методика организации подвижных игр в доу
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 14.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы организации подвижных игр в ДОУ 4
1.1. Подвижные игры: определение, функции, значение в развитии дошкольников 4
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста при обучении подвижным играм 10
1.3. Организация подвижных игр в дошкольном возрасте 16
Глава 2. Методические основы организации подвижных игр в ДОУ 31
2.1. Направленность подвижных игр, для детей дошкольного возраста 31
2.2. Разработка методики развития физических качеств у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений 35
Заключение 38
Список литературы 39
Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение. Одна из наиболее важных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Иногда руководитель может непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть.
Принимая участие в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приемы, определенные тактические комбинации. Если руководитель замечает, что игра неинтересна участникам, он должен выяснить причину этого: возможно, она очень проста или, наоборот, сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае – сокращать продолжительность игры.
Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает наиболее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать руководителю могут дети, не участвующие в игре. Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помогать друг другу лучше выполнять отдельные приемы, а при встречах с «противником» – не допускать грубостей даже в самые острые моменты состязания. Если выбрана командная игра, надо побуждать каждую команду вести игру наступательно, постоянно согласовывая действия по выполнению поставленной тактической задачи.
В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока. Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам дисциплина может быть нарушена. Например, в том случае, если руководитель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же дополнительно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят, дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее другой) участники более слабой команды начинают протестовать во время игры. Еще хуже, когда по недосмотру руководителя в командах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения. Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Верх изощренности – выйти из этого положения незамеченным. Игроки должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению.
Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.
При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Руководителем также оцениваются знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, использовать знакомые двигательные действия в определенных игровых ситуациях.
Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в процессе игры, которыми воспитатель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности.
Помимо непосредственной оценки выполнения приемов и правил игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр руководитель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся, чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера:
а) оценить общее физическое развитие ребенка;
б) степень развития отдельных физических качеств;
в) способность сочетать в игре эти двигательные качества;
г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей);
д) проявление ребенком инициативы и настойчивости;
е) проявление трусости и нерешительности;
ж) отношение к соперникам по игре;
з) отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);
и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры;
к) общую дисциплинированность, требовательность к себе;
л) отношение к победе, поражению.
В современных детях достаточно развит соревновательный дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал единственным смыслом игры. Во избежание подобных ситуаций руководитель может не награждать команду, которая победила, и не штрафовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать стремление к выигрышу в последующей игре.
Обсуждение игры. При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.
При подобном обсуждении лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем [36].
Глава 2. Методические основы организации подвижных игр в ДОУ
2.1. Направленность подвижных игр, для детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игровая деятельность является одной из главных составляющих для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития. Одним из средств игровой деятельности являются подвижные игры. Каждая игра имеет свою направленность на развитие определенных физических качеств. Разберем подробнее направленность подвижных игр.
Таблица 1
Направленность подвижных игр
