Возрастная динамика развития силовых возможностей в детском и подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие силовых способностей 7
1.2. Современные средства и методы формирования силовых способностей 9
16
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Задачи исследования 17
2.2. Методы исследования 17
2.3. Организация исследования 20
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1. Характеристика силовых способностей у детей 7-9 лет 22
3.1.1. Комплекс упражнений для развития силовых способностей у детей 7-9 лет 22
3.1.2. Динамика силовых способностей у детей 7-9 лет 24
3.1. Характеристика силовых способностей у детей 12-14 лет 27
3.1.1. Комплекс упражнений для развития силовых способностей у детей 12-14 лет 27
3.1.2. Динамика силовых способностей у детей 12-14 лет 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Причинами данных результатов можно считать тот факт, что дети 7-9 лет не вошли в сенситивный возраст для развития силовых способностей. Применение специальной программы развития силовых способностей у них не дает статистически значимого эффекта, хотя некоторый прирост силовых способностей отмечается.3.1. Характеристика силовых способностей у детей 12-14 лет3.1.1. Комплекс упражнений для развития силовых способностей у детей 12-14 летВ рамках занятий у испытуемых использовались такие упражнения как:Упражнения с весом предметов. Это могут быть штанги с дисками различного веса, гантели, набивные мячи, гири. Можно предложить занятия с весом партнера.Упражнения с весом собственного тела, а именно:Упражнения, которые предполагают создание мышечного напряжения за счет веса собственного тела. Примером служат подтягивания, отжимания, удержание равновесие в висе, в упоре и др.Упражнения, которые предполагают снижение собственного веса за счет дополнительной опоры.Упражнения, которые используют средства увеличения собственного веса за счет дополнительного отягощения, например за счет инерции и др.Применялась методика разноскоростных силовых нагрузок. Данная методика связана с тем, что при однообразных тренировках эффект от них постепенно затухает. Как следствие, следует менять подходы в рамках каждого последующего цикл.Тренировки были разбиты на 7 циклов.1 цикл. Упражнения с постепенно повышающимся весом отягощения как в отдельном занятии, так и в рамках цикла. Скорость подъема произвольная. Отдых между подходами осуществляется до восстановления без контроля частоты сердечных сокращений. В частности, в 1 подходе используется 50% от нормального веса, во втором – 80%. Третий подход выполняется с весом в 100%. 2 цикл. Необходимо поднимать вес с максимальной скоростью. Опускается вес с произвольной скоростью. Вес постепенно увеличивается с 50% в первом подходе до 80% во втором подходе. В третьем подходе вес увеличивается до 105%. Тренировка начиналась при ЧСС в 50% от максимального после аэробной нагрузки.3 цикл. Применялся метод эксцентрических усилий. При этом применялся вес больше нормативного. Подъем отягощения осуществлялся при содействии помощника, а опускание проводилось тренирующимся самостоятельно и медленно. В первом подходе применялся вес в 50% от нормативного, во втором подходе – в 120%.4 цикл. Применялся метод повторных равномерных усилий. Метод позволяет увеличивать силовую выносливости, устойчивость кардиореспираторной системы. В каждом упражнении первый подход был разминочным с весом в 50% от нормативного, три последующих – рабочими с фиксированным весом в 80% от нормативного.Тренировка начиналась при ЧСС в 60% от максимального после аэробной нагрузки.5 цикл.Применялся повторно-переменный метод. При этом работа с пониженной интенсивностью чередовалась с работой с повышенной интенсивностью. Первый подход выполнялся с 50% веса, второй – четвертый с чередованием 90% и 50% веса. Тренировка начиналась при ЧСС в 50% от максимального после аэробной нагрузки.6 цикл.Применялся метод круговой тренировки с использованием интервального и экстенсивного методов. Упражнения в рамках одного подхода выполнялись последовательно без перерыва на отдых. Вес на протяжении трех подходов составлял 60% от нормы. Тренировка начиналась при ЧСС в 60% от максимального после аэробной нагрузки.7 цикл. В данном случае применялся метод работы до отказа. Вес в первом подходе составлял 50%, во втором – 100%.3.1.2. Динамика силовых способностей у детей 12-14 летРаспределение участников по возрасту представлено в таблице 7.Таблица 7– Распределение участников по возрастуВозрастГруппа Б (12-14 лет)Абс%7 лет8 лет9 лет10 лет11 лет12 лет228,5713 лет345,8614 лет228,57Средний возраст, лет13,00±0,31Как следует из таблицы, в группе принимало участие 7 человек в возрасте 12-14 лет. Средний возраст составил 13,00±0,31 лет.