирательное право России в схемах. Учебное пособие / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. – 558 c.
5. Белоновский В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве советского периода / В.Н. Белоновский. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 496 c.
6. Вискулова В. В. Гарантии избирательных прав граждан: вопросы теории и практики / В.В. Вискулова. - М.: Издательство МГУ, 2021. – 296 c.
7. Головин А. Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Курс лекций / А.Г. Головин. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 256 c.
8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. - М.: Юриспруденция, 2019. – 416 c.
9. Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. Избирательное право для всех и его ограничения / Н.М. Коркунов. - М.: Ленанд, 2016. – 104 c.
10. Кубелун А. Н. Защита избирательных прав граждан на муниципальном уровне / А.Н. Кубелун. - М.: РИОР, Инфра-М, 2020. – 146 c.
11. Маркина Е. Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. – 232 с.
12. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. – 288 с.
13. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – 264 с.
14. Радько Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. – 322 с.
15. Станкин А.Н. Конституционное право России : учебно-методическое пособие по практическим занятиям / сост. А.Н. Станкин. – Тольятти : ТГУ , 2017. – 102 с. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2019. – 245 с.
16. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник для СПО / В. Г. Стрекозов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 316 с.
17. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. – 320 с.
18. Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 368 с.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – 624 с.
20. Шпаргалка по конституционному праву России. М.: Окей-книга, Омега-Л, 2019. – 484 с.
21. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 1. Конституционное правосудие. М.: Ленанд, 2016. – 704 с.
22. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. – 568 с.
23. Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных заведений) / Под ред. И.А. Умновой, И.А. Алешковой. — М.: РАП, 2019.
24. Яковлева Т.А. Акты Конституционного Суда РФ в системе источников российского права, Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-8. С. 146-148.
Вопрос-ответ:
Какова роль избирательных комиссий в Российской Федерации?
Избирательные комиссии в Российской Федерации выполняют важную роль в организации и проведении выборов. Они назначаются для осуществления контроля за соблюдением избирательных правил и обеспечения прозрачности и законности избирательного процесса. Комиссии принимают участие в подготовке и проведении выборов, регистрации кандидатов, учете избирателей, распределении мандатов и других важных процессов. Они также рассматривают жалобы и осуществляют контроль за финансовыми аспектами выборной кампании.
Каковы виды избирательных комиссий в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют различные виды избирательных комиссий. Во-первых, это Центральная избирательная комиссия (ЦИК), которая является высшим избирательным органом страны и занимается организацией и проведением федеральных выборов. Во-вторых, каждый субъект Российской Федерации имеет свою Территориальную избирательную комиссию (ТИК), ответственную за организацию выборов на территории данного субъекта. Также существуют районные и городские избирательные комиссии, которые занимаются организацией выборов на местном уровне.
Какие полномочия имеют избирательные комиссии в Российской Федерации?
Избирательные комиссии в Российской Федерации обладают широкими полномочиями. Они осуществляют регистрацию кандидатов на выборы, контролируют соблюдение избирательной кампании и проводят подсчет голосов. Комиссии также рассматривают жалобы, связанные с нарушениями избирательного процесса, и могут принимать решения о повторном голосовании или отмене результатов выборов в случае нарушений. Они также отвечают за контроль за финансированием выборной кампании и соблюдением требований закона в этой сфере.
Какова система избирательных комиссий в России?
Система избирательных комиссий в России представляет собой организационную и правовую структуру, включающую различные виды комиссий, занимающихся проведением выборов на разных уровнях власти. Она основана на законодательных актах и определяет порядок формирования, назначения и деятельности избирательных комиссий.
Как развивались избирательные комиссии в России?
Институт избирательных комиссий в России начал формироваться в период становления многопартийной демократии в 1990-х годах. Изначально он был ориентирован на проведение выборов на муниципальном уровне. Впоследствии система избирательных комиссий была расширена и включает комиссии на разных уровнях - от федеральных до местных.
Какие виды избирательных комиссий существуют в России?
В России существуют разные виды избирательных комиссий, включая Государственную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований и комиссии представительных органов государственной власти на разных уровнях.
Какие полномочия имеют избирательные комиссии в России?
Избирательные комиссии России обладают определенными полномочиями, включающими проведение выборов, регистрацию кандидатов, контроль за соблюдением избирательного законодательства, установление результатов голосования и решение других вопросов, связанных с организацией и проведением выборов.
Какие назначения имеют избирательные комиссии?
Избирательные комиссии назначаются для проведения выборов на разных уровнях власти. Они отвечают за организацию и проведение выборов, регистрацию кандидатов, контроль за соблюдением избирательного процесса, установление результатов голосования и решение других вопросов, связанных с избирательным процессом.
Каковы виды избирательных комиссий в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие виды избирательных комиссий: центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии. Каждая из них имеет свои особенности и функции.
Какова система избирательных комиссий в Российской Федерации?
Система избирательных комиссий в Российской Федерации включает в себя несколько уровней: центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия контролирует и координирует работу всех остальных комиссий, а субъекты Российской Федерации создают свои собственные комиссии в соответствии с законодательством. Такая система позволяет обеспечить проведение законных и справедливых выборов.