Подвижные игры, способствующие развитию быстроты «Быстро возьми» Цель: развивать ловкость, быстроту движений. Описание игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки), которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим. Правила игры. Предметы постепенно убираются. «Передал – садись» Цель: развивать ловкость, быстроту движения. Описание игры: Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей. Подвижные игры, способствующие развитию ловкости «Ловишки на одной ноге» Цель: развивать ловкость, быстроту. Описание игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий «Мяч в обруч» Цель: Совершенствовать броски мячом в вертикальную цель, развивать ловкость. Описание игры: Группа делится на 3-4 команды. У ведущего команды обруч. Он держит обруч перпендикулярно полу и стоит в 2-х метрах от своей команды. Первый в команде бросает мяч, стараясь попасть в обруч. Ведущий должен подставить обруч навстречу мячу. Затем он передает обруч бросившему мяч, а сам становится в конец строя своей команды. Попадание в обруч засчитывается за очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Подвижные игры, способствующие развитию силы «Тяни в круг» Цель: учить детей двигаться по кругу по часовой стрелке и против, крепко держась за руки, по сигналу тянуть соседа в круг осторожно, чтобы тот наступил на снежный ком. Развивать силу, равновесие. Описание игры: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Внутри круга перед каждым играющим лежит снежный ком. По одному сигналу дети идут по кругу влево (вправо). По другому сигналу движение прекращается и каждый старается втянуть своего соседа в круг, чтобы то наступил на снежный ком. При этом руки расцеплять нельзя. Кто не сумеет удержаться и наступит на ком получает штрафное очко. Ребенок, набравший два очка, выбывает из игры. Побеждают те, кто ни одного штрафного очка не получил. Усложнение: ввести бег по кругу. «Мячик кверху» Цель: развивать внимание, силу, ловкость. Описание игры: Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху!” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой!” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий Подвижные игры, способствующие развитию выносливости «Догони свою пару» Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости. Описание игры: 1 вариант: Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями. 2 вариант: Запятнать свою пару мячом. Подвижные игры, способствующие развитию равновесия «Совушка» Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие. Описание игры: 1 вариант: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке. 2 вариант: Выбирается две совы. Принимать интересные позы «Стоп» Цель: учить детей ходить по площадке, выполняя ритмичные шаги в соответствии со словами ведущего, по сигналу «Стоп!» останавливаться, стоять не двигаясь. Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие. Описание игры: 1 вариант: На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят дети. На другом конце площадки очерчивается круг диаметром 23шага – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! стоп!» на эти слова все идут к водящему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет слова команды. Дети продолжают движения с того места где остановились первый раз на слово стоп. Те, кого отослали на исходную линию начинают движение оттуда. Побеждает тот, кто успел встать в круг к водящему он и становится водящим. 2 вариант: Первый, дошедший до водящего раньше слова стоп, дотрагивается до него, все быстро убегают, водящий старается осалить бегущих до черты.
2.2. Разработка методики развития физических качеств у детей дошкольного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений
Проанализировав научно-методическую литературу, отобрав некоторые подвижные игры и игровые упражнения, была разработана авторская методика, с помощью которой можно качественно повысить уровень развития физических качеств у детей дошкольного возраста. В данном методе мы использовали такие средства физической культуры, как подвижные игры, игровые упражнения, различные варианты бега, прыжки, метания, гимнастические упражнения, которые, на наш взгляд, наиболее существенно влияют на уровень развития физических качеств (табл. 2).
Таблица 2
Методика развития физических качеств детей дошкольного возраста игровыми средствами
Все специальные упражнения выполняются в дополнение к основной дошкольной программе, заменяя некоторые их виды. Например, изменились беговые упражнения, вместо обычных эстафет были проводятся специально подобранные эстафеты для развития скорости или подвижные игры, направленные на развитие скорости, игры, развивающие скоростно-силовые и координационные навыки.
Разработанная методика применения подвижных игр и игровых упражнений способствует развитию физических качеств старших дошкольников и укреплению их здоровья.
Заключение
В ходе нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:
Развитие физических занимает особое место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дошкольники не имеют шансов достичь высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, им мешает плохая техника движений, а главным образом недостаточно развитые основные двигательные качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В данном аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.
Птодвижные игры – этто втажнтое тсредтствто втсетсттортоннегто втотспиттания детей дтошктольнтогто втозртатстта. Пртавильнто птодтобртанные игры тсптотстобтствуют гтармтоничнтому ртазвитию торгтанизмта дтошктольниктов.
Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой в значительной степени совершенствует, активизирует деятельность дошкольников.
Разработана авторская методика, с помощью которой можно качественно повысить уровень развития физических качеств у дошкольников. В методике используются подвижные игры, игровые упражнения, которые наиболее существенно влияют на уровень развития физических качеств. Метод основан на компонентах воздействия занятия: длительности выполнения упражнения, количестве повторений, интенсивности выполнения упражнения, его продолжительности, интервалах и характере отдыха.
Список литературы
Агтаптовта И.А. Птодвижные игры для дтошктольниктов / И.А. Агтаптовта, М.А. Дтавыдтовта. – М.: АРКТИ, 2018. – 124 тс.
Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2010. – 222 с.
Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – М.: Кронус, 2011. – 247 с.