Результаты тестов представлены в таблице8.Таблица 8 – Результаты тестовРезультат до начала экспериментаРезультат после окончания экспериментаГруппа Б (12-14 лет)Кистевая динамометрия, кг23,00±1,4834,14±1,61Подтягивание на перекладине, раз7,71±0,5211,57±0,48Вис на согнутых руках, с35,43±1,0058,14±4,39Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз16,29±0,6125,71±1,06Поднимание туловища из положения лежа, раз26,86±1,3440,14±1,71На рисунке 6 можно видеть динамику показателей по тесту «Кистевая динамометрия, кг».Как следует из таблицы 7 и рисунка6,результат вырос с 23,00±1,48 кг до 34,14±1,61 кг.Рисунок 6– Результаты теста «Кистевая динамометрия, кг»На рисунке 7 можно видеть динамику показателей по тесту «Подтягивание на перекладине, раз».Как следует из таблицы 8 и рисунка 7, результат вырос с 7,71±0,52 раз до 11,57±0,48 раз. Это прирост в 50,0%.Рисунок 7 – Результаты теста «Подтягивание на перекладине, раз»На рисунке 8 можно видеть динамику по тесту «Вис на согнутых руках, с». Как следует из таблицы 8 и рисунка 8, результат вырос с 35,43±1,00 с до 58,14±4,39 с.Рисунок 8 – Результаты теста «Вис на согнутых руках, с»На рисунке 9 можно видеть динамику показателей по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз».Как следует из таблицы 8 и рисунка 9, результат вырос с 16,29±0,61 раз до 25,71±1,06 раз.0Рисунок 9 – Результаты теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз»На рисунке 10 можно видеть динамику показателей по тесту «Поднимание туловища из положения лежа, раз».Как следует из таблицы 8 и рисунка 10, результат вырос с 26,86±1,34 раз до 40,14±1,71 раз.Рисунок 10 – Результаты теста «Поднимание туловища из положения лежа, раз»Темпы прироста показателей представлены в таблице 9.Таблица 9 – Темпы прироста показателей ТестГруппа Б (12-14 лет)Результат Приростдо начала экспериментапосле окончания эксперимента%по формуле БроудиКистевая динамометрия, кг23,00±1,4834,14±1,6148,4539,00Подтягивание на перекладине, раз7,71±0,5211,57±0,4850,0040,00Вис на согнутых руках, с35,43±1,0058,14±4,3964,1148,55Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз16,29±0,6125,71±1,0657,8944,90Поднимание туловища из положения лежа, раз26,86±1,3440,14±1,7149,4739,66Как видно из таблицы 9, прирост по тесту «Кистевая динамометрия, кг» составил 48,45%. По тесту «Подтягивание на перекладине, раз» прирост составил 50,0%. По тесту «Вис на согнутых руках, с» прирост составил 64,11%. По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз» прирост составил 57,89%. По тесту «Поднимание туловища из положения лежа, раз» прирост составил 49,47%.Как видно из таблицы 9, прирост по тесту «Кистевая динамометрия, кг» в группе А составил 39,00. По тесту «Подтягивание на перекладине, раз» прирост составил 40,00. По тесту «Вис на согнутых руках, с» прирост составил 48,55. По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз» прирост составил 44,90. По тесту «Поднимание туловища из положения лежа, раз» прирост составил 39,66.Значимость полученных различий представлена в таблице 10.Таблица 10 – U-критерий Манна-УитниРезультатU-критерий Манна-УитниТестдо начала экспериментапосле окончания экспериментаUкритUэмпрГруппа Б (12-14 лет)Кистевая динамометрия, кг23,00±1,4834,14±1,6160,5p<0,01Подтягивание на перекладине, раз7,71±0,5211,57±0,4861,5p<0,01Вис на согнутых руках, с35,43±1,0058,14±4,3960,0p<0,01Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз16,29±0,6125,71±1,0660,0p<0,01Поднимание туловища из положения лежа, раз26,86±1,3440,14±1,7160,0p<0,01Из таблицы 10следует, что результаты были статистически значимыми.Возраст 12-14 лет является сенситивным в части развития силы. Это связано с тем, что в возрасте 12-14 лет существенно меняются физико-химические свойства мышечного аппарата, что приводит к росту функциональных возможностей мышц. В частности, химический составмышечной ткани (белки, жиры, углеводы), особенности ее строения, способность сокращаться становится схожа с таковой у взрослого человека. Также высокого уровня достигают показатели мышечной возбудимости и лабильности. Это говорит об оптимизации процессы нервной регуляции в организме подростка. Одновременно, мышцы демонстрируют большую эластичность, чем у взрослых. Это позволяет добиваться большего диапазона по степени удлинения, укорачивания мышцы в процессе физической работы. Как следствие, создаются предпосылки для формирования более разнообразных по характеру и амплитуде движений. Отмечается существенный прирост и увеличение силы мышц. Постепенно формируются благоприятные возможности для направленного развития силы мышц.