Вершинин М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №4. – С.28-30.
Н.. педтагтогикта: Учебник / Н.А. Винтогртадтовта, .. Микляевта, Ю.. . – М.: , 2015. – 510 тс.
Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. – Белгород: Бел ИРО, 2017. – 51 с.
.С. Деттсктая . тсточинений 6 ттомтах. 4 / .С. Выгтоттский. – М.: книгта, 2016. – 202 тс.
Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Гуманитар. издат. центр Владос, 2005. – 175 с.
Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Горбачева О.А. Подвижные игры: учебно-методическое пособие / Горбачева О.А. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. – 99 c.
Деттские птодвижные игры / Стотст. В. Гришктов. - Нтовтотсибиртск: Кн. изд-вто, 2016. – 96 тс.
Деттские птодвижные игры нтартодтов СССР / Стотст. А.В. Кенемтан. – М.: Пртотсвещение, 2018. – 239 тс.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
Завьялова Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. Пособие / Т.П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольго возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Изд-во, Советский спорт, 2010. – 464 с.
Левточкинта, Е.А. Сущнтотсть птодвижных игр ктак тсредтствто втотспиттания птолтожительных взтаимтототнтошений тсттарших дтошктольниктов / Е.А. Левочкина. – Режим дтотступта: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-podvizhnyh-igr-kak-sredstvo-vospitaniya-polozhitelnyh-vzaimootnosheniy-starshih-doshkolnikov (дтатта тобртащения 10.04.2022)/
Летсгтафт П. Ф. Семейнтое втотспиттание ребенкта и егто знтачение / Летсгтафт П. Ф. // Либртоктом, 2017. – 284 тс.
Лустина Е.А. Игры и развитие детей / Е.А. Лустина. – М.: Изд-во Дрофа, 2014. – 145 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 2011. – 543с.
Мухинта .C. Деттсктая / В.. . – М.: Пртотсвещение, 2015. – 272 .
Р.С. Птсихтолтогия: / .С. Немтов. – : , 2016. – 718 тс.
Педтагтогикта и птсихтолтогия игры дтошктольникта / Птод ред. А.В. Зтаптортожцта, А.П. Утстовтой. – М.: Пртотсвещение, 2016. – 352 тс.
Пензултаевта Л.И. Птодвижные игры и игртовые упртажнения для детей 3-5 лет / Птотстобие для педтагтогтов дтошктольных учреждений. – М.: Изд-вто «ВЛАДОС», 2015. – 110 тс.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014. – 95 с.
Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М.: АРКТИ, 2009. – 67 с.
Стептаненктовта Э.Я. Птодвижные игры ктак тсредтствто гтармтоничетсктогто ртазвития дтошктольниктов / Э.Я.Стептаненктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 2015. – №12. – тC.24.
Сурьянинтовта Т.А. Фтормиртовтание птолтожительных взтаимтототнтошений детей в игртовтой деятельнтотсти / Т.А. Сурьянинтовта, И.Г. Тктаченкто // Мтолтодтой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 140-147.
Сушктовта И. Фтормиртовтание взтаимтоптомтощи у детей в птодвижнтой игре / И.Сушктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 2014. – №3. – С.10-11.
Ртотсттовцев Н.Н. Игрта – меттод тобучения взтаимтототнтошений. М., 2001. Игрта и ребенток / Птод ред. Н. А. Ветлугинтой. – М.: АСТ, 2017. – 235 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 – М. 2013 г. – 29 с.
Финтогентовта Н.В. Втозмтожнтотсти птодвижных игр в пртоцетстсе тстоцитальнто-личнтотстнтогто ртазвития детей 4-6 лет / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые зтапитски универтситетта им. П.Ф. Летсгтафтта. – 2016. – №8. – С. 98-102.
Яковлев В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с.
31
1. Агтаптовта И.А. Птодвижные игры для дтошктольниктов / И.А. Агтаптовта, М.А. Дтавыдтовта. – М.: АРКТИ, 2018. – 124 тс.
2. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2010. – 222 с.
3. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – М.: Кронус, 2011. – 247 с.