Развитию мышц способствует и развитие кардиореспираторной системы. В частности, отмечается увеличение объема сердца, стабилизация пульса. Система органов дыхания обучающихся приближается к таковой у взрослого человека. Верхние дыхательные пути уже хорошо развиты, структура легочной ткани так же сформирована. Это позволяет эффективнее снабжать мышцы кислородом[15].Иными словами, полученные отличия связаны с тем, что в возрасте 12-14 лет дети достигают такого уровня развития, при котором мышцы готовы к силовым тренировкам. Эту особенность следует принимать во внимание при построении тренировочного процесса в указанных возрастных группах.ЗАКЛЮЧЕНИЕСила – это одно из физических качеств, которое отражает способность мышц к преодолению сопротивления, противостоянию внешнего сопротивления. Можно выделить собственно силу, силовую координацию, скоростно-силовые способности, силовую выносливость, а также взрывную силу. Иными словами, можно рассматривать силу как качество, тесно связанное с другими физическими качествами. Сила может развиваться различными методами, однако более всего применяется комплексный подход, когда, в зависимости от цели конкретного периода тренировочного процесса, меняется и подход к развития силы.Для развития отдельных физических качеств, в том числе и силы, существуют сенситивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятные для получения максимальных результатов.Был составлен комплекс упражнений, в который вошли 7 циклов с различными подходами к силовым тренировкам.Полученные результаты показали, что дети младшего школьного возраста почти не показали прироста силовых способностей, когда как дети в возрасте 12-14 лет показатели значимый прирост силовых способностей. Это связано с тем, что в 12-14 лет наступает сенситивный период для развития силы ввиду достижения организмом достаточного уровня зрелости для этого.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБишаеваА.А. Физическая культура: учебник для учр. нач. и средн. проф. подготовки/ А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – Москва: Издательский центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – Москва: Гардарики, 2007. – 366 с.Кошелев, В.Ф. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / В.Ф. Кошелев, О.Ю.Малоземов, Ю.Г. Бердникова, А.В. Минаев, С.И. Филимонова; Под ред. О.Ю. Малоземова. – Екатеринбург: УГЛТУ, Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.Основы физической подготовки и самостоятельных занятий студентов: учеб.-метод. пособие для студентов всех специальностей / сост. О.В. Хижевский. – Минск: БГТУ, 2013. – 54 с.ПисьменскийИ.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.Ревенко Е.М. Возрастное и индивидуальное в развитии двигательных способностей / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры, 2020. – № 9. – С. 72. Сила и методы ее развития. Учебно-методическая разработка по атлетической гимнастике. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – 20 с.Симонов С.Н. Сенситивные периоды развития двигательных способностей: синергическая трактовка / С.Н. Симонов, В.В. Вакула // Вестник российских университетов. Математика, 2010. – Т. 15. – № 1. – С. 75-77. ТхоревВ.И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2010. – № 1. – С. 40-45.Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.Физические качества. Сила: методические рекомендации / сост. Е.В. Перепелюкова. – Челябинск: изд-во Южно-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2021. – 59 с. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с. Югова, Е.А. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для студ. учрежденийвысш. проф. Образования / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
2. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – Москва: Издательский центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
3. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – Москва: Гардарики, 2007. – 366 с.
5. Кошелев, В.Ф. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / В.Ф. Кошелев, О.Ю.Малоземов, Ю.Г. Бердникова, А.В. Минаев, С.И. Филимонова; Под ред. О.Ю. Малоземова. – Екатеринбург: УГЛТУ, Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.
6. Основы физической подготовки и самостоятельных занятий студентов: учеб.-метод. пособие для студентов всех специальностей / сост. О.В. Хижевский. – Минск: БГТУ, 2013. – 54 с.
7. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.
8. Ревенко Е.М. Возрастное и индивидуальное в развитии двигательных способностей / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры, 2020. – № 9. – С. 72.
9. Сила и методы ее развития. Учебно-методическая разработка по атлетической гимнастике. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – 20 с.
10. Симонов С.Н. Сенситивные периоды развития двигательных способностей: синергическая трактовка / С.Н. Симонов, В.В. Вакула // Вестник российских университетов. Математика, 2010. – Т. 15. – № 1. – С. 75-77.
11. Тхорев В.И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2010. – № 1. – С. 40-45.
12. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.
13. Физические качества. Сила: методические рекомендации / сост. Е.В. Перепелюкова. – Челябинск: изд-во Южно-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2021. – 59 с.
14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.
15. Югова, Е.А. Возрастная анатомия и психофизиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Какие средства и методы используются для формирования силовых способностей в детском и подростковом возрасте?
Средства и методы для формирования силовых способностей включают в себя тренировки с использованием гантелей, гирь, тренажеров, эспандеров, резиновых петель и других специальных приспособлений. Кроме того, активно применяются упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости, а также комплексные тренировки, направленные на улучшение функций опорно-двигательного аппарата.
Какие задачи решаются при исследовании возрастной динамики развития силовых способностей в детском и подростковом возрасте?
Исследование возрастной динамики развития силовых способностей в детском и подростковом возрасте позволяет определить особенности и темпы развития силовых показателей у детей разного возраста. Также процесс исследования помогает выявить факторы, влияющие на развитие силовых способностей, и определить оптимальные параметры и методики тренировок для достижения максимальных результатов.
Какие методы используются для исследования возрастной динамики развития силовых способностей?
Для исследования возрастной динамики развития силовых способностей используются различные методы, включающие в себя антропометрические измерения, функциональные тесты, биомеханический анализ движений, максимальные и подмаксимальные нагрузки, а также компьютерное моделирование и др.
Каким образом организуется процесс исследования возрастной динамики развития силовых способностей?
Процесс исследования возрастной динамики развития силовых способностей организуется путем составления выборок детей разного возраста и проведения специальных тестов и измерений. Участники исследования проходят тренировочные и контрольные сессии, во время которых проводятся измерения силовых показателей. Полученные данные анализируются и обсуждаются с учетом статистической значимости результатов.
Какие средства и методы применяются для формирования силовых способностей у детей и подростков?
Для формирования силовых способностей у детей и подростков применяются различные средства и методы, такие как силовые тренировки с использованием грузов (штанги, гантелей, гирь и др.), выполнение упражнений на тренажерах, использование различных видов силовых упражнений (отжимания, приседания, подтягивания и др.), а также комбинированные тренировки, включающие элементы силовых, скоростных и выносливостных упражнений.
Какие задачи решаются при исследовании возрастной динамики развития силовых возможностей у детей и подростков?
При исследовании возрастной динамики развития силовых возможностей у детей и подростков решаются следующие задачи: определение уровня развития силовых способностей в каждом возрастном периоде, выявление зависимости между возрастом и развитием силовых возможностей, оценка эффективности различных методов и средств формирования силовых способностей в разных возрастных группах.
Какие методы используются для изучения возрастной динамики развития силовых возможностей у детей и подростков?
Для изучения возрастной динамики развития силовых возможностей у детей и подростков используются различные методы, такие как антропометрические измерения (измерение роста, веса, окружности мышц и др.), тестирование на силовые упражнения (отжимания, подтягивания, приседания и др.), анализ данных физиологических исследований (измерение силы мышц, электромиография и др.), анкетирование и наблюдение за физическим развитием и тренировочным процессом.
Как организуется исследование возрастной динамики развития силовых способностей у детей и подростков?
Исследование возрастной динамики развития силовых способностей у детей и подростков организуется путем проведения специальных физических исследований на выборочных группах детей разного возраста. Для этого может быть проведено тестирование на силовые упражнения, антропометрические измерения, физиологические исследования. Исследование может проводиться как в спортивных школах и клубах, так и в обычных школах и детских домах.
Каковы научно-теоретические основы проблемы развития силовых способностей в детском и подростковом возрасте?
Научно-теоретические основы проблемы развития силовых способностей в детском и подростковом возрасте основаны на изучении понятия силовых способностей и современных средств и методов их формирования. Исследования показывают, что развитие силовых способностей важно для общего развития ребенка и подростка, а также для повышения их функциональной активности и спортивных достижений.
Какие задачи, методы и организация исследования проводятся в области развития силовых способностей у детей и подростков?
Задачи исследования включают определение уровня развития силовых способностей, выявление факторов, влияющих на их формирование, и разработку эффективных методов тренировки для достижения максимальных результатов. Методы исследования включают антропометрические измерения, физические тесты и функциональные исследования. Исследование проводится с участием детей и подростков, которые проходят специально разработанную программу тренировок.