4. Вершинин М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №4. – С.28-30.
5. Виноградова Н.А. Дошкольная педтагтогикта: Учебник длябакалавров / Н.А. Винтогртадтовта, Н.В. Микляевта, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015. – 510 тс.
6. Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
7. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. – Белгород: Бел ИРО, 2017. – 51 с.
8. Выготский Л.С. Деттсктая психология. Собраниетсточинений в 6 ттомтах. Том 4 / Л.С. Выгтоттский. – М.: Говорящая книгта, 2016. – 202 тс.
9. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Гуманитар. издат. центр Владос, 2005. – 175 с.
10. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
11. Горбачева О.А. Подвижные игры: учебно-методическое пособие / Горбачева О.А. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. – 99 c.
12. Деттские птодвижные игры / Стотст. В. Гришктов. - Нтовтотсибиртск: Кн. изд-вто, 2016. – 96 тс.
13. Деттские птодвижные игры нтартодтов СССР / Стотст. А.В. Кенемтан. – М.: Пртотсвещение, 2018. – 239 тс.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
15. Завьялова Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. Пособие / Т.П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
16. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
17. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольго возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
18. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Изд-во, Советский спорт, 2010. – 464 с.
19. Левточкинта, Е.А. Сущнтотсть птодвижных игр ктак тсредтствто втотспиттания птолтожительных взтаимтототнтошений тсттарших дтошктольниктов / Е.А. Левочкина. – Режим дтотступта: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-podvizhnyh-igr-kak-sredstvo-vospitaniya-polozhitelnyh-vzaimootnosheniy-starshih-doshkolnikov (дтатта тобртащения 10.04.2022)/
20. Летсгтафт П. Ф. Семейнтое втотспиттание ребенкта и егто знтачение / Летсгтафт П. Ф. // Либртоктом, 2017. – 284 тс.
21. Лустина Е.А. Игры и развитие детей / Е.А. Лустина. – М.: Изд-во Дрофа, 2014. – 145 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 2011. – 543с.
23. Мухинта В.C. Деттсктая психология / В.С. Мухина. – М.: Пртотсвещение, 2015. – 272 c.
24. Немов Р.С. Птсихтолтогия: учебник / Р.С. Немтов. – Москва: КноРус, 2016. – 718 тс.
25. Педтагтогикта и птсихтолтогия игры дтошктольникта / Птод ред. А.В. Зтаптортожцта, А.П. Утстовтой. – М.: Пртотсвещение, 2016. – 352 тс.
26. Пензултаевта Л.И. Птодвижные игры и игртовые упртажнения для детей 3-5 лет / Птотстобие для педтагтогтов дтошктольных учреждений. – М.: Изд-вто «ВЛАДОС», 2015. – 110 тс.
27. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014. – 95 с.
28. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
29. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М.: АРКТИ, 2009. – 67 с.
30. Стептаненктовта Э.Я. Птодвижные игры ктак тсредтствто гтармтоничетсктогто ртазвития дтошктольниктов / Э.Я.Стептаненктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 2015. – №12. – тC.24.
31. Сурьянинтовта Т.А. Фтормиртовтание птолтожительных взтаимтототнтошений детей в игртовтой деятельнтотсти / Т.А. Сурьянинтовта, И.Г. Тктаченкто // Мтолтодтой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 140-147.
32. Сушктовта И. Фтормиртовтание взтаимтоптомтощи у детей в птодвижнтой игре / И.Сушктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 2014. – №3. – С.10-11.
33. Ртотсттовцев Н.Н. Игрта – меттод тобучения взтаимтототнтошений. М., 2001. Игрта и ребенток / Птод ред. Н. А. Ветлугинтой. – М.: АСТ, 2017. – 235 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 – М. 2013 г. – 29 с.
35. Финтогентовта Н.В. Втозмтожнтотсти птодвижных игр в пртоцетстсе тстоцитальнто-личнтотстнтогто ртазвития детей 4-6 лет / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые зтапитски универтситетта им. П.Ф. Летсгтафтта. – 2016. – №8. – С. 98-102.
36. Яковлев В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с.